Директора автозаводов теория увольнений

Содержание

Как уволить директора: пошаговая инструкция

Достаточно часто в деловой практике встречается прекращение трудового договора с гражданином, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, по решению участников коллективного органа управления юридического лица. Часто это конфликтная ситуация, затрагивающая многих сотрудников. А вот увольнение генерального директора по собственному желанию — процедура менее болезненная для всех. Но поскольку генеральный директор является основной фигурой в организации, ошибки в документах, связанных с его увольнением, чреваты серьезными рисками. Оформление увольнения гендиректора отличается от процедуры увольнения рядовых сотрудников и имеет ряд нюансов, и если их не учесть, есть риск допустить серьезные нарушения в области трудового и гражданского права.

По каким основаниям увольняют директора

Основаниями для увольнения директора являются следующие:

  • по инициативе работодателя: причины перечислены в ст. 81 ТК РФ , в том числе это принятие необоснованного решения, повлекшего ущерб для организации, однократное грубое нарушение установленных трудовых обязанностей;
  • при смене собственника на основании ст. 81 ТК РФ, то есть при переходе права собственности на имущество организации другому лицу;
  • отстранение в связи с банкротством ( ст. 278 ТК РФ );
  • по п. 2 ст. 278 ТК РФ, который вводит увольнение директора по решению учредителя в качестве основания прекращения трудового договора с руководителем по дополнительному основанию, обусловленному его должностью;
  • дополнительные основания, предусмотренные в трудовом договоре (ст. 81 ТК РФ).

Как и обычный сотрудник, директор может уволиться по собственному желанию, в этом случае производится увольнение директора ООО по собственному желанию, оформление расторжения договора производите в соответствии с простым поэтапным алгоритмом.

Алгоритм увольнения

Шаг 1. Составить заявление (увольнение директора по собственному желанию производится на основании такого документа) и уведомить учредителей. По ст. 280 ТК РФ , руководящий сотрудник адресует заявление об увольнении собственнику имущества организации, который является его работодателем. То есть необходимо адресовать заявление всем участникам, владеющим долями или акциями в уставном капитале, либо общему собранию как высшему органу управления.

Руководитель обязан сообщить учредителям об уходе не менее чем за один месяц (ст. 280 ТК РФ). Если он уходит по собственному желанию, потребуется оформить извещение об общем внеочередном собрании участников. На нем принимается решение о прекращении полномочий руководителя и избрании нового. В том случае, если увольнение произойдет без назначения нового претендента, общее собрание определит временного исполняющего его обязанности.

В АО известить следует совет директоров, который соберет внеочередное собрание акционеров или, при наличии соответствующей компетенции, примет решение о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа. Передают извещение лично получателям под расписку, направляют заказным письмом с уведомлением о вручении или телеграммой.

Шаг 2. Провести внеочередное общее собрание акционеров (участников), составить протокол с соблюдением всех требований, указанных в законодательных актах, в частности, в ст. 181.1 ГК РФ . В протоколе должны присутствовать обязательные реквизиты: дата, место и время проведения, перечень принявших участие лиц, повестка дня (в нашем случае — сложение полномочий и наделение ими нового лица), результат голосования, сведения о подсчете голосов и лице, осуществлявшем эту функцию, перечень проголосовавших против предложенного решения. На основании протокола расторгается договор с действующим руководителем и назначается новый руководитель.

Шаг 3. Издать приказ об увольнении по унифицированной форме Т-8 или по форме, разработанной в организации, это допустимо, в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ . Особенностью оформления приказа является то, что подпись руководителя должна стоять как в строке об ознакомлении с документом (это обязательно по ст. 84.1 ТК РФ), так и в строке, в которой вносится подпись утверждающего документ лица, так как на настоящий момент этот гражданин все еще исполняет руководящие функции. Дата прекращения договора берется из протокола или решения единственного учредителя, если она отсутствует, в приказе ставится дата оформления решения.

Шаг 4. Организовать передачу дел. Руководитель осуществляет передачу по акту приема-передачи. Тут следует сказать, что увольнение директора ООО без назначения нового законодательно не должно производиться, но на практике такая ситуация встречается. Она чревата судебными исками, если не вносятся данные в ЕГРЮЛ (данные подаются в обязательном порядке в течение 3 дней с предоставлением сведений о новом руководящем работнике) со стороны старого сотрудника. Если за месяц не найдена подходящая кандидатура на должность, рекомендуется временно назначить исполняющего обязанности.

Шаг 5. Сделать запись об увольнении в трудовой книжке. В трудовую книжку надо внести запись с указанием п. 3 части первой статьи 77 ТК РФ. В графе 4 указываются номер и дата протокола.

Шаг 6. Внести сведения в ЕГРЮЛ. В течение 3 рабочих дней со дня избрания единоличного исполнительного органа общества необходимо внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ. Для этого надо направить в ИФНС заявление по форме Р14001, утвержденной Приказом ФНС № ММВ-7-6/25@ от 25.01.2020. До момента изменения данных в ЕГРЮЛ действующим руководителем остается прежний директор, поэтому это важный пункт, который нельзя игнорировать или откладывать на потом.

Пример заполнения листа «К» с данными старого и нового руководителей формы Р14001

По желанию учредителей

В случае, когда прекращение полномочий гендиректора происходит не по его желанию, оформляется увольнение генерального директора по решению учредителей. Алгоритм действий тот же, что и при уходе по собственному желанию, исключается только первый этап. В Трудовом кодексе перечислены специальные (ст. 81 ТК РФ) и дополнительные (ст. 278 ТК РФ) основания для расторжения договора по решению учредителей. Использование этих оснований для расторжения трудового договора связано с соблюдением определенных требований.

Выплаты директору при увольнении

Есть основные выплаты при расторжении договора, которые положены всем увольняющимся сотрудникам, в том числе и директорам, это зарплата за отработанное время и компенсация за неотгулянный отпуск. Это установлено в ст. 84.1 , 140 ТК РФ . Также руководящему лицу положена компенсация по ст. 279 ТК РФ , конкретный размер которой устанавливается в контракте. Но она выплачивается только при расторжении взаимоотношений не по вине директора, то есть в отсутствие совершенных им виновных действий.

Комментарий

Евгений Лапин. Учредитель, «Академия Спорта», ООО, интернет-магазин спортивного питания для марафонов.

Начинать избегать подводных камней в случае увольнения директора нужно до принятия его на работу. Прежде всего должен быть контракт, в котором вы можете прописать все ваши требования и причины, по которым он может быть расторгнут. На мой взгляд, контракт должен быть срочным, с указанием ясной, понятной всем, измеримой цели. Вы всегда сможете продлить его при необходимости. Необходимо прописать критерии, по которым оценивается деятельность директора. Также должны быть прописаны все бизнес-процессы, в которых принимает участие директор, и сама процедура его увольнения. Обязательно наличие должностной инструкции с перечнем полномочий и обязанностей. Эти документы помогут в дальнейшем объективно оценить ситуацию обеим сторонам и избежать конфликтов. Поверьте, при наличии таких документов достичь договоренностей в конфликтной ситуации будет намного легче. Причем чем проще и понятнее в этих документах будут изложены условия и все ваши пожелания, тем меньше подводных камней в будущем. И так как современная жизнь меняется стремительно, то изменения нужно вносить и в документы, естественно, закрепляя их подписями.

Уволенный гендиректор ИжАвто вернулся на работу

МОСКВА (Рейтер) — Гендиректор находящегося в процессе банкротства автозавода ИжАвто Михаил Добындо, отправленный в отставку советом директоров на прошлой неделе, пока останется в своей должности по решению суда.
Арбитражный суд Удмуртской республики принял во вторник обеспечительные меры по иску Добындо к ИжАвто, поданному в понедельник, в котором он оспорил решение совета директоров о смене гендиректора от 20 ноября, говорится на сайте суда.
Совет директоров автозавода решил отправить Добындо в отставку в связи с окончанием срока его полномочий и назначить на его место Владимира Бондаренко, занимавшего пост председателя совета директоров.
В заявлении об обеспечении иска Добындо попросил признать недействительным решение совета и запретить собранию акционеров и совету директоров увольнять гендиректора и назначать нового.
Суд запретил ИжАвто увольнять Добындо, но отказал ему в просьбе о запрете совету директоров и собранию акционеров менять гендиректора.
Решить дальнейшую судьбу Добындо суд соберется 22 декабря, говорится на сайте суда.
Сам Добындо отказался комментировать Рейтер решение суда до вступления в законную силу, с Бондаренко Рейтер связаться пока не удалось.
С юридической точки зрения ситуация неоднозначная, говорит гендиректор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Юлия Михалычева. Если срок контракта истек, то Добындо уже не является гендиректором ИжАвто, даже если суд отменил решение совета директоров, считает она.
Однако суд также запретил налоговой инспекции вносить в ЕГРЮЛ изменения, связанные со сменой гендиректора, поэтому формально он остается в этой должности, говорит юрист. Совет директоров может оспорить решение суда об обеспечительных мерах, но на это потребуется время.
Представитель ИжАвто сообщил, что сегодня Добындо вернулся на свое рабочее место с исполнительным листом на руках и уже выпустил приказ о продолжении исполнения обязанностей гендиректора «до вступления решения суда в законную силу».
Владельцем ИжАвто ранее была группа Сок бизнесмена Юрия Качмазова. В начале этого года 74,79 процента акций завода перешли к «дочкам» ИжАвто — ООО Гросс, ООО Норэкс и ООО Иж-Комплект.
Сейчас ИжАвто по-прежнему находится под контролем менеджеров, связанных с группой Сок, говорит источник на заводе. Бондаренко, занимавший до назначения на ИжАвто должность заместителя мэра Тольятти по строительству и архитектуре, также считается выходцем из Сока, он был гендиректором завода Пластик (поставщика комплектующих для АвтоВАЗа) в то время, когда его владельцем был Сок.
Однако группа отрицает свою связь с ИжАвто.
«Группа СОК и ее менеджеры не имеют отношения к заводу ИжАвто», — сказал Рейтер представитель группы Дмитрий Румянцев.
В августе менеджмент ИжАвто, основным кредитором которого является Сбербанк, инициировал процедуру своего банкротства.
Общая сумма долга ИжАвто — 14,5 миллиарда рублей, на 1 апреля просроченный долг составлял 3,2 миллиарда рублей, сообщалось в акте проверки завода Счетной палатой.
(Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)

Это должен знать каждый водитель:  5 способов продать машину с пробегом выбираем быстрый и выгодный

Новый гендиректор Уралвагонзавода поменял весь топ-менеджмент

Кто теперь управляет гордостью российской оборонки: в бой идут федеральные випы

На НПО «Уралвагонзавод» идет второй этап обновления управленческой команды. За короткое время ее покинуло пять бывших заместителей экс-гендиректора Олега Сиенко. Причины чисток не называются, приказы об увольнении не обнародуются. Инсайдеры говорят о растратах. На освобождающиеся посты приходят бывшие первые лица федеральных ведомств. И миграция москвичей в Нижний Тагил продолжится.

При Олеге Сиенко фамилии его заместителей и их достижения знали лишь немногие заинтересованные профессионалы. Экс-гендиректор замкнул на себя все информационные потоки, лично представлял корпорацию на важнейших мероприятиях, поэтому «Уралвагонзавод» у широких масс ассоциировался именно с его личностью.

В начале этого года правительство РФ неожиданно поменяло собственника УВЗ — им стал «Ростех». После чего увольнение Сиенко стало неизбежностью. На фоне его отставки почти никто не заметил массовой ротации заместителей гендиректора. На сегодня заменено 5 из 11 представителей прежней управленческой команды.

Приказы о назначении новых заместителей директоров УВЗ в открытом доступе не размещаются, поэтому отследить даты кадровых назначений затруднительно. Часто решения принимаются молниеносно и неожиданно для заводчан. Фамилии назначенцев демонстрируют приоритеты новых владельцев корпорации и важность для них того или иного направления работы.

Инсайдеры отмечают, что наиболее проблемной при бывшем гендиректоре Олеге Сиенко была сфера закупок. По неофициальным данным, в ходе аудита были обнаружены злоупотребления в ней со стороны первых лиц предприятия. Особые вопросы возникли к закупкам в сфере услуг. Якобы представители бывшего руководства корпорацией любили люксовые номера в гостиницах, дорогие служебные автомобили и перелеты. По одной из версий, подобные нарекания стали последней каплей для принятия решения об отставке Сиенко.

По мнению собеседников агентства, именно поэтому руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов выдвинул на пост директора по закупкам УВЗ одного из ключевых людей в своем окружении — бывшего замначальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России Александра Чужавского. Помимо снижения расходов на обслуживание топ-менеджмента ему предстоит навести порядок в работе ряда обслуживающих предприятия корпорации подрядных организаций, к которым также накопилось много вопросов.

При этом Сергей Чемезов не делает ставку на стратегию развития предприятия. Должность директора по стратегическому развитию, инновациям и ФЦП занял далекий от его команды человек. Ранее занимавший этот пост Дмитрий Школьный в последний раз упоминается в утвержденном 26 июня 2020 года годовом отчете дочернего предприятия корпорации — АО «УКБТМ». Незадолго до ухода отставной топ-менеджер утвердил новую стратегию развития УВЗ. Документ, в частности, предусматривает увеличение доли выпускаемой гражданской продукции до 50% и создание управляющей компании, которой будут переданы ключевые общества корпорации.

Нового директора по развитию Сергея Гаврикова называют протеже уральских промышленных и политических элит. С 2020-го по начало 2020 года он занимал пост гендиректора одного из важнейших региональных предприятий — ОАО «Уралхиммаш». Судя по финансовым показателям, за время руководства заводом он не смог добиться прорывных результатов. Большинство из параметров остались на том же уровне. В частности, по данным системы «Контур.Фокус», чистый убыток «Уралхиммаша» снизился в годовом исчислении с 411 миллионов рублей лишь до 301 млн.

После этого более чем на год представители свердловской элиты потеряли Сергея Гаврикова из виду. Инсайдеры «URA.RU» говорят, что большую часть этого времени промышленник провел в Москве, договариваясь там о продолжении карьеры.

Из других кадровых назначений можно сделать вывод, что новое руководство «УВЗ» намерено сделать ставку на развитие вагоностроительных мощностей. В начале 2020 года покинул свой пост заместитель генерального директора по железнодорожной технике Андрей Шленский, дававший весьма осторожные прогнозы по поводу перспектив рынка. Пришедший ему на смену топ-менеджер «Hаучно-исследовательского института железнодорожного транспорта» Борис Мягков в одном из своих первых интервью пообещал уже до конца текущего года вдвое увеличить объем производства грузового подвижного состава. Насколько он сможет добиться выполнения заявленных планов, эксперты сказать затрудняются — Мягков до сих пор остается непонятной для уральцев фигурой с неизвестным пока стилем работы.

Найти информацию об еще одном новом топ-менеджере — директоре по разработке новых вагонов и сопровождению жизненного цикла продукции вагоностроения Андрее Абакумове — не удалось. Он не упоминается в открытых источниках, о его предыдущей работе и достижениях не знают опрошенные «URA.RU» эксперты.

В сильные руки попали и кадровые вопросы. В кризисный для экономики период их решением на предприятии будет заниматься новый заместитель гендиректора УВЗ по персоналу Виктор Христенко, ранее возглавлявший управление государственной службы и кадров Федеральной службы судебных приставов.

Близкие к корпорации источники ожидают, что обновление ее руководящего состава продолжится. И, скорее всего, состав топ-менеджеров продолжат пополнять бывшие федеральные чиновники.

Директора автозаводов: теория увольнений

Первого июня АвтоВАЗ возглавит человек с экзотический фамилией Каракатзанис. До этого француз занимал пост главы фирмы Dacia и теперь повторил карьерный маршрут своего предшественника: Николя Мор до своего прихода на ВАЗ также возглавлял румынское отделение Renault. Мы воспользовались поводом и решили вспомнить всех предшественников Ива Каракатзаниса на посту руководителя АвтоВАЗа.

Виктор Поляков

1966-1975

Творец

Для ВАЗа первый директор — фигура почти библейского масштаба. Поляков возглавил ВАЗ в 1966 году, когда никакого завода и в помине не было: на его плечах были переговоры с итальянцами, корректировка конструкции «Фиата-124», строительство автогиганта, монтаж оборудования, а заодно и создание города вокруг нового производства. Ведь на тот момент население Тольятти составляло меньше ста тысяч человек, а уже к 1970 году оно удвоилось!

В каком-то смысле Поляков имеет типичную судьбу руководителя того поколения — до высокого поста прошел весь путь с самого низа. Был учеником слесаря, воевал. В общем, был настоящим self-made man по-советски.

Современники вспоминают, что работе Поляков был предан до фанатизма, руководителем был чрезвычайно жестким, но умел подбирать людей и ценить преданность делу. То время вообще было богато на сильные характеры — взять хотя бы Королева, двигавшего советскую космическую программу. Сейчас таких людей уже не делают…

ВАЗ был объявлен «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой» — так обозначали стройки высшей значимости для государств — и работа шла при постоянном аврале. Все время чего-то не хватало: то материалов, то оборудования. Не способствовала успеху и типично советская централизация — согласовывать на самом верху приходилось малейшие изменения в проекте.

И все же, несмотря на трудности, в 1970 году завод был пущен: в апреле по обходным технологиям собрали первые четыре машины, постепенно наладив полноценное массовое производство. Это сейчас мы привыкли поглядывать на ВАЗ снисходительно, но для того времени это был настоящий прорыв — лучший в стране завод, сделанный по западным принципам организации труда, и выпускавший автомобили европейского уровня: седаны 2101 и 2103, и универсалы 2102.

Хотя итальянцы предполагали, что ВАЗ станет чисто сборочным производством, Поляков распорядился начать конструкторские работы по оригинальным моделям: переднеприводной модели 1101 (в серию не пошла) и полноприводной 2121, которая потом превратился в «Ниву». Эпоха Полякова на ВАЗе закончилась в 1975 году, когда по настоянию министра автомобильной промышленности Тарасова он стал его преемником. Пошел на повышение!

Анатолий Житков

1975-1982

Преемник

На пост генерального директора ВАЗа был назначен заместитель Полякова по производственным вопросам Анатолий Житков. В официальной историографии этот период выглядит оптимистично: на заводе сконструировали и запустили в серию два мотора «классического» семейства увеличенного объема (1,3 и 1,6 литра), начали производство «люксовой» модели 2106 и уникального на тот момент внедорожника «Нива» 2121, провели рестайлинг заднеприводного семейства (седаны 2105 и 2107, универсал 2104), спроектировали совершенно новую модель 2108 — первый советский переднеприводник.

Это должен знать каждый водитель:  Nissan X-Trail T30 с пробегом разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Но на деле все было не так благополучно. Страна вползала в брежневский застой, то же самое происходило с заводом. Много позже Житков в мемуарах признавался, что работа в обычном режиме оказалась сложнее, чем в состоянии аврала, как в первые годы ВАЗа. Были и другие факторы , на которые директор повлиять не мог: как у любого советского предприятия, развитие ВАЗа полностью зависело от государства, и завод страдал от недофинансирования — становился очевиден физический износ оборудования.

Результатом стал кризис: нестабильная работа производства, перебои с поставкой комплектующих, снижение выпуска. В 1982 году второй директор покинул свой пост: 75-летний Житков ушел на пенсию, хотя фактически это была принудительная отставка.

Валентин Исаков

1982-1988

Реконструктор

После отставки Житкова пост директора занял его заместитель Валентин Исаков.

ВАЗ всегда считался надежным поставщиком валюты для государства, но завод в условиях плановой экономики не мог угнаться за западным рынком, и экспортный потенциал все сильнее истончался. Когда в 1984 году в серию запустили принципиально новый для СССР автомобиль переднеприводного семейства 2108, он по мировым меркам уже устарел.

В стране начиналась перестройка. Никто еще толком не знал, что это такое, а на ВАЗе начали крупномасштабный экономический эксперимент: завод получил право направлять почти половину прибыли на разработку новых моделей и закупку оборудования.

Правда, c плановой экономикой все это уживалось плохо: ведомства запаздывали с модернизацией предприятий-смежников и даже с обеспечением материалами — те начали срывать поставки компонентов… В июне 1987 года больше половины машин сошли с конвейера некомплектными. На завод пришли забастовки. В 1988 году Исаков уходит на пенсию — на следующий день после своего 60-летия.

Владимир Каданников

1988-1996

«Народный» лидер

Звучит фантасмагорически, но в революционной атмосфере конца восьмидесятых новый директор завода. выбирается сотрудниками ВАЗа, голосованием из трех кандидатур! В выборах побеждает Владимир Каданников — выходец с ГАЗа, работавший на ВАЗе почти с самого начала, с 1967 года.

До того, как возглавить завод, он был заместителем начальника цеха крупной штамповки, директором прессового производства, заместителем генерального директора по производству.

В стране распадается советская система управления — и то же самое происходит на заводе: возникают сотни новых центров влияния, обостряются проблемы с поставщиками. Новое руководство вводит бартерные платежи, расплачиваясь за услуги и детали машинами. Это позволяет сохранить завод на плаву здесь и сейчас, но лишает предприятие притока «живых» денег.

Разным подразделениям завода выделяют нормы машин, которые они могут продать в своих интересах. Вокруг этого быстро растет коррупционная экономика со «своими» дилерами и заковыристыми схемами, загоняющими завод все глубже в долги, возникают свои околозаводские криминальные группировки.

Происходит даже конфликт с властями: дошло до того, что в середине девяностых Каданников распорядился заморозить выплату налогов в бюджет — якобы чтобы финансировать работы над новыми моделями.

В начале девяностых отметился здесь и печально знаменитый Борис Березовский, организовавший предприятие AVVA, которое должно было запустить в производство совершенно новую доступную малолитражку. До сих пор трудно сказать, планировалось ли это как афера с самого начала, но новую модель мы так и не увидели — а проект в конечном итоге, десять лет спустя, превратился в известную всем «Калину».

Имел ли к этому отношение гениальный авантюрист Березовский, но при приватизации ВАЗ получил чрезвычайно запутанную «закольцованную» структуру собственности: более двух третей акций находились у номинальных держателей, которые сами принадлежали ВАЗу или физическим лицам. Ни один зарубежный инвестор на таких условиях работать, конечно же, не захотел и завод продолжил чахнуть.

Каданников продолжал оставаться у руля и после 1996 года, став председателем совета директоров компании АвтоВАЗ. На посту же президента-генерального директора (теперь эта должность именовалась так) его сменил Алексей Николаев (1996-2002), а затем Виталий Вильчик (2002-2005).

Москвичи

Длительный период правления Каданникова подошел к концу, когда в Москве решили искать для тонущего ВАЗа — формально частной компании — стратегического инвестора на западе. Каданников отправился руководить собственным банком, а на завод отрядили команду топ-менеджеров вместе с финансистами из «Тройки-диалог».

Директора автозаводов: теория увольнений

Дата размещения новости: 17.09.2009

Президент “АвтоВАЗа” Борис Алешин оставляет компанию: согласно тексту официального представительства, это решение было достигнуто самостоятельно для осуществления замены работы. Борис Алешин станет директором Центрального аэрогидродинамического института. Однако похожие увольнения коснулись не только этого автогиганта. Кризис довел до увольнений не только обычных работников с автомобильных предприятий, на которых массово сокращается производство. Во многих ситуациях на директорах, а так же президентах возложена большая вина за подготовленность компании, соответствовать вызовам и тенденциям времени. Слабо организованный менеджмент, является причиной падения количества продаж и определенности плана развития предприятия. Поэтому неудивительно, что многие автомобильные производители стали прибегать к помощи схожей против кризисной мере , такой как увольнение главы компании. Когда стал явен глубокий кризис американского гиганта «дженерал моторс», президент США Барак Обама порекомендовал главе завода Рику Вагонеру по собственному желанию покинуть занимаемую должность. Так окончилась девятилетняя служба Вагонера в компании «дженерал моторс», которая привела завод к полному провалу. Получив «выходную компенсацию» порядка восьми с чем-то миллионов долларов, Рик Вагонер оставил занимаемую должность в апреле этого года.

2020 © Автомобильный портал г.Казани. Все права защищены.
Информация, представленная на данном веб сайте представлена исключительно для информации и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой. На фотографиях может быть изображено дополнительное оборудование. Цены в автосалонах Казани могут отличаться от указанных на сайте.

АвтоВАЗ покинул вице-президент

Михаил Добындо начал карьеру на АвтоВАЗе в 1971 году фрезеровщиком. Он является крупным акционером нескольких дилерских компаний ВАЗа и расположенного в Тольятти Комбината праздничных вин, на паях с директором АвтоВАЗа по маркетингу Владимиром Кучаем владеет АКБ «Земский банк».

Полномочия Михаила Добындо переданы вице-президенту АвтоВАЗа по закупкам Павлу Скринскому. В пресс-службе кадровую перестановку объяснили «реорганизацией системы управления и повышением эффективности деятельности АО», в рамках которого решено объединить дирекции по закупкам и производству. Формальным поводом для расторжения контракта стал срыв полугодового плана прессовым производством АвтоВАЗа. Директор этого производства Геннадий Топоров также снят с должности, но, в отличие от господина Добындо, отправлен в «почетную ссылку» — назначен замдиректора производства по ремонту и обслуживанию оборудования.
Эти изменения тольяттинские эксперты считают продолжение «кадровой чистки», начавшейся на заводе весной. Сначала, в конце марта, были отправлены на пенсию главный конструктор АвтоВАЗа Петр Прусов, директор учебного центра Владимир Юрченко, директор по производству Евгений Докутович, заместитель директора по инженерно-технологическому обеспечению Аркадий Гильбух, технический директор предприятия Александр Гречухин (он также выполнял функции главного инженера) и главный архитектор завода Наум Штрих. Кроме того, был выведен из совета директоров предприятий системы «АвтоВАЗтехобслуживание» Александр Зибарев. Затем, в мае, в отставку ушел директор по безопасности АвтоВАЗа Владимир Нестеров. Эксперты предсказывали продолжение масштабных кадровых изменений на автозаводе. На этой неделе прогноз подтвердился.
В Тольятти, однако, объясняют кадровые изменения на заводе не «реорганизацией подраздедений», а конфликтами внутри его руководства и производственными проблемами. В частности, практически все местные СМИ и эксперты указывают, что поводом для увольнения Михаила Добындо могла стать неритмичная работа АвтоВАЗа — недовыполнение плана, проблемы с поставками сборочных комплектов на предприятие «GM-АвтоВАЗ» и сборочные предприятия СОКа. Интересно, что Михаила Добындо в вазовских кругах всегда называли одним из наиболее перспективных топ-менеджеров завода и прочили ему дальнейший карьерный рост.
Другой возможной причиной отставки вице-президента называют его, якобы, непростые взаимоотношения с президентом АвтоВАЗа Виталием Вильчиком. Некоторые наблюдатели прогнозируют, что Михаил Добындо уйдет в политику и выдвинет свою кандидатуру на ближайших выборах мэра Тольятти.
ВЛАД ТРИФОНОВ, Тольятти; ДМИТРИЙ АРЗАМАСЦЕВ
Во вторник ночью в четвертом корпусе термического цеха АвтоВАЗа прогремел взрыв, в результате которого трое слесарей, работавших в цехе, получили тяжелые ожоги. Заместитель начальника областного УГПС Николай Кичайкин сообщил, что при запуске заменяемого электродвигателя под его кожухом случилось загорание металлической пыли, в результате чего и в цехе произошел взрыв. Работа всех остальных цехов ВАЗа продолжается в обычном режиме.

Источники назвали причины увольнения главы «АвтоВАЗа»

Совет директоров и акционеры «АвтоВАЗа» намерены отправить главу компании шведа Бу Андерссона в отставку уже в самое ближайшее время. Ожидается, что Андерссона отстранят от должности на ближайшем заседании совета, которое пройдет 9 или 10 марта. Об этом заявил глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов в интервью изданию The Wall Street Journal. Как пояснил Чемезов, акционеры Renault–Nissan, владеющие половиной «АвтоВАЗа», согласились на кадровые перестановки.

По словам Чемезова, в настоящее время «Ростех» и Renault организовывают подготовку к увольнению Андерссона, но окончательные моменты до сих пор прорабатываются. Однако источники в различных СМИ утверждают, что замена президенту компании уже найдена и утверждена. В частности, одним из вероятных преемников может стать корпоративный вице-президент Nissan, глава бренда Datsun Венсан Кобе.

Это должен знать каждый водитель:  Богач, бедняк тест-драйв Skoda Rapid 1,6 AT

О будущей судьбе нынешней команды «АвтоВАЗа» пока не сообщается, однако, как стало известно «Газете.Ru», главный дизайнер предприятия британец Стив Маттин останется на своем месте.

«Нам нужен был новый человек. Это все», — сказал Чемезов американскому изданию.

В пресс-службе «АвтоВАЗа» заявили, что не комментируют ситуацию.

Близкий к Андерссону источник сказал о главе компании, что «его полностью застали в врасплох».

Причины недовольства и отставки

«АвтоВАЗ» пообещал не выгонять рабочих

В своем интервью Чемезов сообщил, что он не одобрял методы работа Андерссона в кризис, а самой главной причиной отставки стали колоссальные убытки, которые компания продемонстрировала по итогам 2020 года. «Я ожидаю, что Андерссон покинет свой пост после того, как совет директоров примет свое решение. Renault планирует отправить одного из своих представителей для того, чтобы он осуществлял оперативное управление», — отметил Чемезов.

Глава «Ростеха» похвалил Андерссона за снижение ряда расходов и запуск двух новых автомобилей. Но, по словам Чемезова,

он слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков. Также его жесткая кадровая политика и увольнения привели к высокой социальной напряженности в Тольятти, что вылилось в митинги протеста.

«Негодование в Тольятти росло. Я предупреждал его несколько раз, чтобы он был осторожнее, но он не понимал», — добавил глава «Ростеха».

Напомним, что Чемезов и раньше подвергал критике действия Андерссона в отношении сотрудников предприятия. «Прежде всего не устраивает политика руководителя предприятия в отношении сокращения рабочих мест. В этом вопросе можно было действовать аккуратнее, — говорил Чемезов в прошлом году.

— Мы в 2008 и 2009 годах сокращали большое количество сотрудников — порядка 40 тыс. человек, но такого шума не было».

«Когда сначала на заводе, а потом и в «Ростехе» увидели, из чего собирают наш «отечественный» автомобиль, мы чуть не упали, — рассуждает осведомленный источник «Газеты.Ru». — Большинство комплектующих иностранные.

Андерссон загубил российских поставщиков, сделал банкротами тех, что работали в Тольятти. Кстати, его рассказы о том, что на заводе работают только русские, это лукавство. К примеру, он привел совершенно мутную команду людей из Чехии, которая занималась непонятно чем, а в итоге их «работа» вылилась также в огромные расходы. Хорошим примером стал тест-драйв Lada Vesta для журналистов в Италии — ведь это они додумались проводить дорогостоящую презентацию российского автомобиля в Европе. Когда Чемезов увидел в отчете о работе в 2020 году расходы на этот отдел, у Андерссона просто не было выхода, кроме как всех их уволить, но и это уже не помогло. Сам Андерссон очень самовлюблен и не терпит никакой критики.

Посмотрите, у него просто не сложилось своей команды за все время его работы. Каждый, кто был с ним не согласен, увольнялся сразу же по истечении годового контракта или же еще раньше, просто по щелчку пальца.

«Никто не хочет руководить «АвтоВАЗом» вечно»

У нас был иностранный специалист, которого переманили за огромные деньги, а потом уволили через пару месяцев, также выплатив ему «золотой парашют». Очень жаль, что из команды выпал отличный специалист Денис Петрунин, отвечающий за маркетинг, — он также не смог найти общий язык с Андерссоном».

Еще один источник «Газеты.Ru» не скрывает радости от предстоящей отставки шведа. По его мнению, чтобы предприятие смогло продолжать свою работу и не снижать темп, нужно просить вернуться на свои места всю российскую команду, которая работала на «АвтоВАЗе» до прихода Андерссона.

«Иностранцев на заводе оставить можно, но только в качестве консультантов, — говорит источник. — Только отечественные специалисты могут вести адекватную кадровую политику. Конечно, работа Андерссона устраивала в первую очередь главу Renault–Nissan Карлоса Гона, которому нужно продавать свои автомобили, — тот просто развалил отечественное предприятие.

А перенос производства стратегически важного автомобиля Vesta из Тольятти, где и так нет работы, в Ижевск? Тогда как раз команда из Чехии заявила, что таким способом они решили заняться развитием российских регионов».

Что сделал Андерссон за два года

Андерссон был утвержден в должности президента «АвтоВАЗа» в конце 2020 года. Он начал свою работу с повышения эффективности работы предприятия, массовых сокращений и наведения порядка на заводе.

В 2020 году под массовые сокращения попали 33% управленцев и 20% простых рабочих. В итоге общая численность работников «АвтоВАЗа» снизилась на 12 891 человека, до 53 тыс. человек, по сравнению с декабрем 2020 года.

При этом численность простых рабочих составила 42 345 человек. Руководителей осталось 10 700 человек. В 2020-м Андерссон пообещал не увольнять рабочих и сократил только порядка 1,1 тыс. менеджеров различных уровней. Знаменитым примером в работе Андерссона стала борьба не только за чистку рядов, но и чистку туалетов — попав впервые в это заведение на заводе в Тольятти, Андерссон потребовал сначала вычистить их все, а уж потом собирать автомобили.

«Снимать Андерссона сейчас слишком дорого»

Одними из главных достижений шведа стала борьба за качество продукции и запуск новых моделей. Согласно отчету «АвтоВАЗа» на середину 2020 года, показатель прямого схода автомобилей с конвейера без дефектов составляет 88% против 56% по состоянию на конец 2020 года. Общий объем дефектов на сборочных линиях в 2020 году сократился на 42%.

25 сентября 2020 года «АвтоВАЗ» начал серийное производство Vesta на сборочной площадке «Lada Ижевск». Впервые в истории Lada от демонстрации концепт-кара до запуска автомобиля в серию прошел один год. В конце октября Владимир Путин лично протестировал Vesta и остался доволен. «Отличная машина, очень хорошая, приемистая, легкая в управлении», — поделился президент. Продажи модели стартовали согласно плану — 24 ноября.

15 декабря в Тольятти началось серийное производство высокого хетчбэка Lada XRay, продажи его стартовали также по плану — 14 февраля 2020 года.

Рассказывая о своих достижениях, Андерссон часто напоминал про одобрение его действий президентом России Владимиром Путиным. «Я задавал вопросы Путину, нормально ли то, что предприятием руководит иностранец, — говорил Андерссон. – Он отвечал, чтобы я просто продолжал делать свою работу».

Чистый убыток «АвтоВАЗа» в 2020 году составил 25,4 млрд руб. В начале 2020 года Андерссон утверждал, что сможет вывести предприятие в прибыль вопреки кризису. Однако по итогам года чистый убыток «АвтоВАЗа» вырос до 74 млрд руб. Renault–Nissan потерял от участия в «АвтоВАЗе» около €620 млн. В феврале предприятию пришлось перейти на четырехдневку и снизить зарплаты всем сотрудникам на 20%.

Мнение эксперта

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков недоумевает, какие шаги в управлении предприятием, которое ориентировано только на внутренний рынок, мог бы сделать другой менеджер. Он уверен, что преемнику Андерссона придется делать ровно то же самое.

«У «АвтоВАЗа» огромные убытки, как операционные, так и те, что просто на бумаге, и вся деятельность компании привязана к внутреннему рынку, — говорит Кадаков «Газете.Ru». — За всю историю «АвтоВАЗа» у него было только две формы существования. Первая, под которую строился завод, — отъем денег у населения во времена дефицита в хорошем смысле слова. Завод мог делать продукцию любого качества, и все это сметалось подчистую, несмотря на то что качество падало. И рост числа сотрудников был оправдан тем, что завод работал на полную катушку — в лучшее время без учета машино-комплектов продавалось по 800 тыс. автомобилей в год. Вторая форма — жизнь с постоянными финансовыми инъекциями. И сейчас я не вижу человека, который может изменить эту парадигму.

Уход Андерссона — это печальный шаг, это не движение вперед.

Поколение «Икс»

Да, у него было много ошибок. Но он избавлялся от непрофильных активов, сократил персонал. Можно много говорить о социальной политике, но есть простая экономика. Так, можно сохранить предприятие и дать выжить всем, кто останется на нем, и пожертвовать частью людей. А можно вечно кормить из бюджета тех, кто неэффективен. На это нужно было решиться.

И сделать это мог только варяг с железной волей, который не связан с местными элитами, заводскими авторитетами, профсоюзами».

Кадаков считает, что в настоящее время удержать руководство заводом смог бы глава КамАЗа Сергей Когогин, однако тот уже несколько раз отказывался от этих предложений.

«Он отказался и правильно сделал, ведь ему придется делать ровным счетом то же самое. Есть также вариант, что «Ростех» назначит функционера из оборонки, который не будет знать, что такое автомобиль. Ну и, с другой стороны, у альянса достаточно менеджеров высокого уровня. Есть менеджеры и вне альянса — европейцы, американцы, японцы. Но, чтобы достичь чего-то нового, ему придется надеяться, что российский рынок каким-то образом пойдет вверх. Ну или корейцы резко поднимут цены».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: