IT им рубль бережёт почему каршеринговый автомобиль обслуживают быстрее обычного

Содержание

Тинькофф Банк › Блог › Что выгоднее — каршеринг или свой автомобиль?

Посмотрите на пробку в столице — может показаться, что половина москвичей отказалась от личного транспорта в пользу каршеринга. Разукрашенные автомобили разных операторов бросаются в глаза и создают визуальное ощущение численного превосходства.

На самом деле, это не так. В Москве работает 16 операторов каршеринга, которые вместе предоставляют доступ примерно к 15 000 автомобилей. В сравнении с 5,6 млн зарегистрированных в Москве машин это ерунда. Но в отличие от личного транспорта каршеринговые машины почти не простаивают, поэтому так заметны. В прошлом году мы просили драйвовчанина Артёма Ачкасова посчитать, во сколько обходится владение личным авто в Москве. Теперь он делится с читателями опытом использования каршеринга и проверяет, действительно ли он выгоднее личных авто. В конце статьи — условия конкурса.

Дисклеймер: Все ситуации и оценки в тексте ниже — личный опыт и мнение автора.

В прошлой статье для блога Тинькофф Банка я проанализировал стоимость владения собственным Skoda Rapid. Получилось 17 рублей на километр при пробеге 7000 км в год. Пробег маленький, потому что на Шкоде, в основном, ездят члены семьи, а я сам — на тестовых автомобилях и каршеринге.

Покопался в логах своих каршеринговых приложений и понял, что чаще всего ездил до пробок, в утреннее время. Обычно это 10 км за 15 минут — примерно 100 рублей в денежном эквиваленте. Одной из самых дорогих стала поездка на новеньком Mercedes-Benz E200 в субботу днем. Тогда я преодолел 11 км за 20 минут и заплатил 225 рублей.

У всех операторов каршеринга одинаковый принцип ценообразования: основной тариф поминутный, как опция — посуточный. Очевидно, что главный принцип экономии на каршеринге — ехать, а не стоять.

Некоторые операторы поначалу предлагают демпинговые тарифы — менее четырёх рублей за минуту пробега. Если взять такую машинку и поехать на ней куда-нибудь ночью, когда нет пробок — получатся цифры, которые заставят плакать любого автовладельца. Это крайность, а 1 км за две минуты с максимальной таксой в 8 рублей за минуту — более чем реальная картина при условии, что вы будете пользоваться каршерингом правильно. Один километр пробега в этом случае стоит не больше 16 рублей, а это дешевле владения моим Rapid в Москве. Напомню: в моей модели эксплуатации практически не были задействованы платные парковки, каско я делал всего два года из четырёх.

Если бы парковался на своей машине у многочисленных офисов, куда я езжу на встречи, то в день тратил бы от 300 до 1000 рублей. Если тратить на парковку всего 300 рублей в день и предположить, что я парковался так 100 дней в году, то за 3 года это будет 90 тысяч рублей! В моей модели эксплуатации это означало бы увеличение стоимости владения за 3 года до 19,8 рублей за километр.

С каршерингом не нужно платить за городскую парковку, это очень удобно. Приехал к офису, запарковался, завершил аренду, а через пару-тройку часов сел в другой автомобиль, которых у бизнес-центров всегда много. Получается, что среднему сотруднику любого предприятия в пределах ТТК (а часто и за его пределами) в условиях существования в пределах шаговой доступности только платных парковок выгоднее пользоваться каршерингом, нежели личным автомобилем.

Фундаментальный принцип рационального использования каршеринга — чёткое соблюдение условий договора. Иногда он может занимать сотню страниц, но большинство пользователей его даже не читает, просто нажимает «я согласен, поехали».

Однако в договорах немало условий, соблюдение которых обязательно, а также прописаны штрафы за нарушения. Причём не только ПДД!

Разумеется, помимо штрафов за нарушения условий договора, вы оплачиваете все прочие штрафы, связанные с эксплуатацией автомобиля в ваш период аренды — за нарушение правил парковки, превышение скорости и так далее. Эти штрафы могут быть больше, чем если бы вы нарушили на своем авто, и вот причины:

— В ряде случаев оплатить штраф с 50% скидкой не получится. У каждого оператора свои условия, читайте об этом в договоре.
— Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч выписывается на автомобиль. Скидка положена всего один раз, а на каршеринговой машине нарушение скорее всего будет повторным.
— Автомобиль оформлен на юрлицо и за парковку на газоне выпишут штраф 300 000 рублей. Захочет ли оператор его оспаривать, говоря, что за рулем было физлицо, или ему будет проще снять деньги с вас, большой вопрос.
— У многих операторов к сумме штрафа прибавляется некий административный сбор — 10% от суммы штрафа за возню с бумагами.

Все штрафы автоматом списываются с карты арендатора. Если сразу после поездки обнулить счёт, то на штраф начислят пени, скажем, 5% в сутки. Рано или поздно за этими деньгами придут судебные приставы.

Большинство компаний устанавливает на свои автомобили телематическое оборудование, необходимое для отслеживания вашего стиля езды и фактических нарушений, — так каршеринг дисциплинирует водителя. Одного относительно резкого торможения за всю поездку достаточно, чтобы ваш стиль вождения оператор признал неудовлетворительным. А если вы еще и скорость превысите или нажмете педаль газа в пол… Штрафов за это пока нет, но это пока. Уже сейчас, например, служба безопасности Яндекс.Драйва звонит водителю при превышении им скорости на допустимые +19 километров в час и просит быть поспокойнее — уверен, со временем придут и реальные штрафные санкции.

Вывод тут такой — каршеринг решительно не подходит тем, кто не умеет читать написанное мелким шрифтом, и тем, кто любит нарушать правила дорожного движения. Любое нарушение обойдется дороже, чем на собственном автомобиле.

С личным автомобилем все понятно. У вас тот страховой продукт, который вы выбрали самостоятельно — на условиях, которые вас устраивают. В случае с каршерингом важно не покупаться на красивые галочки в приложениях типа «включить опцию каско», а опять же внимательно читать договор. У большинства операторов подключенная опция каско «Не волнуйтесь, теперь все ваши поездки застрахованы!» работает с франшизой от 15 000 до 70 000 рублей. Арендатор платит эти деньги при любом ДТП, если в протоколе не будет четко обозначен другой виновник. Автомобиль новый, не такой уж дешевый, ущерб оценивается исходя из специальных, максимальных, так называемых «страховых» расценок официальных дилеров. Микроскопическая трещина в бампере или крошечная вмятина на кузовной панели — это однозначно замена.

При этом опцию каско отключать все же не стоит — без неё есть риск уйти в минус на несколько сотен тысяч рублей плюс комиссии за простой автомобиля и утраченную выгоду оператора. Да-да, или вы не читали договор? Если читали, наверняка обратили внимание, что размер этой «упущенной выгоды» договором никак не регламентирован.

Внимательно читайте договор и в случае ДТП чётко следуйте регламенту оформления. В случае с каршерингом подводных камней тут несколько больше, чем с собственным автомобилем, хотя общий принцип тот же — в любом ДТП должен быть чётко зафиксирован виновник, и лучше, чтобы это были не вы.

Еще один аспект использования каршеринга настолько очевиден, что арендаторы часто упускают его из виду. Любое повреждение автомобиля, не зарегистрированное во внутренней системе оператора до начала вашей аренды и отмеченное следующим арендатором, автоматически относится на ваш счет. Оператор допускает нормальный износ деталей. Появление небольших царапин и вмятин — эксплуатационная норма, но на случаи ДТП все это не распространяется. Оператор может трактовать любое повреждение как захочет.

Однажды у моего приятеля просто списали с карты 15 000 рублей за повреждение переднего крыла автомобиля, которое обнаружил на автомобиле следующий арендатор. Мой приятель полагает, что крыло было абсолютно целым, но фотографий он не делал, да и не особо присматривался к грязному автомобилю. Доказать свою правоту в такой ситуации возможно, но для этого нужно сформировать маниакальный подход к использованию каршеринга.

Как быть: до начала и после окончания аренды необходимо провести полную фотосессию автомобиля со всех ракурсов. В кадр должны попасть все кузовные детали и стекла, шины и колесные диски, коврики, кресла, запасное колесо и ремнабор в багажнике, а также фотографии автомобиля с привязкой к местности. Важно, чтобы в EXIF файла также сохранялись геоданные — для этого в настройках смартфона нужно включить геолокацию. Также важно заранее убедиться, что системное время соответствует реальному. Оно пишется в EXIF.

Дальше в приложении каршеринга следует зафиксировать все потёртости, сколы, вмятины и прочие повреждения. Только после этого можно нажимать кнопку «подписать договор аренды». Со своим автомобилем быть таким дотошным нет нужды. Но если хотите экономить на каршеринге — нужно четко следовать духу описанной выше инструкции.

Мой автомобиль — моя ласточка. Я буду его холить и лелеять, заливать лучшее масло, ставить качественные запчасти, мыть и полировать. В багажнике у меня всегда есть и салфетки, и губки, и необходимая автокосметика.

Каршеринговый автомобиль чужой всем: тем, кто на нем ездит, кто его обслуживает и кто им владеет. Арендаторы убивают и пачкают (в том числе биологическими жидкостями), курят и относятся к ним по-скотски. Те, кто эти несчастные автомобили обслуживает, часто делают это с минимальными затратами — ставят самые дешёвые запчасти в самых дешёвых мастерских. Чтобы в этом удостовериться, достаточно присмотреться к маркировкам на стёклах.

Многие операторы каршерингового автопарка не брезгуют безродными расходниками неизвестного качества. Если на стекле написано Benson, XYG или КМК — знайте, на ремонте этого автомобиля жестоко экономят. Думаю, нет нужды говорить, что со своей машиной никто в здравом уме так обращаться не будет.

Как-то я приехал в Питер на деловую встречу. Бизнес-класс «Сапсана», чай в красивом подстаканнике. Величественная архитектура, запах моря и болот. Шагаю к заблаговременно арендованному автомобилю и попадаю в историю про «ожидания и реальность». Автомобиль был покрыт плотной скорлупой из грязи. Внутри этот киндер-сюрприз, похоже, никогда не мыли. Стояла омерзительная вонь. Когда я брезгливо сел в более-менее чистое кресло и положил руки на руль, понял, что влип. Ладони в прямом смысле прилипли к рулю. Я ведь еду на деловую встречу: как пожать руку тому, кто меня встретит? Рисковал не доехать — подвеска гремела так, будто ее не было, автомобиль тянуло в сторону, через затертое дворниками ветровое стекло почти ничего не было видно.

Со встречи ехал на такси. Водитель оказался агрессивным и неумелым идиотом. По дороге на вокзал он дважды рисковал стать виновником смертельного ДТП. Но я хотя бы ни к чему не прилипал.

Эти фото — ерунда в сравнении с неисправным вакуумным усилителем тормозов и двигателем, который глохнет при каждой остановке. Со всем этим я сталкивался лично, деньги за испорченную поездку мне ни разу не возвращали — просто потому, что это не предусмотрено договором аренды.

Если арендатор со всем согласился и поехал — значит подтвердил, что автомобиль его устраивает. В этой ситуации выводы очень простые: внимательнее осматривайте автомобиль, возите с собой одноразовые перчатки и влажные салфетки, и в случае каких-то поломок сразу прекращайте аренду и сообщайте оператору о проблеме. Этот момент не пересчитать в деньгах. Каждый волен решать сам — ездить в своём автомобиле и ухаживать за ним, либо соглашаться на сюрпризы в каршеринге.


Поездка в аэропорт

В теории один из самых сладких способов использования каршеринга — поездка в аэропорт. Ранним утром она стоит примерно 300 рублей вместо тысячи на такси и 500 на Аэроэкспрессе. Главное отличие поездки на каршеринге вот в чём: в случае ДТП арендатор обязан остаться рядом с автомобилем на неопределённо долгий период. Мелкое ДТП, водитель не виноват, всего пара царапин — не важно, опоздание на рейс гарантировано. В случае с такси вы просто меняете машину. В случае с собственным авто можете оформить европротокол, или договориться о компенсации на месте, взяв с другого участника ДТП расписку, что он не имеет претензий и законно покинуть место ДТП, как будто его и не было вовсе.

При использовании каршеринга на обратном пути из аэропорта в город арендатор в случае того же Шереметьево преодолевает два задания незапланированного квеста: найти автомобиль на парковке и договориться, чтобы тетушка выпустила за территорию — найденная в машине парковочная карта точно устарела. Машина в аренде, нужно сложить чемоданы в багажник, поставить машину в режим ожидания и идти в будку оформлять документы.

Вот почему я стараюсь ездить в аэропорт на аэроэкспрессе. Каршеринг беру по пути домой, но только если летаю налегке. Использование личного автомобиля на этом направлении тоже не очень-то выгодно — если вы летите на несколько дней, то придется отдать немаленькие деньги за парковку, а в случае ДТП, которое станет причиной спора о виновности между его участниками, вы точно так же пропустите рейс.

Это должен знать каждый водитель:  Гляди в оба как самостоятельно полировать фары

С точки зрения стоимости километра пробега загородная поездка на каршеринге представляется выгодной. Если нет пробок, то при движении со скоростью 90 км/ч удельная стоимость пользования падает до невероятных 5 рублей 33 копеек за километр пробега. При этом не нужно платить за заправку. Точнее, если заправиться все же придется, каршеринг сделает скидку.

Дальше начинаются тонкости. Завершить аренду на дачном участке невозможно. Это значит, что автомобиль будет находиться в режиме парковки. Также многие операторы устанавливают лимит максимального пробега в сутки в 70-100 километров. Для поездки на дачу этого может быть недостаточно.

Подобные лимиты есть и в суточных пакетах — когда арендатор платит не за минуты, а сразу за сутки. Солярис в «Делимобиле» на сутки с лимитом пробега 70 км обойдется в 1999 рублей. Стоимость километра пробега составит 28 рублей и 56 копеек. Лимита суточного пробега нет у Яндекс.Драйва, но в целом по рынку математика схожая, равно как и тренд на уменьшение лимита суточного пробега.

Минимальный тариф сервиса — 5 рублей за минуту. Предположим, вы взяли такую машину в Яндекс.Драйве и едете по пустому скоростному шоссе со средней скоростью 90 км/ч. Километр будет стоить 3 рубля 33 копейки. Дальнейшая выгода зависит от того, сколько автомобиль проведет в режиме ожидания. Предположим, это 6 часов. По тарифу ожидания 2 рубля 50 копеек за минуту мы получим 900 рублей. Условная поездка на 100 километров туда и столько же обратно в идеальных условиях может стоить 1566 рублей, ее удельная стоимость составит 7 рублей 83 копейки за километр. Минимум вдвое дешевле, чем на своей! Если же в режиме ожидания провести 18 часов, удельная стоимость составит 16 рублей 83 копейки, что сопоставимо с личным авто.

При поездках за город важно внимательно читать договор и не превышать лимит. Если это случится, могут насчитать по 5-10 рублей за каждый километр перепробега или наложить фиксированный штраф. В договорах некоторых операторов прописана ответственность за использование автомобиля вне дорог. Обычно цена штрафа начинается с 50 000 рублей. Теоретически его могут выписать на основании данных телеметрии и геопозиционирования. Ваша дачная грунтовка на карте для каршеринга легко может стать участком бездорожья.


Путешествие на каршеринге

Некоторые каршеринги — например, Rentmee — позволяют ездить далеко. Например, на нем можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург. В режиме поминутной аренды попросят 6 рублей за минуту аренды и 2 минуты в режиме парковки, суточный лимит — 100 километров. Максимальную выгоду можно получить при поездках на 50 км в одну сторону, либо на 100, но без обратного пути.

Суточный тариф 1200 рублей в сутки выгоднее, ведь лимит в нем уже 200 км. Доплата за превышение — 5 рублей за каждый километр. Условные 700 км пути из Москвы в Санкт-Петербург без учета платных дорог (предположим, время нам не важно — платим-то за сутки) будут стоить 1200 рублей тарифа + 2500 рублей перепробега или 3700 рублей в одну сторону. Но это не все. Особенность суточного тарифа Rentmee — не включенная в стоимость цена топлива. При среднем расходе 8 литров на сотню, мы израсходуем минимум 56 литров бензина по 45 рублей за литр, итого до Санкт-Петербурга — 6220 рублей. Средняя стоимость километра составит 8,88 рублей, что довольно выгодно.

Для действительно дальних путешествий каршеринг не подойдет — зона использования ограничена правилами сервиса.

Итак, может ли каршеринг быть дешевле собственного автомобиля? Конечно же, может!

За четыре года использования этого сервиса у различных операторов, я не заплатил ни единого штрафа. Но чтобы «лайфхак» не превратился в «попадос», нужно внимательно читать договор, неукоснительно соблюдать его условия, выполнять все требования ПДД и быть настоящим «Ревизорро» при приёмке автомобиля. Я так и поступаю — всегда закладываю 10 минут на осмотр и фотографирование автомобиля и никогда не делаю это в спешке. Это помогает мне считать каршеринг реальной альтернативой личному автомобилю.

Слово «альтернатива» тут ключевое: все выгоды каршеринга становятся менее очевидны, если у вас всё ещё есть собственный автомобиль. Пока вы наслаждаетесь выгодой каршеринга, он простаивает, ржавеет, теряет стоимость, а вы оплачиваете налоги и страховку.

Такая вот арифметика.

А теперь обещанный конкурс.

Тинькофф запустил конкурс для драйвовчан. Чтобы гарантированно забрать приз, вам нужно самим подписаться на блог Банка, призвать к этому читателей своего блога на Drive2 и поделиться советами об экономии на автомобилях. За это вы получите 399 кредитов Drive2 и будете претендовать на суперпризы, включая 15 000 баллов на карту Tinkoff Drive. Подробности — читайте тут.

Правила передачи

Первая. При аварии, даже самой мелкой, водителю зачастую не удастся отделаться от больших сумм возмещения ущерба, установленных оператором. В случае с каршерингом не урегулирован окончательно вопрос ущерба при дорожно-транспортных происшествиях. В результате в одном сервисе при ущербе до 70 тысяч рублей придется заплатить максимум 15 тысяч, а в другом при мелких повреждениях с клиента спросят уже 50 тысяч рублей.

При этом клиент обязан согласиться со всеми условиями оператора. Возможность внесения особых условий в договор отсутствует. Если при регистрации человек не согласен с одним или несколькими пунктами в договоре, сделать ничего не удастся. Разбираться придется только через суд.

Куда сложнее дело обстоит с выплатами в случае серьезных повреждений. Расширенное страховое покрытие покупают далеко не все сервисы. Так, известны случаи, когда после аварии вместо штрафа, который должен был составлять 20 процентов от стоимости ущерба (100 тысяч рублей), компания включала в счет почти 500 тысяч рублей за ремонт автомобиля. «В случае аварии все необходимые деньги каршеринговому сервису выплачивает страховая компания. Это не снимает вины с причинителя вреда. И если у каршерингового сервиса нет дополнительного расширения, все, что выше размера страхования гражданской ответственности — сегодня это 400 тысяч рублей, будет взыскано с водителя», — рассказал «Российской газете» Евгений Корчаго, член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.

Вторая. С водителя могут потребовать возместить небольшие поломки или повреждения автомобиля, к которым он не причастен. Можно попросту не заметить сломанные дворники или отсутствие запасного колеса. «Прежде чем начать поездку на автомобиле, следует тщательно его осмотреть. Включить все световые приборы, проверить наличие повреждений. Если они есть, нужно связаться с оператором. И лучше подтвердить сообщение фотофиксацией», — советует юрист.

Также дело обстоит с оставленным мусором и грязью в салоне автомобиля. Если загрязнение серьезное, водителю лучше сразу сообщить о нем оператору и найти другую машину. А вот на мелкие бумажки придется просто закрыть глаза.

Третья. Разнообразие опций у различных сервисов приводит к тому, что водитель, выбирая оптимальный вариант поездки, может потерять в деньгах. В одной фирме есть бесплатные опции, зато сама поездка обойдется дороже. Или наоборот — привлекательная стоимость поездки может обернуться дополнительными тратами. Каршеринговые фирмы работают по принципиально разным схемам, устанавливая свои собственные тарифы и скидки. Только на осмотр и переписку с оператором о повреждениях может понадобиться 10-15 минут, а счетчик уже работает.

Та же история с расчисткой от снега и прогревом машины. Немногие операторы готовы дарить от 10 до 20 бесплатных минут. Обычно дело ограничивается парой минут, предоставленными на осмотр автомобиля. «У пользователей всегда есть пять минут на осмотр автомобиля с заведенным двигателем. За это время можно прогреть машину и очистить ее от снега», — рассказал «РГ» Кирилл Курашев, директор по маркетингу сервиса YouDrive.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что сегодня в стране нет единых правил каршеринга. Действуют гражданско-правовые отношения и договор краткосрочной аренды.

Четвертая. Каршеринговые сервисы часто подводит техника. Многие приложения отличаются неудобством, например, сложными процессом регистрации и связью с оператором. В некоторых приложениях на сообщение о проблеме клиенту одной и той же фразой может отвечать бот.

Редкие сервисы установили голосового помощника. Кроме того, если в такси-сервисах в конце поездки можно поставить оценку и написать комментарий, то каршеринг, как правило, лишен обратной связи. Можно поделиться фотографией повреждений перед поездкой, но нельзя сделать это в конце маршрута.

Пятая. Водителям не хватает предметов первой необходимости: скребков, лопат, щеток, монтировок. Случается, отсутствует незамерзайка. Инструменты часто воруют сами клиенты, но во многих каршеринговых автомобилях дополнительное оснащение не предусмотрено изначально. В пресс-службе сервисов «Делимобиль» и Anytime рассказали, что водителям иногда приходится заливать незамерзайку самостоятельно, но сервис возвращает потраченные деньги после предъявления чека. Отсутствие других инструментов в сервисе также готовы компенсировать бонусами. Но не все столь лояльны. Многие игнорируют подобные обращения.

Шестая. Пользователь каршеринга несет ответственность за эвакуацию автомобиля, даже если она была произведена после завершения аренды, но из-за нарушения правил парковки. Каршеринговую машину эвакуируют на штрафстоянку, как личный транспорт. Следовательно процедура возврата каршерингового автомобиля ничем не отличается от возврата собственного.

Все расходы на эвакуацию и пребывание авто на стоянке несет клиент. А если водитель откажется забирать машину самостоятельно, ему придется оплатить не только расходы за пребывание автомобиля на стоянке, но и штраф сервису в размере 7-10 тысяч рублей. Некоторые каршеринговые фирмы требуют оплатить этот штраф, даже если клиент самостоятельно забрал машину.

До 19 ноября работает всероссийская горячая линия Роспотребнадзора (телефоны можно узнать на сайтах региональных управлений ведомства) по услугам такси и каршеринга, где можно проконсультироваться по вопросам правил оказания транспортных услуг и защите прав потребителей при поминутной аренде автомобилей.

Колеса в аренду: краткая история каршеринга

Каршеринг захватил Москву. Человеку с водительскими правами сегодня достаточно найти ближайшую «общую» машину на карте, пару раз ткнуть пальцем в экран гаджета — и всё, можно отправляться в путь! Будущее в очередной раз наступило, и кажется, что именно в наши дни автомобиль действительно стал символом свободы перемещения.

Москва — мировой лидер каршерингового рынка. В российской столице к концу августа 2020 года было доступно 23 тыс. машин (аналитики обещают, что в 2020-м их число перевалит за 30 тыс.), а свои услуги предлагали более десятка операторов.

Но началась история автопроката больше ста лет назад в США.

Скоростной XX век

Кто и когда первым догадался сдать транспортное средство в аренду, мы, конечно, не узнаем. А вот с автомобилями всё несколько проще.

Считается, что впервые подобное объявление появилось на страницах газеты The Minneapolis Journal от 22 июля 1904 года.

Разумеется, попытки заработать на железном коне могли предприниматься и раньше, но о них нам ничего не известно.

В первой половине 1900-х годов автомобильный рынок развивался динамично, но хаотично. Полным ходом шла война моторов, и по улицам колесили вперемешку бензиновые агрегаты, электрокары и паровики. Да и повозки, запряженные лошадьми, еще никуда не делись. Генри Форд только готовится совершить свою «конвейерную революцию» — его Model T поступит в продажу в 1908 году. Автомобиль был передовым, только что сошедшим со страниц фантастических романов транспортом. Иметь собственный автопарк могла себе позволить далеко не каждая компания — что уж говорить о личных машинах. Естественно, аренда самодвижущейся повозки была не только отличным «стартапом», но и мудрым маркетинговым ходом: покатавшись пару дней и оценив все прелести нового чуда техники, клиент мог всерьез задуматься, а не влезть ли в кредиты, чтобы купить себе такое же.

В 1912 году была создана немецкая компания Sixt, которая сделала прокат автомобилей главным направлением своего бизнеса. Она прекрасно чувствует себя до сих пор, предоставляя машины в аренду, лизинг и занимаясь всё тем же каршерингом.

Каршеринг по-советски

В СССР первый пункт проката автомобилей открылся в Москве в 1957 году, в разгар хрущевской оттепели. Любой желающий мог взять на время «победу», «Волгу» или «москвич». Всего первый советский каршеринг располагал 80 автомашинами, а к 1959 году их количество выросло до 290. Правда, топовую «Волгу» предоставляли только водителю, который до этого уже поколесил на арендованных «победах» и «москвичах» и вернул их в целости и сохранности. Позже пункты проката открылись при автобазах и в других городах Советского Союза.

В СССР была широко распространена аренда всего чего угодно — в прокат можно было взять, например, холодильник, телевизор и другую бытовую технику. Научный работник или писатель за небольшие деньги на короткое время (чтобы набрать текст) становился счастливым обладателем печатной машинки. А отправляясь на прокатном авто на курорт, можно было арендовать еще и фотоаппарат и наделать эффектных снимков в Ялте, Гурзуфе или Сочи.

В основном машины брали в складчину на достаточно долгий срок — для поездок в отпуск, например. Стоил прокат 1 рубль 24 копейки в сутки, и еще 24 копейки начислялись за каждые 10 км пробега.

Для компании из четырех-пяти человек сумма была небольшой, а свобода, которую предоставлял арендованный «москвич», ограничивалась только территорией необъятной страны.

Прокат стал очень популярен в 60-х, и на те же годы пришелся расцвет туристического движения в СССР. Физики и лирики сбегали из своих институтов, от диссертаций, партсобраний и домашних хлопот в леса, на берега рек и южных морей дикарями, купались, жарили шашлыки, пели песни и говорили о том, на что в будничной жизни не хватало ни времени, ни сил. Взятая напрокат машина стала одним из романтических символов того времени.

Неудивительно, что Александр Привалов, герой настольной книги шестидесятников «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, едет в отпуск на арендованном «москвиче-407», а находит новую работу и смысл жизни в соловецком НИИЧАВО.

Однако к концу десятилетия каршеринг в СССР закончился. Есть несколько версий и даже экстравагантных политических теорий, объясняющих, почему советских автолюбителей лишили прокатных машин, но, скорее всего, дело (как это бывает почти всегда) в экономике. Таксопарки, которым со временем навязали популярную услугу, стали нести убытки. Они должны были обслуживать арендные автомобили и предоставлять их водителям, но это уменьшало их основные доходы — собственно от извоза. Такси в СССР стоило немало, а в прокат машины сдавались буквально за копейки. Кроме того, автомобили часто попадали в руки неопытных водителей, и их приходилось ремонтировать или даже отправлять на слом и заменять новыми за счет предприятий. А это «плохо для бизнеса», как сказали бы капиталистические коллеги наших таксистов, и автопрокат в стране развитого социализма приказал долго жить.

Это должен знать каждый водитель:  Брэд Келли, «Форсаж», эксклюзивно для в самой массовой сцене работали 100 каскадёров

Впрочем, в 70-х каршеринг вернулся, но рассчитан он был исключительно на интуристов. Заграничные гости для поездок по СССР могли взять в аренду, например, вазовскую «трёшку», как и поступили герои комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».

Как швейцарцы с голландцами машины делили

Но автопрокат и каршеринг не совсем одно и то же, и во втором случае первопроходцами принято считать швейцарцев. В разрушенной войной Европе иметь личный транспорт было почти немыслимой роскошью. В 1948 году в Цюрихе появился автоклуб Sefage. Его члены платили взносы, а взамен получали право пользоваться принадлежавшими организации автомобилями. Это уже похоже на каршеринг в современном понимании, хотя, конечно, такая модель бизнеса и отличается от знакомой нам.

Первый проект каршеринга без всяких натяжек и оговорок — Witkar («Белый автомобиль») — был запущен в Амстердаме в 1974 году. На улицы столицы Нидерландов вышли 35 электрокаров. Каждый желающий мог сесть в такую машинку на одной из пяти станций и пользоваться ею столько, сколько нужно, — действовала почасовая оплата.

Эти электромобили были довольно забавными и не очень удобными, но поначалу дело пошло в гору. К концу 1976 года по Амстердаму колесило уже 150 каршеринговых машин. У создателей Witkar были грандиозные планы по расширению, но через несколько лет проект стал нерентабельным и в 1986 году закрылся.

Тем не менее стоит отдать должное «Белому автомобилю»: это предприятие действительно опережало свое время на пару десятков лет. Системой управлял новейший мини-компьютер PDP-11, а оплата автоматически производилась с банковского счета клиента — фантастическая история для середины 70-х.

Однако уже на следующий год после крушения Witkar упавшее знамя каршеринга вновь подхватили швейцарцы. В 1987-м были основаны компании AutoTeilet-Genossenschaft (ATG) и ShareCom. Они начали предоставлять клиентам обычные бензиновые автомобили в краткосрочный прокат. Футуризма в этой затее стало меньше, зато оба предприятия успешно справлялись со своими задачами, а через 10 лет слились в компанию Mobility, которая неплохо чувствует себя и сегодня: их каршеринг-парк насчитывает около 3000 автомобилей.

Россия едет!

В России первый сервис каршеринга открылся в Москве в 2020-м, а настоящий бум в этом сегменте рынка начался три года спустя, и волна не спадает по сей день. Совместное исследование «Яндекс.Такси» и Data Insight показало, что использование прокатных автомобилей для многих жителей столицы стало выгоднее, чем приобретение собственной машины: из-за расширения зоны платных парковок и не слишком благоприятной экономической ситуации всё больше людей (особенно тех, кто не пользуются личным транспортом ежедневно) выбирают каршеринг.

Впрочем, проблем у популярного сервиса хватает, и главный их источник — недобросовестные пользователи.

С июля 2020 года Госавтоинспекция начала массовые проверки арендованных машин — за это время выявлено почти 3000 нарушений ПДД, 60 водителей управляли автомобилями без прав, 59 были пьяны.

Главной проблемой каршеринга ГИБДД называет несовершенство системы дистанционной проверки документов: доступ к свободной машине можно получить по поддельному аккаунту. Впрочем, это, скорее, трудности роста, которые будут преодолены со временем благодаря ужесточению контроля и совершенствованию методов идентификации водителей.

Транспорт будущего?

Судя по последним тенденциям, каршеринг действительно может стать одним из главных сегментов транспортной системы будущего. Распространение «общественных» автомобилей избавляет водителей от вороха проблем: не нужно думать о гараже, техосмотрах и дорогой парковке. Кроме того, клиент может выбирать машину исходя из своих потребностей. Сегодня тебе нужен маленький автомобиль, чтобы толкаться в пробках в центре мегаполиса, а завтра — вместительный универсал для поездки за покупками или за город. При дальнейшем развитии каршерингового парка потребность в личной машине у значительного числа водителей может просто отпасть.

Для автопроизводителей рынок краткосрочной аренды выгоден и с маркетинговой точки зрения: порулив на прокатном автомобиле, многие клиенты задумаются о покупке такого в собственность. А еще каршеринг помогает внедрять экологически чистый транспорт — по данным оператора DriveNow, первое знакомство с электромобилями для водителей начинается именно с прокатных машин, а 70% опрошенных готовы и дальше ими пользоваться.

Так что пока каршеринг чуть ли не манна небесная и для городских властей, и для автоконцернов, и для водителей, а главные проблемы этого сервиса связаны с правонарушениями и не дискредитируют саму модель. Личный автомобиль в ближайшем будущем может запросто превратиться в такую же диковинку, какой он был в начале прошлого века.

Убьет ли каршеринг частный автомобиль и стоит ли автобизнесу его бояться

Последний гвоздь в крышку гроба частного автовладения в России?

В 2020 году каршеринговый парк в Москве не превышал 2000 автомобилей. Сегодня по дорогам столицы бегают около 23 000 машин сервисов поминутной аренды. Ожидается, что через год их число вырастет до 30 000. Объем же расходов пользователей на каршеринг достиг 951,6 млн рублей в месяц. Видят автомобильные бренды в этих цифрах деньги, которые уплывают у них из рук? Вытеснит ли каршеринг личный автомобиль? Чем это обернется для бизнеса и потребителей? Обо всем этом «Секрет фирмы» поговорил с представителями компаний-импортеров, дилеров и аналитиками.

Но тут позволю себе лирическое отступление, необходимое для осознания драматизма изменений, происходящих в сознании потребителей и реалиях рынка.

Готов поспорить, у каждого есть знакомый сумасшедший автомобилист. У меня тоже был такой приятель, но в один прекрасный день из фанатичного автоэнтузиаста он превратился в автопотребителя — пользователя каршеринга. Раньше это был человек, менявший одну «Приору» на другую, видимо, в поисках самого лучшего, самого безупречного экземпляра. Вершиной мечтаний была покупка Subaru и поездка на ней в Ялту.

И вдруг его словно подменили. Подшивка «Авторевю» отправилась в мусорный бак, очередная — «самая лучшая в мире» — «Лада Приора» перешла в руки новых хозяев, гастарбайтеров из Королёва. А автомобильная жизнь Васи стала похожа на вечный тест-драйв. Он заболел погоней за новизной ощущений и начал кататься на всём, что только доступно. В какой-то момент я не выдержал и спросил, когда же он, наконец, поедет на Subaru в свою Ялту. Вася ответил вопросом: «А зачем она мне теперь, когда есть каршеринг?»

Эту историю я вспомнил, сидя на конференции Auto.Ru и «Яндекса», когда на вопрос «А кто из вас приехал на личном авто?» в переполненном зале поднялось меньше трети рук.

Среди прочих важных вопросов, касающихся российского автомобильного рынка, на этой конференции обсуждали и «изменения в поведении потребителей».

Ключевое изменение — потеря привлекательности личного автомобиля как собственности. Негативный опыт владения (налоги, время и деньги, потраченные на обслуживание автомобиля и оплату парковки) сегодня уже преобладает над преимуществами. И помочь этому уже не может даже якобы повышающийся от владения престижным автомобилем общественный статус.

Стараниями автопроизводителей современный автомобиль стал быстрым, комфортным и очень качественным. Но ровно настолько, чтобы по истечении гарантии он «превратился в тыкву», потребовав дорогостоящего ремонта. Дорогостоящего настолько, чтобы потребитель принял решение не чинить, а купить новое авто. В итоге мы получили очередную вещь, которая ценна, пока она новая и модная, как кофемашина или пылесос, но недостаточно ценна как собственность и вложение средств.

Производители сами себя высекли с этой идеологией в первый раз. И кажется, что в эйфории от многотысячных продаж в каршеринг они сами не замечают, как готовы высечь себя во второй раз.

Потеря привлекательности владения автомобилем совпала по времени с растущей финансовой привлекательностью каршеринга и расширением круга моделей, доступных в прокате. Действительно, в Москве сегодня можно арендовать всё что угодно: от дешёвой китайской Geely до спорткара Porsche, коллекционного янгтаймера Ford Mustang и электромобиля Nissan Leaf.

На смену гаражным разговорам о достоинстве бренда и модели, выборе цвета кузова, управляемости, уровне комфорта и богатстве оснащения приходят рассуждения о тарифах и юзабилити мобильных приложений служб каршеринга.

Многие автоэнтузиасты уже называют происходящее «смертью автомобилизма» и удивляются близорукости автомобильных брендов, которые в погоне за оптовыми продажами в парки каршеринговых компаний забивают последние гвозди в крышку гроба частного автовладения.

Каршеринг уже побеждает — если не в масштабах всей страны, то в крупнейших городах. А именно в них живут, по некоторым оценкам, от четверти до половины потенциальных покупателей автомобилей.

IT им рубль бережёт: почему каршеринговый автомобиль обслуживают быстрее обычного?

Москва является одним из наиболее быстроразвивающихся рынков каршеринга в мире по количеству пользователей. Об этом говорится в исследовании JPMorgan, вышедшем 20 сентября (копия есть у РБК).

В столице сконцентрировано около 85% российского автопарка каршеринга. На один каршеринговый автомобиль приходится 1082 москвича (JPMorgan опирается на данные, озвученные правительством города в середине сентября). С начала года пользователи сервиса краткосрочной аренды автомобилей совершили более 12 млн поездок, что более чем в два раза превышает показатель за весь 2020 год (6,5 млн поездок). В столице работает 15 компаний краткосрочной аренды, чей автопарк в сумме составляет около 11,5 тыс. машин, а количество поездок превышает 60 тыс. в день.

В исследовании JPMorgan указывает, что московское правительство ставит своей целью увеличить парк каршеринговых автомобилей до 25 тыс. машин. В этом случае на каждый автомобиль будет приходиться примерно 500 жителей, что будет сопоставимо с показателями лидеров в этой сфере — Торонто (один автомобиль на 498 жителей, по оценке на конец второго квартала 2020 года), Мадрида (500), Штутгарта (515) и Нью-Йорка (525).​

Почему московский рынок растет быстрее других

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, быстрый рост рынка каршеринга в Москве обусловлен тем, что он происходит от «нулевой базы». «Для такого города, как Москва, изначально не предназначенного для большого транспортного потока, разгрузка дорог является стратегической задачей. Одно из решений такой задачи — это сделать владение личным автомобилем слишком дорогим, поэтому популярность каршеринга подскочила после того, как была введена платная парковка», — указал Блинкин.

Власти Москвы ввели платную парковку в 2020 году. В том же году в России появился первый сервис каршеринга — Anytime, но по-настоящему рынок стал развиваться осенью 2020 года, когда при поддержке столичных властей был запущен проект «Московский каршеринг», в рамках которого компании смогли приобретать льготные разрешения на парковку в столице. Сейчас цена такого разрешения для владельцев сервисов составляет 24 тыс. руб. в год для одной машины, пояснил представитель «Яндекс.Драйв». При этом для пользователей сервисов парковка бесплатна.

Сооснователь компании «Каршеринг» (бренд BelkaCar) Екатерина Макарова также добавила, что быстрому развитию культуры каршеринга способствует высокая численность населения в совокупности с высокой плотностью, а также тот факт, что изначально процент людей с правами и навыком вождения автомобиля был немаленьким.

Кто на этом зарабатывает

К середине 2020 года на российском рынке каршеринга насчитывалось 20 игроков, общий автопарк которых составлял 14 тыс. машин. Из данных JPMorgan следует, что лидером рынка была компания «Каршеринг Руссия» («Делимобиль»). Ее автопарк составлял 3,2 тыс. машин. Однако после публикации исследования «Яндекс.Драйв» объявил об увеличении своего парка до 4,3 тыс. единиц. К ключевым игрокам рынка JPMorgan также отнес сервисы BelkaCar, Anytime (развивается компанией «Энитайм») и YouDrive («Новые транспортные системы»).

Помимо «Яндекса» среди владельцев этих компаний числятся инвесткомпания Mikro Kapital Group бизнесмена итальянского происхождения Винценцо Трани (владеет долями в «Делимобиле» и Anytime), фонд прямых инвестиций Bryanston Group (инвестор BelkaCar). Однако основными акционерами крупнейших каршерингов являются основавшие их физлица. Как пояснил РБК управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава, раньше инвесторы в России были более активны на рынке каршеринга, но с выходом на него «Яндекса» они стали смотреть на этот сегмент с опаской.

При этом JPMorgan констатирует, что наибольшие перспективы роста сейчас показывает «Яндекс.Драйв». В августе 2020 года на «Яндекс.Драйв» приходилось 42% от ежедневных поездок в Москве. Исходя из того, что доля сервиса в общем автопарке столицы составляла 20%, он использует свои автомобили более эффективно, чем конкуренты, считает JPMorgan. Один автомобиль от «Яндекс.Драйв» совершал около десяти поездок в день против менее четырех поездок у других сервисов. Однако представитель «Делимобиля» не согласился с оценкой. По его словам, пользователи сервиса эксплуатируют один автомобиль до 12 раз в сутки.

Также аналитики указали на динамическое ценообразование «Яндекс.Драйв» (тариф меняется в зависимости от времени суток). Такая ценовая политика подталкивает людей арендовать машину на более короткий срок вместо посуточной аренды, что отвечает потребностям потребителя. Однако и другие сервисы вводят динамические тарифы. Например, у «Делимобиля» утром действует более низкий ценник.

Каковы перспективы каршеринга в России

Каршеринг будет расти не только в Москве, но и по всей стране. Среди причин основатель YouDrive Борис Голиков указал на географию: при больших расстояниях и плохой погоде люди предпочитают пользоваться автомобилем. «Но стоимость собственного автомобиля и его эксплуатации для многих слишком высока, поэтому они предпочитают поминутную аренду, что намного дешевле. Выгодным каршеринг делают и льготы от города в виде бесплатной парковки», — пояснил он.

По оценкам PwC, совокупный парк каршеринга в Москве достигнет 30 тыс. машин к 2025 году. Переполненный московский рынок заставляет компании выходить в другие города. «Во многих городах-миллионниках начинают вводить платные парковки, и они также страдают от пробок, поэтому та​м каршеринг востребован не меньше, чем в столице», — говорит руководитель пресс-службы «Делимобиля» Алена Балакирева. Однако в маленьких городах у каршеринга шансов нет, признается Балакирева. «В таких городах люди привыкли, что на центральной площади десятилетиями стоят одни и те же таксисты, все знают цены на их услуги, и эти цены низки. Поэтому даже сервисы такси не смогли там найти большого количества клиентов, не говоря уже о каршеринге», — пояснила она.

Это должен знать каждый водитель:  Автотур выходного дня путешествие в восточную Эстонию, от Гугенбурга до высот Синимяэ

Руководитель «Яндекс.Драйв» Антон Рязанов считает Санкт-Петербург вторым рынком в России для каршеринга после Москвы. «Как только там начнет расширяться зона платной парковки, город ожидает настоящий бум каршеринга. Еще один перспективный рынок — Сочи. Там основная аудитория — отдыхающие», — указал Рязанов. В остальных регионах каршеринг не сможет развиваться теми же темпами, пока цена на поездку не станет дешевле поездки на такси, говорит он.

Что развитие каршеринга даст потребителям

От развития каршеринга выигрывают автомобилисты. Каршеринг позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство: один автомобиль каршеринга заменяет десять личных, поясняла газете «Ведомости» замруководителя департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева. В Москве около 4 млн автомобилей, благодаря каршерингу их количество может сократиться в 2–3,5 раза, прогнозировали эксперты.

Пересаживаясь на каршеринговую машину, автомобилист может сэкономить от 4 до 10% своих затрат, а также имеет возможность выбора из автомобилей разного класса в зависимости от необходимости, считает директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина. В России рынок каршеринга демонстрирует стремительный рост из-за успешной комбинации роста интереса потребителей, обусловленного сменой поколения и популяризацией концепции совместного потребления, а также мер государственной поддержки, указала Синичкина.

По словам директора по транспортному планированию и прогнозированию Центра экономики инфраструктуры Александра Морозова, каршеринг решает проблему владения: «Нет необходимости заботиться об оформлении и обслуживании транспортного средства. Не нужно заботиться о ремонте, техосмотре, налогах». По его мнению, каршеринг также избавляет конечного потребителя от проблемы хранения (как части проблемы владения) — необходимости беспокоиться о том, где лучше оставить автомобиль, или оплачивать парковку.

По прогнозу аналитической компании IHS Markit, к 2040 году мировой автопарк каршеринга вырастет до 10 млн автомобилей, тогда как в 2020 году он составлял около 300 тыс. автомобилей. Общее количество используемых машин сократится, но использовать их будут намного больше — совокупный пробег составит около 17,7 млрд км в год.

По оценке PwC, в будущем личный автомобиль будет необходим только за пределами населенных пунктов, тогда как в городе люди предпочтут совместное использование машин как более выгодный и комфортный вариант передвижения. Это будет беспилотный транспорт, который будет работать на электричестве​. Уменьшение количества автомобилей приведет к сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу.

Своим умом доехали: почему в Москве подорожал каршеринг

Сразу несколько каршеринговых компаний в конце прошлого и в начале 2020 года скорректировали свои тарифы. Среди них «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Anytime. В BelkaCar стоимость аренды стала актуализировать нейросеть, что сказалось на цене минуты. В сервисе TimCar клиентам предложили оплачивать подорожавшую московскую парковку, жидкость для омывания стекол и бензин самостоятельно. Стоимость минуты каршеринга сильно зависит от динамики цен на топливо и потребительского вандализма, отмечают эксперты. Кроме того, как выяснили «Известия», в прошлом году столичные операторы каршеринга столкнулись с проблемой так называемых дрифтеров, которые гоняются на арендованных автомобилях.

Нейросеть посчитает

У каршерингового оператора «Яндекс.Драйв» стоимость минуты аренды автомобиля меняется в течение дня. На цену влияют пробки, спрос на автомобили и прочие статистические данные, которые сервис не раскрывает. Однако компания указывает у себя на сайте начальную стоимость аренды. В декабре прошлого года она составляла от 5 руб/мин, в январе этого года поднялась на 40% — от 7 руб/мин. В компании «Яндекс» (владеет оператором) уклонились от прямого ответа на вопрос о корректировке начального тарифа на сайте.

«Цены за минуту в «Яндекс.Драйве» динамические, их рассчитывает алгоритм исходя из множества факторов, например, спроса и пробок. Динамическое ценообразование работает в обе стороны, а 7 рублей — это ориентир. Цена за минуту может опускаться и ниже», — сообщил «Известиям» официальный представитель «Яндекса».

У каршерингового оператора «Яндекс.Драйв» поминутная стоимость аренды автомобиля в январе этого года поднялась на 40% и составляет от 7 руб/мин.

И хотя в «Яндексе» уверяют, что цены могут опускаться и ниже означенной суммы, сама формулировка на сайте однозначно говорит о минимальной допустимой цене — от 7 руб/мин.

Пользователи каршеринга на профильных форумах отмечают, что подросла стоимость аренды и у сервиса BelkaCar. В самой компании «Известиям» пояснили, что теперь за формирование тарифа отвечает нейросеть.

Подросла стоимость аренды и у сервиса BelkaCar

«21 декабря мы ввели динамические тарифы, там есть коэффициенты, которые оценивают спрос, предложение и много других факторов. Это самообучающаяся модель: у нас есть исторические данные о спросе, о простое машин в определенные часы в определенный день. Напрямую повышение цен на парковку, бензин и НДС на нас не влияют, поскольку мы ориентируемся прежде всего по рынку», — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы Екатерина Макарова.

Дрифтеры-вредители

У «Делимобиля» в тарифной сетке исчез самый дешевый тариф по 5 рублей за минуту (в начале года — 3 руб/мин), действовавший с 6:00 до 8:59. Таким образом с 6:00 до 17:59 стала действовать единая базовая ставка — 7 руб/мин. Кроме того, ранее у оператора действовала ночная (с 21:00 до 5:59) ставка 7 руб/мин, сейчас она выросла на 43%, до 10 руб/мин (с 23:00 до 5:59). В пресс-службе компании «Известиям» сообщили, что недорогой утренний тариф был временной акцией, действие которой закончилось, повышение стоимости ночной аренды в «Делимобиле» не прокомментировали.

«С осени мы постепенно начали сокращать действие акции. Вначале по времени, только на ранее утро. Затем — по географиям, отключили акцию в регионах еще до нового года. Сейчас наконец выключили и Москву», — сообщила представитель «Делимобиля» Алена Балакирева.

У «Делимобиля» в тарифной сетке исчез самый дешевый тариф по 5 рублей за минуту, действовавший с 6:00 до 8:59

В то же время в конце прошлого года цена ночной аренды практически на 86% подскочила у оператора Anytime для большинства предлагаемых сервисом моделей авто. Несколько собеседников в каршеринговых компаниях пояснили «Известиям», что рост ночных тарифов вызван зимним обострением проблемы так называемых дрифтеров — любителей управляемого скольжения в поворотах на автомобиле.

«Мы знаем о том, что очень многие клиенты стали использовать наши автомобили для дрифта. Автомобиль, как правило, берут на два-три часа, свою машину им жалко, а на чужой почему бы не погонять. Чаще всего эти дрифтеры катаются в районе Царицыно, а также на опустевших вечером парковках молов. Да, мы всячески пытаемся с этим бороться. Отслеживаем и штрафуем. Но в последнее время это явление обрело масштабный характер, — рассказал «Известиям» представитель одной из каршеринговых компаний. — Ущерб от их действий не покрывается страховками».

Цена ночной аренды у оператора Anytime скакнула практически на 86%

Эту информацию подтверждает публикация в официальном аккаунте Anytime в Twitter.

Многие водители каршеринга придерживаются мнения «не моя — не жалко». ��

Мы отслеживаем и наказываем лихачей, устраивающих полицейские развороты на скорости. Берегите наши автомобили.

— Anytime | Персональный каршеринг (@anytimecar_ru) 4 декабря 2020 г.

Антикризисные решения

Выросшая до 380 рублей в час цена парковки в центре Москвы теоретически не должна влиять на стоимость аренды. До декабря 2020 года операторы каршеринга платили ежегодный сбор за один автомобиль 24,5 тыс. рублей, сейчас же городские власти им установили тариф — 27 тыс. рублей за машину. Но куда ощутимее расходы на бензин, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

С 15 декабря 2020 года цена на парковку на центральных улицах Москвы в пределах ТТК выросла до 380 рублей в час

«За прошлый год официально розничные цены на топливо выросли на 10%, но, судя по среднему чеку, цены увеличились куда значительнее. Плюс инфляция, выросший на 2% НДС — вот весь букет, который влияет на стоимость каршеринга. Ну и очевидно, что этот рынок был перегрет конкуренцией и демпингом, и сейчас начинается выравнивание, как цен, так и количества игроков», — отметил Моржаретто.

Аналогичного мнения придерживается издатель портала «Трушеринг» Юрий Николаев.

«В 2020 году большие сервисы будут еще сильнее укрупняться. Цены при этом будут увеличиваться, одним из главных драйверов роста цен станет инфляция и рост цен на топливо. Полагаю, что цены поднимутся не менее чем на 10%», — рассказал Николаев.

В сложившейся ситуации сервисы каршеринга изобретают антикризисные решения. В компании TimCar с 17 января предложили клиентам пакетные тарифы, в которых не учитывается стоимость расхода бензина, омывайки и платных парковок. Всё это клиент оплачивает отдельно. Пока в рамках этой услуги доступны лишь 35 автомобилей.

IT им рубль бережёт: почему каршеринговый автомобиль обслуживают быстрее обычного?

Необходимость продажи личного автомобиля я четко осознал, когда заметил, что большую часть поездок осуществляю ради его обслуживания: помыть, поменять резину, пройти ТО, купить страховку, а также, что трачу много времени на осмотр автомобиля без поездок: подойти проверить, как он там, почистить стекло, завести, чтобы батарея не садилась.

Первоначально идея покупки автомобиля заключалась в поездках на работу и загород. Но дорожная ситуация в Москве за 5 лет ухудшилась, если раньше на работу я мог добраться на авто за 1-1,15 ч., то теперь все 2 часа, что стало бессмысленным, поскольку на метро — 1 час. Во всех известных городах в пределах 1 дня от Москвы я уже побывал, все посмотрел. Раньше ездил в СПБ на автомобиле, то все таки тяжело по 9-10 часов в пути. Наверное, при наличии обычных поездов и сапсанов, не стоит того.

А уж то, что автомобиль является пассивом — это еще много лет назад Кийосаки прописал. Сколько он тянет денег, и как тяжело продать после 5-6 лет.

Продал я свой автомобиль чуть дешевле, чем купил новый (да, так бывает, но это исключение). Но за 6 лет с учетом инфляции он обесценился на 400 000 руб. За последние 3 года цена поездок на автомобиле составила 7 руб./км. Запомните эту цифру, она нам пригодится далее.

Владея автомобилем, вы имеете пассив, который постоянно падает в цене, тянет деньги и ваше время на обслуживание. А в крупных городах, таких как Москва и СПБ, с учетом развития общественного транспорта и больших пробок, поездки на автомобиле становятся более долгими, чем на общественном транспорте. Если говорить об удовольствии от вождения, то в пробках его нет.

Еще нужно учесть в потерях ту сумму, которую вы упускаете, не инвестируя деньги. Предположим, у во дворе стоит ваш автомобиль за 1 млн. руб. Если вложить эти деньги в банковский вклад, вы получите за год 70 000 руб., в акции — от 50 000 до 180 000 руб. + рост тела инвестиции.

Сравнение стоимости поездки на каршеринге, такси и личном автомобиле

Стандартный тариф в каршеринге = 9 руб./минута, но обычно есть ограничение — не более 70 км. за день. Если вы едете 60 км./ч., то 70 км. вы проедете за 70 минут. Стоимость 1 км. составит как раз 9 руб.

В яндекс такси в тарифе эконом стоимость 1 км. составляет 10 руб.

А ваш личный автомобиль обойдется за 1 км. — 7 руб.

Дак стоит ли разница в 2-3 рубля за 1 км., чтобы покупать личный автомобиль, который будет стареть, разрушаться, падать в цене, создавать вам беспокойство об угоне и проблемы. Я думаю, что нет.

В каршеринге за разницу в 2 руб./км вы всегда имеете новый автомобиль, помытый, бесплатную парковку везде, со страховкой КАСКО.

В такси за разницу в 3 руб./км вас везет личный водитель.

Сколько в среднем в год проезжает человек.Предположим, что 15 000 км. Значит, каршеринг будет дороже на 30 000 руб. в год, а такси на 45 000 руб. в год. Большая ли это экономия? Никакая. Один полис ОСАГО + ТО на авто за 1 млн. руб. будут стоить 30 000 руб. И это вы без КАСКО ездите. А уж с такси сравнивать бессмысленно — там вы отдыхаете, вас везут.

Вспомните, вы можете на 1 млн. получать пассивный доход более 100 000 руб. в год, и оплачивать из них 30 000 — 45 000 руб. на каршеринг/такси, и еще 50 000 руб. останется на дополнительный отпуск. Так зачем вам личный автомобиль?

Возможно, в регионах старый автомобиль за 200-300 000 руб. еще более-менее оправдывает себя, но в мегаполисах личный автомобиль однозначно не нужен.

А уж покупку дорогого автомобиля (от 1 млн. руб.) в кредит — иначе, чем финансовым самоубийством назвать нельзя. Пассив падает в цене, а сумма кредита зафиксирована, и вы платите еще за нее проценты.

При этом многие люди вместо того, чтобы купить себе квартиру побольше и поближе к центру покупают дорогое авто. Это не рационально. Если уж так сильно нужна машина, купите б/у за 300 000 руб. и без кредита.

Мой опыт каршеринга и сравнение с суточной арендой и такси

Ездил на НГ в СПБ, и активно пользовался каршерингом для поездок между достопримечательностями. Очень удобно: везде есть каршеринговые автомобили. Примерно выходило 600 руб. в день.

Если бы я брал в аренду автомобиль на сутки, то мне бы это обошлось в 2-3 тысячи в день минимум. При этом фактически ночью аренда автомобиля проходила бы зря: я сплю, зачем платить аренду.

Если сравнивать каршеринг с яндекс такси, то каршеринг дешевле примерно на 100 руб. за поездку.

Выводы:

  1. Личный автомобиль в мегаполисе — это пассив, который тянет ваши деньги и время, теряет в цене и служит источником проблем.
  2. Вместо покупки личного автомобиля вложите деньги в акции и облигации и ездите на каршеринге и такси на доход, полученный с ваших инвестиций. У вас еще останется часть дохода для реинвестирования, и автомобиль в аренду всегда будет новый, чистый и с КАСКО.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: