Дизельный двигатель ЯМЗ-530 что из чего

Содержание

Дизельный двигатель ЯМЗ-530: что из чего

ОАО «Автодизель» ведет разработку и подготовку к производству дизельных двигателей нового поколения малой размерности — семейства ЯМЗ-530. Базовые модели данного семейства, рядные, рабочим объемом от 3 до 6 л в 3-, 4-, 6-цилиндровом исполнении максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 80 до 240 л.с.

Для данного семейства разработана принципиально новая система топливоподачи индивидуальными секциями высокого давления, установленными в блоке цилиндров с приводом от распределительного вала двигателя. Регулятор секции ТНВД механический. Кроме того, управление подачей топлива может осуществляться с помощью электромагнита и блока микропроцессорного управления, что обеспечивает выполнение нормативов Евро-3. Турбокомпрессор оборудован клапаном перепуска газов на турбине. Двигатели работают с охладителями наддувочного воздуха типа «вохдух-воздух».

Двигатели имеют встроенные маслорадиаторы, комплектуются генераторами мощностью 1 или 2 кВт. В передней и задней части двигателей предусмотрена установка различных гидравлических насосов с шестеренчатым приводом в отключаемом и неотключаемом вариантах. Компрессор пневмотормозов производительностью до 200 л/мин встроен в двигатель. Трехцилиндровые двигатели имеют уравновешивающие механизмы.

Во впускном коллекторе установлена воздушная заслонка аварийного останова двигателей с электро- и ручным приводом. Конструкция картеров маховиков и маховиков может быть выполнена в различных вариантах под установку коробок передач как российского — ЗИЛ-4205, ЯМЗ-236, так и зарубежного производства по стандартам SAE/-1,2,3.

По технико-экономическим, экологическим показателям двигатели соответствуют ведущим зарубежным аналогам, включая выполнение норм по экологии Евро 2 и Евро 3, имеют самые широкие перспективы применяемости как в составе гражданской, так и военной техники. Дизели семейства ЯМЗ-530 могут устанавливаться на:

  • автобусы малой и средней вместимости ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ, «Волжанин»;
  • автомобили ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Урал;
  • тракторы Владимирского, Волгоградского, Липецкого, Алтайского, Челябинского, Онежского тракторных заводов;
  • комбайны Ростсельмаш, Красноярского, Таганрогского заводов;
  • легкую колесную и гусеничную технику МО РФ;
  • стационарные установки и другие изделия.

Как делают суперэкономичные газовые моторы ЯМЗ-530 CNG E-5

От деревянных бараков начала 20 века завод разросся до нескольких производственных площадок. На основной, где находится музей легендарного предприятия и расположены большинство мощностей, выпускаются V-образные двигатели ЯМЗ. Это 300-сильный V6, 400-сильный V8 и 800-сильный V12. Последний, ЯМЗ-84 001 — один из самых мощных агрегатов для тягачей-тяжеловозов КЗКТ. В Тутаеве с 2007 года обосновалась площадка тяжелых рядных установок ЯМЗ-650 и дизельно-генераторных установок. Также имеется производство топливоподающих систем и компонентов «ЯЗДА».

Завод площадью 57 тысяч кв. м считается одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Производство соответствует требованиям международной системы ISO/TS 16 949.

Первое, что удивляет, когда попадаешь на сборочную линию — почти полное отсутствие людей — уровень автоматизации достигает 90%, а обработка коленчатых валов автоматизирована на 100%! Большинство работников находятся в специальных «аквариумах», где следят за производством с экранов мониторов.

Также поражают идеально чистые полы. Без всяких привычных подтеков масла. И на конвейере, и в местах складирования готовой продукции. Нет привычной металлической стружки — обработка металла автоматизирована настолько, что по номеру двигателя можно узнать степень крепления головки блока, регулировку клапанов и затянутость болтов.

Вся производственная линия построена на универсализме. Еще 10 лет назад в проекте завода основной задачей стояла создание универсального двигателя, способного удовлетворить запросы всего отечественного грузового автопрома. Поэтому не мудрено, что в производство было инвестировано около 11 миллиардов рублей. В результате оно получилось гибким и унифицированным. На одной линии собираются и четырех, и шестицилиндровые двигатели. В том же помещение отдельной линией идет совместное с компанией Daimler производство дизелей Daimler OM 646 для среднетонажника Mercedes Sprinter.

Volkswagen схлопотал по «шнобелю»

Как в СССР пытались экономить бензин

Отдельный момент — импортозамещение, о котором здесь задумались задолго до всевозможных санкций. Вплоть до того, что в топливной системе Bosch исрользуются российские насосы. Хотя поначалу моторы серии ЯМЗ-530 почти полностью состояли из импортных компонентов. Блоки и головки цилиндров раньше поступали из Германии, а теперь их отливают на ГАЗе. Немецкие коленвалы заменены на камазовские. Распредвалы делают на соседнем заводе ЯЗДА. Там же собираются производить высокоточные топливные насосы высокого давления, которые впервые в России будут выдавать не 1000−1500 бар, а 2000. Немецкие турбокомпрессоры Schwitzer заменены на отечественные от «Турботехники». А немецкие же поршни заместили костромскими. Кстати, для двигателей Mercedes Sprinter три основные детали — блок цилиндра, головка блока и распредвал — выпускаются также на ГАЗе. Мало того, экспортируются в Германию в качестве запчастей.

В 2020 году процент российских составляющих держался на уровне 68 процентов, в 2020 — 75-и, а в 2020 их будет уже 80%. При этом конструкторы здраво признают, что 100-процентная комплектация российскими деталями — не их цель. Здесь все решает рынок, и некоторые детали проще закупать за границей, а не ждать, когда их производство наладится в России. При этом специалисты завода отнюдь не чураются «иноземщины». Конструкторы и технологи прошли стажировку в ведущих европейских компаниях Grob Werke, АVL List, Сomau Engineering, ThyssenKrupp Krause, Heller.

По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, новые разработки стали отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения. Ярославскими двигателями оснащается более 300 моделей транспортных средств. В числе потенциальных потребителей более 20 предприятий, как входящих в «Группу ГАЗ», так и внешних заказчиков: производители автомобильной, тракторной и с/х техники, строительно-дорожной техники в РФ и странах СНГ. С этого года ЯМЗ выпускает моторы, соответствующие экологическому стандарту «Евро-5», и ведет разработки моторов «Евро-6». С 2020 года начнется производство двигателей «Евро-6» ЯМЗ-534 и 536 и их газовых собратьев ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG. А с 2020 года — ЯМЗ-770.

На газовых разработках, рядных «четверках» и «шестерках» серии ЯМЗ-530 стоит остановиться подробнее — это ноу-хау ярославцев. Они разрабатывались при участии австрийской компании AVL. Их главная особенность в том, что в отличии от битопливных, газодизельных моторов, при переходе исключительно на сжиженный газ — метан — они не теряют в мощности ни одной «лошадки». «Четверка» развивает до 170 л.с., «шестерка» — до 312 л.с. Иначе говоря, технические характеристики газовых двигателей максимально близки к дизельным. В создание этих моторов было вложено 500 миллионов рублей, но продажи обещают быстро покрыть убытки. Двигатели уже сертифицированы в Таможенном союзе в соответствии с нормами «Евро-5». Самое удивительное, что по цене они не дороже, чем их предшественники «Евро-4». При этом в мотор заложена возможность достижения нормы «Евро — 6». В чем же их отличительная черта?

Почему газовые LADA Vesta и LADA Largus никогда не пойдут в народ

Дизельные автомобили вымрут в течение трех лет

Во-первых, запатентованная арочная конструкция блока цилиндров, обеспечивающая высокую жесткость и, как следствие, уменьшение шума и вибраций. Во-вторых, такая же оригинальная система охлаждения «обратного типа» значительно снижает перегрев двигателя и влияет на его долговечность. А в-третьих, система питания типа Common Rail рассчитана на давление сгорания в 210 — 230 бар, что позволяет довести форсировку до 68 л.с. В результате мощность в 330 «лошадей» снимается с объема двигателя чуть более 6 литров. А ведь большинству производителей для этих целей требуется уже 8-литровые двигатели. При этом система питания способствует экономии топлива. По данным конструкторов завода, в ходе разработки прошло около 36 000 часов стендовых испытаний и проведены эксплуатационные испытания на базе 30 видов техники с суммарным пробегом около 2 миллионов километров. В результате двигатели предусматривают широкий горизонт эксплуатации: не только грузовики и автобусы, но и сельхозтехника, дизельные электростанции и промышленные агрегаты. При этом агрегаты получились меньшего веса и размера, что также немаловажно. И, наверное, самое главное: производители уверяют, что в зависимости от модификации — это «миллионники».

В перспективах завода — абсолютно новый рядный двигатель ЯМЗ-770. Это 12,5-литровый турбодизель, мощностью 350−550 «лошадей». После запуска его производства можно будет констатировать, что вся линейка коммерческого сегмента РФ занята ярославскими двигателями.

Это должен знать каждый водитель:  Chery Tiggo против Brilliance V5

Ярославский моторный завод выпустил юбилейный двигатель для ГАЗа

На Ярославском моторном заводе «Автодизель» выпущен 100-тысячный двигатель семейства ЯМЗ-530.

Юбилейным стал четырехцилиндровый газовый двигатель экологического класса «Евро-5» для среднетоннажного автомобиля «ГАЗон NEXT».

Группа ГАЗ выпустила 25-тысячный двигатель ЯМЗ-530

«Путь к 100-тысячному двигателю был непростым, но мы смогли преодолеть все сложности благодаря профессионализму и компетенции наших моторостроителей», – заявил генеральный директор Ярославского моторного завода «Автодизель» Андрей Матюшин.

Производство моторов ЯМЗ-530 было запущено в 2020 году. Инвестиции «Группы ГАЗ» в проект составили свыше 11 млрд рублей.

За пять лет работы объемы выпуска увеличился более чем в три раза – с 7 тыс. двигателей в 2020 году до 24 тыс. двигателей в 2020 году.

В 2020 году на заводе также разработали прототип дизельного двигателя ЯМЗ-530 соответствующего экологическому стандарту «Евро-6». В 2020 году на «Автодизеле» началось создание нового экспериментального центра для проведения стендовых испытаний двигателей.

Как сообщают в компании, Ярославский завод готовится к дальнейшему расширению мощностей. Новые станки для механической обработки базовых деталей введены в эксплуатацию.

Дизельный двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики, устройство и работа

На Ярославских мощностях ОАО «Автодизель» с декабря 2020 года изготавливаются дизельные агрегаты семейства «ЯМЗ-530». Сюда входят пока только две модели двигателей – это четырех- и шестицилиндровый моторы.

В нашей стране очень много предприятий, где производятся грузовые автомобили, различного размера автобусы, а также множество вариантов специальной техники для строительства и сельского хозяйства. Чтобы все это могло работать, необходимо обеспечить агрегаты двигателями. При этом желательно, чтобы у этих дизельных моторов был большой жизненный цикл и чтобы они соответствовали нормам «Евро-5».

Целью данного проекта является создание настоящей универсальной платформы, на базе которой можно будет производить силовые агрегаты для самой разнообразной техники в сельскохозяйственной и строительной сфере. Ведь известно, что для того, чтобы построить специальную версию мотора для трактора, потребуется много различных дополнительных задач. Часто приходится перерабатывать некоторые детали. Однако специалисты Ярославского завода дают гарантию, что для того, чтобы использовать этот двигатель, не нужно будет никаких конструктивных изменений.

Рискованный, но успешный шаг

На Ярославском моторном заводе действительно пошли на настоящий риск. Ведь создать дизельный двигатель «ЯМЗ-530», который бы не просто обладал уникальными характеристиками, но и мог бы создать конкуренцию для лучших моделей мировых производителей, очень и очень сложно.

Для этого в середине двухтысячных годов в качестве партнеров в этот проект были приглашены европейские инженеры. После нескольких лет разработок и экспериментов была создана серия рядных моторов с объемом 1,1 л на каждый цилиндр. Такой же объем, кстати, на агрегатах известных брендов, таких как «Камминз», «Вольво» и «Ивеко». Двигатель «ЯМЗ-530» также отличается передовыми характеристиками по мощности и расходу топлива.

Кстати, этот ДВС является одним из первых во всей истории отечественного моторостроения. Продукт этот стал новинкой не только для всей страны, но и для «Автодизеля». Ведь здесь не только новейшая конструкция, но и другие методы ведения проектирования и разработки. В результате удалось создать силовой агрегат под названием «ЯМЗ-530», отзывы о котором в основном восторженные.

Схемы

Схему для нового мотора решили выбрать нижневальную. И отечественные, и европейские специалисты в один голос сказали, что так будет лучше для средних размеров дизелей с небольшими оборотами.

Двигатель довольно компактный. Виной всему – отсутствие распределительных валов в ГБЦ. А сама головка блока цилиндров не отличается большой высотой и другими размерами. Также в этом моторе не найти и длинного привода газораспределительного механизма. Инженерам удалось значительно уменьшить вес движущихся и вращающихся узлов и деталей. Сама конструкция, по сравнению с другими модификациями, стала гораздо надежней. Работа агрегата достаточно тихая и отличается увеличенной долговечностью. Все самые важные узлы получают движение от привода коленвала. Это позволяет в значительной мере свести к минимуму вращательные колебания.

Изюминки

Среди интересных моментов в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом – снизу вверх, а сверху вниз. Так, сначала охлаждается самая горячая область – головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Специалисты по тюнингу оценят это. Теперь можно практически без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530».

Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров. Это впечатляющая цифра.

Лучшие комплектующие

Разрабатывая новый дизель «ЯМЗ-530», специалисты применили самые лучшие комплектующие. Только представьте, топливную аппаратуру заказали у лидеров отрасли – Bosch, детали для поршневой группы поставила Federal Mogul, блок цилиндров – Fritz Winter. Сухари клапанов, а также вкладыши – и те импортные, изготовленные именитым производителем Mahle.

Эффективность и универсальность

Силовой дизельный агрегат «ЯМЗ-530» – это воплощение самых современных и передовых решений. Здесь работает уникальная схема топливоподачи аккумуляторного типа. Контролирует это электронная система управления. Все детали изготавливались с расчетом на работу под большим давлением.

Смазочная система, а также эффективное охлаждение позволяют получить литровую мощность до 34 кВт. Привод на основе шестеренок со стороны маховика дает возможность сделать работу агрегата практически бесшумной. Система вентиляции картерных газов закрытого типа полностью интегрирована в крышку головки блока цилиндров. Больше не придется ее обслуживать.

Одни из достоинств этого дизеля – высокая компактность и небольшой вес. Это позволяет значительно упростить процесс установки его в моторный отсек грузового автомобиля. Разработчики смогли заложить в конструкцию различные опции. Это возможность установки компрессора для кондиционера, предпускового подогревателя, а также отопителя кабины.

Мотор, диктующий новые стандарты

Агрегат необычайно надежен. Ресурс очень высокий. Интервалы между обслуживанием составляют до 50 тысяч километров. Это путь к уменьшению расходов на техническое обслуживание почти в два раза. Техника с этими моторами отличается высокой экологичностью, бесшумной работой и комфортом.

Устройство и работа «ЯМЗ-530» безмерно радуют владельцев. Уровень вибраций и шума составляет не больше 92 Дб. Это позволяет навсегда отказаться от достаточно дорогого капотирования двигательного отсека, а также повышает комфорт для водителя в кабине или для пассажиров в автобусе.

Экономичен, как импортный

Низкий уровень расхода топлива и смазочных материалов полностью подтвержден в ходе многочисленных тестов. При объеме 1,1 л на цилиндр средний расход составляет до 26 л на 100 км. При этом машина двигается со скоростью 60 км/ч.

Динамичный и эффективный в движении

Техника, которая оснащена этими силовыми агрегатами, получает значительные преимущества. Высокий крутящий момент до 1226 Нм, доступный на низких оборотах, позволяет автомобилю двигаться очень динамично. Машина легко разгоняется, и ею легко управлять.

Конструктивные особенности

Для того чтобы достичь высоких уровней экологичности, инженеры применили специальную систему – EGR. она способствует улучшению процесса рециркуляции газов. Также в конструкции имеется катализатор с возможностью замены фильтров.

Следит за параметрами работы новый блок управления. Мотор оснащен множеством датчиков, которые чутко следят за состоянием всех основных узлов.

Двигатель «ЯМЗ-530»: технические характеристики

Давайте посмотрим, на что способна базовая версия этого мотора. Итак, это рядный, четырехцилиндровый силовой агрегат. Рабочий объем его составляет 4,4 л. В зависимости от модификации мощность может варьироваться от 136 до 190 лошадиных сил для версии на четыре цилиндра.

Количество оборотов коленчатого вала для базового агрегата составляет 2300 об/мин. Максимум крутящего момента – 710 Нм при 1600 оборотах. Что касается расхода топлива «ЯМЗ-530», характеристики показывают, что аппетиты агрегата составляют 143 грамма на одну лошадиную силу за час. Это довольно технологично. Масса двигателя составляет всего 480 кг в базовой версии.

Шестицилиндровая версия отличается лучшими характеристиками. Объем агрегата составляет 6,6 л. По оснащению эта версия является полной копией четырехцилиндровой. Здесь такой же привод узлов, та же система охлаждения, установлен турбонаддув.

Мощность в зависимости от модификации составит от 270 до 312 лошадиных сил. Крутящий момент в этой версии – 1226 Нм на 1600 об/мин. Минимальный расход топлива – 194 грамма на 1 лошадиную силу за час.

Сертифицирован для «Евро-5»

Ярославский завод «Автодизель», где занимаются производством таких агрегатов, успешно получил сертификаты на двигатель «ЯМЗ-530», характеристики которого полностью соответствуют новому экологическому стандарту. Это позволило значительно расширить экспортные возможности авто, которые комплектовались такими установками в европейские страны.

Новая линейка под «Евро-5» отличается значительно улучшенными характеристиками, техническими и экономическими показателями. Диапазон мощности также расширился. Теперь она составляет от 240 до 330 лошадиных сил. Крутящий момент также расширился – от 900 до 1370 Нм.

Это должен знать каждый водитель:  Автоволонтеры кого и зачем возят за бесплатно

По своей конструкции модели «Евро-5» практически полностью унифицированы с их аналогичными «собратьями» под прошлый стандарт. Чтобы полностью соответствовать новейшим экологическим нормативам, в конструкции использована система каталитического восстановления.

Первые экземпляры были отправлены для прохождения тестирования к стратегическим партнерам группы «ГАЗ». Их будут устанавливать и эксплуатировать на многих автомобилях, таких как «Урал», «МАЗ», а также этими агрегатами оснастят городские и пригородные автобусы марки «ЛиАЗ».

Производство разместили на новых площадях. Все детали изготавливаются на самых современных станках. На новой производственной площадке применяются самые передовые технологии, которые обеспечивают надежность и экономичность.

Что говорят владельцы о конструкции «ЯМЗ-530»? Отзывы двигатель получает только положительные. Эти двигатели обладают некоторыми преимуществами, которых нет у многих зарубежных производителей. Так, ярославский агрегат значительно выигрывает по крутящему моменту и мощности. При этом расход топлива довольно низкий.

Итак, мы выяснили, какие имеет двигатель «ЯМЗ-530» технические характеристики и отзывы. Приобретение данного устройства станет беспроигрышным вложением денег. Такой двигатель прослужит долго и эффективно, что является первостепенной задачей таких агрегатов.

«Группа ГАЗ» впервые представляет рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770

Сейчас на ЯМЗ работают над опытной партией рядных «шестерок» ЯМЗ‑770 / Фото: M.translate.ru

«Группа ГАЗ» на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 впервые представляет рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770 для тяжелой техники и дизель-генераторных установок. Также на стенде компании экспонируются перспективные двигатели ЯМЗ-53414 CNG и ЯМЗ-53613, расширяющие новое семейство средних рядных двигателей, предназначенных для комплектации грузовой, автобусной и специальной техники.

«Группа ГАЗ» представляет на Международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 новинки Ярославского моторного завода — ведущего российского производителя двигателей: моторы ЯМЗ 770, а также новые модификации двигателей семейства ЯМЗ-530 на газовом и дизельном топливе.

Двигатель ЯМЗ-770 — прототип 6-цилиндрового тяжелого рядного дизельного двигателя размерности 130×156 мм, рабочим объемом 12,43 л с диапазоном мощности 360-550 л.с. Двигатели нового семейства ЯМЗ-770 имеют аккумуляторную систему топливоподачи, систему рециркуляции отработавших газов, моноблочную 24-клапанную головку цилиндров с расположенным в ней распределительным валом. Базовые детали рассчитаны на давление сгорания 250 бар. Двигатели отвечают самым современным тенденциям мирового дизелестроения: они экономичны, имеют ресурс более 1 млн км и потенциал обеспечения экологических требований «Евро-6». Прогрессивная конструкция тяжелых рядных дизельных двигателей ЯМЗ-770 имеет значительный ресурс по форсированию. Диапазон крутящего момента 1700-2500 Нм обеспечивает высокие тягово-динамические параметры транспортных средств. Двигатели ЯМЗ-770 предназначены для использования в составе тяжелой транспортной, строительной, карьерной техники, а также тракторов, комбайнов, ж/д техники, судов и дизель-генераторных установок.

Представленные на выставке двигатели ЯМЗ-530 — продолжение уникального семейства средних рядных двигателей. Платформа шестицилиндрового двигателя из представленной на выставке линейки станет базовой для развития семейства до уровня «Евро-6».

Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ. Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80%.

Двигатель ЯМЗ-53414 CNG — 4-цилиндровый рядный газовый двигатель стандарта «Евро-5» мощностью 170 л.с. предназначен для автобуса «Вектор NEXT», среднетоннажных автомобилей нового поколения «ГАЗон NEXT», грузовиков МАЗ. Ведется доработка и совершенствование базовой конструкции, расширяется применяемость газовых двигателей. Линейка 4-цилиндровых рядных газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG представлена в диапазоне мощности 150-170 л.с., крутящий момент 493-590 Н.м, ресурс 700-900 тыс. км пробега. Двигатели ЯМЗ-530 CNG имеют высокие технико-экономические показатели, по основным параметрам и потребительским качествам не уступают лучшим мировым аналогам, обеспечивают выполнение экологических параметров «Евро-5» с перспективой достижения «Евро-6».

В двигателях семейства ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Выпуск дизельных и газовых моторов ЯМЗ-530 ведется в едином технологическом потоке на производстве, которое является одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Завод общей площадью 57 тыс. кв. м, оснащенный современным технологическим и инженерным оборудованием, начал работу в 2020 году. Производство сертифицировано в соответствии с требованиями международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации технологического комплекса достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Инвестиции в строительство завода и освоение производства линейки дизельных и газовых двигателей семейства ЯМЗ-530 составляет около 11 млрд рублей.

МОСКВА, издание «Сделано у нас»
12

Ярославский моторный: 100 лет прогресса

Центру отечественного дизелестроения — Ярославскому моторному заводу (ПАО «Автодизель») исполнилось 100 лет. Юбилей — хороший повод, чтобы посетить новую площадку по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Александр ТРОХАЧЁВ. Фото автора

Разнообразие поощряется!

ЯМЗ сегодня — это наше всё. Палитра продукции настолько широка и разнообразна, что трудно сказать, чего предприятие не производит. Впечатление такое, будто охвачены все рыночные ниши и сегменты. Хотя перспектива для расширения продуктовой линейки, конечно, есть.

В числе традиционных продуктов завода находятся V-образные моторы: V6 мощностью 150-300 л.с., V8 потенциалом 180-400 л.с. и V12 с отдачей в 300-800 л.с. С 2020-2020 года средние рядные двигатели ЯМЗ-530 Евро-4 и Евро-5 представлены в диапазоне 120-330 л.с., тяжелые рядные ЯМЗ-650 тех же экологических классов закрывают диапазон 311-412 л.с. От 230 до 450 сил на-гора выдают V-образные моторы с топливной аппаратурой Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗДА). Их начали производить в 2020-2020 гг. вместе с контрактной сборкой 109-сильных двигателей Daimler OM646 для изготавливаемых в Нижнем Новгороде Mercedes-Benz Sprinter Classic.

Новейшие продукты 2020-2020 гг. — это газовые двигатели ЯМЗ-530 CNG Евро-5 мощностью 150-312 л.с. и последние модификации дизельных электрогенераторов потенциалом в 60-440 кВт.

Производство средних рядных двигателей организовано в Ярославле в 2020 году, а в апреле 2020-го здесь выпустили уже 10000-й ЯМЗ-530. По этому ленточному конвейеру стройными колоннами движутся будущие моторы.

Спектр потребителей

Если подробно описывать продукцию, в которой применяются силовые агрегаты ЯМЗ, информации наберется на энциклопедию в нескольких томах. Более 60 базовых модификаций двигателей ЯМЗ устанавливают в более чем 300 моделей конечной техники. В этом списке магистральные и строительные грузовики, городские и междугородние автобусы, колесные и гусеничные вездеходы, трактора и комбайны, другая сельскохозяйственная техника, строительно-дорожные и карьерные машины, железнодорожная техника и дизель-генераторы.

В числе основных потребителей ЯМЗ находится Группа ГАЗ. С недавних пор дизели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, газовые моторы ЯМЗ-536 CNG применяют на городских автобусах ЛиАЗ. Дизельные и газовые моторы 534-й серии используют на автобусах ПАЗ и Vector NEXT в городе и пригороде. Самые свежие потребители с такими же силовыми агрегатами — средние грузовики «ГАЗон NEXT», а 536-я серия в дизельном и газовом исполнении идет в моторные отсеки тяжелых «Урал NEXT».

Крупным заказчиком является компания RM-TEREX. Она устанавливает дизели ЯМЗ-534 на снегоболотоходы Заволжского завода гусеничных тягачей ЗЗГТ-3344, экскаваторы ТВЭКС ТХ-200 и WX-200, погрузчики ЧСДМ TL150, автогрейдеры TG140, TG180 и TG200. На некоторые модели ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» и продукцию ОАО «Брянский арсенал» ставят двигатели ЯМЗ-536.

Дизели из Ярославля применяют в судах на воздушной подушке Костромского судостроительного завода (ЯМЗ-536), комбайнах Ростсельмаша (ЯМЗ-530), тракторах третьего-шестого тягового классов Петербургского тракторного завода (ЯМЗ-530 и ЯМЗ-6585) и автомобилях Mercedes-Benz Sprinter Classic (ОМ646 сборки ЯМЗ). Их можно встретить в моторном отсеке внедорожников «Тигр» арзамасского ПАО «АМЗ», гусеничных вездеходах ОАО «РЖД» группы компаний «Ремпутьмаш» (г. Калуга), в спецтехнике челябинского ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Качеству продукции на предприятии уделяют первостепенное внимание: здесь дорожат доверием потребителей. Автоматизированные линии изобилуют современным импортным оборудованием.

Экспорт по-соседски

Солидные объемы готовых двигателей из Ярославля поставляют на экспорт. Например, в Республику Беларусь. Традиционный потребитель — Минский автомобильный завод, заказывающий дизельные и газовые версии ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 для пассажирских лайнеров и средних грузовиков. Расположенный по соседству Минский завод колесных тягачей приобретает ЯМЗ-534 для многоцелевого автомобильного шасси МЗКТ-500200.

В дорожно-строительной отрасли соседнего государства широкое применение на спецтехнике «Амкодор» нашли дизели ЯМЗ-536. В сельском хозяйстве незаменимыми на комбайнах «ГомСельМаша» стали дизели ЯМЗ-6565 и ЯМЗ-6585. А уж количество белорусской техники с ярославскими моторами не поддается никакому учету. При этом стратегия Группы ГАЗ, в которую входит ЯМЗ, предполагает увеличение экспорта до 50% от общего объема выручки компании как раз за счет развития экспортного потенциала. Есть и встречный интерес. Например, в РФ не удалось найти производителя подходящих шестерен, а в РБ он есть. В Республике Беларусь нашлись потенциальные деловые партнеры по литью и электрооборудованию.

Товарный вид российских двигателей ничем не уступает более дорогим зарубежным агрегатам.

Перспектива 2020 года

Несмотря на широкий модельный ряд, ЯМЗ не довольствуется достигнутым, и это не для красного словца. Как ни банально звучит, но завод устремлен в будущее: по некоторым перспективным проектам на календаре уже 2020 год! И под этим есть вполне материальная основа — планируемый объем инвестиций составит не менее 10 млрд. руб.

Это должен знать каждый водитель:  Вторичный рынок ценные кадры

Уже в 2020 году реальностью станет ЯМЗ-658 V8 увеличенной до 530 л.с. мощности и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-1205. Для тракторной, сельскохозяйственной техники и судового применения в 2020-м поставят в производство рядные моторы ЯМЗ-780 с мощностью в диапазоне 120-550 л.с. Параллельно будет вестись разработка 750-сильной версии двигателя для военного ведомства.

Богатым на новинки обещает стать 2020 год. На первый план выйдут двигатели экологического класса Евро-6: дизельные и газовые ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В серию запустят производство 9-ступенчатой КП ЯМЗ-1309. Конвейерная жизнь начнется у топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с. Наконец, венчает перспективный ряд ЯМЗ-770 Евро-6 потенциалом 370-550 л.с., чей выход на рынок предварительно датирован 2020 годом.

И будущее формируется уже сегодня. Например, идут конструкторские работы над увеличением мощности двигателя V12 для карьерных БелАЗов с нынешних 730 л.с. до 1100 л.с., что позволит оснащать ими самосвалы грузоподъемностью до 90 т. С прошлого года проводятся эксплуатационные испытания газодизельного мотора для «Урал NEXT», созданного фирмой «ИталГАЗ» — подразделением Westport.

Импортные и российские детали без предварительной подготовки различить очень трудно: они как близнецы. Первое время на сборку поступал турбокомпрессор Schwitzer, а позже его сменил аналог от «Турбомеханики». Два поршня: заграничный и российский, выпущенный в рамках импортозамещения. Наш и немецкий блок цилиндров: сможете сразу безошибочно отгадать, где какой?!

Локализация и замещение импорта

Согласно 566-му постановлению о промсборке, каждые 18 месяцев нужно локализовать 10% от числа ввозимых компонентов. В противном случае — никаких льгот! Темп напряженный, если не сказать больше, но таковы правила, и их не обсуждают.

Более доступной для потребителей продукцию Ярославского моторного завода и, в частности, средние рядные двигатели ЯМЗ-530 делает локализация. В 2020 году покупные комплектующие для этих моторов составляли треть от общего числа или 32%, а 68% приходилось на российские детали. В 2020-м пропорция изменилась до соотношения 25х75, а в 2020-м должна составить 20х80 с дальнейшим переходом к 15х85. Выйти на 100% уровень не удастся, потому что конкурировать с производителями больших объемов (а значит, и низкой стоимости) почти нереально.

Только в прошлом году было освоено производство блока цилиндров на ПАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Аналог немецкому распредвалу стало выпускать АО «ЯЗДА» в Ярославле. Замену импортному коленчатому валу обеспечило ПАО «КАМАЗ» из Набережных Челнов. По оценкам специалистов, российский продукт превосходит характеристики товара исходного поставщика.

В мае текущего года костромское ЗАО «КЗА» наладило выпуск поршней. В декабре появится ТНВД ярославского и ГБЦ нижегородского производства. На ряде деталей допуск составляет 0,4 микрона, хотя обычно — целую «сотку». Как ни крути, а в России наладили уникальное производство.

В марте 2020-го ООО «Прамо электро» из Ржева начнет выпуск импортозамещенных генераторов, а ярославское ПАО «Автодизель» возьмется за изготовление толкателей. Под занавес сезона-2020 ООО «Нижегородские моторы» станет поставлять шестерни. И это только часть пошаговой стратегии замещения иностранных деталей российскими.

Сейчас газовый двигатель из Ярославля отвечает нормам Евро-5, но после усовершенствования он может быть доведен до Евро-6. Метановые версии ЯМЗ-530 CNG создан совместно со специалистами фирмы Westport.

На повестке дня — метан

Особая гордость ярославских моторостроителей — газовые двигатели. Они разработаны совместно с компанией Westport (Канада/Италия) на безе семейства ЯМЗ-530 с использованием газоподающего оборудования фирмы Emmer. Уровень их подетальной унификации с дизельными версиями доходит до 90%, а технические характеристики близки к ним.

Модели ЯМЗ-534 CNG мощностью 150-170 л.с. и ЯМЗ-536 CNG мощностью 258-312 л.с. сертифицированы в Таможенном союзе по нормам Евро-5. Расчеты показывают: они обеспечивают преимущества в себестоимости перевозок. При этом 6,65-литровый ЯМЗ-536 CNG по стоимости ниже, чем 5,9-литровый американский аналог и чем немецкие одноклассники рабочим объемом 6,88 и 6,9 л.

Ценно то, что выпуск метановых двигателей в Ярославле не выделен в отдельное производство, а осуществляется в единой технологической цепочке с дизелями ЯМЗ-530. Конечно, понадобилась переналадка некоторых станков, но это не столь затратно, как формировать полную линию с нуля. В 2020 году ярославские газовые моторы стали применять на технике ГАЗ, «Урал», ПАЗ и ЛиАЗ. Со следующего года список потребителей расширится за счет брендов КАМАЗ и МАЗ. Наконец, выпуск моторов класса Евро-6 позволит осуществить выход на новые зарубежные рынки.

ГБЦ из Ярославля для новых моделей двигателей легко узнать по фирменному синему цвету. Как и в Европе, в цехах ЯМЗ есть электронные табло с постоянно обновляемой актуальной информацией.

Заманчивые перспективы

Уходящий 2020 год для ПАО «Автодизель» станет первым годом роста после последовательного спада, длящегося с 2020 года. Суммарный объем выпуска ЯМЗ составит 41,9 тыс. ед. против 35,6 тыс. ед. годом ранее. Доля на рынке дизельных двигателей РФ вырастет с 40 до 45%. Из общего количества 15,5 тыс. ед. приходится на 530-е семейство, 6 тыс. ед. — на контрактную сборку ОМ646 для MB Sprinter Classic, 2 тыс. ед. на 650-й модельный ряд. Остальные продукты составляют палитру V-образных моторов. Снижение стоимости 530-го семейства позволило получить новых клиентов. При этом 70% выпускаемых новинок приходится на ЯМЗ-534 и 30% — на ЯМЗ-536.

В настоящее время в механо-сборочном цехе ЯМЗ-530 площадью 33000 м2 трудится 444 сотрудника (ранее было занято 200 человек). Только здесь мощности по производству перспективного 530-го семейства составляют 25 тыс. ед. в год, а на двух площадках — 40 тыс. ед. В 2020 году возможные объемы выпуска на основной площадке вырастут до 30 тыс. ед.

Сегодня предприятие гордится тем, что закрыло продуктовую линейку 530-м и 650-м семейством в диапазоне от 130 до 450 л.с. В частности, для спортивных машин с двигателей теперь снимают по 450 сил. Но как воздух нужен новый рядный двигатель с потенциалом до 800 л.с. Выжать их из 650-го семейства не получится: его форсировка достигла предела и по мощности, и по крутящему моменту.

И в планах уже новое 770-е семейство рабочим объемом 12,4 л, с диаметром цилиндра и ходом поршня 130х156 мм, мощностью 370-550 л.с. Базовая концепция разработана совместно с австрийскими инженерами, а дальше знания и опыт приложат наши соотечественники. Таким образом, не за горами русский Евро-6! Ожидается, что данный экологический стандарт в России введут в 2020-2023 гг., а к этому времени ЯМЗ точно будет во всеоружии.

Импортные станки и эталонный коленвал. Картина один-в-один, как на лучших заводах за границей.

Чем хороши новейшие дизели семейства ЯМЗ-530?

Новые рядные двигатели семейства ЯМЗ-530 в 4- и 6-цилиндровом исполнении имеют жидкостное охлаждение, турбонаддув с охлаждением надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух» и рабочий объем одного цилиндра 1,1 л (размерность цилиндра 105×128 мм). Таким образом, 4-цилиндровый, 4,43-литровый вариант при степени сжатия 17,5 будет предлагаться с мощностью 136, 150 и 170 л. с. при 2300 об/мин, а 6-цилиндровый 6,65-литровый сможет развивать 240, 270, 285 или 312 л. с. в зависимости от исполнения. Величины максимального крутящего момента 4-цилиндрового двигателя варьируются от 422 до 710 Н•м, 6-цилиндрового — от 900 до 1226 Н•м. Жизненный цикл двигателей на производстве определен в 20–25 лет. Ресурс до капитального ремонта должен составлять не менее 800 — 1000 тыс. км.

Передовая конструкция дизеля предусматривает применение топливной аппаратуры Common Rail System фирмы Bosch с электронным управлением подачей топлива и обеспечением давления впрыска топлива до 1800 кг/см2. Система смазки дизелей снабжена полнопоточным масляным фильтром фирмы MANN + HUMMEL. Двигатели будут снабжаться турбокомпрессорами фирмы Borg Warner с перепускными клапанами. Для облегчения холодного пуска на них установят электрический теплоэлемент мощностью 1,9 кВт.

Обеспечить соблюдение требования действующих экологических стандартов призвана система рециркуляции отработавших газов (EGR), включающая заслонку рециркуляции, электромагнитный клапан привода заслонки и глушитель с оксидационным нейтрализатором и двумя сажевыми фильтрами. Двигатель будут комплектовать компрессором пневмотормозов и насосом гидроусилителя руля.

Компоновка двигателя такова, что шестеренный привод агрегатов расположен со стороны маховика. Это решение обеспечило низкий уровень крутильных колебаний и шума (не более93 дБ (А)). Закрытая система вентиляции картерных газов дизелей интегрирована в крышке головки цилиндров и не требует обслуживания.

Дизелями семейства ЯМЗ-530 предполагается снабжать грузовые автомобили МАЗ полной массой до 12 т, а также автопоезда на их базе с полной массой до 21 т, автобусы семейства ПАЗ, среднетоннажные грузовики ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-3309, автобусы ЛиАЗ, КаВЗ, новые сельскохозяйственные грузовики семейства ГАЗ «Ермак», грузовики «Урал», КрАЗ, МЗКТ и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: