Автозаводы на диете как сокращается производство машин в 2020 году

Содержание

Льготное автокредитование в 2020 году

Государственные программы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» впервые начали действовать в июле 2020 года. Несмотря на определенны минусы, о которых мы расскажем ниже, программы оказались достаточно популярны и эффективны. Благодаря им отечественная промышленность даже в условиях снижающихся темпов роста экономики остается на плаву, а россияне имеют возможность купить новые автомобили со скидкой.

В связи с эффективностью программы ее несколько раз продлевали. Так, в 2020 году она впервые была перезапущена в марте. Тогда на ее реализацию было выделено 10,4 миллиарда рублей. Но эти средства были достаточно быстро освоены и уже в июне на реализацию программы было выделено еще 10 миллиардов рублей.

А накануне публикации этой статьи стало известно, что программа будет продлена в 2020 году. Соответствующее заявление сделал глава Минпромторга Д. Мантуров. Он заявил, что необходимые средства уже зарезервированы в проекте государственного бюджета на 2020 год.

Итак, давайте выясним, что собой представляет государственная программа льготного автокредитования 2020 года, на каких условиях можно получить кредит, на какие машины распространяется ее действие.

Суть программы льготного автокредита 2020 года

Государственный автокредит — это льготный кредит на покупку автомобиля российского производства. Цель предоставления льгот состоит в повышении спроса на российские автомобили для стимуляции отечественной автомобильной промышленности и повышения общего уровня благосостояния граждан. Таким образом льготное автокредитование в 2020 году позволяет приобрести российский автомобиль на выгодных условиях.

Впервые подобная программа была реализована еще до масштабного экономического кризиса — в далеком 2020 году. Тогда программа субсидирования автокредитов помогла обеспечить стремительный рост продаж автомобилей российского производства.

Затем в разных вариантах и под разным названием правительство запускало новые программы льготного автокредитования. В 2020 году действуют программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Они предлагают одинаковые скидки, но распространяются на разный круг граждан РФ. Эти программы продолжат свое действие в 2020 году.

Базовые условия программ льготного автокредитования 2020 года

В 2020 году действует две программы льготного автокредитования:

· «Семейный автомобиль» — в ней могут принять участие люди, имеющие двух и более несовершеннолетних детей.
· «Первый автомобиль» — распространяется на россиян, ранее не имевших в собственности автомобиля.

Обе программы имеют следующие условия участия и предлагают следующие возможности:

На льготных условиях можно купить автомобиль стоимостью до 1 450 000 рублей. Изначально действовало ограничение в 1 000 000 рублей, но правительство приняло решение поднять планку, чтобы увеличить модельный ряд автомобилей, доступных на льготных условиях.

· Автомобиль должен быть только российского производства.
· Максимальная масса автомобиля — 3 500 кг.
· Машина должна быть куплена в салоне официального представителя торговой марки.
· Первоначальный взнос платить в 2020 году не нужно. Программы, действовавшие в 2020 году, предполагали его уплату.
· Покупатель должен быть первым владельцем автомобиля.
· Возможный срок кредитования составляет от 1 до 3 лет.

Если вас устраивают эти условия и интересующая вас модель автомобиля удовлетворяет этим условиям, вы можете купить его в кредит в рамках программы «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль» со следующей скидкой:

· 25% от стоимости автомобиля для жителей Дальневосточного федерального округа.
· 10% от стоимости автомобиля для жителей всех других регионов РФ.

Возможные условия банков

Кредит на покупку автомобиля по программе льготного кредитования может быть оформлен в любом российском банке, принимающем участие в этой программе. При этом банки предъявляют собственные требования к заемщику и в разных кредитных учреждениях они могут отличаться. Но в целом набор банковских требований к потенциальному покупателю автомобиля в кредит выглядит примерно следующим образом:

· Гражданство РФ.
· Возраст 21-65 лет.
· Положительная кредитная история.
· Наличие постоянного источника дохода, способного покрыть расходы на оплату кредита.
· Государственная регистрация в том муниципальном образовании, где выдается кредит.
· Требования к стажу работы на нынешнем месте (могут существенно отличаться в разных банках).

Каждый банк самостоятельно определяет процентную ставку по кредиту. При этом в 2020 году государство больше не субсидирует процентную ставку.

Иными словами процентная ставка, как в прошлых программах государственного субсидирования не будет ниже для участников программы 2020 года. Дело в том, что сейчас действует низкая ключевая ставка Центробанка, и ставки по автокредитам не высокие по сравнению со ставками, действовавшими в прошлые годы. Государство снижало ставку за счет бюджета, когда автокредиты выдавались по 17-18% годовых. А в данный момент ставки ниже.

Как сказано выше, в рамках программы льготного автокредитования 2020 года можно купить только автомобиль российского производства. Но это не значит, что перечень машин ограничивается линейкой ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. На автомобильных заводах РФ за последние годы налажено производство большого количества автомобилей иностранных торговых марок. Таким образом, среди автомобилей, доступных на льготных условиях можно купить следующие машины, выпущенные в РФ:

· Большая часть моделей LADA и UAZ.
· Chevrolet Niva, Aveo, Cobalt.
· Ford Focus.
· Hyundai Solaris.
· KIA Rio.
· Mazda 3.
· Toyota Corolla.
· Mitsubishi Lancer.

Полный перечень автомобилей, доступный в вашем регионе, можно узнать у официальных дилеров, а также в региональных банковских отделениях.

Порядок покупки автомобиля по программе льготного автокредитования

Чтобы облегчить процесс покупки мы подготовили для своих читателей короткую пошаговую инструкцию, которая состоит из следующих этапов:

1. Выбор автомобиля из числа доступных по программе льготного кредитования в 2020 году.

2. Выбор банка с выгодными условиями автокредитования. Напомним, условия могут отличаться, и государство больше не субсидирует процент по кредиту, а позволяет получить скидку только на цену автомобиля.

3. Выбор автосалона, являющегося официальным дилером интересующей модели и сотрудничающего с тем банком, где вы планируете взять кредит.

4. Написать заявление на получение кредита в банк, предоставить запрашиваемые банком документы. В том числе, необходимо подтвердить, что вы вправе купить автомобиль в рамках одной из программ — «Семейный автомобиль» (свидетельство о рождении двух детей, являющихся на момент покупки автомобиля несовершеннолетними) или «Первый автомобиль» (нужна справка из ГИБДД о том, что ранее на вас не было зарегистрировано автомобиля).

5. В случае положительного решения банка, может переходить к оформлению договора купли-продажи автомобиля.

6. Вносится первоначальный взнос. Обратите внимание, что государство больше не предъявляет никаких требований к размеру первоначального взноса. Каждый банк-участник программы вправе определять его, как и процентную ставку, на свое усмотрение.

7. Автомобиль ставится на учет в ГИБДД.

8. Поскольку по общему правилу автомобиль, купленный в кредит, до полного погашения кредитных обязательств является собственностью банка, банк потребует застраховать его по системе КАСКО. Помимо этого потребуется заключить с банком договор залога, по которому залогом будет выступить данный автомобиль.

9. После этого подписывается договор автокредита. Средства по договору перечисляются на счет автосалона, а он передает автомобиль в пользование покупателя.

Список банков для покупки автомобиля в кредит

В настоящий момент к государственной программе льготного автокредитования присоединились следующие банки:

· Сбербанк
· Райффайзенбанк
· ВТБ 24
· Татфондбанк
· Россельхозбанк
· Собинбанк
· Газпромбанк
· Уралсиб
· Русфинанс Банк
· Тойота банк
· ЮниКредит Банк
· Восточный экспресс банк
· Меткомбанк
· Банк Москва

Итак, государство предлагает скидку в размере 10% (и 25% для жителей Дальнего Востока) на покупку автомобиля в кредит стоимостью до 1 450 000 рублей. Т.е. максимальный размер скидки может составлять 362 000 рублей для жителей Дальнего Востока и 145 000 рублей для жителей всех других регионов РФ. Не самый плохой вариант для людей, рассматривающих покупку автомобиля данной ценовой категории в кредит.

Но не забудьте учесть необходимость дополнительных расходов. Если вы покупаете автомобиль впервые, то помните о необходимости регулярного техосмотра, ремонта, регулярной замены расходных материалов — масла и других жидкостей, шин, всевозможных резинок. Помимо этого покупка автомобиля в кредит также предполагает обязательное оформление достаточно дорогостоящего полиса КАСКО.

Почему во всем мире закрываются автозаводы

Вынужденное харакири

Та же судьба ждет и один из крупнейших заводов концерна в самой Японии — в префектуре Сайтама. Он закроется к концу 2022 года. Однако, в отличие от Великобритании и Турции, сотрудников не сократят, а переведут на другое производство — в той же префектуре.

Уйти по-английски

Из-за проблем со сбытом в октябре завод JLR в Солихалле полностью останавливал работу на две недели, а с декабря на предприятии в Касл Бромвиче ввели трехдневную рабочую неделю.

Трамп в ярости

Узнав о планах General Motors, президент США Дональд Трамп пришел в бешенство. «Я очень жестко с ней (главой GM. — Прим. ред.) поговорил, когда услышал про закрытие заводов. И напомнил, что эта страна многое сделала для General Motors. Я очень недоволен», — заявил Трамп, имея в виду финансовую поддержку, которую правительство США оказало GM в 2008 году, когда компания фактически обанкротилась.

Вся надежда на импорт

Российский путь

«Мы и в будущем, безусловно, будем поддерживать проекты подобного рода, которые осуществляются как российскими компаниями, так и нашими зарубежными партнерами. Мы исходим из того, что это ведет к повышению компетенций российского автопрома, к расширению возможностей нашего автопрома и, разумеется, к удовлетворению потребностей нашего потребителя», — заявил президент Владимир Путин на торжественной церемонии открытия завода.

Анализ современного состояния автомобильной промышленности России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.12.2020 2020-12-05

Статья просмотрена: 4492 раза

Это должен знать каждый водитель:  Lexand STR-5350 HD+ получить прибавку

Библиографическое описание:

Филонова А. И. Анализ современного состояния автомобильной промышленности России // Молодой ученый. — 2020. — №49. — С. 211-217. — URL https://moluch.ru/archive/183/46884/ (дата обращения: 25.11.2020).

Соотношение выпуска иностранных и отечественных автомобилей в России можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Структура производства иностранных и российских брендов в России [Источник: АСМ Холдинг]

Производство автомобилей под отечественными брендами имеет тенденцию к сокращению. Причиной этому также явилась интеграция с зарубежными концернами. Например, одного из крупнейших Российских производителей — АВТОВАЗ — уже по праву можно назвать международной: 50 % акций владеет группа Renault, 17,3 % — Nissan и 32,87 % акций владеет Госкорпорация Ростех.

В российской автомобильной промышленности до сих пор применяется советская система деления легковых автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя — Единая отраслевая нормаль ОН 025270–66 от 1966 года (далее «Нормаль»).

Система классификации легковых автомобилей вСССР

Цифра

Класс

Рабочий объём двигателя, см³

Однако большинство автозаводов оставляют её лишь для внутреннего пользования (поскольку «Нормаль» применяется для определения типа автомобиля при налогообложении).

Например, новые модели АвтоВАЗа более известны под буквенными обозначениями (Lada Kalina, Priora, Granta, Largus и т. д.), а их цифровые обозначения применяются преимущественно во внутризаводской документации.

В последнее время становится все более популярной классификация Европейской экономической комиссии, но не менее распространены системы классификации США и Англии.

Кроме того, организация EuroNCAP применяет для проходящих краш-тесты моделей собственную классификацию деления автомобилей по актуальным для пассивной безопасности параметрам — размерам, массе и типу кузова.

Согласно Европейской классификации рынок пассажирских автомобилей делится на 9 сегментов (см. табл.2.).

Сегментация рынка автомобилей согласно классификации Европейской экономической комиссии

Класс

Расшифровка

A

Mini cars («мини-класс»)

B

Small cars («малый-класс»)

C

Medium cars («средний класс», «гольф-класс»)

D

Larger cars («большой класс»)

E

Executive cars («бизнес-класс»)

F

Luxury cars («представительский класс»)

S

Спорткары / купе / кабриолеты;

M

Multi-purpose cars (минивэны);

J

Sport utility cars (кроссоверы и внедорожники)

Источник: Regulation (Eec) No 4064/89 Merger Procedure

За 16 лет произошедших с начала 2000 года структура продаж легковых автомобилей по классам претерпела некоторые изменения. Если в 2000 году автомобили С-класса занимали львиную долю рынка — 68 %, сейчас их доля опустилась до 22 %. Заметно выросли доли автомобилей класса B и J. Если в 2000 году -класс занимал около 3 % рынка, а J — 8,1 %, то к 2020 году доля класса B увеличилась до 36 %, а класса J до 30,5 %. Отечественный автопром пока представлен на рынке только в 4-х классах: А, В, С и J.

Ещё одним видом сегментации рынка является ценовое разделение. Обычно выделяют 5 сегментов: менее $10 тыс.; от $10–20 тыс.; от $20–30 тыс.; от $30–40 тыс.; свыше $40 тыс. В последнее время наблюдается тенденция смещения спроса на автомобили в более дорогие сегменты.

На сегодняшний день развитие российской отрасли производства легковых автомобилей осуществляется в соответствии с утвержденной в 2020 году «Стратегией развития автомобильной промышленности на период до 2020 года», сформулированной и утвержденной Правительством РФ. В соответствии с этим документом, основными задачами российского автопрома являются:

– увеличение доли добавленной стоимости, формируемой отраслью;

– рост доли внутреннего производства на рынке автомобилей;

– увеличение глубины локализации сборочных производств, созданных на территории России иностранными компаниями.

Реализация стратегии принесла свои плоды: в 2020 году в России было произведено почти 2 млн. новых легковых автомобилей (на 63 % больше, чем в 2020 г.), а доля внутреннего производства в видимом потреблении увеличилась до 67 %. Но уже в 2020 году из-за падения потребительского спроса, обусловленного девальвацией рубля и ухудшением экономической ситуации, производство легковых автомобилей сократилось к уровню 2020 года на 12 % и составило 1,74 млн. штук.

По итогам 2020 года российские предприятия по выпуску легковых автомобилей были загружены на 59 %. Для сравнения: на пике производства, достигнутом в 2020 году, уровень использования среднегодовой мощности составлял 80 %.

В силу произошедшего спада производства отрасль в 2020 году балансировала на грани убыточности. При этом положительного уровня рентабельности не позволил достичь даже почти 11 %-ный рост цен производителей (декабрь 2020 года к декабрю 2020 года). В первом полугодии 2020 года убыточность производства легковых автомобилей возросла до 3,6 %, а убыток от продаж составил 16 млрд. руб., и это, несмотря на ускорение роста цен производителей (+17 % в июне 2020 года к июню предыдущего года).

При всем при этом отрасль продолжает демонстрировать положительные темпы роста инвестиций. Так, в 2020 году в основной капитал по виду деятельности «производство легковых автомобилей» было инвестировано около 71 млрд. рублей, что на 26 % выше показателя 2020 года.

Тенденция увеличения направляемых в отрасль инвестиций сохранилась и в 2020 году: в основной капитал отрасли было направлено более 70 млрд. руб. инвестиций. Даже, несмотря на ухудшение производственных и финансовых показателей отрасли, российский рынок легковых автомобилей характеризуется значительным потенциалом роста, обусловленным низким (относительно показателей развитых стран) уровнем автомобилизации населения (менее 300 автомобилей на 1000 жителей) и высоким средним возрастом легкового автомобиля в парке страны (12 лет).

Основным игроком российского рынка остается Волжский автомобильный завод (ВАЗ), с доминирующим на рынке брендом «Lada». Его доля в структуре производства легковых автомобилей составляет около 20 %. Завод входит в альянс AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN с совокупной долей на рынке более 30 %. Также в ТОР-3 производителей входят корейский концерн HYUNDAI-КIA и VolksWagen group. Суммарная доля трех ведущих игроков приближается к двум третям суммарного объема российского рынка.

Стратегия развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, предусматривает следующие параметры, которые должны быть достигнуты отраслью:

– повышение доли добавленной стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. — 21 % (492,8 млрд. руб.) до 48 % (2200 млрд. руб.) в 2020 году;

– увеличение к 2020 году доли продукции российского производства легковых автомобилей до 80 % в общем объеме потребления на внутреннем рынке в натуральном выражении;

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема их производства в натуральном выражении к 2020 г. — до 8 %.

Уже в 2020 году, когда уже состоялось присоединение России к ВТО (одним из условий которого является поэтапное снижение пошлин на ввоз новых и подержанных легковых автомобилей), а отечественный рынок автотехники продемонстрировал первые признаки стагнации, Минпромторг РФ внес в Стратегию развития автопрома ряд уточнений и корректировок. Утверждены они были Приказом Минпромторга РФ № 2155 от 27 декабря 2020 года «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года».

Документ предусматривал следующее:

– рост объемов промышленного производства легковых автомобилей в Российской Федерации к 2020 году до 3,136 млн. шт.;

– обеспечение к 2020 году доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке легковых автомобилей -76 % (снижено на 4 %);

– увеличение доли экспорта легковых автомобилей от общего объема производства к 2020 году — до 8 % (сохранено на ранее принятом уровне).

Однако в 2020 году ситуация в экономике вообще и на рынке автомобилей в частности продолжила ухудшаться, что вызвало необходимость внесения новых изменений. Так, Минпромторгом была разработана и представлена на рассмотрение и в Правительство новая программа обновления автотранспортных средств. Программа получила одобрение и вступила в силу с 1 сентября 2020 года. На этот раз минимальный возраст автомобиля не ограничивался. За 2020 год по программе было реализовано 170 тыс. автомобилей. В 2020 году программа утилизации была вновь продлена.

В 2020 году вновь заработала (остановлена в 2020 году) программа льготного кредитования. В соответствии с размещенными на официальном сайте Минпромторга данными, за 2020 год, с начала текущего года по программе льготного автокредитования было реализовано 171 тыс. авто, по программе обновления парка — 262 тыс. авто.

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2020 год в Российской Федерации существует 29 предприятий, основным видом деятельности которых является выпуск новых легковых автомобилей. В целом же по отрасли, выпуском автомобилей всех видов заняты 139 предприятия.

Однако, согласно предоставляемым тем же Росстатом, данным о концентрации производства, учитывающим фактический выпуск продукции, реальным производством заняты не более 20 предприятий, имеющих мощности по сборке. Учитывая изменения в структуре выпуска по годам и мнение экспертов, можно сказать, что отрасль в целом ограничивается 17–20 предприятиями. По состоянию на сегодняшний день, выпуском традиционно российских марок заняты лишь два предприятия. Все остальные предприятия отрасли легкового автомобилестроения заняты сборкой моделей иностранных марок.

Производители легковых автомобилей вРоссии, по маркам

Предприятие, расположение

Три российских автозавода остановили производство

За последнюю неделю сразу три автомобильных завода в России сообщили об остановке производства, объяснив этот шаг неблагоприятной ситуацией на рынке — низкий спрос.

Это предприятия General Motors (Санкт-Петербург), УАЗ и «АвтоВАЗ» в (Тольятти). В первых двух случаях конвейеры полностью останавливаются на некоторый срок. АвтоВАЗ остановил сборку Lada Granta, старой «Нивы» и Kalina.

Как говорит Владимир Гутенев, зампредседателя комитета ГД по вопросам промышленности, ситуация сейчас такова, что происходит общее снижение темпов роста экономики. Эксперты в этой связи вспоминают кризис 2008 года и определяют меры, принятые на автозаводах, как обоснованные. Падение продаж новых машин продолжается, в январе, например, сокращение составило 6%.

GM объявила, что простой на производстве начинается 24 февраля. В январе у GM продажи сократились на 6%, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Сокращения модельного ряда нет. В целом производитель выражает надежду, что такая приостановка окажется единичным случаем.

Какие цены на автомобили будут в 2020 году

В последние несколько лет правительству удаётся обуздать темпы инфляции на приемлемом уровне, но что касается автомобильной отрасли, то здесь ситуация выглядит менее прогнозируемой. А ведь тем, кто накопил достаточную сумму или планирует это сделать в ближайшее время, крайне важно знать, не обесценятся ли их сбережения настолько, что от желанной покупки придётся отказаться в пользу дешевого автомобиля.

Что влияет на ценообразование в автомобильной отрасли

Авторынок, как и любая другая сфера, весьма чувствителен к изменениям, носящим общеэкономический характер. В зависимости от этих факторов во многом формируется текущая ценовая политика автопроизводителей, а также колебания уровней спроса и предложения. Особенно ярко проявляется эта зависимость в отношении рынка новых машин. Перечислим основные факторы, которые могут повлиять на цены на автомобили в 2020 году:

  • состояние финансово-кредитной системы, в свою очередь зависящее от внешнеэкономических тенденций и политике государства в сфере финансов. В качестве примера можно привести влияние ключевой ставки, колебания которой воздействуют на заинтересованность банковских учреждений в предоставлении такой услуги, как автокредитования, а также в доступности таких кредитов для россиян;
  • состояние самого рынка. Наличие здоровой конкуренции, как известно, способствует снижению цен. Или, как вариант, увеличению функциональности продуктов. Многие автодилеры практикуют всевозможные акции, бонусы, скидки, рассрочки и другие «фишки», лишь бы привлечь новых клиентов, что играет на руку отрасли в целом, стимулируя рынок;
  • госрегулирование. Целевые программы, разного рода субвенции, квоты, налоговые льготы, дотирование отрасли, госзаказы также способны оказывать стимулирующее воздействие для отечественного автопрома;
  • покупательская способность населения, хотя и поставлена на последнее место в нашем списке, является очень важным рычагом влияния на ценообразование. Нельзя отрицать и влияние потребительских предпочтений.
Это должен знать каждый водитель:  Блиц-обзор навигационной программы City Guide 7 в реальности

Наконец, любой прогноз стоимости автомобилей в 2020 году должен учитывать общий уровень инфляции и колебания курсов валют.

Факторы, обуславливающие рост цен

Многие эксперты сходятся во мнении, что основной причиной повышения цен на автомобили в 2020 году будет двухпроцентный рост ставки НДС. Не стоит ожидать, что среди участников рынка найдутся альтруисты, готовые компенсировать эту сумму из своего кармана. Основное бремя, как это случалось и ранее, ляжет на конечного потребителя, причём аналитики предполагают, что увеличение НДС на 2% способно обвалить цены в среднем на 5-7%.

Но почему рост НДС на несколько процентов способен вызвать увеличение цен на автомобили в 2020 году в троекратном размере? Всё дело в том, что автомобиль является товаром повышенной сложности – в некоторых моделях количество комплектующих и деталей исчисляется тремя десятками тысяч. Увеличение НДС непременно скажется на всех этапах производства автомобиля, и поэтому кумулятивный эффект будет значительным. Не стоит забывать и о том, что любой производитель не прочь добавить к законным двум процентам и свою маржу.

В любом случае, уверены специалисты, увеличение стоимости будет происходить независимо от того, где собиралось авто, в России или за рубежом.

Вторым важным фактором является сезонный: к концу текущего года закончатся запасы как комплектующих, так и собственно автомобилей, закупленных по старым ценам.

Не стоит сбрасывать со счетов и колебания курса рубля. Можно не сомневаться, что любое ослабление национальной валюты тут же отразится на росте стоимости, и если в первое время он будет пропорциональным, то со временем, как показывает практика, превысит темпы валютной инфляции. Наиболее показательный пример – 2020 год. Что касается конкретных прогнозов, подорожают ли машины в 2020 году, то при падении рубля до отметки 75 руб/€ ценники вырастут ещё на 5-7%

В первом квартале текущего года среднее увеличение стоимости автомобилей составило 5%, но по маркам и моделям удорожание происходило крайне неравномерно: скажем, УАЗ и продукция Chevrolet выросла в цене в отчётном периоде всего на 1,5-1,9%.

Факторы, сдерживающие рост цен

Падение покупательского спроса – основная причина, заставляющая автопроизводителей стремиться сдерживать цены. Поскольку в нашей стране темпы инфляции существенно опережают рост зарплат, снижение спроса приобретает значимые масштабы.

Приобретение легкового автомобиля для многих семей становится слишком обременительной тратой денег, платежеспособное население сокращается в численности, и за каждого потенциального клиента ведётся настоящая конкурентная война. Рост продаж в абсолютном выражении не должен вводить в заблуждение: он происходит за счёт смещения интереса в сторону бюджетного сегмента. Именно поэтому ведущие игроки рынка будут стремиться избежать подорожания автомобилей в 2020 году, до последнего удерживая цены именно в эконом-классе. Так что есть все основания предполагать, что в данном сегменте стремительного роста цен ожидать не следует.

Многие аналитики распространяют такой прогноз на весь отечественный авторынок. По их мнению, повышение цен на машины в 2020 году будет постепенным, в первом квартале этот рост составит несколько процентов. В противном случае и без того падающий спрос можно просто обвалить, что для бизнеса крайне невыгодно. В непростых экономических условиях оптимальной может оказаться выжидательная тактика: конкуренты будут приглядываться друг к другу, фиксируя, как скажется повышение цен на уровне продаж и формируя в зависимости от этого собственную ценовую политику.

Сохранение ключевой ставки на прежнем уровне и активизация мер по господдержке отрасли позволяют надеяться, что наиболее пессимистические прогнозы не оправдаются, но сохранение цен на нынешнем уровне в любом случае речь не идёт. Тем более не нужно надеяться на то, что автомобили начнут дешеветь – для этого потребуется серьёзный мировой финансовый кризис.

Следует признать, что усилия государства в сфере активизации авторынка являются недостаточными, несмотря на очередное продление действия госпрограмм «Семейное авто» и «Первый автомобиль». Программа льготного автокредитования получит в следующем году транш в размере 3 миллиардов рублей, благодаря которому многие покупатели смогут воспользоваться 10% скидку от стоимости приобретаемой машины, которая будет учтена в качестве первоначального взноса.

Кстати, в 2020 году по всем автомобильным госпрограммам было приобретено около 135 тысяч автомобилей, что является неплохим показателем.

Прогнозы экспертов и автопроизводителей

Аналитики агентства РейтингсЛаб.ру убеждены, что уже в январе ценники на новые автомобили вырастут в среднем на 4%. Второй пик роста цен придётся на конец весны, и в результате стоимость авто вырастёт еще примерно на столько же. Прогноз роста цен на автомобили в 2020 году сохранится и в дальнейшем, составляя порядка 1% в месяц. И только в конце года на волне сезонных распродаж возможно падение стоимости в пределах 2-4%.

Ян Прохазка, возглавляющий автоконцерн Skoda, также уверен, что рост стоимости будет гарантированным. Он утверждает, что на с данный момент все ресурсы, с помощью которых автопроизводители удерживают ценники стабильными, практически исчерпаны. Ему вторит Евгений Вальтер, гендиректор консалтинговой фирмы «Вальтер Констракшн». Он считает, что даже если курс рубля удастся удержать на нынешнем уровне, удорожание в целом за год составит не менее 10%.

Маркус Озегович, возглавляющий русский филиал Volkswagen Group, столь же пессимистичен. По его мнению, на отечественном рынке удерживаются более лояльные ценники, чем в Старом Свете, так что роста избежать не удастся. Он также отметил, что ползучий рост курса доллара незаметно, но существенно удорожает производство автомобилей.

Александр Савельев, глава российского отделения «Авилон.Jaguar Land Rover», склонен считать, что после Нового Года ценники на продукцию компании вырастут на 2-3%, причём основной причиной удорожанием будет являться обновление модельного ряда. Но свои коррективы внесут и колебания курса валют. Его коллега Антон Демкин, глава департамента продаж авто с пробегом, считает, что в его сегменте наиболее резкий рост цен коснётся авто возрастом не более трёх лет, в возрастной категории 5-7 лет колебания стоимости будут гораздо меньшими.

Аналитики издания «Коммерсант» пришли к выводу, что резкого роста цен в предстоящем году не избежать по причине прекращения льготной поддержки производителям компонентов. В настоящее время в стране действует соглашение между Минпромторгом и автопроизводителями, которые наладили сборку автомобилей в России («Соглашение о промсборке»). В этом документе содержатся все льготы и преференции, предусмотренные для поддержки автомобильной отрасли. Такие же соглашения имеются между ведомством и многими производителями автокомпонентов. Действие последних как раз и заканчивается в конце текущего года, что и станет причиной увеличения ценников на все производимые в стране модели. На сколько подорожают автомобили в 2020 году, эксперты издания не сообщают, но известно, что в августе АвтоВАЗ увеличил ценники на все модели Lada на 0,9%, и к таким же мерам намерены прибегнуть в Nissan и Hyundai.

Крупные дилерские центры считают, что в сложившейся ситуации откладывать приобретение нового авто не стоит. Учитывая намерения правительства с 1 января увеличить размер утилизационного сбора, стоит ожидать и соответствующего роста цен. Если сбор действительно вырастет, за наиболее востребованные модели придётся заплатить 178 тысяч рублей, то есть на 94 тысячи больше, чем сейчас.

Одновременно дилеры будут стараться не поднимать цены до конца года, поскольку уровень продаж за первое полугодие упал на 2,4%.

Но подешевеют ли автомобили в конце текущего года в канун рождественских праздников, пока неизвестно даже им. Остаётся надеяться, что многолетняя традиция и на этот раз не будет нарушена, и только в этом случае россияне смогут немного сэкономить.

Российский автопром – история развития, наши дни, перспективы

Для того, чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей. По данным ВЦИОМ, автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан.

Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания.

Перспективы развития отечественного автопрома

В конце 2020 года Минпром РФ по материалам исследования Boston Consulting Group (международная консалтинговая компания) разработал «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2020 года». Программа предусматривает следующие шаги.

  1. Максимально полное насыщение отечественными машинами внутреннего рынка.
  2. Увеличение до максимума доли экспорта.
  3. Развитие популярных в РФ и за рубежом российских брендов.
  4. Производство ключевых комплектующих, локализация производства основной продукции и комплектации всех марок.
  5. Расширение патентной базы и НИОКР.

Разработчики «Стратегии» видят 4 возможных сценария развития автомобильной промышленности: текущий вектор, партнерство, закрытый рынок, крупный экспортер. Наиболее реальным представляется второй путь – «Партнерство». Именно этот сценарий взят за основу государственной политики, в рамках которой российский автопром должен получить около 600 млрд. руб. К сожалению, «тактических» мер эта стратегия не дает, однако ожидаемые результаты представляет.

  • Доля импорта снизится с 60% до 20% в денежном выражении.
  • Доля экспорта повысится до 12,5%.
  • Производство отечественных транспортных средств составит 2,38% ВВП России.
  • На каждую 1000 населения РФ российские легковые автомобили приобретут 363 человека.
  • Количество ДТП снизится на 25-30%.
Это должен знать каждый водитель:  9 признаков, почему Lada Vesta Cross лучше кроссовера

В документе приведены объемы инвестиций по годам в крупнейшие автозаводы: АвтоВАЗ, Газ, КАМАЗ, Sollers. С учетом низкой привлекательности российского автопрома для крупных инвесторов, сдвиги налицо. Соглашения о сотрудничестве подписаны у ВАЗа с Sollers и Renault, у КамАЗа с Daimler AG. В 2020 году открыт завод Peugeot- Citroen и Mitsubishi Motors в Калуге, Volkswagen запустил производство Skoda Fabia.

История развития российского автопрома

Начало истории автомобилестроения в Российской Империи относят к концу XIX века. Техническая новинка не получила признания в среде дворянства. Отечественные разработки почти прекратились, возобновившись лишь в 1917 на заводе по производству вагонов в Риге. Здесь собирали продукцию сначала на базе импортных комплектующих, а позже – собственного производства.

С началом Первой мировой войны, правительство финансировало деньги на строительство автопредприятий в Ярославле и Москве (АМО). На период войны рижский автомобильный завод перешел на выпуск самолетов и ракет. Его специализация была использована в СССР в космической отрасли. Первый советский легковой автомобиль выпущен на АМО в 1924 году. Модель Ф15 была далека от мировых образцов. Завод реконструировал и освоил на нем выпуск грузовиков корпорации США Ford Motor. В период 1931-33 годов он стал называться ЗИС. Дальнейшее развитие ЗИС получил во время Отечественной войны. Его вывезли на Урал, где образовались УльЗиС и УралЗиС.

По лицензии компании Ford Motor грузовые и легковые автомобили начали выпускать в Горьком (ныне Нижний Новгород). Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв!

Последующие этапы развития автопрома СССР приходятся на середину прошлого века. Появились автомобильные заводы ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УАЗ. Из них сегодня на территории РФ работают предприятия на Волге (ВАЗ, КамАЗ, УАЗ), в Нижнем Новгороде (ГАЗ). Советские машины составляют две трети всех легковых автомобилей в стране. Это Волга, Ока, Нива, Москвич, Жигули, Запорожец. Грузовики марок КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ известны и пользуются заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:

  • автомобили надежные и морозоустойчивые;
  • техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
  • высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
  • низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.

И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит, и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов. Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал 1990-2000 годов.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2020 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Вид автотранспортного средства Состояние отечественного производства Сравнение по итогам 2020 года (данные OICA)
Тяжелые автобусы Первенство в Европе. 173 148 единицы – Китай

23 107 единицы – Россия

12 460 – Евросоюз Спецтехника, грузовые автомобили Марка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника. Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара». Легковой сектор В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга. Внедорожники Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Тенденции развития российского автомобильного производства

Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2020 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Примерами могут служить «Ford Motor Company», «Соллерс-Набережные Челны». Иностранные легковые транспортные средства марок BMW, Chevrolet, Hummer, Kia собирают на Автоторе в Калининградской области.

Наша продукция конкурентоспособна при низком курсе рубля. Экспорт ее стал возможен, и в этом направлении есть перспективы. Необходимо изучать и интенсивно занимать свободные крупные рынки. Поставки во Вьетнам, Иран, Алжир составят к 2020 году соответственно, 15, 30 и 22 тыс. единиц шасси и кузовов. Расширение экспорта может способствовать восстановлению и устойчивому развитию отечественного автопрома.

В рамках «Стратегии» планируется поднять занятость в отрасли с 0,8% до уровня передовых «автомобильных» стран. В ЕС она составляет в среднем 2%. Хорошие перспективы для автопрома видят специалисты в практике внедрения специальных инвестиционных контрактов. Шанс для развития отрасли в России дает также сокращение производства иномарок.

К 2020 году российский автомобильный рынок вернется на пик продаж

Текущий кризис на автомобильном рынке в России во многом отличается от упадка в 1998 и 2008 годах — на сегодняшнюю ситуацию влияют сразу несколько факторов: обесценение рубля и падение цен на нефть, американские и европейские санкции, конфликт на Украине, увеличение ставки рефинансирования. Его восстановление не будет быстрым, несмотря на то что за последние десять лет России удалось привлечь существенные инвестиции со стороны иностранных игроков, а преимущество по доле рынка постепенно перешло от импортеров к локализованным зарубежным производителям.

Дать один прогноз по восстановлению авторынка невозможно. Вместо этого следует рассматривать разные сценарии. К таким выводам в результате своего исследования пришла консалтинговая компания Boston Consulting Group (BSG).

По мнению аналитиков, автомобильный бизнес в России может продолжить свое существование в ближайшие пять лет по четырем сценариям.

Оптимистичный вариант предполагает деэскалацию конфликта на Украине и снятие с России всех санкций иностранных государств, а также возврат цен на нефть марки Brent на уровень $70–100 за баррель и курс доллара на уровне 36–51 руб.

В этом случае авторынок вырастет в 2020 году до рекордных 3,17 млн новых автомобилей в год.

Авторынок всплывает со дна

Согласно пессимистичному варианту, авторынок даже через пять лет не сможет выйти на докризисный уровень продаж (2,6 и 2,8 млн в 2020 и 2020 годах соответственно) — его объем составит 2,48 млн новых машин. Действующие сейчас санкции против России останутся, а цены на нефть будут оставаться низкими в ближайшие три года — менее $50 за баррель.

Самый худший сценарий предполагает падение продаж автомобилей в России на 58% по итогам 2020 года, до 1,04 млн машин, и его возвращение на уровень 1,73 млн машин в 2020 году.

Такая перспектива ждет рынок в том случае, если доллар будет стоить 60–80 руб., стоимость барреля нефти составит $45–60, а Россию отключат от SWIFT и введут запрет на экспорт нефти и газа в страны Европы и США, частично изолировав от мировой экономики.

Однако согласно базовому сценарию, который авторы исследования считают наиболее вероятным из четырех, к 2020 году российский автомобильный рынок вернется к докризисным объемам продаж (2,78 млн автомобилей), а среднегодовой рост составит 10%. Внешнеполитическая ситуация при этом может и не улучшаться, но дополнительные санкции против России вводиться не должны.

Аналитики отмечают, что в текущем году на рынок так или иначе окажут влияние два основных изменения — это сокращение доходов населения и, как следствие, падение спроса, а также увеличение автокомпаниями затрат на повышение доли локализации производства.

Как отмечает старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг, большой потенциал российского авторынка очевиден в сравнении с рынками европейских стран.

«Согласно статистическим данным за прошлый год, на одну тысячу жителей в России зарегистрировано 295 автомобилей, в то время как в Италии, Франции, Германии этот показатель вдвое больше,

— приводит пример он. — Поэтому российский рынок, несмотря на большую неопределенность сценария развития, которая есть сейчас, все равно обладает огромным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста, так и с точки зрения общей зрелости отрасли».

Богатые регионы любят новые машины

Снижение объемов продаж в 2020 году в BCG ожидают на уровне 25–35%. В исследовании говорится о том, что структура спроса сместится в пользу более доступных моделей: массовый ценовой сегмент продолжит расти, тогда как средний сегмент попадет под давление. Кроме того, вырастет доля вторичного рынка.

Кризис ударил не только по автопроизводителям, но и по дилерам из небольших городов, а также по тем, кто торгует экспортируемыми автомобилями. Эксперты обращают внимание на то, что уже сейчас спрос в основном сконцентрирован только в крупных городах.

«Если до кризиса у дилеров была одна задача — расширяться и увеличивать количество продаваемых машин, то теперь им придется сместить приоритеты в сторону клиентоориентированности и экономической эффективности бизнеса,

— поясняет руководитель проектов BCG Юрий Трощенко. — Выигрышный сценарий для них — это работа с производителями с высоким уровнем локализации, оптимизация сети в регионах, развитие послепродажного обслуживания и вторичных продаж».

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков согласен с прогнозом коллег по восстановлению российского авторынка к 2020 году.

«Срок для этого заложен достаточно большой, поэтому такой сценарий представляется вполне реальным, — рассказал «Газете.Ru» Рожков. — Могу согласиться и с тем, что нынешний кризис на рынке отличается от предыдущего наличием большего количества факторов неэкономического характера, которые оказывают существенное влияние на продажи. Действительно, из-за этого выход авторынка на устойчивую траекторию может и затянуться. Но при снижении этих рисков рынок восстановится аналогично тому, как это было после 2008 года».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: