Выжившие как работают автошколы в новых тяжелых условиях

Содержание

Ярославские автошколы начинают работать по новым правилам

На прошлой неделе вступили в силу новые требования к работе автошкол и программам профессионального обучения водителей. По Ярославлю сразу поползли слухи, что большая часть школ не выживет при новых условиях и закроется. Что же теперь делать тем, кто хочет сдать экзамены на права?

«С 11 августа автошколы могут готовить водителей только по новым программам, — рассказал инспектор по особым поручениям отдела надзора УГИБДД УМВД России по Ярославской области Андрей Смирнов. — Но чтобы начать деятельность, необходимо согласовать программу профессиональной подготовки водителей с Госавтоинспекцией. Каждая автошкола должна разработать рабочую программу на основе предложенной Минобрнауки типовой программы. Установленный срок для проверки автошкол составляет 1 месяц».

Согласно новым программам в автошколах увеличатся часы, отдаваемые на теоретическое обучение. Кандидаты в водители больше времени будут посвящать изучению медицины, права, а также вместе с психологом освоят, как вести себя в стрессовых ситуациях.

Особое внимание уделяется материально-технической базе автошкол.

«Автошколы должны получить заключение в ГИБДД о соответствии материально-технической базы установленным требованиям, — говорит Андрей Смирнов. — Одним из нововведений является наличие в автошколе прицепа. По желанию обучающегося на категорию «В» (легковые автомобили) часть часов из общего объёма может быть выделено для приобретения навыков управления транспортным средством с прицепом».

Усилились требования к оборудованию автодрома. Площадь участка должна быть 24 сотки с ровным асфальтовым или цементно-бетонным покрытием. На автодроме необходимо организовать перекрёсток, обозначенный знаками, разметкой, а также пешеходный переход.

Требования не подразумевают наличие автоплощадки в собственности каждой автошколы, хотя это скорее минус, так как создаст большие очереди. А построить собственный автодром не под силу практически ни одной ярославской автошколе.

Повезло тем ученикам, кто заключил договор на обучение до 11 августа этого года: им предоставлена возможность проходить обучение по старым программам. Остальным придётся несладко.

«Неизбежно произойдёт повышение цены на обучение, — уверен директор одной из автошкол Ярославля Тимофей Воробьёв. — Это связано с уменьшением количества автошкол и снижением конкуренции, так как не все потянут выполнение новых требований, многим придётся закрыться. А также с увеличением часов и новыми требованиями к материальной базе — они достаточно серьёзные. У большинства автошкол, к примеру, нет прицепа. Некоторые же требования необоснованны. Например, обязательная публикация в Интернете персональных данных автоинструкторов. Не все сотрудники согласятся. Да и зачем это?»

Однако приводить площадки в соответствие с правилами автошколам всё же придётся. Иначе разрешение на работу они не получат.

Тем временем власти уверяют, что новая программа направлена на улучшение качества обучения.

«Поднимется ли качество обучения, покажет время, — уверен активист Ярославского регионального отделения Федерации автовладельцев России Максим Малкин. — Любая коммерческая структура нацелена на зарабатывание денег. Автошколы, которые не смогут позволить себе выполнение требований, начнут искать пути обхода законодательства. Не исключено, что договоры начнут заключать задним числом — до 11 августа».

В настоящее время в регионе работают 113 автошкол. На сегодняшний день среди них нет ни одной, получившей разрешение на работу по новым стандартам.

Инструктор по вождению — друг или враг?

Начну с самого главного. С 2009 года стартует новая система обучения в автошколе. Курсы будут продолжаться 4 месяца, стоимость вырастет в 3 раза. В общем, торопитесь записаться…

Итак, Вы пришли в автошколу. Заплатили деньги. Выбрали дни для занятий по теории. Все отлично и сектретарь в автошколе приветливо выписывает Вам все квитанции. Проходит три недели и вот он долгожданный момент: Вы встречаетесь со своим преподавателем по практике — инструктором. Назначаете первое занятие. Идя на автодром, посматриваете на водителей проезжающих машин. Ничего, мол, и я скоро вольюсь в ваши ряды!

После того, как Вы переступили порог автодрома у Вас есть два пути:

1. Сразу заявить инструктору, что Вы заплатили «бешеные деньги» и он Вам теперь обязан «по гроб жизни».
2. Спокойно занять свое место за рулем и приветливо улыбнуться… самому (-ой) себе в зеркало заднего вида.

Я настойчиво предлагаю Вам пойти по второму пути — это даст Вам возможность расслабиться и получить хоть какие-то навыки. Смена инструктора равносильна начинанию с нуля. Попробуйте наладить контакт с тем, кто Вам достался. Расскажите о своих навыках (по пашне на тракторе, за рулем электрички или в деревне на кобыле). Учтите, на первом занятии Вы должны ознакомиться со всеми кнопочками в машине, научиться трогаться с места и плавно останавливаться. Это все!

Дальнейшие занятия проходят по упражнениям на площадке и выезд в город. Соотношение количества занятий в городе и на площадке должно быть примерно 40/60. Объясняю, в городе ездить проще. Уделите внимание площадке. Там нужна ювелирная точность. В городе надо просто преодолеть страх встречного потока и ужас от «наползающего на тебя сзади КАМАЗа». Дальше — все по правилам дорожного движения.

Если Вы считаете, что инструктор мало уделяет Вам внимания, напомните ему о себе. Как показывает практика, положительные эмоции от Вас привяжут к Вам инструктора лучше всяких настойчивых требований. Кстати, совершенно бессмысленно девушкам одевать короткие юбки и высокие каблуки. Это только помешает Вам учиться, а инструктору уже все равно, как Вы выглядите. Вы у него — 1526-я ученица в короткой юбке.

Обобщая все сказанное: будьте доброжелательны и он ответит Вам тем же. Все гениальное просто. Поверьте, у инструктора страшная работа. Я видела учебные машины, упавшие с эстакады на экзамене в ГИБДД, перевернутые на повороте. Видела учеников, которые, вцепившись мертвой хваткой в руль, вылетают на середину перекрестка, улетают в лес с дороги. А ведь на первых занятиях по вождению каждый инструктор говорит о безопасности, о предельной скорости движения (для учеников — 40 км/ч), о том, что надо внимательно слушать инструктора. Нет, мы хотим в бой! Нас неправильно научили, но мы теперь научимся сами и научим всех вокруг.

Кстати, никто еще пока не запрещал задавать вопросы и получать на них вразумительные ответы. Спрашивайте обо всем, что Вас интересует, в процессе обучения. В автошколах работают опытные ребята, побывавшие в разных ситуациях.

Итак, наш девиз — позитив! Сделайте инструктора своим другом и он с радостью научит Вас всему, что знает сам. Проверено на собственном опыте.

Экстремальное вождение

Курсы экстремального вождения существуют для того, чтобы лучше подготовить водителей к экстремальным ситуациям, которые могут возникнуть на дорогах. Вы приобретете навыки, позволяющие спокойно и правильно реагировать на критические ситуации и выходить из них в любое время года, как на держащем, так и на скользком дорожном покрытии. Что же представляют из себя курсы экстремального вождения и кому они нужны?

Прежде всего следует сказать, что понимается под экстремальным вождением – это ситуации, побуждающие водителей к совершению экстремальных действий, когда автомобиль теряет управляемость и устойчивость, и водителю необходимо предпринять действия, стабилизирующие автомобиль.

Следовательно, отправляясь на курсы экстремального вождения, водители преследуют следующие цели:

  • Желание приобрести уверенность на дороге и снизить вероятность попадания в аварии;
  • Желание изучить физику своего автомобиля, начать понимать вероятность возникновения критических ситуаций, приобрести навыки безопасного вождения, не доводя автомобиль до потери устойчивости и управляемости;
  • Научиться быстрой, надежной и безопасной езде.
  • Получить дозу адреналина во время обучения.

Статистические данные говорят, что стандартные условия дорожного движения позволяют водителям использовать возможности своего автомобиля на 30%. Если водитель начинающий, то на 20%. Водитель-профессионал выжимает из своего авто 50% возможностей, и только гонщики используют потенциал своего авто на 100%, и только при езде по специальным трассам.

Также насчитывается более 20 приемов руления, 26 приемов управления педалью «газа» и более 200 приемов торможения.

Что же изучают на курсах экстремального вождения?

  • Вы освоите технику скоростного руления на тренажере;
  • Научитесь проходить препятствия и проезжать неровности, а если препятствие объехать нельзя, то останавливаться;
  • Пройдете спецкурс по безопасности, научитесь раннему обнаружению и способам ухода от критических ситуаций на дорогах (провокация аварий, подстава);
  • Научитесь уходить от столкновений;
  • Обучитесь приемам и навыкам управления машиной на скользкой поверхности (погашение и вызов заноса);
  • Научитесь стабилизировать автомобиль при заносах и сносах;
  • Научитесь отрабатывать приемы экстренного торможения на скользком дорожном покрытии;
  • Приобретете навыки выполнения поворотов на скользком или заснеженном дорожном покрытии;
  • Научитесь проходить повороты в управляемом заносе и разворачиваться в скольжении;
  • Научитесь «полицейскому» развороту и другим упражнениям.

В школе экстремального вождения для вас создадут реальные экстремальные ситуации на специальном автодроме со скользким покрытием. Вы получите особенные навыки, выполняя упражнения на своем автомобиле в безопасных условиях.

Обычно курс состоит из одного занятия на тренажерах, 2,5 часов теории и 3-х занятий на автодроме продолжительностью по 3-3,5 часа.

Целью курсов экстремального вождения является обучение водителя навыками избегать критических ситуаций, а если их нельзя избежать – выходу их них с минимальными потерями. Нужны ли такие курсы вам – решайте сами. Однако, учитывая плачевную статистику ДТП, в их полезности сомневаться не приходится. Никогда не знаешь, будут ли благосклонны к тебе Боги дорог!

Автор: Виктория Голдина. Дата публикации: 26.04.2020г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Полезное видео

Нюансы экстремального вождения от Василия Грахова.

Учебный курс, раскрывающий приемы и способы управления автомобилем в критических ситуациях

Твердый переплет (2007)

В книге рассмотрены теория и практика ускоренного безопасного управления автомобилем. Книга может быть использована, лицами, готовящимися к сдаче экзаменов …

Мы думаем, что эти уроки будут полезны всем. И тем, кто за рулем не одно десятилетие, и тем, чей водительский стаж пока исчисляется несколькими годами или месяцами. Потому что каждый обязательно найдет тут что-то новое и .

Это должен знать каждый водитель:  Lada на ММАС-2020 стенд глазами посетителей

Твердый переплет (2020)

Эта увлекательная иллюстрированная книга, в которой освещены важнейшие аспекты вождения, станет настоящим настольным справочником для тех, кто недавно за рулем. Но, даже если вы водитель со стажем, поверьте …

Практически все школы водительского мастерства учат вождению в экстремальных режимах, но мало внимания уделяют тому, как грамотно ездить в повседневных условиях. Как проходить скользкие повороты? Как правильно …

Уникальный симулятор грузовика от разработчиков игр UK Truck Simulator и 18 стальных колес

Уникальный симулятор грузовика, посвященный искусству парковки. Различные уровни сложности …

Как проходит обучение в автошколе

Мы уже рассказывали, как выбрать автошколу. В этой статье поговорим о том, как проходит обучение в автошколе. Ответим на популярные вопросы, а также расскажем, какие документы автошкола выдает после окончания учебы.

Как начать учиться на права

Чтобы начать обучение, выберите автошколу, подготовьте пакет документов, принесите все бумаги в школу, напишите заявление и подпишите договор. Вам предложат график работы преподавателей и расписание групп. Выберите самое удобное время и вуаля! Теперь вы ученик автошколы.

Кто и чему учит в автошколе

В автошколе работают педагоги, имеющие опыт вождения. Минимальный водительский стаж педагога – 5 лет. Чтобы рассказывать теоретический курс, педагог должен обладать опытом преподавания или работы в ГИБДД. На занятия также могут приглашать сотрудников дорожной инспекции для разъяснения каких-то моментов, проверки знаний, но не на постоянную работу.

Занятия в автошколе делятся на 2 курса: теоретический и практический. Теория предполагает, что вместе с педагогами автошколы вы изучите:

  • ПДД;
  • меры за нарушения КоАП;
  • правила безопасности во время вождения;
  • первую медицинскую помощь при аварии или травме;
  • общее устройство машины.

После изучения теоретической части вы приступите к практическим занятиям. Сначала это будет автодром. Там вам предстоит научиться чувствовать габариты автомобиля, реакцию руля, педалей газа, тормоза, а также получить первые водительские навыки. Там вы научитесь трогаться с места, поворачивать, парковаться и останавливаться на подъеме.

После автодрома обучение продолжится на городских дорогах с реальными машинами, светофорами, пробками и т. д. На этом этапе вы научитесь анализировать дорожные ситуации и делать прогнозы. Также научитесь чувствовать дорогу и сцепление с ней при разных температурах и видах осадков.

Важно! Не советуем обучаться азам вождения с помощью друзей, знакомых, даже если они опытные водители. Тому есть несколько причин:

  • Согласно ПДД, ваш педагог должен обладать документом на право обучения и в момент поездки с вами иметь его при себе.
  • Машина, на которой вы учитесь ездить, должна быть оборудована вторым комплектом педалей газа и тормоза, а также знаком «У» («учебное транспортное средство»).
  • Не факт, что опытный друг-водитель ездит правильно и уж тем более сможет научить правильно управлять машиной вас.

Потому даже не стоит выбирать между автошколой и «доброжелателями».

Каким бывает график занятий

Обучение составляет в среднем 120-140 часов. 100 из них обычно уходит на теорию. График можно подобрать под свои потребности: учиться утром, днем или вечером в будни, а также в выходные.

Перед тем как начать обучение, здраво оцените наличие свободного времени и денег. Учеба в автошколе и подготовка к сдаче экзаменов отнимут прилично. Так, если будете посещать занятия в автошколе 2 раза в неделю, то обучение займет около полугода. Если 3 раза или чаще – 3-4 месяца.

Как проходят занятия по теории

Теоретические занятия проходят в группах по 10-20 человек. Преподаватель рассказывает о ПДД, просит купить актуальное издание. Также педагог рассказывает о штрафах, которые грозят за те или иные нарушения. На занятиях разбираются конкретные ситуации. Педагог рисует их на доске или просит приобрести книгу с билетами.

Во время теоретических занятий ваша задача – не хвататься сразу за все. Конспектируйте речь преподавателя кратко, но понятно. Выделяйте маркером то, на чем педагог акцентирует внимание. Купите сборник билетов и решайте их дома, закрепляйте уроки в автошколе. Не стоит заучивать ответы – вы должны понимать, из чего состоит машина и как себя вести на дороге.

Длится занятие по теории 1,5-3 часа. Часто теоретический экскурс заканчивается внутришкольным экзаменом: ученики решают 2 билета или проходят виртуальный тест.

Как проходят занятия по практике

Через 3-4 недели после начала теории начинаются практические занятия. Длятся они по 1,5 часа. Нередко инструктор соглашается провести 2 занятия за 1 раз. Сразу отметим, что лучше обучаться практике зимой-осенью, а не летом, чтобы после получения водительских прав первый снег не закончился для вас аварией.

Инструктора выбирает ученик или же педагогам назначаются группы по 5-10 человек, чьи фамилии идут друг за другом по алфавиту. Если инструктор не устраивает по объективным причинам, его можно поменять.

К практическим занятиям приступают во время теоретических, когда базовые знания уже есть и остается отточить навыки. Эксперты не рекомендуют делать перерывов между теорией и практикой, чтобы:

  • не перезаписываться в другую группу;
  • не забыть ПДД и порядок действий в дорожных ситуациях.

Сделать полугодичный перерыв между «теорией» и «практикой» вы можете, но получите от этого только неудобства, включая оплату дополнительных занятий по теоретической части.

Автодром

Во время занятий на автодроме инструктор сначала сам проедет по площадке, покажет, как выполнять маневры. Он научит:

  • ехать «змейкой», объезжая конусы, расставленные в шахматном порядке;
  • разворачиваться в ограниченном пространстве с минимальным количеством поворотов руля;
  • парковаться параллельно дороге между конусами, обозначающими другие машины;
  • трогаться на подъеме так, чтобы не скатиться назад и не заглохнуть;
  • парковаться задним ходом так, чтобы не зацепить границ условного гаража.

Дальше вы просто повторяете действия и оттачиваете навыки, а инструктор сидит рядом. Маневры помогают отточить движения рук, ног и своевременно реагировать на дорожные препятствия, правильно парковать автомобиль, а также 100% контролировать машину и не бояться ее. Часто автодромом служит заброшенная площадка или поляна, а вместо конусов стоят обычные палки. В таких условиях научиться нелегко, но внимательность и координация движений прокачиваются на 100%.

Город

Когда инструктор поймет, что автодром вы щелкаете как семечки, поведет вас в город. Обычно это происходит через месяц.

Занятие также длится 1,5 часа. Ученик садится в машину, пристегивается, включает ближний свет, передачу и трогается. Инструктор сидит рядом и дает команды — ученик выполняет.

Перво-наперво избавляются от привычки бросать педали, а значит, и глохнуть. Также отрабатываются ПДД в духе «кто справа, тот главный», знаки, значения разметки. Часто педагог намеренно дает непростую задачу, чтобы ученик думал или показывал, чему научился на автодроме. Например, просит развернуться в узком пространстве или с заездом во двор, который ниже уровня дороги.

Обычно вождение в городских условиях предполагает 10-15 занятий. Хотя Минобрнауки предусмотрело 56 часов вождения: 28 занятий по 2 часа. Автошколы сокращают количество часов из-за конкуренции, а также рекламных обещаний: чем ниже цена, тем меньше часов.

Практические занятия также обычно заканчиваются внутренним экзаменом на автодроме, а после — в городе. Слушайтесь инструктора: он знает, что делать. Даже если кажется, что придется поступить нелогично или неудобно. Водите спокойно, не совершайте резких маневров и запоминайте ошибки. Будьте осторожны и не теряйте бдительность, когда обретете уверенность в действиях. Самоуверенность «новичков» до добра еще не доводила.

Во многих автошколах практические занятия проходят на определенных автодромах, а также по утвержденным маршрутам. Это делается для того, чтобы ученик хорошо ориентировался и чувствовал себя уверенно во время сдачи экзамена сотруднику ГИБДД.

Можно ли пропускать занятия

Можно. Но то, что пропустите, скорее всего, сгорит, и деньги вам не вернут. Ученики набираются в группы. В договоре четко прописывается, что ученик должен следовать графику. Правда, некоторые автошколы придумывают собственную систему посещения занятий: например, группы выходного дня, которые посещают ученики, пропустившие занятия на неделе.

Помните: пропуская занятия, вы рискуете упустить важную информацию, а также лишиться часов для тренировки водительских навыков.

Какие документы выдают по окончании учебы

После окончания учебы в автошколе при успешной сдаче экзаменов вы получаете свидетельство, подтверждающее ваше обучение. В нем ставится печать организации и подпись руководителя, а также МРЭО. Форму школа придумывает сама или покупает готовые бланки. Кроме свидетельства, автошкола возвращает водительскую карточку и медицинскую справку.

Чтобы закончить автошколу, нужно пройти медосмотр и сдать внутренние экзамены: теорию, автодром и город.

Если по каким-то причинам вы решаете бросить автошколу, прочитайте, что прописано на этот счет в договоре. Автошкола не выдает свидетельства, если экзамены вы не сдавали, и деньги за обучение не возвращает. Но если у вас случился форс-мажор, обучение можно приостановить. Проследите, чтобы условия были также прописаны в договоре.

Так, чтобы медсправка не потеряла своей актуальности, можно приостановить обучение на полгода или чуть больше. Если пропустите больше года, врачей придется проходить заново и брать практические уроки (теорию можете подтянуть самостоятельно). Главное — договоритесь с автошколой, чтобы не потерять деньги и время впустую.

Часто свидетельство об окончании школы выдают после сдачи экзаменов в ГИБДД. То есть школу ученик оканчивает с момента сдачи внутренних экзаменов, а вот бумагу получает только после демонстрации знаний и умений дорожному инспектору. Многие автошколы отдают документ позже, потому что некоторым ученикам требуются дополнительные уроки. Даже после того, как сдан внутренний школьный экзамен.

В ГИБДД, как и в автошколе, сдают теоретическую и практическую части: пишут тесты, выполняют маневры на автодроме и ездят по городским улицам. Часто само присутствие дорожного инспектора в машине заставляет нервничать. Но если вы знаете ПДД и с автомобилем на «ты», точно сдадите экзамен и получите права, пусть не с первого раза.

Как выбрать первый автомобиль после окончания автошколы

Обычно после окончания автошколы новоиспеченные водители приобретают себе б/у автомобиль, чтобы оттачивать на нем все приобретенные навыки. При этом новички часто забывают, что покупка подержанной машины может нести в себе массу опасностей: скрученный пробег, ограничения ГИБДД, залоги, ремонтные работы и другие проблемы.

Сервис «Автокод» за 5 минут расскажет все историю автомобиля: от количества владельцев, пробегов до ДТП и расчета страховых ремонтных работ. Для проверки нужен только госномер транспортного средства.

Чтобы узнать все о техническом состоянии автомобиля, закажите выездную диагностику.

Также мы подготовили целый раздел статей, в которых подробно рассказываем, как купить первый автомобиль и чего стоит опасаться при выборе б/у машины. Обзоры на подержанные модели автомобилей разных годов читайте в нашем блоге. Также мы ведем Youtube-канал, на котором вы найдете много полезных выпусков.

Это должен знать каждый водитель:  Дерзкий тест-драйв Can-Am Maverick X3

Успехов в обучении и удачи в поисках первого автомобиля!

Автошколы Приморья стремительно пустеют

Число граждан, получивших водительские права, сократилось на 22% в 2020 году. В автошколах считают, что основной причиной этого стал экономический кризис: упали продажи автомобилей, за ними — и число желающих получить удостоверения.

Чтобы сохранить клиентов, автошколы снижают цены на курсы на 30-40%, иногда в ущерб качеству обучения. На фоне этого реформа образования водителей, призванная снизить аварийность среди начинающих водителей, снова притормозилась — на этот раз из-за споров между ГИБДД и Минюстом, сообщает «Коммерсант».

Напомним, что в 2020 году в России стартовала масштабная реформа образования водителей, цель которой — снизить количество аварий с участием начинающих автомобилистов. Важный этап реформы начался в августе 2020 года, когда вступили в силу более жесткие требования к автошколам. В результате количество школ за год снизилось, по данным Госавтоинспекции, с 8 тыс. до 6,9 тыс. На качестве обучения это радикально не отразилось: доля сдавших теорию с первого раза выросла в 2020 году с 70% до 75%, «площадку» — с 68% до 73%, «город» — с 48% до 50%.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна ШУТЫЛЕВА говорит, что рынок автошкол просел примерно на 20% из-за экономического кризиса. Многие фирмы вынуждены снизить стоимость водительских курсов: в Москве теперь, к примеру, можно обучиться на права категории B за 25-30 тыс. рублей (вместо 40-45 тыс. рублей до кризиса). В Челябинске, как рассказал «Ъ» глава совета директоров региональных автошкол Андрей НИКОЛАЕВ, цены упали примерно на 40%, в среднем с 30 тыс. до 18 тыс. рублей: «Раньше люди брали небольшой кредит на машину, учились спокойно три месяца, теперь желания тратиться на учебу ни у кого нет». «Мы пока дефицита клиентов не чувствуем и цен не снижали, — возражает гендиректор столичного колледжа №21 Борис БАГДАСАРЯН. — Но конкуренты действительно жалуются на кризис и демпингуют за счет сокращения часов обучения, что совершенно неправильно». Проблему демпинга и, как следствие, снижения качества обучения признают и в Госавтоинспекции.

МНЕНИЕ

Некого садить за руль

Александр НИКОЛАЕВ, генеральный директор НОУ «Автошкола «АНИК», председатель правления Приморской ассоциации автошкол:

— Ситуация на рынке автошкол ничем не отличается от ситуации на любом другом рынке. Покупательская способность падает, люди хотят за меньшую стоимость купить товар или услугу. И, чтобы привлечь своего покупателя, игроки снижают цену. А сделать это можно за счет снижения издержек, уменьшая тем самым содержимое продукта. То есть снижая количество часов. Хотя есть фиксированный программой объем часов теории и вождения, который стоит дороже. Но люди не задумываются об этом, пока не провалят экзамены в ГИБДД.

Не располагает к обучению в автошколе и рост стоимости обслуживания автомобиля: дорожают запчасти, бензин, страховка. А наша услуга очень сильно зависит от общего экономического состояния в стране, ведь получение прав – далеко не первая необходимость большинства людей. Поэтому курсантов, обучающихся в автошколе по принципу «все пошли, и я пойду», сейчас стало значительно меньше. Но более конкретные прогнозы сделать невозможно.

В целом неблагоприятная экономическая ситуация усугубилась тем, что был принят ряд нормативных документов в августе 2020 года, и рынок автошкол пришел в хаотичное состояние. Новые требования значительно усложнили нашу работу, но не повлияли на качество обучения. Например, положение о ликвидировании. В нем говорится о том, что автошкола, ведя лицензионную деятельность, должна получать разрешение в ГИБДД (чего не нужно было делать до августа 2020 года). Причем несмотря на то, что лицензии получают бессрочные, заключение имеет срок действия полгода, год. Вот такой нонсенс. При этом, если автошкола хочет открыть новый класс либо приобрести новый автомобиль, сотрудники ГИБДД будут проверять не конкретную машину или помещение, а всю материально-техническую базу автошколы, всех инструкторов, преподавателей, даже плакаты пересчитают и только потом дадут разрешение на класс или автомобиль. Но как обычно, строгость закона компенсируется необязательностью исполнения… Если внимательно посмотреть сайт ГИБДД и сравнить, по каким адресам какие автошколы имеют заключения и какие адреса они рекламируют во Владивостоке, то можно найти много отличий. То есть люди не утруждают себя походами в ГИБДД, и их, в принципе, никто не трогает. И таким волшебным образом разрешения на деятельность получают совсем новые автошколы, хотя многие старые после нововведений 2020 года не смогли открыться и начать работу.

Но, судя по отчетам ГИБДД, нововведения в образовательные программы автошкол снизили аварийность среди водителей со стажем менее двух лет на 23%. А то, что в два раза меньше автошкол стало работать и выпускать своих курсантов, никак с цифрами исследования не связывают. В 2020 году в России работало 11 тысяч автошкол, сейчас – 5,5 тысяч. Помимо этого, многие начинающие (да и опытные) водители пересаживаются в целях экономии на общественный транспорт, кто-то реже пользуется личным автомобилем. А кто-то после получения водительского удостоверения из-за кризиса просто не смог купить машину. Если до 2020 года машину приобретал почти каждый третий начинающий водитель, то сегодня это сможет, пожалуй, только каждый десятый. В общем, факторов, которые могли сыграть в пользу снижения аварийности, много, но их никто не анализирует.

Анатолий ТИТЛЕР, директор филиала автошколы «РТК»:

— На нас до сих пор отыгрывают изменения в законодательстве за 2020 год. Перед тем, как получить разрешение на деятельность, мы закрылись на полгода и потеряли своих клиентов: их переманили те, кто смог открыться раньше. Сейчас у нас мало курсантов, но набор идет, и мы завоюем обратно нашу долю рынка. Приходится постоянно сокращать издержки. Например, сейчас мы берем на работу инструкторов с личным автомобилем – так намного выгоднее. Автомобиль с левым рулем сейчас стоит около 400 тыс., а это большие деньги для автошколы.

В целом, могу отметить, что спрос очень сильно просел — даже в крупных автошколах набор падает, и дела идут не очень хорошо. Казалось бы, в таких непривлекательных условиях рынок должен сжаться. А автошколы, наоборот, начали расти как грибы: лично я знаю о пяти автошколах, которые открылись совсем недавно. Видимо, клиентов всем хватает, чтобы выживать. Мы конкурентов не боимся, клиенты все равно будут там, где хорошо учат.

Илья ТУЗИКОВ, личный инструктор:

— Я особых колебаний спроса на свои услуги не заметил. Да, кризис сыграл определенную роль, но нельзя сказать, что клиентов стало очень мало. По-прежнему люди хотят ездить на автомобиле и обращаются в автошколы и к личным инструкторам. И по-прежнему те, кто ориентирован на качественное обучение, не жалеют на это денег. Если человек пришел за результатом, то он не будет гнаться за короткими сроками и пытаться сдать экзамен уже через месяц. Если он внутренне не готов, то лучше заплатить за дополнительные часы. Ведь объективно за какие-то 54 часа, положенные образовательной программой, никто не сможет научить человека хорошо ездить на машине.

Вилор СИДОРОВ, генеральный директор автошколы «Профи Центр»:

— Изменения в спросе на услуги автошкол возникли еще в докризисный период: их спровоцировал «анонс» изменений программ обучения в автошколах в августе 2020 года. Никто не хотел платить за курсы больше, и все, кто на тот момент задумывался о получении прав, прошли обучение и сдали экзамены до вступления нового законодательства в силу. И после такого ажиотажного спроса последовал небольшой спад клиентов. А далее ситуацию усугубил экономический кризис. Но жизнь продолжается. В конце концов, это не первый кризис в России — наши люди со всем справятся.

Привлекая клиентов, крупные автошколы Владивостока внедряют системы скидок, проводят различные акции. В данной ситуации некоторые игроки в попытках выиграть конкурентную борьбу предлагают пройти курс обучения стоимостью ниже 30 тысяч, при этом сокращая программы обучения, так как обучать по полной за данную сумму нерентабельно и нереально. Такое обучение является грубым нарушением действующего законодательства, но идут и на это. И даже в такое непростое время на рынке Владивостока появились новые участники. Но какова судьба этих автошкол и сколько они продержатся – большой вопрос.

При этом если в краевой столице автошколам есть за кого бороться, то в малых городах ситуация просто катастрофическая. Об этом Деловой газете «Золотой Рог» рассказал директор автошколы в Большом Камне, пожелавший остаться анонимным.

«Денежная масса, находящаяся у людей, значительно уменьшилась: цены выросли на все, и даже те услуги, которые предоставлялись бесплатно, становятся платными. Все очень плохо. А автошколы без денег тоже не могут существовать, и нам приходится просто выживать. Расходы большие: и бензин подорожал, и ремонт, и налоговая нагрузка давит, а курсантов катастрофически мало. Если раньше наполняемость группы была около 30 человек, то сейчас человек 9-10 набирается. И мы делаем рассрочку, скидки, но если нет денег у людей, то откуда их взять? Мы хотим повысить зарплату инструкторам, но это просто невозможно. О каком повышении может идти речь, если последние месяцы мы едва набираем денег для выплаты зарплат? Работаем практически в убыток, лишь бы продержаться и дожить до лучших времен», — отметил менеджер.

Водителей становится все меньше

По данным ГИБДД (опубликованы на сайте ведомства), в 2020 году водительские права получили 1,87 млн человек, на 600 тыс. меньше, чем в 2020 году. 1,3 млн граждан получили удостоверения категории B (легковые автомобили), 161,4 тыс. граждан — категории С (грузовики), 58 тыс. граждан — категории А (мотоциклы), 61 тыс. — категории М (мопеды или скутеры).

Таким образом, наблюдается резкое замедление темпов автомобилизации населения, для сравнения: в 2020-2020 годах удостоверения получали ежегодно 2,1-2,3 млн граждан, в 2020 году — 2,46 млн. Замедлился и рост автопарка: за год в ГИБДД было зарегистрировано около 1 млн машин против 2,3 млн в 2020 году.

Наталья КОМИССАРОВА. Газета «Золотой Рог», Владивосток.

Как готовят водителей в Германии и Финляндии

В России проходит очередная реформа обучения в автошколах — видимо, далеко не последняя. И мы почему-то вновь идем своим путем, не оглядываясь на мировой опыт. Такой вывод можно сделать после посещения автошкол в Финляндии и Германии.

СУОМИ: ОТ ВРЕМЕННОГО К ПОСТОЯННОМУ

Финляндия — одна из самых автомобилизированных стран Европы. Расстояния большие, значительная часть населения живет на хуторах и в маленьких городках — без машины никак! По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны — лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет! Собственно, поступать в автошколу дозволено именно с 15 лет, чтобы получить права категории АМ (мопеды, скорость не выше 45 км/ч). В 16 лет можно пойти учиться водить настоящий мотоцикл (категория А1) — но тяжелый байк, как и автомобиль, доверят лишь с 18 лет.

Это должен знать каждый водитель:  Весенний призыв

Зайдя на официальный сайт Ассоциации автошкол, я сразу обнаружил, что учиться и сдавать экзамен можно на одном из пяти языков, включая русский. Правда, преподают на великом и могучем далеко не во всех школах — придется поискать. Есть учебник по вождению на русском, который почему-то стоит вдвое больше, чем на финском (34 евро против восемнадцати). Но есть же!

Перед поступлением необходимо получить медицинскую справку (ее выдаст семейный доктор или врач в поликлинике), сделать две фотографии и подать заявление в полицию по месту жительства — мол, хочу получить водительское удостоверение. В полиции проверят кандидата по разным базам данных, после чего выдадут разрешение, которое действует год. Придется заплатить от 1800 до 2600 евро, но это — за все этапы обучения, а их несколько.

Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы.

Инструктор по вождению полагает, что курсант чувствует себя достаточно уверенно? Значит, можно допустить его к экзаменам. Не больше получаса вы проведете за компьютером, отвечая на вопросы по теории, и час дается на экзамен по вождению, который проходит на улицах города. Сдал всё с первого раза? Рано радоваться! Поначалу выдадут лишь временное водительское удостоверение, которое действует в течение двух лет. И расслабиться не дадут: сразу начинается второй этап обучения, а затем и третий; длятся они от полугода до двух. Задача молодого водителя в это время — не нарушать ПДД, иначе постоянных прав не видать. Если зафиксируют одно нарушение в течение года или три в течение двух лет, временные права обменяют на еще одно временное удостоверение — это в лучшем случае. Ведь могут и вообще отобрать!

Второй этап — практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения — его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Формально — для улучшения навыков вождения, но на самом деле преподаватели внимательно изучают, насколько продвинулся молодой водитель. По ходу дела ему указывают на ошибки, объясняют, на что нужно обратить внимание. Все хорошо? Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.

Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Вроде это уже было? Вовсе нет! Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды.

Венец учебы — обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе, а в Хельсинки их два. Зимой полигон превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге, что для такой северной страны, как Финляндия, очень важно. И, похоже, не очень важно в России…

Кстати, второй и третий этапы экзаменами не заканчиваются, тут другая система оценок: готов ли претендент получить постоянные права или ему надо еще поучиться? Постоянные права в Финляндии выдают один раз и практически на всю жизнь — они действуют до достижения 70‑летнего возраста. Можно, конечно, управлять автомобилем и дальше, но с определенными ограничениями. Впрочем, это совсем иная тема.

ГЕРМАНИЯ: СРАЗУ НА УЛИЦУ

Прежде чем записаться в одну из многочисленных немецких автошкол, придется пройти совсем не формальные процедуры. Во‑первых, предстоит получить справку у окулиста (это можно сделать у врача или в обычном магазине «Оптика»). Тест занимает пять минут и обойдется в 6–7 евро. В справке напишут, нужны очки или нет. Второй шаг — подача заявления и двух фотографий в местный орган власти (услуга обойдется в 25 евро). Если хотите учиться не на немецком языке, приготовьтесь доплатить 20 евро. Третий этап — занятия на курсах первой помощи (и получение подтверждающей справки). Они обычно проводятся по субботам, занимают от четырех до шести часов и обойдутся примерно в 20 евро. Занятия, как говорят, не очень сложные и интересные, а полученные навыки пригодятся в жизни.

Как правило, на езду отводится не меньше 20 часов. Обязательно нужно отъездить четыре часа по автобану, еще четыре — в темное время, а дальше — как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.

Но прежде надо пройти теоретическую подготовку: в течение 14 часов преподаватели читают лекции, помогают решать задачи. Билеты можно купить в автошколе или заказать в Интернете. Заниматься и сдавать экзамены разрешено не только на немецком языке, но и на русском, а также на английском, турецком и прочих. Надо только найти автошколу, где преподают по-русски, и прописать этот пункт в договоре. Еще один удивительный факт: ученик и преподаватель не обязаны отрабатывать какие-то элементы на площадке, практически сразу после теоретической части они выезжают на улицы. (Соответственно, нет и специального экзамена на площадке.) Зато можно самостоятельно тренироваться на автодромах АDAC (работают по всей стране), это обойдется в 16 евро за день.

А затем, если инструктор решит, что ученик готов, назначается день и время экзамена (еще 80 евро). Говорят, сдать теорию несложно. По статистике, ее с первого раза сдают 90% кандидатов. Провалившиеся допускаются ко второй попытке после двух часов дополнительных занятий. Если срезался в третий раз, отправят на тест на адекватность (тот самый знаменитый «идиотентест»: ЗР, 2007, № 4). Но такое случается редко.

Самая страшная ошибка во время практического экзамена — не пропустить пешехода. Даже если он переходит дорогу в неположенном месте. Это однозначная переэкзаменовка. То же относится к созданию аварийной ситуации на дороге.

Обязательная часть экзамена — парковка вдоль тротуара между двумя машинами. Для Германии это тоже актуально. Практический экзамен занимает 45 минут. Если сдал, получаешь новенькие права, заплатив 180 евро. Правда, там будет написано, что водительское удостоверение временное (Probezeit) и выдано на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жесткие требования.

Например, в отличие от опытного водителя, для которого допускается небольшое содержание алкоголя в крови (до 0,5 промилле), новичок обязан быть абсолютно чистым перед алкотестером. Если за этот срок у водителя-новичка нарушений не было, он автоматически получит постоянные права.

НЕТ ПРОРОКА

Системы и методики обучения в разных странах Европы могут различаться, но есть общий момент: самый главный человек здесь — преподаватель автошколы. Он как сержант в армии: отец родной и строгий учитель в одном лице. Повсеместно это уважаемая и высокооплачиваемая работа, причем стать инструктором может далеко не каждый. Общей европейской директивы, которая регламентирует их подготовку, пока нет, она только готовится.

Как правило, кандидату в учителя должно быть не менее 25 лет, требуется высшее или профессиональное образование и водительский стаж не менее пяти лет. Для того чтобы получить корочку инструктора, нужно пройти специальное обучение на очных курсах — от 154 часов в Латвии до двух лет в Норвегии. В Венгрии и странах Скандинавии «инструктор по вождению» — специальность, которую получают в технических университетах. В любом случае по окончании учебы необходимо сдавать экзамены, после чего допустят к работе с людьми. А затем придется регулярно проходить курсы повышения квалификации, подтверждая свой уровень: в Венгрии, например, ежегодно, а в странах Балтии — раз в пять лет.

Примерно такие же требования предъявляются к экзаменаторам. В большинстве европейских государств экзамены принимают специально подготовленные гражданские сотрудники местных подразделений министерства транспорта, в Германии — специалисты компаний TÜV или DECRA. Причем все экзаменаторы должны пройти трехуровневый курс обучения (он продолжается, в среднем, год) и получить диплом, который затем нужно регулярно подтверждать.

К чему я все это рассказываю? А к тому, что у нас прошла очередная реформа автошкольного образования и курсантов будут обучать по новым программам. Видимо, срок обучения вырастет до трех-четырех месяцев, поднимется стоимость, поскольку добавилось несколько новых предметов, в том числе психология и организация грузоперевозок. Только станут ли учить лучше, если число хороших преподавателей не увеличилось? Да и откуда им взяться, коль их никто не готовит? Нет даже профессии такой — «инструктор автошколы», а есть только «преподаватель профессионально-технического образования». И требования к учителям самые что ни на есть простые: стаж вождения и кое-какое образование. Зарплата (если работать честно) — соответствующая. И — вперед, учи!

Схожая ситуация и с экзаменаторами. Прежде в этом качестве мог выступать практически любой офицер ГАИ, но недавно МВД опубликовало проект приказа о требованиях к экзаменаторам.

Планка повышается: возраст от 25 лет, высшее образование, стаж вождения от пяти лет. Необходимо пройти дополнительное обучение и получить документ, дающий право принимать экзамены. Какое обучение и где — неизвестно, ведь это только проект…

В общем, реформу провели, но начали, как обычно, не с той стороны. Зачем придумывать новые программы и предметы, если и под существующие не хватает учителей? Знакомый преподаватель автошколы философски заметил, что появление в программе нескольких ненужных и непонятных предметов — это не проблема. «Преподавателей все равно нет, так что мы в это время будем заниматься дополнительно нужными предметами». Главное — чтобы не мешали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: