Дакара ради

Содержание

Дакара ради

Day 15
+ 310.5 km / Общий 6330.0 km

Собрав всё своё дерьмо, которое за 2.5 дня ремонта мы раскидали по всему саду (возле которого кстати и жили) и поблагодарив душевную Ираландско/Англо/Французскую пару наконец-то залезли на мотоциклы.
Сказать что соскучился — ничего не сказать.

Не долго правда радовался. У Монпелье почуял что жопу как-то носит.
Остановились у ряда сервисов, что бы купить Алексу приводную цепь. Заодно глянул что у меня творится — опять сдутый задний баллон.
Утруждать себя очередной клейкой многострадальной камеры не стал. Зашел в магазин и прикупил несколько комплектов себе и Алексу (с запасом)

Камеры — это кстати единственное что я забыл взять из дома.
Встали у выстроенных в ряд мотомагазинов (около 7 штук), тут даже мастерская есть.
Интереса ради промониторил цены на услуги. Навскидку — перебортировать колесо

Благо бортируем колёса мы теперь уже как профессионалы. Сели и начали работу — прям напротив мастерских

Народ прёт свои мотоциклы на сервис в одних шортах, оставляет на обслуживание и не парится. А тут два психа на жаре пыхтят.
Во время установки новой цепи вышел механик (видать прочувствовав всю трушность события) и своим проф инструментом (на холяву кстате) заклепал нам пины в цепи — Спасибо!
Переднюю звезду для Алекса взяли из моих запасов — не зря вожу половину мотоцикла с собой. Задняя была в хорошем состоянии.

Хит-парад. Доминаторы, или Кто чаще побеждал на «Дакаре»

Поделиться

На проходящем сейчас ралли-рейде «Дакар» — интрига! Сможет ли вернувшаяся на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и прервать-таки в этом году 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других «доминаторов» в истории этого легендарного ралли.

На проходящем сейчас в Южной Америке ралли-рейде «Дакар» — интрига! Сможет ли вернувшаяся в 2020 году на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и в этот раз наконец-то прервать 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? На момент выхода этого материала Стефан Петерансель и Сириль Депре, выступающие на заднеприводных багги Peugeot 2008 DKR, шли в легковом зачете на первом и втором местах, соответственно. Так что все шансы есть!

А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других известных «доминаторов» в истории этого легендарного ралли, которые штамповали победы пачками. И начнем с тех, кто, собственно, и придумал ралли-рейд «Дакар».

Число побед: 4 (1987-1990 гг.)

Эра доминирования французских марок на марафоне «Дакар» началась… с запрета в 1986 году раллийной группы В, где выступали настоящие колесные демоны. В то время там как раз громила соперников легендарная центральномоторная полноприводная Peugeot 205 Turbo 16 (верхнее фото), на счету которой с 1984 по 1986 годы было 16 побед и два чемпионских титула. Да и как не побеждать, если в весящую менее 1 тонны двухдверку был впряжен 1,8-литровый турбомотор, выдающий, в зависимости от эволюции и давления наддува, 350-550 «коней» и под 500 Нм тяги?! А какие легендарные люди пилотировали этих монстров! Ари Ватанен, Юха Канккунен, Тимо Салонен…

Ари Ватанен прославит Peugeot 405 T16 (на фото) еще и в американской горной гонке «Пайкс Пик», поставив там в 1988 году рекордное время восхождения. Про это французы даже снимут знаменитую короткометражку Climb Dance.

Когда в 1986 году группу В из-за массы аварий прикрыли, в спортивном отделении Peugeot (им тогда рулил Жан Тодт, будущий босс формульной Ferrari) здраво рассудили, что нечего пропадать добру. И спешно перековали раллийную 205 T16 в ралли-рейдовый прототип с дефорсированным до 380 л.с. мотором, который обеспечивал разгон до 200 км/час менее, чем за 10 секунд. Да так удачно перековали, что Ватанен сходу выиграл на этой машине «Дакар» 1987 года, а через год золотого бедуина завоевал и Юха Канккунен!

В том же 1988 году на смену прославленной 205-й модели появится более продвинутый рейдовый прототип 405 T16. Там уже будет 1,9-литровый турбомотор в 400 «сил», который обеспечивал максимальную скорость в 230 км/час. Эта машина выиграет «Дакар» еще дважды (в 1989 и 1990 годах), и оба раза за рулем будет Ари Ватанен. А потом Peugeot надолго уйдет из ралли-рейдов в кольцевые гонки и классическое ралли. Но доминирование французов в легковом зачете рейда «Дакар» не прекратится…

Число побед: 4 (1991, 1994—1996 гг.)

…Потому что с 1990 года знамя подхватит заводская команда Citroen cо своим не менее знаменитым прототипом ZX Rallye Raid. В нем использовались многие наработки от предшественника, и даже его цвет на первых порах тоже был желтый. Но позже ситроеновских ралли-рейдовых монстров начнут красить в характерный кровавый цвет, за который они и получат прозвище «Красные дьяволы».

На каждом переднем колесе Citroen ZX Rallye Raid было по два амортизатора, а на каждом заднем – уже по три! После этого уже как-то не удивляет максимальная скорость в 205 км/час, которую прототип мог развивать, в том числе, и на бездорожье…

Характер у машин был и впрямь бесовский. За счет применения легких сплавов и композитных материалов, пустой ZX Rallye Raid весил всего 1450 кг. И оснащался 2,5-литровой бензиновой «четверкой» с турбонаддувом, которая в разное время своей эволюции и настроек, выдавала 300-330 л.с. и до 590 Нм крутящего момента. В системе постоянного полного привода применялись три самоблокирующихся дифференциала, а в механческой КПП уже в те годы было семь (!) ступеней, так что Porsche 911 и Chevrolet Corvette тут давно не первые.

За время своих выступлений с 1990 по 1997 годы Citroen ZX Rallye Raid пять раз брали мировой кубок по ралли-рейдам и завоевали в общей сложности 36 побед в 42 гонках. «Дакар» же покорился «Красным дьяволам» четыре раза: в 1991 году его выиграл Ари Ватанен, а победы в 1994-1996 годах записал на свой счет знаменитый француз Пьер Лартиг.

Число побед: 4 (1980, 2009-2020 гг.)

Компания из Вольфсбурга тоже успела сверкнуть на легендарном ралли-рейде, положив начало эре «немцев». В 2003 году Volkswagen выставил на «Дакаре» два заднеприводных багги Tarek. Готовя машины для гонки, в Volkswagen решили делать ставку не на привычные бензиновые движки, как у большинства соперников, а на дизельные моторы: они выдавали больше крутящего момента, (особенно на «низах», что бесценно в песках) и ели меньше топлива, что позволяло уменьшить топливные баки и облегчить машину. Ралли-рейдовый Tarek весил всего около 1,2 тонны и оснащался форсированным 1,9-литровым турбодизелем (218 л.с. и 390 Нм). И в первой же гонке ставка на дизели сыграла: «Тареки» объехали всех в моноприводном классе и заняли 6 и 8 места в общем зачете. Но основную славу команде Volkswagen Motorsport на дакаровском марафоне принесла совсем другая машина…

За свою историю дизельный ралли-рейдовый Volkswagen Race Touareg пережил три эволюции. В 2006 году появился Race Touareg 2 (верхнее фото), оснащенный двухступенчатым турбонаддувом и развивающий 285 «сил» и 600 Нм. А к сезону 2020-2020 годов был подготовлен Race Touareg 3 (на фото), 2,5-литровый турбодизель которого форсировали до 310 л.с.ание!

В 2004 году на знаменитом ралли-рейде дебютировала первая генерация полноприводного прототипа Volkswagen Race Touareg. Правда, с серийным «Туарегом» там было мало общего: стальная пространственная рама, карбоновые кузовные панели, независимые подвески со сдвоенными рычагами и двумя амортизаторами на каждое колесо, постоянный полный привод с тремя блокируемыми дифференциалами… Пятицилиндровый турбодизель объемом 2,3 литра был раскручен до 231 л.с. И свои 450 Нм он передавал через 3-дисковое керамическое сцепление на 6-ступенчатую секвентальную КПП X-Trac. Весил Race Touareg 1,75 т и вваливал по бездорожью так, что в первой же дакаровской гонке Ютта Кляйншмидт выиграла один из этапов.

К «Дакару» 2005 года появился доработанный Race Touareg уже с 2,5-литровым турбодизелем, форсированным до 260 л.с. и 500 Нм. И в том же году Ютта Кляйншмидт привезла молодой команде первый дакаровский подиум, заняв третье место в общем зачете – ровно 25 лет спустя после того, как швед Фредди Коттулински выиграл «Дакар» на переделанном серийном Volkswagen Iltis. Первую же победу команде в 2009 году привезет Жиниэль де Виллерс. Причем это была еще и первая победа дизельной легковой машины за всю историю гонки! Но самыми ударными для команды стали 2020 и 2020 годы, когда два раза кряду ралли-рейдовые «Туареги» занимали весь пьедестал! В 2020 году первым был знаменитый испанский раллист Карлос Сайнс, а в 2020 году победу праздновал катарец Нассер Аль-Аттия. Увы, 2020 год стал последним, когда Volkswagen Motorsport гонялась на «Дакаре» — с 2020 года заводская команда переключилась на классическое ралли, ралли-кросс и «кольцо». А на марафоне началась серия побед команды X-Raid и ее Mini Countryman.

Число побед: 12 (1985, 1992-1993, 1997-1998, 2001-2007 гг.)

Переплюнуть французов (и всех скопом, кто был потом) по числу побед на «Дакаре» смогли в Mitsubishi. Еще на заре развития знаменитого ралли-рейда японцы смекнули, что это отличный маркетинговый инструмент для продвижения новых моделей. В 1982 году Mitsubishi как раз представили первое поколение внедорожника Pajero, и идея засунуть его на «Дакар» так и витала в воздухе. Долго не тянули: в 1983 году фактически серийный Pajero дебютирует на марафоне, в 1984 году приезжает третьим в «абсолюте», а уже в 1985 году «брильянтовые» отметили первую победу.

С 1998 по 2008 года Mitsubishi наплодит столько ралли-рейдовых Pajero/Montero Evolution, что в них сам черт ногу сломит. Сначала была модель V55W, которая, кстати, выпускалась и в гражданской версии. А с 2003 года пошли модели MPR 10 (на фото), 11, 13 и 14.

Но дальше на марафоне началась эра заводских спортпрототипов, с которыми фактически серийный «Поджарый» тягаться уже не мог. Пришлось ковать новое оружие победы. Так на свет появились знаменитые прототипы Pajero Proto Dakar с 4-цилиндровыми турбомоторами по 350-370 л.с. и максимальной скоростью за 200 км/час, которые смогли навязывать борьбу «Красным дьяволам» Citroen. На «Дакаре» прототипы Pajero дебютировали в 1991 году, сразу заняв 2, 3 и 4 места. Кстати, вторым тогда стал Пьер Лартиг, тогда еще не перешедший в Citroen. Который в 1992 году Mitsubishi «умоют» по полной программе, заняв весь подиум!

Еще одно первое место Pajero Proto возьмет на «Дакаре» 1993 года, но это будут его, по сути, последние победы. В 1996 году категорию прототипов Т3 запретят – и «Дакар» 1997 года Mitsubishi встретит уже на новых моделях категории Т2 (доработанные серийные автомобили). И встретит успешно, сразу заняв места с первого по четвертое, да еще и повторив этот же результат в 1998 году. Вообще, именно за рулем Mitsubishi Кенджиро Шинозука станет первым японцем, выигравшим «Дакар» (1997 год). А в 2001 году легендарный супермарафон впервые в своей истории покорится женщине – немецкой пилотессе Ютте Кляйншмидт. С 2001 по 2007 годы у Mitsubishi вообще будет парад побед: команда выиграет семь «Дакаров» подряд, и этот рекорд марафона не побит до сих пор! Более того, на гонке 2002 года все первые 10 мест заняли гонщики на автомобилях Mitsubishi! Но в 2009 году наступил оглушительный провал. Команда подготовила к ралли-рейду четыре новых внедорожника Racing Lancer с дизелями, но до финиша смог дойти только один. И после такого фиаско в компании решили свернуть ралли-рейдовую программу. За 26 лет выступлений Mitsubishi выиграла 12 «Дакаров», но оказалось, что и это – не предел…

Число побед: 13 (1996, 2000, 2002-2006, 2009-2020, 2020-2020 гг.)

Хотя достижения Mitsubishi и выглядят круто, абсолютным рекордсменом «Дакара» по числу побед до сих пор остается наша команда «КамАЗ-Мастер». Ведь камские гоночные мустанги выигрывали в дакаровском грузовом зачете аж 13 раз! Когда в 1990 году «КамАЗы» впервые выехали на этот марафон, иностранные соперники на более легких и подготовленных машинах только скептически ухмылялись. Что эти русские тут забыли и на что они вообще надеются?! Тогда все три гоночных «КамАЗа» с экспериментальным дизелем V10 сошли из-за поломок мотора. Но все «хи-хи» резко утихли, когда в гонке 1991 года (ее еще прозвали «Дьявольской») челнинцы, заменившие дизель V10 на более надежный камазовский V8, заняли второе и третье места в зачете грузовиков. Причем российская команда стала единственной, которая финишировала полным составом, не потеряв ни одного грузовика! Хотя из 109 стартовавших в Париже грузовиков к Розовому озеру доехали только 44. И уже тогда стало ясно, что на дакаровском небосводе загорается новая звезда…

КамАЗ-4326 VK. Как говорится, без комментариев.

Первая победа на знаменитом марафоне пришла к челнинской команде ровно 20 лет назад – юбилей! И завоевал ее Виктор Московских на «КамАЗ-49252» (верхнее фото), на котором команда гонялась с 1994 по 2003 годы. Центральномоторный монстр оснащался битурбированным дизелем ЯМЗ V8 (17,2 л, 750 л.с.), который разгонял 11-тонный грузовик до 100 км/час за 16 секунд и 180 км/час по твердому покрытию! На каждом 25-дюймовом колесе стояли по два гидропневматических амортизатора от гусеничной боевой машины десанта (БМД), за счет чего гоночный «КамАЗ» просто не тормозил там, где соперники снижали ход и теряли время. Но такая суперподвеска, позволявшая бесчинствовать на бездорожье и побеждать в гонках, была беспощадна к экипажу. Прославленный Пьер Лартиг как-то проехался на таком «боевом» грузовике, и потом долго приходил в себя, не понимая, как эти русские выносят такую адскую тряску. Были истории и похлеще. На ралли-рейде «Оптик 2000 Тунис 2001» испанцы Рафаэль Тибо и Пепе Мартинес выступали как раз на «КамАЗ-49252», взятом в аренду. Но экипажу пришлось сойти после того, как у штурмана от тряски случилось кровоизлияние в мозг, закончившееся госпиталем. Пилот отделался легко: ему всего лишь пришлось поносить шейный корсет.

Главными же «колесницами победы» для команды стали новые грузовики «КамАЗ-4911 Extreme» (на нем челнинцы начали выступать в 2002 году) и его развитие в виде модели «КамАЗ-4326» VK (пошел с 2007 года). После ряда модернизаций и изменений в дакаровском техрегламенте, машины расстались со среднемоторной компоновкой и 25-дюймовыми шинами, стали мягче на ходу. Но тот же КамАЗ-4911 Extreme с 850-сильным дизелем, сохранивший сдвоенные амортизаторы от БМД, все равно успел заработать прозвище «летающий грузовик» за свои внедорожные возможности. Первое дакаровское «золото» «КамАЗ-4911 Extreme» взял в 2003 году. И вместе с моделью «КамАЗ-4326 VK» он помог команде поставить еще один рекорд: пилот Владимир Чагин (прозвище – «Царь») семь (!) раз побеждал на «Дакаре» на этих грузовиках. За всю историю этого ралли-рейда столько ни в автомобильных, ни в грузовых зачетах не выигрывал ни один пилот. И хотя в 2001 году Чагин повесил шлем на гвоздь, его рекорд не побит до сих пор! Ближайший преследователь – только Стефан Петерансель. Он шесть раз выигрывал «Дакар» на мотоцикле, но на четырех колесах у него пока только пять побед. И сейчас он, возможно, едет к шестой…

Это должен знать каждый водитель:  АКП — какая коробка-автомат дороже в ремонте

Дакара ради

Вам кажется, что с уходом заводских команд Mitsubishi и Volkswagen «Дакар» стал менее интересен? Мы так не считаем. Даже если вам не слишком интересны выступления «КАМАЗа», это не значит, что на «Дакаре» не осталось достойных гонщиков. «Мотор» внимательно изучил заявочные листы перед стартом легендарного марафона и представляет тех, ради кого «Дакар» когда-то и был придуман: искателей приключений, сумасшедших конструкторов, адреналиновых наркоманов и людей, готовых бросить вызов судьбе.

Если честно, этот список можно дополнять почти бесконечно. Любой пилот или штурман, который сегодня отправится из Лимы в пустыню, способен рассказать немало интересного о себе и, наверное, достоин отдельной заметки. Мы же расскажем только о самых ярких участниках «Дакара-2020».

center– Сугавара –/center

Если вам не знакомо это имя, то вы наверное никогда всерьез не следили за «Дакаром». Йошимаса Сугавара в 2020 году выйдет на старт марафона. в 31-й раз. Он единственный японец, принимавший участие в марафоне во всех трех категориях: Сугавара стартовал на «Дакаре» и за рулем мотоцикла, и на автомобиле, и на грузовике. Кто знает, может когда-нибудь японский пилот, которому уже 71, решит прохватить по пустыне еще и на квадроцикле, но не сейчас. В 2020 году Йошимаса вновь подготовил к старту свой грузовик Hino.

На 20-ти «Дакарах», начиная с 1989 года, Сугавара преодолевал дистанцию каждого из марафонов полностью. В 2020 году серия прервалась, но Йошимаса начал новую, сумев финишировать на 13 и 24 местах в двух последних «Дакарах». За рулем маленького Hino Сугавара, конечно, не может бороться с мощными КамАЗами и IVECO, но победы для 71-летнего Йошимасы, судя по всему, отнюдь не главное.

center– Чуть больше квадроцикла –/center

Хосе Луис Альварез был первым в истории «Дакара» испанцем, который добрался до финиша на квадроцикле. Так себе достижение. В этом году Альварез собирался стать первым, кто вывел на старт «Дакара» городскую микролитражку Smart!

Как частенько бывает в автомобильном спорте, «автомобиль» Альвареза только выглядит как Smart. Кузов модели ForTwo Хосе Луис взгромоздил верхом на шасси квадроцикла Polaris XP900. И хоть заявлен Альварез на гонку в зачете автомобилей, на деле поедет он на помеси машины и квадроцикла. Двигатель дакаровскому «Смарту» также достался от Polaris – это 900 кубовый двухцилиндровый агрегат, развивающий 90 сил.

Альварез планировал отправится по маршруту без штурмана. Для него в ForTwo, несмотря на название, места не нашлось. Но в итоге за несколько дней до старта гонки испанцу все-таки пришлось сняться с гонки – теперь он надеется стартовать на «Смарте» в марафоне в следующем году.

center– Экс-пилот Формулы-1 –/center

Алекс Каффи – один из тех парней, которые после завершения карьеры в Формуле-1 (Каффи – участник 57 Гран-при), продолжают гоняться на всем, что попадается под руку. Перепробовав несколько кузовных серий, итальянец засветился в ралли, приняв участие в легендарной гонке в Монте-Карло, а последние пару лет вплотную занялся «Дакаром».

Предстоящий марафон будет для Каффи вторым в карьере. В прошлом году Алекс вышел на старт за рулем самого маленького во всем классе автомобиля – Fiat Panda 4х4. До финиша помешали добраться технические проблемы, но в этом году Каффи стартует на «Дакаре» вновь. Теперь уже… на грузовике. Команда Orobica Raid выставит на старт два боевых Mercedes Unimog, один из которых и поведет Каффи, и одну быструю техничку. «Я был очень зол в прошлом январе, когда нам не удалось добраться до финиша на Panda», – сказал на презентации команды Каффи. Расслабься, Алекс, на грузовике будет попроще…

center– Женщины на мотоциклах –/center

Женщины в «Дакаре» – уже давно не новость. И даже стартующих на мотоциклах «одиночек» никто не принимает за сумасшедших феминисток. Но в заявочном листе «Дакара» 2020 года сразу две дамы.

Лайа Санц стартует на «Дакаре» в третий раз. Одиннадцатикратная чемпионка мира и десятикратная чемпионка Европы по мототриалу впервые выступила в марафоне в 2020 году и, помимо того, что стала лучшей из женщин в своем классе, сразу смогла финишировать на 39 месте в абсолюте. А через год повторила свое достижение.

Жозефина Гардульски села за руль мотоцикла в восемь лет. Сейчас ей 24, она чемпион Чили по мотокроссу, а теперь еще и первая женщина-мотоциклист из Южной Америки, которая выйдет на старт «Дакара». «Куки», как ее называют друзья, начала подготовку к марафону в марте, и теперь хочет добраться до финиша в столице своей родины. Там, в Сантьяго, ее наверняка будут ждать толпы чилийских болельщиков.

center– Попрыгунчик –/center

Похоже, между лыжами и гонками по пустыням существует какая-то тайная связь. Например, Люк Альфан, в прошлой жизни становившийся обладателем Кубка мира по горнолыжному спорту, теперь больше известен как победитель «Дакара» – в 2006 году француз выиграл гонку за рулем внедорожника Mitsubishi Pajero.

Адам Малыш (ударение на второй слог) пока знаменит своими победами в Кубке мира по прыжкам с трамплина, и как первый спортсмен, выигравший «Турне четырех трамплинов» с максимальным количеством очков.

Завязав с прыжками на лыжах с трамплинов, Малыш объявил, что отныне будет прыгать на автомобиле по дюнам. В январе прошлого года Адам впервые стартовал на «Дакаре» и добрался до финиша на 37 месте в абсолюте за рулем Pajero. Теперь в его распоряжении Toyota Hilux, подготовленная бельгийской командой Overdrive. Цель Малыша – добраться до «топ-20».

center– Тот самый Шишери –/center

Еще один лыжник! Герлен Шишери, четырехкратный чемпион по фрирайду, тоже в свое время отправился покорять «Дакар». В его послужном списке – несколько финишей и даже пятое место в абсолюте в 2020 году. Но известен Шишери не этим. В 2020 году Шишери был первым, кому руководство X-Raid доверило проехать «Дакар» на MINI, автомобиле, на котором через год Стефан Петрансель выиграл свой десятый марафон.

Шишери занимался тестами, и главной целью его было добраться до финиша. Но Герлен закончил гонку самым идиотским способом из всех возможных. Отправившись тестировать новые настройки в день отдыха, Шишери трижды перевернулся на MINI на пути в бивуак. Машину было решено не восстанавливать и отправить сразу в Германию, чтобы успеть починить к женевскому автосалону. Сам Шишери был уволен из команды.

История легендарного ралли Париж — Дакар

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.

Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африканские маршруты

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.

Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2020 гг.

Год

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая, км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41 1980 10 000 41 216 38 1981 6 263 54 291 31 1982 10 000 60 385 33 1983 12 000 43 385 32 1984 12 000 49 427 35 1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26 1986 15 000 52 486 21 1987 13 000 64 539 23 1988 12 874 51 603 25 1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44 1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29 1991 9 186 63 406 43 1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51 1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44 1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44 1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50 1996 7 579 82 295 41 1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50 1998 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 593 49 349 30 1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37 2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56 2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39 2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31 2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38 2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27 2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31 2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41 2007 7 915 54 511 59 2008 Отменен из соображений безопасности 2009 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 574 50 501 54 2020 9 030 53 362 52 2020 9 605 52 407 50 2020 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56 2020 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67 2020 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47 2020 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51 2020 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60 СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41

Как проходят гонки Дакар

Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.

Правила дакаровской гонки минимальны:

  • Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
  • Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
  • Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
  • Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
  • Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
  • Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
  • Месяц проведения – январь.

Победители Дакара

За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего. Например:

  • российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
  • французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
  • на автомобилях также часто лучшие – французы;
  • аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.
Это должен знать каждый водитель:  Volvo XC70 D5 Cкандинавская дизелизация

Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.

Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2020 г.

№ в рейтинге

Страны

Количество побед

Вид транспорта

1 Франция 68 Мотоциклы/автомобили 2 Россия 63 Грузовики 3 Финляндия 50 Автомобили 22 Аргентина 16 Квадроциклы (проводятся с 2009 г.)

А что же Тьерри Сабин?

Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.

Владимир Чагин: «Дакар-2020» пройдет на фоне юбилея «КАМАЗа», что очень ответственно

Сегодня на испытательном полигоне Тарловка проходят проводы команды «КАМАЗ-мастер» на ралли-марафон «Дакар-2020»

Volkswagen построил купе-кроссовер для гонок в пустыне

Компания Volkswagen помимо электрического универсала ID. Space Vizzion показала на автосалоне в Лос-Анджелесе экстремальный внедорожник Atlas Cross Sport R. Он будет участвовать в знаменитом ралли-рейде Baja 1000.

ОФИЦИАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕН МАРШРУТ «ДАКАРА-2020»

В среду утром, 20 ноября, в Институте арабского мира в Париже состоялась презентация маршрута 42-го издания ралли-марафона ДАКАР. Главный ралли-рейд планеты стартует 5 января в Джидде и завершится 17 января в Киддии, недалеко от Эр-Рияда, столицы Саудовской Аравии. Общая протяженность маршрута составит 7900 км, из которых 5000 км придутся на 12 спецучастков.

Электрический пикап Rivian R1T будет участвовать в ралли Baja-1000

Около года назад, ребята из Rivian представили нам многообещающую концепцию своего грузовика R1T, ну а выход этого автомобиля на мировые рынки запланирован на 2020 год.

Видео: история ралли Дакар

До старта ралли Дакар 2020 осталось меньше 2-х месяцев. Представляем Вашему вниманию историческую хронику этой легендарной гонки.

В Сети показали самый быстрый раллийный ВАЗ-2108 для ралли-рейда «Дакар»

На YouTube-канале «ПриветТачка» появился интересный видео-обзор об одной из самых быстрых ВАЗ-2108 в истории – раллийной LADA Samara T3. Сейчас уникальная «восьмерка» хранится в тольяттинском музее АвтоВАЗа.

Экипаж Сергея Карякина готовится к ралли-марафону «Дакар-2020»

Курс на Ближний Восток: Сергей Карякин готовится к ралли-марафону «Дакар-2020». Легендарная гонка пройдет с 5 по 17 января в Саудовской Аравии. Сейчас команда заканчивает сборку нового багги, многие детали которого изготовлены вручную.

Алонсо сядет за руль гоночной Toyota Corolla в Аргентине

По итогам завершившегося вчера в Саудовской Аравии Ula Neom Rally Фернандо Алонсо и его штурман Марк Кома заняли третье место – это первый подиум бывшего гонщика Формулы 1 в ралли-рейдах.

Алонсо впервые попал на подиум в ралли-рейдах, Жильцов выиграл с новым пилотом

Польский гонщик Рафал Соник возвращается на «Дакар»

REGNUM На ралли-марафоне «Дакар-2020», который будет проведен в январе будущего года впервые в истории на трассе в Саудовской Аравии, польский гонщик-квадроциклист Рафал Соник поедет под первым стартовым номером.

Видео обзор Al-Ula Neom Rally 2020: Алонсо близок к первому попаданию на подиум в ралли-рейдах

В пятницу прошёл третий и предпоследний гоночный день гонки Al-Ula Neom Rally 2020. Участникам предстояло преодолеть 163 км лиазона и 183 км спецучастка. Победу второй день подряд одержал экипаж Язида Аль-Раджи и Константина Жильцова, несмотря на замену колеса уже на 15-м километре и медленный прокол перед финишем.

Видео: Россиянин попал в жесткую аварию в гонке Al Ula Neom Rally 2020

7 ноября прошёл второй гоночный день гонки Al Ula Neom Rally 2020. Победу на втором спецучастке одержал экипаж Язида Аль-Раджи и Константина Жильцова, они преодолели 212 километров за один час и 39 минут.

Кузьмич — про Алонсо: видно, что человек или уже в теме, или втягивается в неё

Компания Ford создала раллийный автомобиль Bronco R

Компания Ford показала гоночный прототип Bronco R. Его дизайн и конструкция основаны на серийном внедорожнике нового поколения, который пока еще не представили. Дебют приурочили к 50-летию победы известного американского гонщика Рода Холла на Baja 1000 1969 года.

Алонсо оценил свои шансы выиграть ралли «Дакар» в 1% 17:48 29.10.2020 16

Двукратный чемпион «Формулы-1» Фернандо Алонсо, который выступит на ралли «Дакар»-2020, оценил свои шансы выиграть гонку в 1%.

Агошков примет участие в ралли-марафоне «Дакар» в 2020 году

РИА Новости, Сергей Астахов. Российский мотогонщик Дмитрий Агошков заявил РИА Новости, что примет участие в ралли-марафоне «Дакар» 2020 года в зачете Original by Motul, в котором запрещена помощь механиков.

Россияне удачно завершили гоночный сезон:Федор Воробьев и Кирилл Шубин обладатели Кубка мира по Бахам в категории Т3, а также победители Бахи Порталегре в своем классе

Сезон Кубка мира ФИА 2020 подошел к своему концу. Последний 8-й этап прошел с 24 по 26 октября, и для российского экипажа команды Zavidovo Racing Team Baja Portalegre 500 отметилась победным дублем: Федор Воробьев и Кирилл Шубин смогли не только выиграть гонку и забрать очередное первое место в категории Т3, но и стать обладателями Кубка мира ФИА по Бахам в своем классе.

Ралли Португалии 2020 (Baja Portalegre 500): Владимир Васильев завоевал бронзу Кубка мира ФИА

В Португалии финишировал заключительный этап Кубка мира ФИА по бахам – Baja Portalegre 500. Российский экипаж в составе Владимира Васильева и Константина Жильцова во второй день столкнулся сразу с несколькими техническими проблемами, которые не позволили гонщикам вести борьбу за победу в Кубке. По результатам гонки россияне заняли третье место в серии.

Ралли Португалии 2020 (Baja Portalegre 500): Владимир Васильев пятый после первого дня

В Португалии дан старт заключительному этапу Кубка мира ФИА по бахам – Baja Portalegre 500. Участники гонки за пятничный день проехали пролог протяжённостью чуть более четырёх с половиной километров, по результатам которого пилоты выбрали стартовые позиции на второй скоростной участок.

ОФИЦИАЛЬНО: ФЕРНАНДО АЛОНСО ВЫСТУПИТ НА ДАКАРЕ-2020

В четверг на пресс-конференции в испанском Порт Авентура заводская команда Toyota объявила свои экипажи на Дакар-2020, который пройдет с 5 по 17 января в Саудовской Аравии.

Ставки на Ралли Дакар

В этом тексте Betonmobile.ru расскажет про историю, особенности проведения ралли, ставки на гонки Дакар и прочие важные моменты, которые стоит учитывать бетторам.

Содержание

Ралли Дакар в ставках на автоспорт

Праотцом марафона «Париж – Дакар» был французский гонщик Тьерри Сабин, который заблудился и едва не умер во время прохождения другого ралли «Ницца – Абиджан». Впервые гонку провели в 1978 году – спортсмены проехали от столицы Франции до столицы Сенегала. Интересно, что тогда не существовало распределения авто и мототехники по классам, так что все гонщики были вынуждены соревноваться в одном зачёте.

Место проведения ралли постоянно менялось в 21 веке, а, начиная с 2009, из-за угроз террористов и убийства четырёх французов гонку перенесли в Южную Америку. Организаторы не стали менять название, а вот география начала расширяться – от Аргентины до Чили, Перу и Боливии. Правда, в 2020 ралли полностью проходил в Перу по упрощённой схеме.

«Дакар» отличается от традиционных раллийных гонок: это ежедневные многочасовые заезды, предусматривающие сон и ремонт в указанных местах. Это гонки с раздельным стартом с временными интервалами в 1-2 минуты. Соревнования проводятся в разных классах для четырёх разновидностей транспортных средств:

Отметим ещё одну особенность «Дакара» – весь маршрут гонки держится в строгой тайне. Пилоты получают сведения с ориентировками только перед очередным этапом.

Стратегии ставок на Дакар

Несмотря на изнурительные условия ставки на «Париж Дакар», в целом, довольно хорошо поддаются прогнозам. Например, в зачётах грузовиков и внедорожников всё крайне предсказуемо. Успех праздновали фавориты по ставкам на ралли «Дакар 2020»: Эдуард Николаев и Нассер Аль-Аттия из Катара. Вообще грузовики российского КАМАЗ регулярно заезжают на первую строчку общего зачёта.

Во внимание берётся большой перечень факторов: навыки водители, технические характеристики транспортного средства, работа команды, состояние трассы, погода. Рекомендуется анализировать последние результаты пилота, его форму, мотивацию. Для этого хорошо помогают интервью пилота, данные им незадолго до соревнований.

Брать информацию для пари можно из открытых источников: к примеру, автомобильных порталов, разделов «авто» на спортивных сайтах. Какой-либо выигрышной стратегии на ралли нет, из-за нерегулярности гонок не применима и стратегия Мартингейла.

На нашем сайте публикуются бесплатные прогнозы на формулу 1 от экспертов!

Автоспорт в букмекерских конторах

В нашей стране популярность ралли «Дакар» довольна высока, если сравнивать с гонками серий WRC, DTM или NASCAR. Ставки на ралли принимали многие букмекерские конторы. Правда, часто линия ограничивается победителем гонки в том или ином классе.

Чтобы сделать ставки на «Дакар 2020», нужно выбрать определённого гонщика. К примеру, возьмём победителя зачёта мотоциклистов австралийца Тоби Прайса за 1,9. Если бы перед началом гонки мы поставили на его победу 1000 рублей, то выиграли бы 1900 (чистая прибыль – 900 рублей). Если бы на первом месте финишировал другой байк, наши деньги ушли бы на счета БК.

Новости
«Дакара-2020»

Эдуард Николаев: Вернулся с «Дакара» домой – меня мать не узнала

Гостем редакции «Советского спорта» стал победитель ралли-рейда «Дакар-2020» пилот команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев с легендарным «золотым бедуином».

— «Бедуин» такой тяжелый, чтобы было легче вспоминать, как тяжело его было добывать?

— Наверное, да. На самом деле приходится непросто. Весь год мы готовимся, весь год мы тренируемся, чтобы в конце завоевать этого драгоценного «бедуина», чтобы вернуть его на законное место. Наше старшее поколение воспитало нас так, научило, что нужно побеждать, правильно, справедливо, корректно. Рад, что у нас это получается.

— С его помощью можно не только вспоминать прошлое, но и готовиться к следующему «Дакару». «Дакар» же никогда не заканчивается. Сейчас вы в какой стадии находитесь: завершаете этот «Дакар» или уже готовитесь к новому?

— Подготовка к следующему сезону началась в тот момент, когда мы пересекли финишную черту этого «Дакара». После гонки мы уже успели собраться всем своим спортивным составом в Набережных Челнах, начали строить планы на будущее, делали работу над ошибками, разбор полетов. Мы пытались определить, чего нам не хватает, что нужно поменять в наших машинах кардинально, как можно их улучшить. Соперники не стоят на месте — у нас должно быть все то, что улучшается и у них.

— Люди идут в футболисты, чтобы девочки на улице узнавали. Узнают ли вас на улицах?

— На кусочки, конечно, не рвут, но в общественных местах узнают. В городском транспорте, в самолете, в очереди. Не так часто, но это не главное. Хорошо, что у людей есть положительные эмоции. Люди подходят, благодарят. Особенно те, кто понимает, каким трудом это дается, кто следит за «Дакаром». Это касается и нынешнего сезона — мы столкнулись с тяжелыми погодными условиями. Грузовики просто проваливались в этой непростой почве.

— Главный иностранный конкурент Жерар де Рой приходил на день рождения Владимира Чагина с подарком. Как вообще складываются отношения с конкурентами вне трассы? Может, были какие-то недружественные акции?

— Мир «Дакара» очень своеобразный. На старте все улыбаются. Но во время гонки все отходит на второй план — тут борьба. К удивлению, в этом году с основным нашим конкурентом, Жераром де Роем, у нас сложились хорошие отношения. Были в прошлом, конечно, и спорные моменты, протесты с его стороны, технические вопросы. С тех пор все исправилось — теперь с ним можно общаться, расспрашивать о технике. Мы даже на старте друг друга подкалывали, локтем толкали. Позитив на старте и нас подбадривает, и его. По ходу гонки мы тоже ехали корректно. Как-то раз на финише он нас похвалил за хороший темп — пытался оторваться, но не смог. Даже в конце гонки, когда три экипажа разделяли всего продолжал сохраняться позитив. Не было никакой агрессии. Что касается остальных соперников, то было какое-то странное отношение со стороны голландского пилота Ханса Стэйси из команды MAN. Он, хотя и является победителем «Дакара» 2007 года, все равно проявлял какую-то агрессию. Бывает, поздоровается, но не каждый раз. Ну не здоровается — пусть не здоровается. Зато мы всегда говорим «хелоу» и улыбаемся.

— Вы уже неоднократный победитель «Дакара». Какую цель ставите перед собой, что вас мотивирует двигаться дальше?

— Владимир Геннадьевич побеждал семь раз. Планка установлена на этом уровне. Есть к чему стремиться. Главное, чтобы все получалось и в плане финансирования, и в плане техники, и, конечно, в плане здоровья, потому что «Дакар» дается очень непросто. Это тряска, перепады высот до 2000 метров по несколько раз за этап, жара в кабине до градусов на протяжении Есть очень много новых идей. В этом году мы тестировали новый автомобиль капотной модификации на «Шелковом пути». Эти автомобили перспективные. Когда едут конкуренты на отдельных участках, видно их превосходство. Если и удается держаться за ними, когда они нас обходят, то только благодаря тому опыту, который Чагин нам передал. Капотники сейчас в моде. Мы тоже идем в этом направлении. Сейчас этим автомобилем плотно занялись и готовим его к ближайшей гонке.

— Вы упомянули о тряске. Вроде же едешь на суперавтомобиле по песку. Откуда взяться тряске?

— Это же спортивный автомобиль. Слово «комфорт» к нему вряд ли можно применять. Это вам не на диване сидеть. Пески тоже не гладкие. Так может показаться со стороны. Когда ты едешь по пескам, все сливается и ты можешь пропустить какой-нибудь острый холм, от которого будет жесткая отдача. Вы можете сами это почувствовать. Мы периодически возим журналистов на наш тренировочный полигон и катаем на трассе порядка 10 километров. Все выходят из кабины в шоке. Но это только 10 километров. А в гонке некоторые спецучастки достигают Местами бывает, что тело не успевает за головой или голова не успевает за шеей. Самая опасная — боковая тряска. К прямолинейным ты готов, а к боковой, в поперечной или продольной колее, подготовиться сложно. Это было в Чили, на высохшей реке Атакама. Соперникам даже приходилось сбрасываться. Мы брали выносливостью и терпением, стиснув зубы и прикрыв глаза.

— Мы предлагали читателям задавать вопросы. Вот один из них, раз уж речь зашла о трассах: опишите этап своей мечты.

— Его не нужно создавать. Он есть. Он на континенте Африка — там, где он и должен быть. Это «Дакар». Тот «Дакар», каким его придумали. Город Дакар и страна Сенегал — они же не в Южной Америке. Они в Африке. Это традиция — финиш у Розового озера. Я там был дважды, механиком. Но у меня только визуальные ощущения. Я не сидел за рулем и не управлял техникой. В этом году туда съездил Андрей Каргинов. Он рассказывает, что именно там настоящее бездорожье, настоящие пески. Именно там Чагин стал Царем пустыни, как его называют. Он там и увязал, и выкарабкивался, и выигрывал. Там есть все: быстрые дороги, непроходимые дюны, верблюжья колючка на длительные спецучастки без нейтрализации. Там нет возможности отдохнуть. Если это 600 километров, то это 600 километров бездорожья. Нужно, чтобы «Дакар» вернулся в Африку. Или хотя бы надо, чтобы организаторы вернули Чили. Не хочу сказать ничего плохого в адрес организаторов в этом году. Они действительно проделали большую работу. В прошлом году штурман практически не был задействован. Для грузовиков это не гонка. В этом году глобально изменился маршрут, привнесена навигацию, на которой все теряли. Главное — появилось бездорожье, которым мы смогли наслаждаться. Были и пески, которых хотелось бы побольше. Была и грязь, которой никто не ожидал.

— Еще один наш читатель пишет, что у него дух захватывает от того, как КАМАЗы едут. Он мечтает посидеть за рулем. Я же спрошу о большем: как стать пилотом команды «КАМАЗ-мастер»? С нуля.

— Возраст имеет большое значение. Как и в любом виде спорта, прийти в возрасте за 30 лет не получится. Идет обучающий процесс. Нужно приходить в возрасте пусть даже и без прав. Вообще, пилотом может стать любой. Идеальный пример — Владимир Чагин, который до это вообще увлекался хоккеем и пришел из этого вида спорта. Если человек обладает талантом, желанием и у него все получается, команда, конечно, будет его рассматривать. Не было такого, чтобы кому-то отказывали в возможности. Не все выдерживают такой работы. Даже механикам приходится проводить бессонные ночи. Конструкторы иногда по несколько дней не появляются дома — они буквально ночуют в гараже.

Это должен знать каждый водитель:  День 14 Тбилиси — Нальчик

— Вы говорили о тяжелых ситуациях. Мы немного слышали, как вы к этому готовитесь: про гипоксические тренировки, про палатки, в которых приходится спать дома. Что самое сложное в процессе подготовки?

— Самое сложное — оправдать те надежды, которые на тебя возлагают. Для нас «Дакар» — это Олимпиада. Ничего выше, чем «Дакар», в автоспорте нет. Это выше, чем чемпионат мира. Многие чемпионы из разных дисциплин рано или поздно приходят в «Дакар» и понимают, насколько здесь сложнее победить. Нам нужно оправдать надежды своих партнеров по команде, болельщиков, спонсоров и деловых партнеров. Да, мы видим, что КАМАЗ практически каждый год побеждает. Но с каждым годом это делать становится все сложнее и сложнее. Никогда такого не было, чтобы за три дня до финиша борьба между тремя экипажами шла в пределах Представьте, грузовики проезжают 9000 километров, а на финише их разделяют 3 минуты. Это ничто. Даже просто остановиться, расстегнуться, выйти, что-то простое поправить и продолжать ехать. Это занимает 5 минут. Газ не вовремя сбросил, потом опять нажал, замешкался. Так пару раз — и этого преимущества нет.

— Остановка может стоить победы. В связи с этим есть какие-то ограничения? Например, не пить перед стартом много воды.

— К этому мы начинаем готовиться за месяц. Командной тактики нет. Все индивидуально. Каждый готовится по своей программе. Главное — знать свой организм. Кто-то может спокойно кушать все подряд. Кто-то вообще не может позволить себе ничего. Зная Айрата Мардеева, могу сказать, что он утром чуть-чуть водички попьет и весь день на этом едет. Мы готовим себя, знаем свое тело, свое здоровье, на сколько нас хватает, сколько надо выпить и съесть, чтобы не приходилось останавливаться. Если это произошло, то ты подвел команду.

— Еще вопрос про поведение тела. Ваши коллеги по КАМАЗу удивлялись тому, что после ралли-рейда можно недосчитаться Как с этим обстоят дела у вас?

— Есть такое. В этом году я потерял всего 3 килограмма — очень маленькая потеря. Мой рекорд — 12 килограммов. Это был мой первый «Дакар». Я поехал механиком. У нас был новый малоопытный пилот — так получилось. Бывало, нам по несколько раз в день приходилось откапывать грузовик, чтобы он выехал. Уходило много сил. Когда я приехал домой, меня мама не узнала, спросила: «Где мой сын». Во многом все это зависит от того, с какими условиями пришлось столкнуться в гонке, насколько интенсивно пришлось работать. Полноценного питания на бивуаке нет. Хотя команда делает для этого все, что возможно, — мы даже своего повара возим. К сожалению, на высоте просто невозможно готовить: вода не кипит, огонь не горит, приходится использовать автоген. Теряем килограммы, но, приехав домой, в течение пары месяцев мы возвращаемся к привычной форме.

— В Набережные Челны вы прилетели ночью 17 января. Уже 18 января вечером вы вылетели в Москву. Теперь вы снова в столице. Удалось после финиша хоть дома побыть, домашней еды поесть?

— Побыть и поесть, конечно, удалось. Семьи встречают нас, понимают, что скучаем по еде. Меня с детства отец, шестикратный победитель страны по автокроссу Валентин Николаев, приучил есть суп, потому что обеда могло и не быть. Приходилось потно есть и потом без обеда работать с ним. Я привык и скучаю по наваристому бульону. Меня всегда встречают татарским супом с курицей и лапшой — токмачашы. После финиша удалось попробовать. Немного времени, конечно, было, но это наша работа. Семьи понимают.

— Вопрос от наших подписчиков в социальных сетях: есть ли у вас какие-нибудь приметы? Поговорить с КАМАЗом, поцеловать в зеркало, может быть?

— Каких-то особенных примет нет. В кабине есть мягкие игрушки, которые подарили близкие люди, семья. Ты смотришь на них и вспоминаешь. На этапе концентрация настолько высокая, гонка настолько напряженная, что необходим психологический настрой. Это помогает. Нам в этом году даже предоставили психолога, который выезжал с нами на тесты, советовал, как настроиться, как оценить тот или иной эпизод. Сувениры помогают вспомнить о доме, семье, друзьях, улыбнуться. Это скидывает напряжение. Талисманов каких-то нет. У некоторых ребят — да: монетки, амулеты на грудь, в кабине что-то лежит. У меня — нет.

— За другими видами спорта следите?

— Конечно, слежу и даже занимался спортивной гимнастикой с 4 до 12 лет. Посвятил этому много времени, все детство. Это и сейчас помогает в растяжке, во время этапа, в спортзале — у меня есть гибкость. Мой тренер до сих пор работает, тренирует детишек. Поэтому я слежу за спортивной гимнастикой, как за мужской, так и за женской. Слежу за художественной гимнастикой, плаванием, легкой атлетикой, синхронным плаванием. Мне зачастую это даже более интересно, чем автомобильный спорт, чем «Формула-1». Самому нравится зимний мотокросс, сноуборд, горные лыжи. Этим нельзя профессионально заниматься — можно получить травму. Зимой удается погонять на картах.

— Если вы с закрытыми глазами сядете за руль чужого КАМАЗА, вы поймете, что он не ваш?

— Да, пойму. Пойму по рулю, по рычагу переключения передач, по педалям, по посадке. Мы даже тумблеры и кнопки подстраиваем индивидуально. Должно быть комфортно. Это рабочее место. Дело не только в удобстве и комфорте. Если педаль газа будет не под тем углом, коленка будет уставать. Это может сказаться на пилотировании, на времени прохождения этапа. Ничто не должно жать и натирать. С неудобным рычагом можно передачу не ту включить. Настройка всех этих нюансов зачастую занимает больше времени, чем замена какого-то важного узла.

— Где-то слышал, что вы называете КАМАЗы девичьими именами.

— Не то что называю именами, просто я отношусь к машине как к представительнице женского пола. Так сложилось с тех пор, как я пришел в команду. Для нас это не машина, это живое существо. Она действительно выручает. Да, это железо, неодушевленный предмет, но, когда ты идешь в дюну размером с девятиэтажный дом, а машина не заезжает, ты начинаешь ее упрашивать. Она напрягается и в итоге переваливает. Даже механики ее хвалят, говорят: красавица! Есть примета целовать автомобиль перед стартом и после финиша. Мы в КАМАЗы вкладываем очень много, и они для нас бесценны. Ты выиграл гонку, тебя чествуют, ты чемпион, а автомобиль остался в стороне. У нас такого не бывает. Мы о них заботимся. Иногда соперники позволяют себе выезжать на старт на грязном автомобиле. У нас такого никогда нет. Это отношение к своему автомобилю.

«В сборную СССР в 70-м приезжали ребята, которые гонялись на ралли на «Москвиче»

Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев восхищен победами российских гонщиков команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Дакар-2020».

– К нам в сборную СССР в 70-м приезжали ребята, которые гонялись на ралли на «Москвиче-412», и я до сих пор вспоминаю, как мы восхищались их подвигом – на машине, которую сделали у нас в стране, выигрывать мировые ралли. Когда на мои глазах появлялся этот завод в Набережных Челнах, я и представить не мог, как КАМАЗы здорово будут выступать. Я всегда болею за наших, где бы они не выступали. Парни, которые выиграли сейчас – Николаев, Сотников – они молодые еще, у них все впереди. А для меня легенда «Дакара» – это Чагин, сколько раз он выигрывали, семь? Он смелый человек, после такой победы не боится говорить, что из-за разных проблем в следующем «Дакаре» могут и не выступить. Это они то, которые такими тяжелейшими маршрутами прошли, через все эти барханы, аварии, поломки…

Кстати, у меня есть куртка удобная с символикой КАМАЗа, которую мне подарили парни из Челнов, приезжавшие в Турцию на футбольный турнир, где я участвовал. До сих пор в ней хожу.

А ребятами, которые на наших машинах на таких вот дорогах победили все эти «мерседесы» да «МАНы», я просто горжусь!

Дневник «Дакара». Постфактум. Где бы мы еще встретились?

Обозреватель «Советского спорта» Степан Чаушьян вспоминает людей, которых встретил во время ралли-рейда по Южной Америке.

Моя первая встреча с командой «КАМАЗ-мастер», с которой мне предстояло прожить ближайшие две недели на ралли-рейде «Дакар», произошла 1 января в отеле «Эксельсиор» в Асунсьоне, столице Парагвая. Меня пригласили на общее собрание, где представили всей команде численностью в 50 человек.

С именами всех, кто приложил руку к победе российских КАМАЗов в Южной Америке можно ознакомиться в моем последнем дневнике, написанном на чужбине – о людях, которые делают самые быстрые в мире грузовики.

Правда, сказать, что за эти две недели я сумел стать частью этого дружного коллектива, я не могу. Было бы глупо на это даже надеяться. Да и многие отнеслись к журналисту, свалившемуся как снег на голову, с известной степенью настороженности. Не могу сказать, что и я сумел запомнить все пять десятков КАМАЗовцев по именам. Память и так была перегружена тоннами новой информации. Но некоторым ребятам из КАМАЗа все-таки удалось оставить след в моем сердце и заставить сожалеть, что для общения было так мало времени.

Алмаз Зиятдинов – тот редкий случай, когда имя, особенно такое громкое и красивое, полностью соответствует человеку, который его носит. Алмаз – водитель одного из автомобилей, входивших в караван «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре». Простой водитель. Но именно Алмаз первым предложил мне свою помощь в сложной ситуации, хотя он был, возможно, последним, от кого я должен был бы ожидать соучастия. Он – настоящий алмаз команды КАМАЗ-мастер, кстати, не единственный. Алмаз – человек, любви и заботы которого хватает не только на такой огромный и разношерстный коллектив, но и на людей со стороны. Сейчас я даже не вспомню момента, когда на его лице не играла приветлива улыбка.

Алмаз Хисамиев – ночной механик экипажа победителя «Дакара» Эдуарда Николаева. Один человек-алмаз в команде – редкость. Два – настоящее чудо. Но с КАМАЗом не приходится удивляться чудесам. Создается впечатление, что у челнинцев они поставлены на поток. Алмаз – человек, который не только никогда не откажет тебе в помощи, но и сам первым придет на подмогу, если ему хотя бы покажется, что ты в ней можешь нуждаться. С Алмазом никогда не бывает скучно, даже в перегоне между городами, который вместо 8 часов растягивается на все 16.

Имя Руслана Замилова в этом материале заставит многих иронично улыбнуться. Конечно, как же не вспомнить повара, человека, который кормил тебя по вечерам на протяжении двух недель? Да как кормил! Но, несмотря на все свои старания, Руслан запомнился мне не своими кулинарными творениями. И причина не в блюдах. Они были великолепны. Дело в том, что сердца этого небольшого с виду человека хватит на двух любых здоровяков из команды. И еще чуть-чуть останется на любого, кому придется пересечься с Русланом.

На протяжении всего путешествия моим главным помощником и советчиком был начальник технологического бюро Вячеслав Мизюкаев. Его должность перекочевала в наш список из гражданской жизни Славы. В Южной Америке же он отвечал всегда и за всех. Вся координация действий огромной команды лежала на его плечах. А он еще умудрялся находить время общаться с журналистом, подсказывать ему какие-то моменты, беспокоиться за него, хотя это никаким боком не входило в его обязанности.

Александр Ваничков – настоящий рубаха-парень, для которого окружающий мир гораздо интереснее сна даже после ночной работы и дежурства до самого утра. Его, не сомкнувшего глаз на протяжении суток, хватало не только на общение, но и на то, чтобы бегать от окна к окну в попытках сделать как можно более удачный снимок Анд на закате. Удивительный человек.

У каждого коллектива должна быть душа. В любой другой команде этой душой мог бы стать каждый из уже упомянутых людей. Но только не в КАМАЗе. Здесь душа команды – один из ее многолетних лидеров, ветеран «Дакара», штурман экипажа Айрата Мардеева – Айдар Раисович Беляев. Удивительно, как человек, которого ты не можешь называть иначе как по имени отчеству, может вести себя с тобой, как закадычный друг. Поразительно, сколько много интересного может рассказать человек, всеми силами старающийся избежать официального общения с включенным диктофоном. Не могу с удить, как было раньше, но при Владимире Чагине на должности официального лидера команды, неформальным лидером является именно Айдар Раисович, умеющий и мудрый совет дать и пошутить до слез из глаз.

Дневник «Дакара». Постфактум. Уехать, чтобы вернуться

Обозреватель «Советского спорта» Степан Чаушьян делится впечатлениями от двух неделей в команде «КАМАЗ-мастер» на легендарном ралли-рейде.

«Дакар» меняет твою жизнь раз и навсегда. Не стану говорить этого про Аргентину и Буэнос-Айрес, в котором я и так мечтал очутиться, но в столицах Боливии и Парагвая, не будь «Дакара», мне вряд ли суждено было побывать. Что и говорить о таких городах, как Резистенция, Сан-Мигель-де-Ту куман, Сан-Сальвадор-де -Хухуй, Туписа, Оруро, Сальта. Даже сами названия звучат, будто не из этой жизни.

13 дней, 9000 километров, 12 городов, 3 страны… Всему этому можно позавидовать, если не знать, как все происходит на самом деле.

Подъем назначен на утро – часов на 6-7, в зависимости от того, во сколько покидает бивуак и уходит на трассу первый грузовик. За час-полтора лагерь команды «КАМАЗ-мастер» сворачивается, члены команды занимают свои места в автомобилях и отправляются в путь. Впереди – порядка 600-800 километров пути – 8-12 часов пути. Водителю смотреть по сторонам некогда – необходимо следить за дорогой, соблюдать все правила движения. Для пассажиров дорога – единственная возможность выспаться. Лишь изредка удается краем глаза выцепить какой-то пейзаж через заляпанные грязью стекла.

Лишь к вечеру караван технических автомобилей приезжает на место нового бивуака. Необходимо разбивать лагерь и приступать к повседневной рутинной работе – каждому к своей. Ты не успеваешь выйти в город, в который приехал. У тебя нет возможности пообщаться с местными жителями. Тебе не дают даже мельком осмотреть достопримечатель ности. Ты не видишь городов, мимо которых проезжает «Дакар».

Мне повезло чуть больше, чем полноценным членам команды. Меня никто не заставлял работать на протяжении всей ночи. Вместо сна по дороге в следующий бивуак я мог таращиться в окно, делать фотографии неповторимых Анд. Один раз мне даже удалось сбежать из бивуака КАМАЗа – на день отдыха в столице Боливии – городе Ла-Пас.

Одного дня, неполного, конечно, на такой город, как Ла-Пас, будет крайне мало. За это время можно успеть разве что пошастать по центральным улицам, съездить в уникальный природный заповедник Лунная долина, съесть стейк из ламы и прокатиться на канатной дороге до местной обзорной площадки. По-хорошему только на один город и его окрестности нужна неделя.

У полноправных же КАМАЗовцев был шанс познакомиться лишь с двумя городами: жарким и безликим парагвайским Асунсьоном перед стартом «Дакара», и почти европейским и многогранным Буэнос-Айресом после окончания гонки. На каждый из городов – по одному дню.

И конечно, никто из команды КАМАЗа, в отличие от гонщиков, так и не побывал в сказочном месте под названием Уюни. Это крошечный городок в Боливии, главной достопримечатель ностью которого является самый крупный в мире солончак. В дождливый сезон поверхность высохшего соленого озера покрывается тонким слоем воды, в котором отражается небо. Ощущение такое, что ты попадаешь в пространство между небом и землей, не понимая, где что находится. Те, кто побывал там говорят, что это – самое прекрасное, что их глаза видели на этой планете. Только ради Уюни стоит вернуться в Боливию.

Достаточно ли этих двух недель для того, чтобы влюбиться в Южную Америку? Вполне. Можно ли с полным правом сказать, что я был во всех местах, которые мы проезжали? Вряд ли. Для меня «Дакар» стал своеобразной демо-версией Южной Америки, после которой только больше захотелось с головой окунуться в этот волшебный континент. По окончании «Дакара» я уехал из Южной Америки, но только для того, чтобы туда вернуться при первой же возможности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: