General Motors ищет себя в России

Российские продавцы хотят наказать «Дженерал Моторс»

Концерн «Дженерал Моторс» (GM) своим решением покинуть российский рынок подложил свинью не только потребителям. Пострадают главным образом те, кто продавал эти автомобили – автосалоны и дилеры. Примером того, как российские продавцы могут наказать американского производителя, может стать аналогичная ситуация, произошедшая во Франции.

Власти Франции оштрафовали компанию – производителя автомобилей Chevrolet, подразделение корпорации General Motors, почти на 8 млн евро за нарушение правил ухода бренда с рынка Европы, сообщает «Франс Пресс».

General Motors в декабре 2020 года объявил, что уберет автомобили Chevrolet с рынка Франции к концу 2020 года из-за плохих продаж. Второй причиной ухода из Европы стало желание Chevrolet не конкурировать с другими автомобильными линейками General Motors – Opel и Vauxhall.

По данным агентства, 17 дилеров Chevrolet подали в суд на компанию за то, что та не предоставила им срок для расторжения договоров в связи с прекращением деятельности бренда в стране. Они также утверждали, что французское подразделение Chevrolet оказывало на них давление, прекратив выпуск маркетинговых материалов и задерживая поставки машин.

Судьи парижского коммерческого суда приняли сторону дилеров, частично удовлетворив их требования и вынудив Chevrolet заплатить штраф, а также компенсировать их расходы.

Пусть суд не удовлетворил полностью запрошенную сумму компенсаций в 33 млн евро, но французские дилеры вернули себе 8 млн евро. Усредненно они получили по 470 тыс. евро на дилера. Неплохой результат, учитывая, что это дополнительная компенсация.

GM в Европе не только предупредил дилеров об уходе бренда с рынка за два года, но и предоставил компенсацию. Другое дело, что во Франции дилеры посчитали размер компенсаций от концерна недостаточным и уже через суд добились доплаты. «В Америке, конечно, производители себе такого не позволяют, они добровольно выплачивают сразу достаточные суммы, которые устраивают обе стороны», – рассказывает газете ВЗГЛЯД вице-президент РОАД (Российской ассоциации автодилеров) Олег Мосеев.

С российскими дилерами GM поступил некрасиво

С российскими дилерами General Motors повел себя куда хуже, чем с французскими. Большинство дилеров Chevrolet и Opel России получили информацию об уходе марок не напрямую от производителя, а вообще из СМИ, им даже не были заранее отправлены официальные документы, говорят в РОАД. Не говоря уже о том, что их поставили перед фактом разрыва дилерских договоров в одностороннем порядке не за два года, как в Европе, а всего за 10 месяцев.

Столь нецивилизованное отношение к своим же дилерам просто обескураживает. «Вполне разумно, что GM должен выплатить компенсации российским дилерам. Если он добровольно этого не сделает, то в суде будем разбираться», – заявил Олег Мосеев из РОАД (в ассоциацию входит 40% дилеров GM).

«РОАД обратила внимание GM на то, что производитель должен договориться со своими дилерами о размере компенсаций за уход с рынка. И РОАД оставляет право за собой инициировать коллективный иск против GM. Сейчас идет анализ документов вместе с юристами, формирование позиции. Для начала планируется договориться в досудебном порядке, но если не получится, то дилеры пойдут в суд. Отдельные дилеры заявили, что они самостоятельно могут подать иски против GM. Например, в «Фаворит-Моторсе», – рассказывает Мосеев.

«Позиция GM крайне странная. Все, что они сделали на сегодняшний день по отношению к дилерам, это провели конференц-колл с дилерским клубом, который состоит из 10 человек – представителей дилеров. Они (GM) зачитали по бумажке, что у них новая стратегия, и они уходят с российского рынка. Не сказав ни «спасибо», ни «извините», – рассказывает Мосеев.

По его словам, только после того, как РОАД пригрозила судом, в GM сказали, что обсудят компенсации с каждым дилером индивидуально. Плюс разослали дилерам письмо о распродаже своего склада, а в прессе объявили о скидке в 25% на все свои автомобили, хотя распродажа оказалась с подвохом.

Суть акции GM в том, чтобы распродать собственные складские остатки. Скидка физически распространяется только на те автомобили GM, которые дилеры еще не оплатили. Но на складах дилеров Opel и Chevrolet куча автомобилей, на которые эта акция не распространяется.

Структура поставок и оплаты между производителем и дилером такова: производитель отгружает в автосалон заказанные автомобили, дает дилеру срок один–два месяца на продажу, по истечении которого требует оплаты товара вне зависимости от того, удалось салону продать эти машины или нет. Учитывая жесткое падение продаж в начале года, большинство дилеров, конечно, не успели реализовать машины в срок, поэтому они из своих денег заплатили производителю. Так вот на такие машины скидка от производителя в 25% не распространяется. Ведь GM получил за них деньги, а продаст дилер эти авто или нет – это уже не проблема концерна.

«То есть если дилер еще не отдал деньги за машину, то на нее скидка в 25% действует. Но на машины, в которые дилер уже вложил свои деньги, скидки не будет, сами виноваты. Продавайте как знаете», – возмущается Мосеев. В итоге дилеры должны за свой счет давать скидку 25% при марже в 5%, добавляет он. Ведь понятно, что у покупателя может появиться желание купить автомобиль марки, которая через несколько месяцев уйдет с российского рынка, только при значительной уценке.

Один из дилеров GM также пожаловался, что концерн даже со своих складов продает машины со скидкой в 25% формально: сначала он требует оплатить полную сумму за машину, и только потом обязуется вернуть эти 25% от ее стоимости. Причем доверия к концерну, что он вернет потом сумму скидки, у дилера уже нет.

Вообщем, в GM пообещали, что в течение двух недель начнут переговоры с дилерами. «Если этого так и не произойдет, то в течение месяца мы юридически сформулируем свои претензии. Пока у них еще есть собственность в России, хотелось бы решить вопрос с компенсациями», – говорит Мосеев.

По мнению юристов РОАД, и в дилерских контрактах, и в российском законодательстве есть на что опираться юристам при защите дилеров. Но защита российского автобизнеса находится не на должном уровне. «Эта история нам показывает, что достаточно долго российские законодатели больше беспокоились о приходе иностранных инвесторов и их защите. А вот о защите национальных инвесторов они слегка подзабыли. Надеемся, что эта ситуация с GM повернет историю в правильное русло. Тем более что Мантуров (глава Минпромторга) наконец-то признал дилерский бизнес существенной частью экономики. Еще некоторое время назад такое невозможно было и предположить», – говорит вице-президент РОАД.

Что теряют российские автодилеры

Жертвами решения мирового автопроизводителя (кроме, конечно, миллионов россиян – владельцев автомобилей Opel и Chevrolet) могут стать 284 официальных дилера данных марок: 137 Opel и 147 Chevrolet.

Справедливый размер компенсации по каждому дилеру, конечно, разный. Но минимальный объем возмещения для дилера, который работает на рынке больше пяти лет и у которого остается неликвидный склад не более чем на 30 автомобилей, должен быть 42–64 млн рублей. То есть GM должен российским дилерам, по самым скромным подсчетам, 8–12 млрд рублей компенсаций. Но для многих справедливая сумма будет куда выше.

Как говорит Мосеев из РОАД, в эту в сумму входит, во-первых, компенсация минимального склада автомобилей в 30 штук, выкупленных дилерами. Это 30 млн рублей. «А я знаю дилера, у которого на складе 300 автомобилей закуплено», – говорит он.

Это должен знать каждый водитель:  Дембель на гражданке длительный тест снегохода «Тайга Патруль 551 SWT»

Во-вторых, компенсация затрат на склад запасных частей, которые дилеры формировали по настоятельной рекомендации производителя, исходя из долгосрочной работы. Сумма колеблется от 7 до 25 млн рублей на одного дилера.

В-третьих, это затраты на идентификацию дилера с брендом, которая теперь никому будет не нужна. «Это вывески, пилоны, всевозможные щиты, таблички. Это внушительная сумма, особенно учитывая, что производитель сам указывает поставщика, у которого надо все это купить, а цены у них зачастую выше, чем на рынке. Это от 3 до 5 млн рублей в среднем», – рассказывает Мосеев.

В-четвертых, специнструмент и спецоборудование (применяется только для обслуживания и ремонта автомобилей конкретной марки), которые дилеру также пришлось закупать. Здесь сумма колеблется от 2 до 4 млн рублей.

В минимальную сумму компенсаций еще не входят затраты на ребрендинг: в прошлом году Opel и Chevrolet требовали его провести, и часть дилеров уже начали вкладывать в это деньги. Не входят в эту сумму и затраты дилеров на обучение сотрудников, чего также требовал производитель.

Для ряда автосалонов встанет вопрос об инвестиционных вложениях в недвижимость и инфраструктуру. «Часть дилеров только построилась. Есть даже те, кто еще не успел открыться. Например, в Челябинске дилер GM построил новое здание и должен был открыть автосалон со дня на день, вложив в него больше 100 млн рублей, и тут такое объявление», – говорит Мосеев. Вложения в строительство дилерского центра и инфраструктуру без учета затрат на персонал составляют от 120 до 200 млн рублей, говорил один из дилеров американского концерна.

В «Кодексе производителей», который концерны заставил подписать ФАС РФ, признан срок окупаемости дилерских центров в пять лет, хотя в реальности сейчас он доходит до 10–12 лет. Но кто, как не GM, должен возвращать потерянные инвестиции российскому бизнесу, который не по своей воле вынужден будет свернуть новое дело по продаже автомобилей Opel и Chevrolet.

Еще один вопрос возникает с затратами на выплату трехмесячных окладов уволенным сотрудникам. «Дилерская сеть GM насчитывает примерно 25 тыс. сотрудников. Из них работу сохранит 5–7, максимум 10 тыс. человек. Это высококвалифицированные специалисты, которых переведут на работу по другим брендам. Но 15 тыс. сотрудников точно надо будет уволить. И затраты на увольнение на ком должны лежать?» – говорит вице-президент РОАД. Если взять условную зарплату в 10 тыс. рублей в месяц (30 тыс. за три месяца), то выплаты для 15 тыс. уволенных – это 45 млн рублей.

Что ждет дилеров GM

Те, у кого есть серьезная клиентская база, смогут продолжить зарабатывать на обслуживании машин на гарантийном и постгарантийном обслуживании. Мосеев надеется, что уж со своими клиентами-автомобилистами GM не поступит некрасиво и не лишит их сервисного осблуживания. Стать дилером другой марки получится у единиц. С одной стороны, Ford Sollers сделал предложения дилерам GM стать его дилерами. Но если в зоне рядом с этим автосалоном уже есть дилерский центр Ford Sollers, то контракт с ним не подпишут. «Кроме того, в России сейчас избыточное количество дилерских центров. Их строили исходя из рынка новых машин в 4 млн, а в этом году будет продано лишь 1,5–1,7 млн», – объясняет Мосеев.

Многие автосалоны будут перепрофилированы в продуктовые и торговые центры. «Я знаю, что уже один из дилеров сдал салон в аренду продуктовому магазину «Магнит», сейчас идет реконструкция. В прошлый кризис в Нижнем Новгороде один из дилерских центров был превращен в мясной рынок», – рассказывает собеседник. Но многим придется закрываться.

Имущество General Motors в РФ арестовано

Движимое и недвижимое имущество General Motors в России, а также средства компаний на счетах в Ситибанке на сумму более 813 млн руб арестованы по заявлению рязанского автосалона «Регион 62». Об этом сообщается на сайте арбитражного суда Рязанской области.

Фото: Gu Xinrong/ZUMAPRESS.com/ Global Look

«Заявление акционеров акционерного общества «Рязоблавтотехобслуживание» (автосалон «Регион 62» — ред) о принятии обеспечительных мер удовлетворить. Наложить арест на движимое и недвижимое имущество, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью «Дженерал Моторз СНГ … в пределах суммы иска в размере 813, 9 млн руб», — говорится в определении суда.

Истцы обосновали свое требование тем, что «система денежных платежей между ответчиками и их зарубежными учредителями построена таким образом, что средства, полученные от реализации автомобилей, перечисляются непосредственно за рубеж, что может привести к неисполнению судебного акта, вынесенного по настоящему делу, а также причинит значительный ущерб заявителю».

Кроме того, заявители ссылаются на определение Арбитражного суда Пензенской области, в котором указано на то, что ответчиками проводится политика реализации активов. «О затруднительном характере исполнения решения суда или невозможности его исполнения со стороны ответчиков свидетельствует его финансовое положение, поскольку в настоящее время к ответчикам предъявлен ряд исков», — говорится в определении суда.

Компании АО «Рязоблавтотехобслуживание» была дилером General Motors (ООО «Дженерал Моторз СНГ» и «Дженерал Мотороз Дэу Авто Энд Технолоджи СНГ») в Рязани. В марте 2020 года General Motors объявил о прекращении деятельности компании на российском рынке: закрытии производств и отказа с 2020 года от продаж в России Opel и массовых моделей Chevrolet, отмечает РИА «Новости».

Договор с АО «Рязоблавтотехобслуживание» был расторгнут в одностороннем порядке. Никаких компенсаций от причиненных убытков на сумму более 813 млн руб российскому дилеру не были выплачены. При этом риск рязанской компании так и не получить возмещения своих убытков, по ее сведениям, велик: средства, полученные от реализации автомобилей General Motors, перечисляются непосредственно за рубеж.

Чтобы гарантировать себе возврат этих средств, российский дилер подал в суд заявление о принятии обеспечительных мер в отношении «Дженерал Моторз Дэу Авто Энд Технолоджи СНГ» и общества с ограниченной ответственностью «Дженерал Моторз СНГ». Суд удовлетворил требования заявителей.

Данное определение можно обжаловать в месячный срок со дня его вынесения, сообщается на сайте арбитражного суда.

Иск рязанского дилера на сегодняшний день считается одним из самых крупных, предъявленных в России к американской компании. Первенство здесь держит пензенский дилер — автосалон «Автолоцман», подавший иск к GM на сумму в 936 млн рублей.

Всего к «Дженерал Моторз СНГ» подало иски 25 компаний.

В ассоциации автодилеров объяснили уход из России Opel, SsangYong Motor и Chevrolet

Компания General Motors объявила об уходе с российского рынка бренда Opel и автомобилей Chevrolet в сегменте масс-маркет. Об остановке экспорта в Россию также сообщил южнокорейский производитель SsangYong Motor. Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев рассказал «Снобу», почему известные бренды покидают российский авторынок и кому это может быть выгодно

Поделиться:

Для каждого из трех брендов уход с российского рынка был обусловлен разными причинами. Стоит отмести конспирологические теории о том, почему американские Opel и Chevrolet покидают российский сегмент масс-маркет.

Люди шутят: «Если бы у Киселева спросили, нет ли совпадения в том, что GM сообщила о своем уходе в день празднования годовщины присоединения Крыма к России, Киселев бы ответил “Не думаю”». Действительно, GM — американская корпорация, она контролируется американским правительством, которое выкупило компанию для ее спасения во время кризиса 2008 года. Но у происходящего — экономические предпосылки. У GM на российском рынке дела ухудшились не вчера, тенденция началась еще около двух лет назад, когда Chevrolet ушел из десятки с первого места.

Не так давно Chevrolet покинул и европейский рынок, поэтому его уход из России был предсказуем. Скорее всего ситуация связана с тем, что у GM уже давно есть глобальные проблемы на мировом рынке: корпорация, занимавшая раньше первое место с большим отрывом, сегодня занимает третье место и судя по всему в ближайшее время опустится место на пятое. После кризиса 2007-2008 годов, когда правительство США помогло GM, компанией было принято решение сконцентрироваться на крупнейших рынках: родной в США, китайский и южноамериканский. Этим можно объяснить уход из России.

Это должен знать каждый водитель:  Volkswagen Golf V с пробегом злая шутка оцинковки и тот самый Вася

А вот Opel своим решением удивил, хотя у GM с ним несчастливая история продолжается давно, бренд долгие годы остается убыточным на глобальном рынке. GM не понимают, что с ним делать: правительство Германии не позволяет GM каким-то образом реструктурировать бренд и закрывать неприбыльные заводы. Ко всему прочему менеджеры GM допустили серьезный просчет: Opel — это европейская машина, стоимость которой в значительной степени формируется в евро, а евро с лета прошлого года существенно подорожал и привел к росту цен на 50 процентов. Это абсолютно неадекватно, учитывая долю локализации бренда и возможности подвинуться по марже. И если производитель смотрит на российский рынок, как на стратегический, как это делает Renault-Nissan, то можно и подвинуться по марже, чтобы сохранить позиции на рынке.

У SsangYong Motor есть большие претензии к Sollers как к дистрибьютору. Поэтому было принято решение о прекращении импорта машин. Думаю, SsangYong будет возвращаться на российский рынок через собственное представительство, как уже когда-то сделали абсолютное большинство западных производителей, заменивших дистрибьюторов на дочерние компании-производители.

Кто выиграет в сложившейся ситуации? Концерны, которые считают Россию стратегическим рынком, первая пятерка: Volkswagen с брендами Skoda и Audi, Renault-Nissan-АвтоВАЗ с самой высокой локализацией среди всех западных производителей и Hyundai-Kia, который в России представлен независимо друг от друга — Hyundai отдельно и Kia отдельно. Эти производители нарастят долю на российском рынке несмотря на то, что рынок будет проседать. Но и в 2009 году рынок катастрофически упал на 50 процентов, однако достаточно быстро восстановился. На этот раз мы не восстановимся так же быстро в силу макроэкономических и политических причин, но и истерить поводов нет. Если посмотреть на различные крупные локальные рынки, например, на французский или немецкий, мы увидим, что и там не представлены абсолютно все бренды производителей. Когда рынок выбирает марки и модели, наиболее предпочтительные для конкретной аудитории, это естественно. На заре становления российского рынка сюда пришли почти все, потому что рынок был пуст. Теперь отсюда будут уходить те, кто не смог завоевать позиции, и останутся те, кто рассматривает Россию как ключевой рынок.

General Motors ищет себя в России

General Motors планирует поставлять на «Автотор» машинокомплекты, которые будут превращаться в автомобили на территории России. За счет такой схемы стоимость машин, по оценкам экспертов, снизится на 10-15%.

Пять новинок – это четыре модели Chevrolet DAT (Daewoo Automotive Technology): Aveo, Lacetti, Tacuma и седан Epica, плюс новый внедорожник Hummer H3. На данный момент Автотор уже собирает внедорожники Chevrolet TrailBlazer и Tahoe, Hummer H2, а также седаны Cadillac CTS и STS.

В то же время руководство General Motors с опаской отнеслось к недовольству нового руководства «АвтоВАЗа» работой совместного проекта, и не оставляет мысли об организации на территории России собственного завода полного производственного цикла без участия российских партнеров. Руководство компании ведет переговоры о возможности основания производства с администрациями сразу нескольких регионов РФ — в том числе и Санкт-Петербурга. При этом во всем мире производство автомобилей General Motors сокращается: это связано с грандиозными прошлогодними убытками концерна в $8,6 млрд. Более того, идут разговоры о возможной продаже в этом году убыточной для General Motors шведской фирмы Saab и компании по производству внедорожников Hummer. Возможно, закрытие заводов поможет концерну быть экономным: достаточно будет перевезти часть оборудования с остановленных заводов на предприятие в России.

General Motors уже не хочет отдавать Opel России и Канаде

General Motors не оставляет надежды сохранить Opel в своих структурах. Для этого американцам необходимо 6 миллиардов долларов. Еще в июне в GM считали, что для этого будет достаточно и 4,5 миллиарда.

Что произойдет с немецким автопроизводителем, неясно, в General Motors с ответом не спешат. По требованию официального Берлина, крайний срок для американцев — 27 сентября.

Обсуждение этого вопроса стало главной темой двухдневного заседания совета директоров GM, которое началось во вторник вечером. По мнению экспертов, сейчас автогигант сосредоточился лишь на двух вариантах. Продажа контроля над Opel бельгийскому инвестиционному фонду RHJ International и сохранение компании в своем составе. Что касается сделки с российско-канадским консорциумом Magna-Сбербанк, то ее перспективы становятся все более туманными, сообщают «Вести».

Автобизнес / Новости

General Motors сокращает бизнес в России

Концерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel, а также большей части моделей Chevrolet. Кроме того, компания на неопределенный срок останавливает собственные производственные проекты. Об этом сообщается на официальном сайте концерна.

«General Motors сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2020 года», – говорится в сообщении.

Петербургское предприятие «Джи Эм Авто» будет законсервировано к июню 2020 года. Сотрудничество General Motors с калининградским «Автотором» завершилось в феврале. Контрактное производство на ГАЗе по заказам концерна закончится в течение года.

Вместе с тем СП «ДжиЭм-АвтоВАЗ» продолжит свою работу, несмотря на приостановление на неопределенный срок проекта по строительству новых цехов и запуска производства второго поколения Chevrolet Niva.

Сокращение бизнеса в России General Motors объясняет падением продаж из-за продолжающегося снижения рынка и девальвации, на фоне которой концерн значительно поднял цены моделей. Отметим, что за первые два месяца 2020 года продажи Opel, Chevrolet и Cadillac упали на 82%, 71% и 59% соответственно.

GM: как столетний успех закончился банкротством и национализацией

General Motors Company — крупнейший производитель автомобилей в США. Ей принадлежат следующие марки автомобилей: Cadillac, Alpheon, Opel, Buick, Chevrolet, GMC, Vauxhall, Holden. До 2009 года компания носила название General Motors Corporation, но в 2009 году компания начала процедуру банкротства, после чего изменилось не только название компании на General Motors Company, но и структура акционеров.

История General Motors

В начале ХХ столетия в Соединенных Штатах автомобильные фирмы появлялись как грибы после дождя: многим тогда этот бизнес казался весьма перспективным и привлекательным. Правда, далеко не всем удавалось выстоять в конкурентной борьбе — общей бедой была нехватка средств. Именно поэтому компании время от времени разорялись, перепродавались, меняя не только хозяев, но и названия. Чтобы чувствовать себя более уверенно, фирмы акционировались и объединялись в корпорации.

Основатель General Motors — предприниматель Уильям Крапо Дюрант сколотил себе состояние в водопроводной компании города Флинт, а затем занялся производством конных экипажей, организовав собственную фирму. В 1904 году он приобрел автомобилестроительную Buick Motor Car Company и занялся ее реорганизацией. Четыре года спустя бизнесмен решил, что пришло время для создания крупной автомобильной корпорации, и прикупил еще одну марку — Oldsmobile. Buick на тот момент выпускал около 9000 автомобилей в год, Oldsmobile — чуть более 1000. Свое новое детище Дюрант назвал General Motors Company.

Бизнес развивался успешно, и в следующем году в составе корпорации было уже четыре марки: к двум первым добавились Cadillac и Oakland. Затем за короткий срок GM скупила около трех десятков фирм, так или иначе связанных с автоиндустрией. Однако не всем акционерам нравились рискованные операции и авантюристский стиль управления Дюранта, и когда в 1910 году финансовое положение General Motors в очередной раз ухудшилось и его принудили отказаться не только от руководства компанией, но и покинуть ее.

Однако предприниматель не отчаивался и вместе с известным гонщиком Луи Шевроле в 1911 году организовал новое предприятие — Chevrolet Motors Co (которое позже влилось в состав GM). Начинание оказалось столь успешным, что уже в 1915 году у Дюранта достало средств, чтобы вернуть себе GM, выкупив контрольный пакет акций. Вернувшись триумфатором, предприниматель изменил название компании на General Motors Corporation и возглавлял ее до 1920 году, когда после очередных разногласий с ведущими акционерами ему вновь пришлось уйти. На сей раз навсегда. Правда, к тому времени GM уже на равных боролась с Ford за право называться крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только Америки, но и всего мира: общий объем производства всех брендов корпорации превысил 367 тыс. автомобилей в год.

Это должен знать каждый водитель:  Беспредельно низко опыт владения лоурайдером Chevrolet Monte Carlo 1975

20-е годы стали временем выхода корпорации на внешние рынки. В 1918 г. заработал ее филиал в Канаде, в 1925 году была приобретена британская компания Vauxhall, а в 1929 году официально объявили о вхождении в состав General Motors немецкой фирмы Opel. К концу десятилетия корпорация прочно укрепилась на первой строке табели о рангах крупнейших мировых автопроизводителей. В 1929 году ее предприятия выпустили чуть менее 2 млн машин. А в начале 30-х годов фирма вышла на рынок еще одного континента — Австралии, создав совместное производство с местной маркой Holden. В 1936 году объем выпуска GM перевалил за 2 млн автомобилей.

В отличие от своего основного конкурента Ford руководство GM сумело вовремя почувствовать новое настроение клиентов, которым хотелось иметь не просто средство передвижения. Американцы стремились к комфорту, а то и к роскоши. И GM быстро среагировала, начав выпускать машины на любой вкус и кошелек.

Росту популярности способствовала и мудрая маркетинговая политика. Собрав под своей эгидой несколько именитых брендов, корпорация продолжала выпускать автомобили под полюбившимися покупателю марками. Так, приобретя Vauxhall и Opel в Европе, руководство решило обновить технологии и модельные ряды обеих марок, но сохранило их названия.

GM и Вторая мировая война

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война негативно повлияла на объемы производства автомобилей в мире, что отразилось и на GM: заводам пришлось существенно сократить выпуск машин из-за перехода на военную продукцию. К тому же корпорация практически потеряла Opel, национализированный германскими властями. До минимального уровня производство упало в 1943 году, когда предприятия GM совместными усилиями смогли выпустить около 307 тыс. машин. Зато в 1946 году, сразу после войны, объемы выпуска вновь превысили 1 млн, а еще через три года были практически удвоены. Компания вновь заняла первое место среди мировых автопроизводителей и продолжала расти.

Однако безоблачной историю GM назвать трудно. Один из самых крупных скандалов в 60-х годах спровоцировал автомобиль Chevrolet Corvair, который на больших скоростях внезапно терял управление. После расследования серии аварий юрист Ральф Найдер опубликовал книгу «Небезопасен на любой скорости», где изложил свое мнение о причинах катастроф. Издание разошлось тиражом 237 тыс. экземпляров, а компания получила целую череду судебных исков более чем на 40 млн долларов.

Не меньше шума наделала, и книга одного из бывших топ-менеджеров корпорации Джона Захариа Делореана, которую тот назвал ««Дженерал Моторс» в истинном свете». Автор обвинил руководство компании в консервативных методах менеджмента, нерациональной трате средств и в том, что она «менее всего печется о клиентах, проявляя гораздо больше беспокойства о прибылях акционеров». Отчасти это было действительно так, но то же самое можно было сказать о любой другой крупной корпорации, более того, о любой фирме вообще. Тем не менее компания снова погрязла в судебных разбирательствах. Правда, сумела извлечь уроки из своих ошибок и впредь их не повторяла.

Бизнес шел своим чередом. К началу 80-х GM имела отделения практически по всему миру — в Бразилии, Мексике, Южной Африке, затем они открылись в Китае и России. Сегодня General Motors присутствует в 120 странах, а общее число ее сотрудников достигает 209 тыс. человек. Подразделения компании и ее партнеры работают с целой группой брендов: Baojun, Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang, Opel, Vauxhall и Wuling.

GM принадлежат автомобильные марки: «Бьюик» (Buick), «Кадиллак» (Cadillac), «Шевроле» (Chevrolet), «Джи Эм Си» (GMC), «Джи Эм Дэу» (GM Daewoo), «Холден» (Holden), «Хаммер» (Hummer), «Опель» (Opel), «Понтиак» (Pontiac), «Сатурн» (Saturn), «Сааб» (Saab), «Воксхолл» (Vauxhall), «Вулинь» (Wuling), «Олдсмобиль» (Oldsmobile).

Кроме того, GM владеет значительными пакетами акций японских компаний Subaru, Isuzu, Suzuki и итальянского концерна Fiat.

В ноябре 2008 года «большая тройка» крупнейших американских автопроизводителей — General Motors, Ford и Chrysler — попросила у правительства США финансовую поддержку в размере 50 млрд. долларов для преодоления последствий финансового кризиса. Руководство автоконцернов 6 ноября провело закрытую встречу с представителями Конгресса США, на которой обсуждался вопрос о выделении 50 млрд. долларов, из которых 25 млрд. предлагалось выделить на повышение ликвидности компаний, другую часть — на поддержку производства.

В декабре 2008 года администрация Джорджа Буша заявила о готовности оказать государственную поддержку General Motors и Chrysler — в виде кредитов. Господдержка для General Motors и Chrysler была предоставлена в рамках выработанного Белым домом плана, который требует от автопроизводетелей осуществления решительных мер по реструктуризации двух компаний и, в случае невыполнения поставленных перед ними условий, правительство будет иметь возможность отозвать выданные кредиты.

По итогам 2008 года выручка GM составила 149 млрд. долларов — это на 31 млрд. меньше, чем в 2007 году. Чистые убытки американского автомобилестроительного концерна в 2008 году снизились до 30,9 млрд. долларов с 43,3 млрд. в 2007 году

В марте 2009 года администрация США обязала GM, получившую к тому времени 15,4 млрд. долларов госкредитов, подготовить до 1 июня новый план выхода из кризиса и предупредила, что в противном случае концерну может грозить банкротство.

По итогам первого квартала 2009 года чистые убытки GM выросли на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до шести млрд. долларов (9,78 доллара в пересчете на одну обыкновенную акцию).

Выручка GM уменьшилась на 47% — с 42,4 млрд. долларов в первом квартале 2008 года до 22,4 млрд. долларов в январе-марте 2009 года. Снижение этого показателя было обусловлено главным образом сокращением объема производства на 40% в связи с падением спроса на продукцию отрасли.

Долг в обмен на акции

В апреле 2009 года автопроизводителем и Минфином США был согласован план реструктуризации, в рамках которого компания по схеме «долг в обмен на акции» намеревалась конвертировать долговые обязательства на сумму 27 млрд. долларов в 10% акционерного капитала. Кроме того, согласно программе реструктуризации, концерн намеревался сократить до конца 2020 года более 20 тыс. рабочих мест на своих предприятиях в США, а также прекратить производство автомобилей Pontiac. Существенное сокращение расходов, на котором настаивает правительство США, также потребует от GM закрытия нескольких предприятий: планируется, что к концу 2020 года их число в США будет сокращено с 47 до 34, в результате работы лишатся от 21 тыс. до 40 тыс. человек.

27 мая 2009 года стало известно, что оказавшийся на грани банкротства американский автоконцерн GM не смог обменять долговые обязательства объемом 27 млрд. долларов на акции вновь создаваемой компании, что было необходимо для реализации обнародованного ранее плана реструктуризации автогиганта. Неблагоприятный исход тендера по обмену долгов на акции фактически означает банкротство компании.

GM объявило о сокращении порядка 20 тыс. рабочих мест и закрытии примерно десяти заводов. Ранее автопроизводитель объявлял о намерении продать такие бренды, как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer, а также о сокращении на 40% своей дилерской сети, насчитывающей 6 тысяч центров.

Банкротство GM фактически обозначило реструктуризацию компании и переход ее под госконтроль. В 2009 году правительство США выделило на поддержку GM 30 млрд. долларов в обмен на долю в новой GM объемом примерно 60%.

Новая структура акционеров GM с этого момента стала такой: 60% получило Правительство США взамен на финансовую помощь, 12% — у Правительства Канады, 17, 5% получил профсоюз работников автомобильной промышленности США, а 10,5% — кредиторы GM.

После банкротства и реорганизации General Motors пересмотрел свою линейку брендов. Было решено отказаться от производства автомобилей с высоким расходом топлива в пользу экономичных автомобилей. Часть производства было закрыто, часть компаний была продана. Модели, которые больше не производятся GM: Oldsmobile, Hummer, Pontiac, Geo, Saturn, Acadian.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: