VOLKSWAGEN SPACE UP Эксперименты с пространством

Содержание

Ваш ребенок учился на курсе «Учись Учиться»

Что это?

«Пространство поддержки» —
это тренажерный зал для мозга.

Регулярные занятия 2 раза в неделю по 2 часа, на которых отрабатываются навыки, полученные на курсе: сначала на материалах преподавателя, а затем и на материалах самих учеников, чтобы занятия оказывали прямое влияние на успеваемость в школе.

В «Пространстве поддержки» дети отработают навыки, которые помогут им учиться в школе и сделают их успешными в жизни.

В ходе занятий ученики повторяют всю теорию, пройденную на курсе «Учись Учиться», интенсивно тренируются и закрепляют навыки на собственном материале.

Для чего «Пространство поддержки»?

«Пространство поддержки» — это программа, рекомендованная центром Advance для прохождения ученикам, закончившим любую ступень курса «Учись Учиться». Основная задача программы — обеспечить навыкам, полученным на курсе «Учись Учиться», регулярную тренировку.

Известно, что любые навыки без использования забываются, и когнитивные навыки не исключение.

Регулярные тренировки в запоминании разнотипной информации, повторение мнемотехнических приемов и технологий работы с информацией обеспечат не только поддержание навыков на уровне, достаточном для применения в повседневном обучении, но и рост результатов.

Почему тысячи школьников после прохождения курса «Учись Учиться» решают закончить школу экстерном? Вовсе не потому, что им скучно.

Просто обучение уже не доставляет проблем, а узнавать новое и достигать результатов с каждым днем ребятам хочется все больше.

Чем будут заниматься дети:

Отрабатывать навыки,
необходимые в школе

Делать полезные упражнения
для развития интеллекта

Общаться с другими грамотными
целеустремленными детьми

Курс поможет вашему ребенку:

Применить навыки
к проблемным предметам

Впечатляющие эксперименты, которые ставили в космосе

Первые эксперименты в космосе

Простейшие эксперименты в космосе осуществил ещё первый советский космонавт — Юрий Гагарин. То, что во время своего полёта он принимал пищу и делал записи о своём самочувствии в блокноте карандашом, по сути, являлось экспериментом. К примеру, когда космонавт обнаружил, что предметы парят в невесомости, он решил, что их лучше привязывать. Нельзя недооценивать важность этих испытаний! Ведь в шестидесятые годы прошлого века люди даже не подозревали, как будет вести себя человеческий организм, осуществляя эти простейшие действия в космосе.

Использование технологий 3D-печати

Недавно на МКС провели испытания специального 3D-принтера, предназначенного для работы в условиях невесомости. С его помощью космонавты напечатали несколько инструментов, которые были отправлены назад на Землю для тщательной проверки их качества. Если будущие испытания пройдут успешно, то эта технология позволит экипажу станции самостоятельно производить нужные запчасти для ремонта МКС и избавит от необходимости брать с собой в полёт тяжелые детали — всё необходимое можно будет распечатать в космосе, имея на борту принтер и запас материалов.

Проверить свои знания о космосе вы сможете в онлайн-тренажёре «Электронный Атлас+. Астрономия. 10-11 классы».

Ловля частиц магнитным альфа-спектрометром

В современной физике существует множество нерешенных фундаментальных вопросов: например, что из себя представляет так называемая тёмная материя? Или почему во Вселенной наблюдается такая асимметрия между количеством вещества и антивещества? На эти и многие другие вопросы учёным поможет ответить специальный прибор, доставленный на МКС, — магнитный альфа-спектрометр. С его помощью учёные будут детектировать и изучать свойства всевозможных частиц, а его расположение в космосе обеспечит ещё большую точность данных, нежели на планете.

Космический огород

Некоторое время назад на МКС была доставлена специальная система для выращивания семян в космосе под названием Veggie. Используя её, космонавты смогут изучить процесс произрастания семян в условиях космоса. Растения получают все необходимые удобрения, а свет и тепло исходят от специальных ламп. Удача в испытании позволит в будущем организовать систему по выращиванию растений на кораблях и станциях в условиях длительных экспедиций. Сами космонавты признались, что этот эксперимент пришёлся им особенно по душе: возможность заботиться о растениях напоминала им о Земле.

Робонавт

В NASA была разработана конструкция специального робота, названного Робонавтом. Опытный образец был доставлен на МКС и работает в опасных для жизни человека условиях открытого космоса, заменяя космонавтов. Управление роботом происходит при помощи специального комплекта оборудования: перчаток, жилета и шлема с визором. В ближайшем будущем робот получит способность передвигаться и сможет самостоятельно выполнять некоторые поставленные задачи. Впервые робот становится полноценным членом экипажа МКС!

Ассистенты VW — новые вспомогательные системы для водителя

По статистике, в Германии почти каждая шестая авария с пострадавшими является наездом на движущееся впереди или припаркованное транспортное средство. Также в каждой шестой аварии автомобиль покидает свою полосу движения без каких-либо внешних воздействий.
Современные вспомогательные системы для водителя обеспечивают высокий уровень безопасности для всех участников движения и помогают предотвратить до 50% тяжёлых аварий. Вспомогательные системы для водителя практически незаметны, но никогда не ослабляют своего внимания.

Постоянно совершенствуемые датчики — радарные, оптические (видео) или ультразвуковые — регистрируют обстановку вокруг автомобиля. Они оказывают поддержку водителю во многих ситуациях и повышают комфортность поездки.
В этой статье рассказывается о том, какие вспомогательные системы для водителя существуют в современных автомобилях концерна Фольксваген, что эти системы могут и наглядно показывается как они работают.

Адаптивный круиз-контроль — Adaptive Cruise Control (ACC)

Центральным элементом систем помощи водителю является адаптивный круиз-контроль с функцией Stop&Go. Адаптивный круиз-контроль (ACC, от англ. Adaptive Cruise Control) представляет собой обычный круиз-контроль, к которому добавлена регулируемая функция поддержания безопасной дистанции (интервала) до движущегося впереди транспортного средства за счёт управления двигателем и тормозами автомобиля.
С функцией адаптивного круиз-контроля Stop&Go и в сочетании с коробкой передач DSG автомобиль может автоматически останавливаться и снова трогаться с места в диапазоне скоростей от 0 до 250 км/ч.

Ассистент движения в пробке — AI Traffic Jam Pilot

Ассистент движения в пробке помогает водителю в пробках, принимая на себя продольное и поперечное перемещение автомобиля на скоростях до 60 км/ч. При активации ассистента движения в пробке автомобиль реагирует на впереди идущее транспортное средство в условиях пробки на дороге. Торможение, разгон и поворот рулевого колеса выполняются частично автоматически, обеспечивая водителю дополнительное удобство управления автомобилем в плотном движении с постоянными троганиями и остановками.

Ассистент движения в пробке — Traffic Jam Assist

Более простой вариант ассистента движения в пробке. Продольное ведение автомобиля реализуется адаптивным круиз-контролем, поперечное — камерой вспомогательных систем для водителя. Слияние измеряемых величин от адаптивного круиз-контроля и камеры, как в AI Traffic Jam Pilot, в ассистенте движения в пробке Traffic Jam Assist не предусмотрено.

Ассистент заднего поперечного движения — Rear Cross Traffic Assist

Ассистент заднего поперечного движения, при медленном движении, например, при выходе из перпендикулярного парковочного места или узкой проезжей части, предупреждает водителя о приближающихся транспортных средствах, которые он считает критическими. Предупреждения организованы — визуально, акустически и, наконец, с толчком тормозов. Система использует данные с задних радиолокационных датчиков.

Система Pre Sense — Pre Sense Front

Система Audi pre sense в рамках своих системных возможностей при определённых опасных ситуациях может принимать меры для защиты водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. При этом автомобиль, а также водитель и пассажиры подготавливаются к потенциально возможному столкновению. Pre Sense Front реагирует исключительно на автомобили, которые движутся в том же направлении, останавливаются или стоят, а также на людей, пересекающих впереди дорогу.

Это должен знать каждый водитель:  Lada Largus знакомство с новоселом

В системе Audi pre sense front используется радарный датчик средней дальности, который отвечает также за работу адаптивного круиз-контроля. Радарный датчик способен распознавать дальние объекты на расстоянии до 170 м впереди автомобиля в пределах угла охвата до 8°. В ближнем диапазоне он распознаёт объекты в пределах угла охвата до 90° на расстоянии до 40 м впереди автомобиля.

Система Pre Sense Front может инициировать следующие действия:
• создание предварительного давления в тормозной системе;
• адаптация гидравлического тормозного ассистента;
• предварительное предупреждение об опасности столкновения, визуальное и звуковое;
• экстренное предупреждение тормозным рывком;
• автоматическое торможение
• «целевое» торможение
• частичное или полное преднатяжение передних ремней безопасности электрическими реверсивными преднатяжителями;
• закрывание панорамного стеклянного люка и боковых стёкол.

Ассистент контроля бдительности — Emergency Assist

Экстренный ассистент активируется, если реакция со стороны водителя не обнаружена, несмотря на предупреждения от Active lane assist. Когда водитель оказывается не в состоянии управлять автомобилем (например, если ему стало плохо), система
• принимает управление автомобилем на себя;
• предупреждает о потенциально опасной ситуации других участников дорожного движения;
• затормаживает автомобиль до полной остановки.
После визуальных и звуковых предупреждений и нескольких тормозных толчков с миганием аварийных огней, система автономно тормозит автомобиль до полной остановки и активирует стояночный тормоз.

Парковочный автопилот 3-го поколения — AI Parking Pilot and Garage Pilot

Парковочный автопилот 3-го поколения начал использоваться с выходом Audi Q7 (модель 4M) в 2020 году.
Парковочный автопилот оказывает поддержку водителю при следующих сценариях парковки:
• Продольная парковка задним ходом.
• Выезд вперёд из парковочного места вдоль дороги.
• Поперечная парковка передним ходом после предварительного проезда мимо парковочного места.
• Поперечная парковка передним ходом без предварительного проезда мимо парковочного места.
• Поперечная парковка задним ходом.

Ассистент поворота — Turn Assist

Ассистент поворота — это еще одно новшество, которое контролирует встречный трафик во время левых поворотов (на автомобилях с левым рулем). Он имеет рабочий диапазон от 2 до 10 км/ч. В опасных ситуациях автомобиль полностью останавливается. Система активируется в фоновом режиме, как только водитель включает левый указатель поворота.

Предупреждения о выходе — Exit Warning

Предупреждение о выходе активируется, когда автомобиль останавливается и при открытии двери избежать столкновения с параллельно проезжающим автомобилем или велосипедом. Если другие транспортные средства приближаются сзади, ассистент предупреждает пассажиров, когда они открывают двери. Система предупреждает водителей посредством светодиодной волоконной оптики во внутреннем механизме открытия двери (контурное освещение). В ситуациях, которые оцениваются как опасные, появляются высокоэффективные красные светодиоды и загораются. Предупреждение о выходе остается включенным примерно через три минуты после выключения зажигания.

Ассистент предупреждения об уходе с полосы движения — Active Lane Assist

Система помощи Active lane assist. При скоростях выше 60 км/ч автомобиль использует камеру, установленную перед зеркалом заднего вида, для обнаружения маркировки полосы. Он наблюдает за дорогой на расстояние более 50 метров и угол покрытия примерно 40 градусов. Его задача — предотвратить бесконтрольное покидание полосы движения. Если возникает опасность выхода автомобиля за границу полосы без активного воздействия водителя на рулевое колесо, система автоматически подруливает в обратную сторону. Такое подруливание осуществляется электромеханическим усилителем рулевого управления мягко и бесступенчато, и водитель может в любой момент его отменить.
Условием вмешательства является отсутствие включения указателя поворота, поскольку оно свидетельствует о намеренном покидании полосы. Дополнительно к вмешательству в процесс руления при проезде разделительной линии на руле активируется вибрация. Отключить эту функцию через MMI невозможно. Однако включённый указатель поворотов отключит вибрацию, поскольку это свидетельствует о намеренном покидании полосы.

Ассистент смены полосы движения — Side Assist

Помощник по смене полосы движения Side Assist отслеживает движение позади транспортного средства и оказывает водителю поддержку при обгоне или перестроении, предупреждая его о транспортных средствах, приближающихся сзади и находящихся в зоне действия ассистента. Таким образом он помогает предотвращать аварии при перестроении на другую полосу на магистралях и аналогичных им дорогах. Работает в диапазон скоростей от 10 км/ч, зона чувствительности датчиков 70 метров.

При распознавании потенциальной опасности, когда водитель не сигнализирует о намерении перестроиться (указателем поворота), система информирует водителя включением сигнальной лампы в соответствующем зеркале со сниженной яркостью.
При наличии ассистента движения по полосе ступень предупреждения включается и тогда, когда водитель поворачивает рулевое колесо в сторону потенциальной опасности (без включения указателя поворота). При выходе за пределы полосы движения система автоматически создаёт противонаправленный момент на рулевом колесе.

Парковочный автопилот — Park Assist

Парковочный автопилот активируется нажатием клавиши парковочного автопилота. Водитель может выбрать альтернативные схемы парковки клавишей парковочного автопилота. Доступные варианты отображаются на дисплее в комбинации приборов. Система теперь может парковать автомобиль на поперечное парковочное место передним ходом. Она автоматически распознаёт, какая схема парковки может быть применена (параллельная или поперечная парковка).
Во время въезда на парковочное место система принимает на себя рулевое управление автомобилем. Водитель по-прежнему отвечает за нажатие педалей акселератора, тормоза и сцепления.

Ассистент по прогнозированию эффективности — Predictive Efficiency Assistant with ACC

Вместе с адаптивным круиз-контролем (ACC) и распознаванием дорожных знаков помощник по прогнозированию эффективности адаптирует заранее выбранную скорость к маршруту и ограничениям скорости. Система адаптивного круиз-контроля ускоряет и тормозит Ваш автомобиль, чтобы он находился на желаемом расстоянии от впереди идущего автомобиля.

Ассистент маневрирования с прицепом — Trailer Assist

Ассистент маневрирования с прицепом Trailer Assist облегчает маневрирование задним ходом с прицепом. Водитель задаёт направление движения и угол прицепа, после чего система принимает вращение рулевого колеса на себя. Автомобиль с прицепом движется по точно заданной траектории, при этом водитель должен всего лишь контролировать скорость движения педалями акселератора и тормоза.

Данная статья не окончена и будет дополняться.

Понравилось?
Подписывайтесть Youtube на официальный канал Volkswagen Technical Site в YouTube!

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Концепт Volkswagen “up!” подрос до “ Space-up !”

Впервые up! был представлен на автосалоне во Франкфурте в сентябре этого года. Заднемоторный Space-up! получил увеличенную колесную базу (2,56 метра), его длина выросла до 3 метров 68 сантиметров, что на 23 сантиметра больше чем у двухдверной версии. Кроме того, Space-up! стал на четыре сантиметра выше, а его ширина составляет 1 метр 63 сантиметра.

Внутри концепта могут поместиться четыре пассажира. Задние сиденья легко трансформируются из “взрослых” в “детские” и складываются, увеличивая объем багажного отделения с 220 до 1005 литров. Вполне вероятно, что позже появится еще и версия с шестью дверями.

Внутри Space-up! – 8-дюймовый монитор, встроенный в приборную панель, который отображает информацию о текущей скорости движения, остатке топлива, пробеге и уровне вредных выбросов. В центральную консоль вмонтирован 7-дюймовый сенсорный дисплей с трехмерной графикой – через него водитель может управлять большинством функций автомобиля, в том числе навигацией, телефоном и магнитолой. Меню бортового компьютера было специально разработано для людей, которые общаются с компьютерами “на вы”, а его экран можно использовать также для доступа в интернет или просмотра фотографий и фильмов.

Как сообщает Volkswagen, разработка версий концептов up! и Space-up! для массового производства уже началась. Серийные машины должны появиться ближе к 2020 году – они получат экономичные бензиновые и дизельные моторы, а также гибридную силовую установку.

Токийский автосалон — 2007 (Tokyo Motor Show — 200: Volkswagen space up!

Недавно мы рассказывали о концепте Volkswagen up!, который немцы представили на прошедшем в сентябре Франкфуртском автосалоне. Фольксвагеновцы, похоже, всерьез решили пополнить свой модельный ряд маленьким заднемоторным автомобилем. Ну, а что — идея неплохая, тем более публике он понравился. Volkswagen space up! выполнен в той же стилистике, что и его предшественник, но если приглядеться – автомобиль совершенно другой. Итак, по порядку, начиная с внешности.

Это должен знать каждый водитель:  Головная светотехника 11 недорогих автомобилей — тест и рейтинг

Говорят, что перед дизайнерами была поставлена задача – сделать подобие популярного плеера iPod на колесах: лаконичный, стильный, современный автомобиль. Какое-то сходство есть! Концепт обладает простыми, чистыми формами, безо всяких наворотов. Правда вот мордашка выглядит довольно хищно и злобно… Но с агрессией не переборщили, все смотрится гармонично. Характерный элемент нижней части передка с вентиляционными «прорезями» в бампере, повторяется и в задней части space up!

Длина автомобиля теперь составляет 3 680 мм, что на 23 сантиметра больше, чем у up!, в высоту он подрос на 4 сантиметра, теперь этот размер равен 1 540 мм, колесная база 2 560 мм и ширина 1 630 мм. Теперь у концепта 4 двери, а точнее даже 6: распашные боковые плюс двухстворчатая задняя. Так и пассажирам удобнее садиться, и багаж легче грузить. Кстати о багаже: объем багажника составляет 220 литров, а при всех сложенных сиденьях (кроме водительского, разумеется) объем свободного пространства может достигать 1 005 литров, а это немало. Вот так вот, благодаря размещенному сзади двигателю можно увеличить, причем довольно серьезно, свободное пространство в салоне.

Количество всяких кнопок и приборов сведено к минимуму, вся основная и полезная информация отображается двух дисплеях. Первый 8-ми дюймовый показывает скорость движения, уровень топлива и выбросы вредных веществ на текущий момент времени, а второй 7-ми дюймовый с сенсорным экраном, расположенный на центральной консоли, позволяет управлять климат-контролем, аудиосистемой и другими функциями.

Volkswagen space up! может пойти в серию в 2020 году, а пока малыш-немец составит достойную конкуренцию другим малолитражкам в Токио.

В нашей галерее – фотографии space up! в высоком разрешении и дизайнерские эскизы.

VOLKSWAGEN SPACE UP: Эксперименты с пространством

Компания Volkswagen опубликовала официальные фото и информацию о концепте space up!, который дебютирует на Токийском автосалоне. Этот пятидверный хэтчбек продолжает линейку «малых автомобилей» Volkswagen, начатую двухдверным сити-каром up! на автошоу во Франкфурте. Длина компакта составляет всего 3680 мм, высота – 1630 мм, при этом рациональное использование пространства салона позволяет с удобством разместиться четырем взрослым пасажирам.

Заднее расположение двигателя, распашная двухстворчатая задняя дверь и множество вариантов складывания сидений обеспечивают удобство погрузки.
Volkswagen обещает, что серийное производство «самого большого из малых автомобилей» начнется в ближайшем будущем. Правда, какими двигателями будет оснащаться space up!, пока не известно.

Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон»

Введение

Любопытно, но в изначальных планах и «Союзы» и «Аполлоны» должны были стать аппаратами второго поколения. Но в США достаточно быстро осознали, что между последним полетом «Меркурия» и первым полетом «Аполлона» пройдет несколько лет, и для того, чтобы это время не пропало зря, была запущена программа «Джемини». А СССР ответил на «Джемини» своими «Восходами».

Также, для обоих аппаратов главной целью была Луна. США не жалели денег на лунную гонку, потому что до 1966 года СССР имел приоритет во всех значимых космических достижениях. Первый спутник, первые лунные станции, первый человек на орбите и первый человек в открытом космосе — все эти достижения были советскими. Американцы изо всех сил стремились «догнать и перегнать» Советский Союз. А в СССР задача пилотируемой лунной программы на фоне космических побед затмевалась другими насущными задачами, например, надо было догонять США по количеству баллистических ракет. Пилотируемые лунные программы — это отдельный большой разговор, а здесь мы поговорим про аппараты в орбитальной конфигурации, такой, в какой они встретились на орбите 17 июля 1975 года. Также, поскольку корабль «Союз» летает много лет и претерпел множество модификаций, говоря о «Союзе», мы будем иметь в виду версии близкие по времени к полету «Союз-Аполлона».

Средства выведения

Ракета-носитель, про которую обычно редко вспоминают, выводит космический корабль на орбиту и определяет многие его параметры, главными из которых будут максимальный вес и максимальный возможный диаметр.

В СССР для вывода нового корабля на околоземную орбиту решили использовать новую модификацию ракеты семейства «Р-7». На РН «Восход» заменили двигатель третьей ступени на более мощный, что увеличило грузоподъемность с 6 до 7 тонн. Корабль не мог иметь диаметр больше 3 метров, потому что в 60-х годах аналоговые системы управления не могли стабилизировать надкалиберные обтекатели.

Слева схема РН «Союз», справа — старт корабля «Союз-19» миссии «Союз-Аполлон»

В США для орбитальных полетов использовалась специально разработанная для «Аполлонов» РН «Saturn-I» В модификации -I она могла вывести на орбиту 18 тонн, а в модификации -IB — 21 тонну. Диаметр «Сатурна» превышал 6 метров, поэтому ограничения на размер космического корабля были минимальными.

Слева Saturn-IB в разрезе, справа — старт корабля «Apollo» миссии «Союз-Аполлон»

По размерам и весу «Союз» легче, тоньше и меньше «Аполлона». «Союз» весил 6,5-6,8 т. и имел максимальный диаметр 2,72 м. «Аполлон» имел максимальную массу 28 т (в лунном варианте, для околоземных миссий топливные баки были не полностью залиты) и максимальный диаметр 3,9 м.

Внешний вид

«Союз» и «Аполлон» реализовывали ставшую уже стандартной схему деления корабля на отсеки. Оба корабля имели приборно-агрегатный отсек (в США он называется сервисным модулем), спускаемый аппарат (командный модуль). Спускаемый аппарат «Союза» получился очень тесным, поэтому на корабль был добавлен бытовой отсек, который также мог использоваться как шлюзовая камера для выхода в открытый космос. В миссии «Союз-Аполлон» американский корабль также имел третий модуль, специальную шлюзовую камеру для перехода между кораблями.

«Союз» по советской традиции запускался целиком под обтекателем. Это позволяло не заботиться об аэродинамике корабля на выведении и располагать на наружной поверхности хрупкие антенны, датчики, солнечные батареи и прочие элементы. Также, бытовой отсек и спускаемый аппарат покрыты слоем космической теплоизоляции. «Аполлоны» продолжали американскую традицию — аппарат на выведении был закрыт лишь частично, носовую часть прикрывала баллистическая крышка, выполненная конструктивно вместе с системой спасения, а с хвостовой части корабль был закрыт переходником-обтекателем.

«Союз-19» в полете, съемка с борта «Аполлона». Темно-зеленое покрытие — теплоизоляция

«Аполлон», съемка с борта «Союза». На маршевом двигателе, похоже, местами вспучилась краска

«Союз» более поздней модификации в разрезе

«Аполлон» в разрезе

Форма спускаемого аппарата и теплозащита

Спуск корабля «Союз» в атмосфере, вид с земли

Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона» похожи друг на друга больше, чем это было в предыдущих поколениях космических кораблей. В СССР конструкторы отказались от сферического спускаемого аппарата — при возвращении с Луны он потребовал бы очень узкого коридора входа (максимальная и минимальная высота, между которыми нужно попасть для успешной посадки), создал бы перегрузку свыше 12 g, а район посадки измерялся бы десятками, если не сотнями, километров. Конический спускаемый аппарат создавал подъемную силу при торможении в атмосфере и, поворачиваясь, менял ее направление, управляя полетом. При возвращении с земной орбиты перегрузка снижалась с 9 до 3-5 g, а при возвращении с Луны — с 12 до 7-8 g. Управляемый спуск серьезно расширял коридор входа, повышая надежность посадки, и очень серьезно уменьшал размеры района посадки, облегчая поиск и эвакуацию космонавтов.

Расчет несимметричного обтекания конуса при торможении в атмосфере

Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона»

Диаметр 4 м, выбранный для «Аполлона», позволил сделать конус с углом полураствора 33°. Такой спускаемый аппарат имеет аэродинамическое качество порядка 0,45, а его боковые стенки практически не нагреваются при торможении. Но его недостатком были две точки устойчивого равновесия — «Аполлон» должен был входить в атмосферу ориентированным дном по направлению полета, потому что в случае входа в атмосферу боком, он мог перевернуться в положение «носом вперед» и погубить астронавтов. Диаметр 2,7 м для «Союза» делал такой конус нерациональным — слишком много места пропадало впустую. Поэтому был создан спускаемый аппарат типа «фара» с углом полураствора всего 7°. Он эффективно использует пространство, имеет только одну точку устойчивого равновесия, но его аэродинамическое качество ниже, порядка 0,3, а для боковых стенок требуется теплозащита.

Это должен знать каждый водитель:  Land Rover показала будущее своих внедорожников

В качестве теплозащитного покрытия использовались уже освоенные материалы. В СССР применяли фенол-формальдегидные смолы на тканевой основе, а в США — эпоксидную смолу на матрице из стеклопластика. Механизм работы был одинаковый — теплозащита обгорала и разрушалась, создавая дополнительный слой между кораблем и атмосферой, а сгоревшие частицы принимали на себя и уносили тепловую энергию.

Материал теплозащиты «Аполлона» до и после полета

Двигательная система

И «Аполлоны» и «Союзы» имели маршевые двигатели для коррекции орбиты и двигатели ориентации для изменения положения корабля в пространстве и выполнения точных маневров по стыковке. На «Союзе» система орбитального маневрирования была установлена впервые для советских космических кораблей. По каким-то причинам конструкторы выбрали не очень удачную компоновку, когда маршевый двигатель работал от одного топлива (НДМГ+АТ), а двигатели причаливания и ориентации — от другого (перекись водорода). В сочетании с тем, что на «Союзе» баки вмещали 500 кг топлива, а на «Аполлоне» 18 тонн, это привело к разнице запаса характеристической скорости на порядок — «Аполлон» мог изменить свою скорость на 2800 м/с, а «Союз» только на 215 м/с. Больший запас характеристической скорости даже недозаправленного «Аполлона» делал его очевидным кандидатом на активную роль при сближении и стыковке.

Корма «Союза-19», хорошо видны сопла двигателей

Двигатели ориентации «Аполлона» крупным планом

Система посадки

Системы посадки развивали наработки и традиции соответствующих стран. США продолжали сажать корабли на воду. После экспериментов с системами посадки «Меркуриев» и «Джемини» был выбран простой и надежный вариант — на корабле стояли два тормозных и три основных парашюта. Основные парашюты были резервированы, и безопасная посадка обеспечивалась при отказе одного из них. Такой отказ произошел при посадке «Аполлона-15», и ничего страшного не случилось. Резервирование парашютов позволило отказаться от индивидуальных парашютов астронавтов «Меркурия» и катапультных кресел «Джемини».

Схема посадки «Аполлона»

В СССР традиционно сажали корабль на сушу. Идеологически система посадки развивает парашютно-реактивную посадку «Восходов». После сброса крышки парашютного контейнера срабатывают последовательно вытяжной, тормозной и основной парашюты (на случай отказа системы установлен запасной). Корабль спускается на одном парашюте, на высоте 5,8 км сбрасывается теплозащитный экран, а на высоте

1 м срабатывают реактивные двигатели мягкой посадки (ДМП). Система получилась интересная — работа ДМП создает эффектные кадры, но комфортность посадки изменяется в очень широком диапазоне. Если космонавтам везет, то удар о землю практически неощутим. Если нет, то корабль может чувствительно удариться о землю, а если совсем не повезет, то еще и опрокинется на бок.

Совершенно нормальная работа ДМП

Дно спускаемого аппарата. Три круга сверху — ДМП, еще три — с противоположной стороны

Система аварийного спасения

Любопытно, но, идя разными путями, СССР и США пришли к одинаковой системе спасения. В случае аварии специальный твердотопливный двигатель, стоявший на самом верху ракеты-носителя, отрывал спускаемый аппарат с космонавтами и уносил его в сторону. Посадка производилась штатными средствами спускаемого аппарата. Такая система спасения оказалась самой хорошей из всех использованных вариантов — она простая, надежная и обеспечивает спасение космонавтов на всех этапах выведения. В реальной аварии она применялась один раз и спасла жизни Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, унеся спускаемый аппарат от горящей в стартовом сооружении ракеты.

Слева направо САС «Аполлона», САС «Союза», различные версии САС «Союза»

Система терморегуляции

В обоих кораблях использовалась система терморегуляции с теплоносителем и радиаторами. Покрашенные в белый цвет для лучшего излучения тепла радиаторы стояли на сервисных модулях и даже выглядели одинаково:

Средства обеспечения ВКД

И «Аполлоны» и «Союзы» проектировали с учетом возможной необходимости внекорабельной деятельности (выхода в открытый космос). Конструкторские решения также были традиционными для стран — США разгерметизировали весь командный модуль и выходили наружу через стандартный люк, а СССР использовал бытовой отсек в качестве шлюзовой камеры.

Система стыковки

И «Союз» и «Аполлон» использовали стыковочное устройство типа «штырь-конус». Поскольку при стыковке активно маневрировал корабль, и на «Союзе» и на «Аполлоне» были установлены штыри. А для программы «Союз-Аполлон», чтобы никому не было обидно, разработали универсальный андрогинный стыковочный агрегат. Андрогинность означала, что могли состыковаться любые два корабля с такими узлами (а не только парные, один со штырем, другой с конусом).

Стыковочный механизм «Аполлона». Он, кстати, использовался и в программе «Союз-Аполлон», с его помощью командный модуль стыковался со шлюзовой камерой

Схема стыковочного механизма «Союза», первая версия

«Союз-19», вид спереди. Хорошо виден стыковочный узел

Кабина и оборудование

По составу оборудования «Аполлон» заметно превосходил «Союз». Прежде всего, в состав оборудования «Аполлона» конструкторы сумели добавить полноценную гиростабилизированную платформу, которая с высокой точностью хранила данные о положении и скорости корабля. Далее, командный модуль имел мощный и гибкий для своего времени компьютер, который при необходимости можно было бы перепрограммировать прямо в полете (и такие случаи известны). Интересной особенностью «Аполлона» было также отдельное рабочее место для астронавигации. Оно использовалось только в космосе и было расположено под ногами астронавтов.

Панель управления, вид с левого кресла

Панель управления. Слева расположены органы управления полетом, по центру — двигателями ориентации, сверху аварийные индикаторы, снизу связь. В правой части индикаторы топлива, водорода и кислорода и управление электропитанием

Несмотря на то, что оборудование «Союза» было проще, оно было самым продвинутым для советских кораблей. На корабле впервые появился бортовой цифровой компьютер, а в состав систем корабля входило оборудование для автоматической стыковки. Впервые в космосе использовались многофункциональные индикаторы на электронно-лучевой трубке.

Панель управления кораблей «Союз»

Панорама спускаемого аппарата корабля «Союз-35»

Система жизнеобеспечения

Система жизнеобеспечения была традиционной для стран. В США использовалась кислородная атмосфера при пониженном давлении, в СССР — кислородно-азотная смесь при атмосферном давлении. Эта ситуация делала невозможной прямую стыковку кораблей. Пришлось делать специальный шлюзовой отсек. Причем если из «Аполлона» в «Союз» можно было перейти очень быстро, то для обратного перехода приходилось три часа сидеть в шлюзовом отсеке, дыша чистым кислородом, чтобы удалить из крови азот. Даже советские комбинезоны становились пожароопасными в атмосфере «Аполлонов», и пришлось разрабатывать специальную ткань, в которой советские космонавты смогли бы навестить «Аполлон». Как показала практика, неудобства кислородной атмосферы перевесили ее достоинства, уже на Спейс Шаттлах атмосфера была близка к земной, и сейчас на чисто кислородной атмосфере никто не летает.
Специфика атмосферы означала, что на старте «Аполлона» астронавты должны были быть в скафандрах. На «Союзах» же летали в спортивных костюмах до катастрофы «Союза-11», после чего для безопасности старт и посадка стали происходить только в скафандрах.
С точки зрения удобства кабина «Союза» маленькая и тесная, но это компенсируется бытовым отсеком.
Бытовые удобства на «Союзе» были заметно лучше — на «Аполлонах» стоял очень некомфортный туалет.

Система электропитания

«Аполлоны» использовали очень удобную для полетов длительностью 2-3 недели систему — топливные элементы. Водород и кислород, соединяясь, вырабатывали энергию, а полученная вода использовалась экипажем. На «Союзах» в разных версиях стояли разные источники энергии. Были варианты с топливными элементами, а для полета «Союз-Аполлон» на корабле установили солнечные батареи.

Заключение

И «Союзы» и «Аполлоны» оказались по-своему очень удачными кораблями. «Аполлоны» успешно слетали к Луне и станции «Скайлэб». А «Союзы» получили крайне долгую и успешную жизнь, став основным кораблем для полетов к орбитальным станциям, с 2020 года они возят на МКС и американских астронавтов, и будут возить их, как минимум, до 2020 года.

Но за этот успех была заплачена очень дорогая цена. И «Союз» и «Аполлон» стали первыми кораблями, в которых погибли люди. Что еще печальнее, если бы конструкторы, инженеры и рабочие меньше спешили и после первых успехов не перестали бы бояться космоса, то Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев, Гриссом, Уайт и Чеффи были бы живы.

Дополнительные материалы

Сюжет о программе «Союз-Аполлон» ТВ Роскосмоса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: