Ford и рабочие договорились на год

Власти Ленинградской области договорились с Ford Sollers о сохранении завода в регионе

СОЧИ, 14 февраля. /ТАСС/. Правительство Ленинградской области достигло договоренности с руководством компании Ford Sollers о продолжении работы завода компании в регионе, сообщил в интервью ТАСС губернатор области Александр Дрозденко на полях Российского инвестиционного форума в Сочи.

В январе было объявлено, что корпорация планирует реорганизацию своего бизнеса в Европе, которая будет включать сокращение тысяч рабочих мест. Не исключалась реорганизация завода в Ленинградской области.

«Завод Ford у нас пока остается. Мы провели переговоры, и Ford подтвердил, что с учетом нашего преимущества логистики — нахождения рядом со странами Европы, [они] остаются Мы сейчас можем говорить по 2020 году: в 2020 году завод будет работать», — сказал Дрозденко.

Он отметил, что у завода в регионе есть ряд преимуществ перед европейскими производствами. «Себестоимость Ford у нас дешевле, чем производство в Европе. Поэтому в Европе, как вы знаете, принято решение два завода закрыть, а наш завод в этот список не попал по двум причинам: себестоимость ниже и удобное географическое положение. И, конечно, формы поддержки, которые мы делаем: мы часть транспортных расходов по доставке автомобилей берем на себя, плюс система переобучения персонала, и берем на себя часть затрат на подвозку персонала, льготы по инвестициям даем», — пояснил губернатор.

По словам Дрозденко, Ленинградская область заинтересована в том, чтобы автозавод продолжил работу в регионе, прежде всего, с имиджевой точки зрения. «Мы стараемся завод удержать, честно скажу — не потому, что он играет большую роль в экономике Ленинградской области, как завод, который дает нам налоги. Я бы даже так сказал, что в нашем сегодняшнем ВРП мы бы эту потерю не особо заметили, а, учитывая, что у нас нехватка рабочих рук во Всеволожском районе, мы бы этих людей трудоустроили. Но для нас это была бы имиджевая потеря», — считает губернатор области.

Совместное предприятие Ford Sollers образовано в октябре 2020 года Ford Motor Company и Sollers при равном участии сторон. Во Всеволожске предприятие выпускает модели Ford Focus («Форд Фокус») и Ford Mondeo («Форд Мондео»), у компании действуют также заводы в Набережных Челнах, в Елабуге. На заводе в Ленинградской области работают свыше 2,7 тыс. сотрудников.

Форум в Сочи

Российский инвестиционный форум проходит 14-15 февраля. Главная тема форума в этом году — реализация национальных проектов. Организатор — фонд «Росконгресс». ТАСС — генеральный информационный партнер и фотохост-агентство форума.

Ford договорился с рабочими

Ford договорился с рабочими

Соглашение Ford с профсоюзами затрагивает интересы 93 000 рабочих. Оно предусматривает закрытие полностью по крайней мере 2 заводов и нескольких производственных линий на других предприятиях концерна на территории США. Это будет означать увольнение нескольких тысяч рабочих.

Билли Форд подчеркнул, что закрытие мощностей реализуется в рамках корпоративной программы реструктуризации Ford, который стремится сократить многомиллиардные убытки за последние два года.

Соглашение с Ford подписано менее чем через сутки после заключения аналогичного договора с Chrysler, на предприятиях которого занято 63 000 рабочих. Как мы уже сообщали, администрация Chrysler настояла на свободе принятия решений в отношении закрытия своих заводов, открытия новых и переброске туда рабочей силы в случае необходимости. По последним данным, Chrysler вынашивает планы по сокращению в общей сложности 9000 рабочих мест.

Временные соглашения с Chrysler и Ford предваряют заключение нового долгосрочного договора UAW с тройкой ведущих автопроизводителей, который будет выработан после согласования аналогичных договоренностей с General Motors. Помимо автопроизводителей соглашение должны подписать ведущие поставщики комплектующих, включая компании Delphi и Visteon.

Планы по выработке общего договора американскими автомобилестроителями, который придет на смену прежним двусторонним отношениям профсоюза с каждым автопроизводителем, демонстрирует стремление к сплочению отрасли перед натиском зарубежных автопроизводителей, считают обозреватели.

Напомним, что основным конкурентом национальной автопромышленности США выступает японский автопром, который с каждым годом последовательно отвоевывает долю американского авторынка.

Без фокусов: Ford не смог построить успешный бизнес в России

Азиатские инвесторы заинтересованы в покупке российских заводов Ford, решение о закрытии которых приняли акционеры совместного российско-американского Ford Sollers. В частности, речь идет о корейском Hyundai, рассказали «Известиям» источники, знакомые с деталями переговоров. По некоторым данным, интерес проявляет и китайский GAC Motor. Информацию о том, что приобретение производственных площадок обсуждается, подтвердили представители Ford Sollers. К концу июня заводы по выпуску легковых автомобилей закроют. Сотрудников двух предприятий — в Набережных Челнах и Елабуге — уже готов пригласить КамАЗ, а вопрос с трудоустройством работников завода во Всеволожске пообещали решить власти региона.

Стоп, конвейер

Американский концерн Ford решил уйти с российского рынка легковых автомобилей и сосредоточиться на реализации коммерческого транспорта (LCV). К таким договоренностям пришли акционеры совместного предприятия (СП) Ford Sollers — американский концерн Ford Motor и российская группа Sollers. Производство легковых машин Ford будет полностью свернуто к концу июня 2020 года с последовательным закрытием двух предприятий в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в Особой экономической зоне «Алабуга» (город Елабуга).

Российский рынок легковых автомобилей для Ford оказался убыточным — именно это стало причиной принятия решения, пояснил исполнительный вице-президент компании Стивен Армстронг.

Автомобильный завод Ford в Ленинградской области

Меры приведут к значительному сокращению штата сотрудников. По данным СП Ford Sollers, на челнинском предприятии работают около 850 человек, на заводе двигателей в Елабуге трудится 100 человек, во Всеволожске — 950.

Это должен знать каждый водитель:  e-Cruiser, Молния МакКуин и другие автодиковины из Парижа

Сокращение персонала будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой компенсаций. Их размер в компании не раскрывают. Ранее представители профсоюзов настаивали на выплате сотрудникам двух годовых окладов. Так, по их словам, Ford поступил при закрытии своего завода в Румынии.

Нелишние кадры

Все вопросы о дальнейшей судьбе завода во Всеволожске будет решать собственник площадки Ford Sollers, однако власти региона возьмут на себя обязанности по трудоустройству работников предприятия, сообщила «Известиям» начальник пресс-службы губернатора Ленинградской области Екатерина Путронен. По ее словам, региональная служба занятости уже сформировала банк вакансий во Всеволожском районе для работников завода.

— При необходимости службы занятости готовы за счет бюджета заниматься их переобучением и повышением квалификации, — добавила представитель правительства региона.

Она отметила, что встреча районной администрации, правительства Ленинградской области и профсоюза завода пройдет 5 апреля.

Властям Татарстана будет проще решить вопрос с трудоустройством уволенных работников, чем администрации Ленинградской области, сказал «Известиям» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

— В Набережных Челнах есть свободные рабочие места, в частности на КамАЗе. Город большой, рядом еще и Нижнекамск, — пояснил он.

Представитель КамАЗа Олег Афанасьев подтвердил, что на предприятии с общей численностью в 40 тыс. человек достаточно вакансий для трудоустройства увольняемых сотрудников с заводов в Набережных Челнах и Елабуге.

— Мы ведем переговоры со службой персонала этих предприятий. Вакансии готовы предложить всем желающим. Но очевидно, что не все уйдут к нам. Мы заинтересованы в инженерах и рабочих на конвейер, — отметил он.

В правительстве Татарстана «Известиям» не смогли предоставить оперативный комментарий.

Финансовая расплата

По словам Игоря Коровкина, уход из России обойдется американскому автоконцерну минимум в 600 млн рублей. Эти деньги пойдут на то, чтобы рассчитаться с подпадающими под сокращение сотрудниками и закрыть задолженность перед бюджетами разных уровней по налогам и неналоговым платежам.

Российско-американскому совместному предприятию также предстоит погасить долги перед ВЭБом. В 2020 году он выделил на развитие СП 36 млрд рублей, а в 2020-м — еще 13,5 млрд рублей. Официальной информации о том, какая часть уже погашена, нет.

В Ford Sollers «Известиям» сказали, что ведут переговоры о реструктуризации кредитной линии, но подробностей не раскрыли. Об этом журналистам также сказал и председатель госкорпорации Игорь Шувалов. По его словам, американский автопроизводитель обратился в ВЭБ и стороны обсуждают возможные варианты.

— У нас есть предложение, как у кредитора. Это интересное предложение, и мы сейчас работаем, — сказал он.

При этом Игорь Шувалов не поделился информацией о деталях переговоров.

— Надеюсь, что к следующему наблюдательному совету мы уже будем иметь серьезные очертания сделки и, может быть, даже полностью готовую сделку, — добавил он.

Азиатский интерес

Рассчитаться с долгами Sollers помогла бы продажа производственных площадок. Но сделать это будет непросто, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России. Игорь Коровкин обратил внимание на законсервированный четыре года назад после ухода из России Opel завод GM в Санкт-Петербурге, который до сих пор не работает.

Интерес к площадкам Ford, по его мнению, может проявить китайский GAC Motor, который планирует в 2020 году выходить в Россию с линейкой кроссоверов. О том, что GAC раздумывает о строительстве завода под Петербургом, сообщалось еще в 2020-м, а в прошлом году на Московском автосалоне автогигант впервые представил модельную линейку легковых авто.

По словам источника «Известий» на предприятии во Всеволожске, на завод приезжали представители одного из азиатских автобрендов. Но, по его сообщению, речь идет о корейской марке. Другой источник, знакомый с деталями переговоров, уточнил, что это были представители Hyundai.

— Он уже подписал обязательства в рамках специального инвестконтракта. Планировалось расширение мощностей. Корейцы заинтересованы в оборудовании завода двигателей, — пояснил он.

Представитель «Хендэ Мотор СНГ» отказался от комментариев. Пресс-секретарь СП Ford Sollers Екатерина Комарова сказала «Известиям», что переговоры о приобретении производственных площадок идут, есть интересанты, но договоров о продаже пока нет.

В концерне ожидают, что новая структура бизнеса позволит увеличить продажи модели Transit, производство которой продолжится на заводе в ОЭЗ «Алабуга». В прошлом году в России было реализовано 12 тыс. таких машин, мощность завода в Елабуге — 85 тыс. штук в год. За последние три года продажи этой модели в России увеличились в два раза, отметили в СП.

Ключевой задачей холдинга на ближайшие годы, по словам Екатерины Комаровой, будет еще больший рост продаж фургонов Ford Transit. Она добавила, что акционерам, возможно, придется уменьшить численность сотрудников предприятия, где сейчас около 1,5 тыс. человек.

Дали срок

Легковые автомобили бренда полностью уйдут с рынка, в том числе их не будут импортировать. Складских запасов машин хватит до сентября 2020 года, сообщил «Известиям» директор подразделения Ford автодилера «Авилон» Михаил Жмаков.

— Информации о компенсациях дилерам от Ford не поступало. Дилерская сеть бренда будет трансформирована в специализированные центры по продаже и обслуживанию автомобилей Transit, — добавил он.

Впрочем, удастся ли СП вернуться к прибыльности в краткосрочной перспективе — вопрос открытый. Переговоры между акционерами продолжаются, и окончательные соглашения будут достигнуты в ближайшие месяцы. Пока известно, что Sollers станет контролирующим акционером СП c американцами. В таком случае компании придется нести ответственность за предприятие и с финансовой точки зрения. Но источник «Известий» в отрасли уверяет: Sollers договорился о том, что рассчитываться с долгами будет Ford.

Новое СП будет создаваться на базе не обремененного долгами юрлица ООО «Форд Соллерс Елабуга», сообщили «Известиям» в группе Sollers. От дальнейших комментариев в компании отказались.

30 мыслей Генри Форда о труде, бизнесе и машинах

Автомобильный гений Генри Форд, родившийся полтора века назад, перевернул представление общества не только о машинах, но и о производственном труде. Принципы, которыми он руководствовался в работе, не стареют, поэтому мы собрали для вас лучшие из них

Москва. 30 июля. INTERFAX.RU – 150 лет назад, 30 июля в Детройте родился человек, ставший легендой не только американского, но и мирового автопрома – Генри Форд. Именно он первым стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Всю свою жизнь Форд посвятил производству «автомобилей для всех», а для успешного производства были необходимы правильные принципы организации труда на предприятиях. На воротах его заводов была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей». Свой опыт бизнесмен описал в книге «Моя жизнь, мои достижения»: книга до сих пор является настольной для бизнесменов всех стран. В честь полуторавекового юбилея предтечи автомобильной революции мы собрали лучшие цитаты из его книг, выступлений и интервью.

Это должен знать каждый водитель:  BMW 7-series страшные цифры

1) Успешные люди вырываются вперед, используя то время, которое остальные используют впустую.

2) При наличии энтузиазма вы можете достичь всего. Энтузиазм – это блеск ваших глаз, стремительность походки, крепость рукопожатия, непреодолимый прилив энергии и воли для претворения в жизнь ваших идей. Энтузиасты – это борцы. Энтузиазм – краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности.

3) Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Всегда поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо

4) Спрашивать: «Кто должен быть боссом» — все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете». Конечно тот, кто может петь тенором.

5) Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать что вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придет внезапно. Так было всегда.

6) Мысли о будущем, постоянные размышления о том, как сделать больше, порождают такое состояние ума, при котором ничто не кажется невозможным.

7) Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать.

8) Мудрые люди настолько умны и практичны, что абсолютно точно знают, почему нереально то или иное; они почему-то склонны к ограничениям. Именно поэтому я предпочитаю не иметь дел с дипломированными специалистами. Если бы у меня возникло желание разделаться с конкурентами нечестными способами, обязательно посоветовал бы им парочку специалистов. Они обычно дают так много полезных советов, что у них не остается времени на работу.

9) Свобода — это право работать разумное количество времени и получать за свой труд соответствующее вознаграждение для обеспечения приличного уровня жизни, право иметь возможность распоряжаться своей собственной жизнью.

10) На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днем он должен думать о ней, а ночью – она ему сниться.

11) В привычке копить легко дойти до абсурда. Лучше научить ребёнка правильно расходовать деньги, чем экономить их. Молодые люди должны учиться вкладывать, а не откладывать. Им следует вкладывать заработанные деньги в себя же, чтобы повышать свою ценность и полезность; после того как они достигнут вершин полезной деятельности, придёт время и для того, чтобы откладывать большую часть доходов в качестве гарантированного обеспечения будущего. Принцип пользования является единственно верным.

12) Я избрал следующий лозунг: «Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам». С того дня, как на улице показался первый автомобиль, я был уверен в его необходимости. Эта уверенность привела меня прямым путем к одной цели – построить автомобиль для широкого пользования.

13) Не обращайте внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

14) Почему-то всегда думают прежде всего о том, как бы сделать производство подешевле, а не как бы упростить сам товар. А начинать надо именно с него.

15) Чем острее жажда денег, тем меньше шансов их получить. Но если работаешь с мыслью об общественном благе, чувствуя свою правоту и получая от этого удовлетворение, деньги появляются сами собой.

16) Связь с банками вредит промышленности. Банкиры мыслят только финансовыми формулами. Завод, с их точки зрения, занимается производством не продукта, а денег. Они не могут постичь, что предприятие никогда не стоит на месте, что оно либо движется вперед, либо катится назад.

17) Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Я считаю, что нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права. В цивилизации нет места тунеядцам.

18) Если ты будешь колоть дрова сам, то согреешься ими дважды.

19) Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую — ту, которая ведет через труд.

20) Самая важная задача наших руководящих кадров — это развивать управленческие способности в других людях.

21) Большой город – несчастное беспомощное чудовище. Все, что оно потребляет, должно быть к нему доставлено.

22) Поставьте перед определенным числом людей определенную задачу, и со временем они ее выполнят; но не спрашивайте заранее, может ли быть выполнено то, чего вы хотите, ибо в этом случае вам ответят лишь целым рядом доводов, доказывающих неосуществимость вашей цели.

23) Вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости. Такие дураки живут достаточно долго, чтобы доказать, что они вовсе не дураки, или же начатая ими работа продолжает жить и доказывать это.

24) Каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу.

25) Если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.

26) Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Все находится в движении и с самого начала было предназначено к этому. Жизнь течет. Мы живем, быть может, постоянно на одной и той же улице и в том же доме, но человек, который живет там, с каждым днем другой.

27) Лучший друг – тот, кто поможет нам проявить лучшее, что заключено в нашей душе.

28) Я старался прожить свою жизнь так, как это хотелось бы моей матери.

Это должен знать каждый водитель:  BMW M3 Сегодня продавай – завтра применяй

29) Каждый раз, когда я вижу Alfa Romeo, я снимаю шляпу.

Ford объявил о распродажах перед уходом из России

Компания Ford Sollers, совместное предприятие американского автоконцерна Ford Motor Company и российского ПАО «СОЛЛЕРС», объявила о грядущей в апреле акции, в рамках которой будут существенно понижены цены на автомобили моделей Ford Kuga, Ford Focus, Ford Fiesta и Ford Explorer.

Напомним, что 27 марта 2020 года Ford Sollers официально заявил о намерении покинуть российский рынок легковых автомобилей, сконцентрировав «усилия на дальнейшем укреплении позиций Ford Transit» (с сохранением выпуска этой модели на заводе в ОЭЗ «Алабуга» в Елабуге) на рынке легкого коммерческого транспорта.

В рамках распродажи авто максимальная скидка с учетом всех действующих маркетинговых программ составит 585 тыс. рублей, сообщает РБК.

В частности, стоимость седанов, хэтчбеков и универсалов Ford Focus всех комплектаций снижена на 175 тыс. рублей. Цена 7-местного внедорожника Ford Explorer будет на 400 тыс. рублей меньше во всех комплектациях. Цена на компактные седаны и хэтчбеки Ford Fiesta опускается на 75 тыс. рублей во всех комплектациях.

Добавим, что совместное предприятие Ford Sollers будет реструктуризировано. Причем американский автоконцерн собирается передать контроль в российском СП своему партнеру Sollers, который в новой структуре будет владеть 51%-ной долей.

К концу июня 2020 года предполагается полностью завершить производство легковых автомобилей Ford с последовательным закрытием двух автомобильных заводов — в Набережных Челнах (Татарстан) и во Всеволожске (Ленинградская область), а также завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» (в Елабуге, Татарстан).

В настоящее время предприятие во Всеволожске собирает модели Focus и Mondeo, в Набережных Челнах — Fiesta и EcoSport, а в Елабуге — Kuga, Explorer, Transit и Tourneo.

Генри Форд платил ремонтникам за отдых, а не за работу

На одном из заводов Генри Форда бригада работников получала деньги за то, что отдыхала. Это была сервисная бригада, которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Проще говоря — ремонтники. Они получали зарплату, только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, начислявший им деньги.

Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.

15 лучших цитат Генри Форда, которые мотивируют

Уверены, что вы знаете или слышали, как минимум, одну вдохновляющую фразу, в свое время сказанную Генри Фордом. Этот человек был поистине гениален. Генри заслуженно называют «отцом» автомобильной индустрии, ведь он запустил производство дешевых автомобилей, делая роскошь доступной.

А когда-то было так, что Генри, выходец из бедной семьи, у которой не было денег на достойное образование сына, возглавив компанию, не мог правильно составить договор. Из-за этого даже одна из газет назвала его невежественным. Форд разозлился и подал в суд, так как считал, что человеку не обязательно быть чересчур грамотным, когда главным для бизнесмена является умение думать, размышлять в правильном направлении и не делать глупых ошибок в своем деле.

При этом вначале изобретение Форда совершенно не пользовалось популярностью. И дабы прорекламировать свой труд — первый созданный автомобиль — Генри катался на нем по городу, в ответ на что получал только смешки и презрительный взгляд окружающих. Но молодой изобретатель не опускал руки, не сдавался и верил в свою победу над недоброжелателями. И Генри победил!

Помните романтическую парочку разбойников Бони и Клайда? Именно они исправно угоняли «Форд», чем сделали грандиозную рекламу для Генри. И их поимка сыграла Форду на руку, ведь преступники были застрелены в автомобиле его марки, засветившемся на фото в газетах, которое увидели миллионы американцев.

Отличился Генри Форд и в организации рабочего дня своих работников на предприятиях. Зарплата в 5 долларов в час, оплачиваемый отпуск, один выходной день и работа в три смены по 8 часов провоцировала спрос на рабочие места на заводах Форда. Кстати, Генри стал первым человеком, который придумал выходной!

Генри Форд оставил после своей смерти одну из крупнейших мировых автомобильных компаний, чем доказал, что любую детскую мечту можно реализовать, несмотря ни на что и не слушая людей, которые не верят в твои силы. Так к каким же умозаключениям пришел господин Форд на своем тернистом бизнес-пути?

Представляем пятнадцать самых известных мотивирующих выражений знаменитого «автомобильного короля»:

1. Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм — это основа любого прогресса.

2. Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части.

3. Я не знаю, какой результат принесет мне реклама, но даже если я заработаю доллар — я вложу его в рекламу.

4. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна. Позорен страх перед неудачей.

5. Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.

6. Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть.

7. Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.

8. Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят.

9. Успешные люди вырываются вперед, используя то время, которые остальные используют впустую.

10. Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения.

11. Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби.

12. Человек умирает тогда, когда перестаёт меняться, а похороны — просто формальность.

13. Неважно, как вы полагаете – сможете вы или нет – все равно вы правы.

14. Воздух полон идей. Они постоянно стучатся к вам в голову. Вы просто должны знать, чего вы хотите, затем забыть это и заниматься своим делом. Идея придёт внезапно. Так было всегда.

15. Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: