Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

5 апреля 2020 года в поселке Тесово-Нетыльский Новгородского района состоялась военно-историческая реконструкция «Забытый подвиг – Вторая ударная армия».

Подобного рода зрелищные мероприятия стали в последнее время достаточно популярными. При этом удаленность мест их проведения от маршрутов общественного транспорта во многом определила состав зрителей – в основном это автомобилисты. Нас мероприятие под громким названием «Международный независимый фестиваль» привлекло вдобавок еще и тем, что в его рамках почтеннейшей публике была представлена и ретротехника. В частности, машины, воевавшие во Второй ударной.

Немного предыстории

Как следует из названия, военно-исторический фестиваль посвящен трагическим событиям 1942 года, когда наступавшая на Новгород Вторая ударная армия попала в окружение, оказалась отрезанной от коммуникаций, завязла в непроходимых болотах и фактически была полностью разгромлена. Несмотря на проявленный бойцами массовый героизм, об этом эпизоде, выставлявшим Верховное командование не в самом благоприятном свете, официальные советские историки постарались забыть. >>> далее

6 советских танков, которые у немцев стояли как кость поперек горла

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Страна уже готовится праздновать 9 мая, когда все будут вспоминать события Великой Отечественной. В те годы трагедии и героизма, которые нельзя забывать, отличились тысячи советских солдат-танкистов. Родина дала им грозные боевые машины, которые стали у немцев как кость в горле. Подробнее об этой технике – далее в обзоре.

1. Т-28

В 1930-е годы Т-28 считался лучшим средним танком в мире. Советская машина получила три башни, сильное бронирование, мощную пушку и пулеметы. Танк проявил свои преимущества во время советско-финской войны, когда бойцы Красной Армии преодолели считавшуюся неприступной «линию Маннергейма».

К началу Великой Отечественной войны Т-28 уже не выпускался, но весьма успешно противостоял оккупантам. Известен боевой эпизод, когда одинокий Т-28, отступая, проехал почти через весь Минск, занятый немцами. Механик-водитель таранил машины, давил солдат врага. Лишь на самом выезде из города геройский экипаж был остановлен противотанковой артиллерией.

2. Т-34

Советский средний танк Т-34 заслуженно считается лучшим танком Второй мировой войны. Машина была спроектирована харьковскими инженерами еще в 1940 году и получила наклонную броню, мощную 76-миллиметровую пушку и дизельный двигатель от бомбардировщика.

Создание такого танка в СССР на тот момент стало большим техническим прорывом. И очень скоро нацистские захватчики в этом убедились на собственной шкуре. Уже первые бои показали, что новый советский танк очень непросто подбить. Снаряды самых распространенных пушек калибра 37 мм рикошетом отлетали от 4-сантиметровой наклонной брони Т-34.

В дальнейшем танк был модернизирован. Грозная боевая машина получила новую башню и орудие калибра 85 мм. Именно в таком виде наши танкисты на Т-34-85 брали Берлин, Вену и Прагу.

3. КВ-1

В конце 1930-х годов в СССР началась разработка нового тяжелого танка. Машину назвали «Клим Ворошилов» (сокращенно — КВ) в честь знаменитого маршала и героя Гражданской войны. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. танк прошел экспериментальную «обкатку», преодолевая надолбы и штурмуя ДОТы в зимней Карелии. А уже летом 1941 года машина «навела шороху» среди солдат вермахта.

Орудия, имеющиеся у немцев, были практически бессильны против танков КВ. Эти советские машины оккупанты называли «призраками». А все потому, что попадание из самой распространенной 37-мм пушки даже не оставляло следов на броне.

4. НИ-1

Летом 1941 года солдаты вермахта полностью окружили Одессу. Защитники приморского города два с половиной месяца успешно отбивали все атаки оккупантов и даже сами контратаковали. Более того, когда были уничтожены все танки, на заводе по выпуску кранов была разработана и построена новая бронемашина.

Работники предприятия взяли гусеничный трактор «Сталинец», обшили его листами броневой стали, установили пулеметы и даже «фальшивое» орудие. Издалека машина выглядела как настоящий танк. А когда темной сентябрьской ночью сразу 20 эрзац-танков с включенными фарами и завывающими сиренами двинулись на позиции румынских войск, враг бежал. Так у танка появилось название НИ-1, что расшифровывается как «На испуг».

5. ИС-2

Самым тяжелым танком Второй мировой войны, равно как и танком с самой большой пушкой, считается ИС-2. Машина, названная в честь Иосифа Сталина, была создана как ответ немецкому «Тигру». Наиболее распространенной стала вторая версия танка, модель ИС-2. Машина массой 46 тонн получила орудие 122 мм, которое пробивало навылет немецкую «Пантеру», а также идеально подходило для уничтожения ДОТов. А с дистанции 600 метров ИС-2 пробивал в лоб даже знаменитого «Королевского тигра».

6. СУ-152 / ИСУ-152

В годы войны в СССР было спроектировано несколько типов самоходных артустановок (САУ), задачей которых было уничтожение вражеских танков и штурм укрепленных позиций врага. Наиболее грозным оружием считались самоходки СУ-152 и ИСУ-152. Фактически, это были танки КВ и ИС, на бронекорпусе которых конструкторы «приделали» надстройку и установили 152-мм орудие. Первые экземпляры самой мощной советской САУ появились летом 1943 года, перед началом битвы на Курской дуге.

Самоходки СУ-152 и ИСУ-152 уверенно поражали любые немецкие танки, в том числе только появившихся «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов». Тяжелые снаряды весом от 40 до 48 кг при попадании наносили немецкой технике огромные повреждения: пробивали навылет, отрывали бронелисты, сбрасывали с места башню. За это наши артиллеристы прозвали машину «Зверобоем».

На представленных боевых машинах бойцы Красной Армии громили врага и одержали тяжелейшую Победу. А история знает еще 10 огромных танков, одни только размеры которых вызывают трепет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Общество

Танк «Тигр» был настоящим стальным зверем, фашистским левиафаном весом в 57 тонн, наводившим ужас на солдат союзников. Во время Второй мировой войны у него практически не было аналогов. Ни американцы, ни англичане не могли противопоставить этому гиганту ничего серьезного. Лишь некоторые советские танки, в частности введенный в строй в 1944 году ИС-2, оказались способны доставить ему неприятности. Впрочем, основной состав танковых бригад Красной армии (костяк которого составляли средние танки Т-34) также часто оказывался бессилен перед мощным бронированием «Тигра».

Помимо брони, Panzerkampfwagen VI Ausf E, он же Panzer VI (техническое название этого непобедимого колосса), оснащался поистине смертоносным орудием — 88 миллиметровым KwK 36 L/56. В статье о «Тигре» британского танкового музея Tank museum говорится, что это орудие могло поразить любого из современников «на расстоянии до 2000 метров». Все этот делало «Тигр» настоящим кошмаром для союзников. Вот как писал о нем русский танкист Николай Дубровин: «Встреча с „Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всем своим видом».

Всего за Вторую мировую войну фашистами было выпущено 1354 этих гиганта. И даже этого небольшого числа хватило, чтобы слава о них дошла до наших дней. Легендарная непобедимость этой машины стала причиной того, что художник Франсиско Фернандес Наварро (Francisco Fernández Navarro) создал целую диораму, посвященную «Тигру». По его словам, ему пришлось провести немало часов с клеем и кисточкой, чтобы вдохнуть жизнь в каждого из солдат на диораме. Но это того стоило: тот, кто приобретет это произведение искусства, унесет домой кусочек истории.

По словам самого Фернандеса, источником вдохновения при работе над этой диорамой был фильм «Герои Келли» («Kelly’s Heroes»)«, пропущенный через призму его творческого воображения. «Я оживил семерых немецких солдат, ведущих бой с американским танкистом». Впрочем, верно и обратное, потому что именно американец хладнокровно разряжает свой пистолет в фашистов. Замечательна сама идея: одиночка вступает в схватку с группой готовых убить его солдат. У одного из немецких танкистов на лице неподдельное удивление, он словно кричит: «Что ты делаешь? Ты сошел с ума?!»

Впрочем, андалузский художник не любит долго почивать на лаврах. Его редко хватает более чем на несколько часов, после чего он вновь берется за работу. Творческий подход и умеренные цены делают его работы востребованными и дают много заказов. И всего этого ему удалось добиться всего за несколько месяцев продаж через интернет.

Гитлеровское чудовище

Проект создания Panzer VI, колосса, поставленного Фернандесом в центр своей работы, появился не на ровном месте. Германия начала экспериментировать в этом направлении еще в 1937 году. Но понадобилось пять лет, чтобы идея стала реальностью. «Первые серьезные шаги в этом направлении были предприняты после встречи с Гитлером, состоявшейся 26 мая 1941 года», — пишут Томас Йентц (Tom Jentz) и Хиллари Дойл (Hilary Doyle) в своей книге «Грозный «Тигр».

После этой встречи фюрер приказал двум своим ведущим производителям (австрийской компании «Порше» и немецкой компании «Хеншель») разработать тяжелый танк, способный противостоять английским пушкам. По крайней мере, так утверждают авторы этого произведения. Они же указывают на то, что проект был начат после того, как немцы столкнулись на фронте с универсальными советскими Т-34.

В ходе испытаний, проведенных в 1942 году, модель «Порше» показала себя как ненадежная. Это, безусловно, расстроило Гитлера, бывшего близким другом Фердинанда Порше. Но фюреру пришлось сделать ставку на более удобный, безопасный и надежный прототип. «Модели «Хеншель» дали зеленый свет, и уже в августе 1942 года она пошла в производство под названием «Panzerkampfwagen VI Ausf E», — рассказывает Дэвид Портер (David Porter) в своей книге «Самое секретное оружие Гитлера».

Тот же автор указывает, что всего на фабрике производством танков занималось 8 000 рабочих. «Они работали в две 12-часовые смены, дневную и ночную». На то, чтобы собрать гиганта, требовалось две с половиной смены, еще 14 смен уходило на то, чтобы довести его до полной готовности.

Как писал в своей книге «Воспоминания солдата» генерал-полковник бронетанковых войск Третьего рейха Гейнц Гудериан (Heinz Guderian), «Гитлер настолько горел желанием попробовать свое новое оружие», что, как только в его распоряжении оказались первые «Тигры», он тут же отправил их принять участие «в операции, не имевшей никакого значения». Эта операция была для «Тигров» крайне неудачной: несколько машин было потеряно, хуже того, «был утрачен эффект внезапности для будущих операций».

Но уже скоро Panzerkampfwagen VI Ausf E доказал, что может в одиночку вести бой против многочисленного противника без какой-либо помощи. В период с 12 января по 31 марта 1943 года, каждый из этих гигантов (по утверждению Портера) уничтожил по 26 русских танков. И именно так «Panzer VI» завоевывал свою славу.

Неуничтожимый

Танк «Хеншеля» оказался настоящей крепостью на гусеницах. По словам авторов книги «Грозный тигр», его размеры составляли 3,70 метров в ширину и 8,45 метров в длину (что было совершенно несравнимо с размерами среднего танка «Шерман»: 2,62 метра на 5,84 метра).

Контекст

Последний работающий танк «Тигр»

«Тигр» был непригоден к войне

Как победить «Армату»

Лобовая броня «Panzer VI» имела толщину в 100 мм, боковая — 60 мм. Это делало его практически неуязвимым для большинства средних танков союзников и пехотной артиллерии. «Боковой и кормовой брони было достаточно, чтобы обеспечить защиту от американских 75 мм и советских 76 мм пушек на обычных для ведения боя дистанциях», — пишут Йентц и Дойл.

Сухие цифры показывают безнадежность положения для американской техники. Историк Брайан Перретт (Bryan Perrett) в своей книге «Танковое дело» подтверждает тот факт, что «Тигры» могли уничтожить танк «„Шерман»» на дистанции до 3 000 метров (разумеется, при удачном для себя стечении обстоятельств). В то же время большинство танков союзников не могло пробить толстую лобовую броню «Panzer VI» и были вынуждены сближаться с ним на короткую дистанцию, чтобы обойти сбоку и бить в корму. Но военные действия в то время велись совсем не так, как показывают сегодня в кино: танки было видно не меньше, чем за полтора километра прежде, чем они успевали что-нибудь предпринимать. И это давало фашистам большое преимущество.

Отто Кариус в своих мемуарах был гораздо сдержаннее: «В России самым опасным противником для нас были „Т-34″ и „Т-43″, оснащенные длинной 76 мм пушкой. Эти танки представляли реальную угрозу на расстоянии в 600 метров при лобовой атаке, 1500 метров при атаке во фланг и 1 800 метров при атаке с тыла. При удачном попадании, мы могли уничтожить их с расстояния 900 метров».

Йентц и Дойл также указывают в своей книге, что американские танки «Шерман» с 76 мм пушкой и советские «Т-34-85» (модернизированные «Т-34» с мощным орудием) могли поразить «Тигр», пусть и на короткой дистанции.

Впрочем, такая возможность, чаще всего, была только на бумаге. Так, в случае американцев, все танки, высадившиеся в Нормандии, были снабжены не 76 мм, а менее мощным орудием. Похожая картина наблюдалась и в советских рядах, поскольку основу танковых сил СССР составляли «Т-34», практически бессильные перед лицом гитлеровского колосса. «Тигр» был гораздо сильнее «Т-34». «Наша 76 мм пушка могла причинить ему хоть какой-то вред лишь с дистанции менее 500 метров. „Тигр» же не промахивался и с километровой дистанции», — рассказывает в интервью канала «History Channel» командир танка Владимир Антонов.

Командир «Тигра» Альфред Руббель (Alfred Rubbel) в интервью этому же каналу добавляет, что и экипажи «Тигра» комплектовались особым образом: «Экипажи „Тигров» набирались исключительно из самых опытных солдат других танковых подразделений. Подготовка включала в себя теоретические занятия в классе и последующие практические занятия на танке». Кариус в своих мемуарах подтверждал его слова и добавлял, что «Тигр», несмотря на его размеры, можно было вести «двумя пальцами».

Этот танк наводил ужас. Это хорошо чувствуется в рассказах танкистов, подобных Филу Лоуренсу (Phil Lawrence), командиру «Шермана» Шербрукского стрелкового полка во время Высадки в Нормандии. В интервью каналу «History Channel» он рассказал, как столкнулся лоб в лоб с «Тигром» во время боевых действий на территории Франции.

«Он выкатился из-за угла здания. […] Это было самым страшным зрелищем в моей жизни. […] У меня был заряжен бронебойный, я выстрелил, но снаряд срикошетил от его брони. Мы молнией зарядили фугасный снаряд […] Пушка откатывалась и снова стреляла, мой заряжающий без устали заряжал снаряды». Но выстрелы не давали никакого эффекта. Ошеломленный командир приказал механику отступать, но сделать этого они не успели. «Тигр» выстрелил в них в упор. «Сложно передать словами, насколько мощным был этот удар». Снаряд ударил в нашу башню и пробил ее насквозь«. Командир чудом спасся.

Человек, который оживляет Вторую мировую войну

Франсиско откровенно рассказал газете АВС о своей последней работе, в которой союзный танкист противостоит полудюжине фашистов и «Тигру». Каждым своим ответом этот художник демонстрирует, что языком он владеет не хуже, чем кистью.

По его словам, он увлекся моделированием с девятилетнего возраста. С тех пор через его руки прошла вся техника и пехота Второй мировой войны. Танки, самолеты, солдаты… Кто только ни побывал в его маленькой мастерской: от парашютистов 101 воздушно-десантной дивизии США до немецких солдат Африканского корпуса. И все они обрели жизнь в его руках.

Вплоть до недавнего времени этот испанец творил батальные сцены для себя, при закрытых дверях. Но несколько месяцев назад он решил начать продажи через интернет. По его словам, он принял это решение, когда увидел, что для его творчества есть рынок.

При этом его работы отличаются от других, которые можно приобрести через интернет, одной немаловажной деталью: очень бюджетной ценой. По словам Франсиско, он делает свою работу для того, чтобы каждый мог взять домой кусочек истории и насладиться им Сам он называет эту концепцию «лоукост диорамами». И это действительно так, поскольку аналогичные работы нередко стоят сотни евро. «Я предпочитаю упростить окраску, чтобы сделать цену доступной, нежели усложнять ее и задирать цену до 200-300 евро».

Любители Второй мировой войны приняли его инициативу на ура и стали приобретать у него макеты. За несколько месяцев он продал почти тридцать работ и начал получать новые заказы. Американские «Шерманы», немецкие «Пантеры» и даже немецкие солдаты, остановившиеся на привале, чтобы выпить по стакану молока. Франсиско все по плечу, и за каждой из его работ кроется своя история. Каждый мазок кисти рассказывает о своем.

1. Как вы пришли в мир моделей и диорам?

Мне было 8-9 лет, когда я увлекся склеиванием моделей в масштабе 1/72. Тогда, впрочем, я еще не знал, что такое масштаб. Увлечение моделями росло и крепло, в 21 год мне подарили мой первый танк. С тех пор я стал специализироваться на сборке моделей, прошел обучение у выдающихся мастеров и профессионалов этого небольшого мирка. Сейчас мне 46, и я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Модели — по-прежнему моя страсть. Разница лишь в том, что теперь я специализируюсь на машинах и фигурках, которые сложно найти на рынке.

2. А почему вы продаете диорамы?

За эти годы я неоднократно встречал людей, которые говорили мне, что диорамы стоят очень дорого. И я решил изменить это. Сделать продукт более доступным, чем произведения выдающихся профессионалов (цены которых, кстати, вполне соответствуют качеству окраски). Я хочу, чтобы все могли насладиться миром моделей. Чтобы они могли поставить диораму у себя дома, показывать ее, отдыхать, глядя на нее… Я выбрал для себя этот путь, и, кажется, у меня все получается. Я уже продал 25 или 26 диорам. У меня готово еще 10 или 11 и я вот-вот выложу их в сеть.


3. Откуда вы черпаете идеи для своих диорам?

Некоторые диорамы основаны на фильмах. Когда я вижу в кино какую-то сцену, я стараюсь запомнить ее и воссоздать. А иногда я просто сажусь перед пустой диорамой и начинаю расставлять на ней танки, солдат… И постепенно из ничего возникает идея. Я стараюсь делать диорамы простыми, но за простотой всегда стоит какая-то история, диорама должна о чем-то рассказывать. Это, как раз, случай последней диорамы, в которой американский солдат отчаянно отбивается от немцев.

4. Фильмы?

Да. Хороший пример таких работ — моя последняя диорама. Я создал ее, основываясь на заключительной сцене фильма «Жизнь прекрасна». Это момент, когда ребенок видит танк «Шерман», который приехал спасти его. Я выставил ее на конкурс и занял третье место. Я очень горжусь этой работой. Еще мне очень нравится моя работа «Гладиатор». Это раскрашенная свинцовая фигурка, которую я делал ее на пляже. Буквально на полотенце, пока все вокруг купались.

Это должен знать каждый водитель:  Антибумер

4. А у вас есть какая-то любимая диорама?

Я люблю их все. У каждой из них своя эпоха, своя история, своя жизнь, каждая из них не похожа на другие. Но к некоторым из них я действительно испытываю особые чувства. Одна из них — это изображение сцены из фильма «Ярость». В ней я постарался в точности следовать фильму, и это оказалось непросто. Было сложно сделать, чтобы фигуры были похожи на актеров. Да и работы с «Опелем-Блитцем» получилось много, потому что я сделал модель с очень большим количеством деталей. Это было нелегко, но оно того стоило.

5. Сколько времени уходит на создание диорамы?

На то, чтобы установить и раскрасить фигурку в масштабе 1/35, уходит около 3 часов. На танк может уйти до 24 часов работы. На полную диораму из семи фигур с момента начала работы уходит пять дней. Цены относятся к категории «лоукост». Я стараюсь держаться в пределах от 20 до 50 евро.

7. Почему диорамы так популярны на различных интернет-площадках, подобных Wallapop? Почему люди вдруг решают приобрести себе диораму?

По моему опыту, люди просто хотят украсить свой дом чем-нибудь необычным. Чем-то, сделанным руками, качественным, связанным с историей, олицетворяющим какой-то ее фрагмент. Кроме того, многие увлекаются военным делом или любят те или иные танки, о которых узнали из фильмов или книг. Есть и такие, кто видит в диораме искусство. Сцену. Они видят то, что может произойти с тобой, с другими. И поэтому многие начинают коллекционировать их.


8. Можно ли назвать мир моделей искусством?

Да. Мы тоже работаем кистью и творим настоящие чудеса на очень ограниченном пространстве. Кроме того, просто поменяв фигуры местами мы меняем сюжет диорамы.

9. А как давно вы интересуетесь Второй мировой войны?

Еще со школы. Когда мы дошли до темы Второй мировой войны, я с головой погрузился в нее. Я заинтересовался военной техникой. Мне было любопытно, как это работает. Я начал копать, стал покупать наглядные книги. Все это позволило мне понять, как именно раскрашивать модели, я увидел, например, как распределяется по гусенице грязь. Но меня интересуют и другие временные периоды, в частности, испанская Гражданская война, несмотря на то, что это был очень болезненный период.

10. Важна ли для вас историческая достоверность?

Да. Я стараюсь придерживаться реальных деталей. Униформа, в частности, меняется от года к году и от сезона к сезону. Но при обороне Берлина, к примеру, на солдатах можно было увидеть самую разную униформу, потому что к тому моменту им приходилось обходиться тем, что у них было.

11. А какой ваш любимый танк?

Мне очень нравятся американские танки: «Шерман», «Шерман М-51»… Они великолепны. Хороши и «Тигр» с «Ягдпантерой». Еще мне очень нравится тематика Африканского корпуса.

Но до «Шермана» им далеко…

12. Каким будет ваш следующий проект?

Я думаю, что-нибудь, связанное с высадкой в Нормандии. Было бы интересно воссоздать атмосферу немецкого тыла. На эту тему мало работ. Вот только проблема в том, что должно быть что-то очень масштабное. Но я постараюсь сделать диораму поменьше, чтобы ее можно было поставить на полку и несложно было хранить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Цена победы. Советские и немецкие танковые асы

Когда речь заходит об асах Второй мировой войны, то обычно вспоминают летчиков. Однако роль бронетехники и танковых войск в этом крупнейшем вооруженном конфликте также нельзя недооценивать. Были асы и среди танкистов. Историк Михаил Барятинский вспоминает, как сражались, умирали и побеждали лучшие танковые асы Гитлера и Сталина.

Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провели Дмитрий Захаров и Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.

В России о советских героях-танкистах знают куда меньше, чем о немецких танковых асах. И немудрено. На Западе за послевоенные годы было опубликовано множество книг о подвигах героев панцерваффе. В нашей стране о наших — всего несколько. А между тем именно советские танкисты внесли решающий вклад в нашу Победу.

Танковый экипаж Дмитрия Лавриненко (крайний слева), октябрь 1941 года

Танкистом № 1 в Красной армии считается командир роты 1-й гвардейской танковой бригады гвардии старший лейтенант Дмитрий Лавриненко. По разным данным, он уничтожил либо 52, либо 47 немецких танков, причем за очень короткий период времени — в конце 1941 года Лавриненко погиб.

Несколько слов по поводу учета персональных танковых побед. В советских танковых войсках никакой официально утвержденной системы подтверждения побед не было. В немецких, кстати, тоже (в отличие от авиации). Существовал только один умозрительный критерий — честь офицера, которая во многих случаях подводила многих немецких танковых асов, приписывавших себе подчас достаточно приличное количество побед.

Возвращаясь к нашему главному танковому асу, следует отметить, что Лавриненко являл собой типичный пример грамотного, опытного кадрового танкиста, который очень четко знал недостатки своей машины (воевал он на танке Т-34) и в соответствии с этим строил всю тактику действий. И надо сказать, что она приносила успех.

Среди мастеров танкового боя Германии, воевавших на Восточном фронте, были такие, чей боевой счет приближался к двум сотням. Рекорд по количеству побед (около 170 советских танков и самоходных артиллерийских установок) принадлежит фельдфебелю Курту Книспелю. Второй в списке — Мартин Шройф, на счету которого 161 победа. Пятерку танкистов-рекордсменов замыкает небезызвестный Михаэль Виттман, прославившийся в бою у Виллер-Бокажа.

Михаэль Виттман со своим экипажем на севере Франции, май 1944 года

Подвиг еще одного танкиста, советского аса Зиновия Колобанова, вообще вошел в Книгу рекордов Гинесса: 20 августа 1941 года экипаж КВ-1 под его командованием уничтожил в одном бою 22 немецких танка.

Зиновий Колобанов был кадровым танкистом. Осенью 1939 года, когда началась Советско-финляндская война, он командовал танковой ротой в 20-й тяжелой танковой бригаде. Прошел от границы до Выборга, трижды горел. За прорыв линии Маннергейма Колобанову присвоили звание Героя Советского Союза. Только награду вручить не успели. В ночь с 12 на 13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились навстречу друг другу для «братания». Не все командиры и политработники смогли удержать своих бойцов от этого шага. Начальников строго наказали. Среди них оказался и Зиновий Колобанов. Последовали арест, трибунал, лагерь.

Когда началась Великая Отечественная война, о Колобанове вспомнили и вновь призвали в ряды Красной армии. Восстановленный в офицерском звании, правда, рангом ниже, лишенный всех своих боевых наград, пробыв на переподготовке всего ничего, он прибыл в 1-ю танковую дивизию Ленинградского военного округа.

18 августа командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старший лейтенант Зиновий Колобанов лично от командира дивизии Баранова получил задание: перекрыть развилку дорог, идущих на Лугу и Кингисепп, и «стоять насмерть». Приказ комдива Колобанов воспринял буквально. Он сделал все грамотно: машины были закопаны (а вырыть капонир для KB — прямо скажем, труд нелегкий), позиции — и основная, и запасная — были оборудованы. Для своего танка Колобанов определил место таким образом, чтобы в секторе огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги.

К сожалению, нет точных данных, с каким соединением Зиновий Колобанов вошел в соприкосновение. Там могла быть и 1-я немецкая танковая дивизия, и 6-я танковая дивизия. Хотя, в общем, в той ситуации, в которую попали немцы, типаж танков особенно и не имеет значения. Первым выстрелом Колобанов практически подбил головную машину, затем сразу вторую, расстрелял концевые машины, и колонна оказалась запертой на узкой дороге, с которой съехать она уже не могла. Наши танки были замаскированы так, что немцы даже не сразу определили, откуда по ним ведется огонь. Но о том, что бой не был просто расстрелом, говорит тот факт, что длился он несколько часов, в течение которых немцы все-таки добивались попаданий в КВ, в башню, но без особого результата, хотя был разбит и прицел, и приборы наблюдения, и танкисты получили ранения.

К сожалению, в последующий боях Колобанов был ранен. Потом был госпиталь, потом опять фронт. Зиновий Григорьевич пережил войну, жил и работал в Минске. За танковый бой под Войсковицами он так и не получил звания Героя Советского Союза. Надо сказать, что и Лавриненко, нашему самому результативному танкисту, это звание было присвоено посмертно, 5 мая 1990 года.

Семья Колобановых в 1945 — 1946 годах. Фотография из семейного архива

Оценивая результативность советских и немецких танковых асов, невольно напрашивается вопрос: почему наши танкисты уступают в количестве побед? Вопрос сложный. Во-первых, конечно, нельзя сбрасывать со счетов его величество случай. Например, Лавриненко, который мог уничтожить в разы больше танков, погиб по нелепой случайности: выскочив из танка, он был убит осколком минометной мины. Конечно, нечто подобное случалось и у немцев, но все-таки…

Нельзя забывать и о разных тактиках, о разном использовании танковой техники. У нас, например, считалось, что танки с танками не воюют. Это была установка. В 1942 году был издан приказ о ведении огня из танков с хода. На эту тему велись известные разговоры: Сталин, беседуя с танковыми командирами высокого ранга, спрашивал: «Стреляют ли наши танкисты с хода?» На что ему, естественно, отвечали, что практически не стреляют, потому что огонь не прицельный, стреляют с коротких остановок. Сталин сказал: «Надо стрелять с хода. Нечего заниматься немецкими танками, ими займется артиллерия». В принципе, это диктовалось и нашими боевыми уставами, что главное назначение танков — поддержка пехоты. Основная борьба с немецкими танками возлагалась на противотанковую артиллерию. В общем-то, так и получилось: большая часть танков во Второй мировой войне, причем не только немецких, но и наших, и танков союзников была подбита именно противотанковой артиллерией.

У немцев была немного другая ситуация. Все-таки они больше и активнее использовали танки для противотанковой борьбы и в этом плане даже опередили время, потому что если взять любой наш послевоенный учебник, по которому учились офицеры в Академии, то практически первая фраза в нем будет: «Наиболее эффективным противотанковым средством является танк». К этому пришли по результатам Второй мировой войны. Немцы к этому пришли раньше, еще в ходе Второй мировой войны. То есть их танки имели более выраженные противотанковые свойства, чем танки их противников.

Танки Т-34 на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода, июль 1942 года

Вспоминая немецких и советских танкистов-асов, нельзя не сказать о машинах, на которых они одерживали свои победы. Самым лучшим советским танком, конечно, был Т-34. По эффективности, защищенности, огневым возможностям, несомненно, лидировал «Тигр». Здесь все просто: во время войны каждая страна создавала технику в рамках своих технологических возможностей, в рамках той технической культуры, которая имела место. Мы не могли создать машину, подобную «Тигру». Даже не то что «Тигру», а и более ранним немецким машинам. Мы создали то, что было нужно нам.

Т-34 был простым танком по конструкции, то есть отличался исключительной простотой и ремонтопригодностью. Это было очень важно — танк, который можно было бы производить в больших количествах на заводах с использованием малоквалифицированной рабочей силы и довольно простого оборудования, потому что с оборудованием у нас тоже были проблемы. Кроме того, армии была нужна такая машина, которую личный состав с достаточно низким уровнем подготовки мог бы без труда освоить. В этом отношении Т-34 был идеальной машиной. Производился танк в массовых количествах (больше 50 тысяч), в таких же массовых количествах и терялся.

«Тигров» было меньше — 1381 танк. Но машины эти (Т-34 и «Тигр») разного класса, сравнивать их нельзя. Вообще, немецкие танки были технологически значительно сложнее, значительно надежнее наших. Но их не могли производить в больших количествах. Немцы делали ставку на качественное превосходство.

А вот американцы смогли создать машину технологически более сложную и более надежную, чем Т-34, и одновременно производить ее в массовых количествах. Но здесь надо иметь в виду одну вещь: США создавали «Шерман» фактически во время войны, то есть с белого листа, что называется. И хотя машина получилась высокая и, как писал Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Лоза, на льду могла и набок завалиться, но при всем при том была фантастически надежная.

Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

В начале Великой Отечественной войны тяжелый танк КВ-1 являлся самой мощной и самой передовой по конструкции машиной в мире. Сильное вооружение и толстая броня помогали ему выходить победителем в столкновениях с немецкими танками, для которых встреча с КВ-1 стала неприятным сюрпризом.

Трудно переоценить вклад, который внесли в победу наши тяжелые танки, принявшие на себя удар противника в самый трудный для нашей страны, первый год войны. Конструкция «кавэшки» послужила основой для проектирования и создания танков ИС, которые, переняв эстафету у КВ-1, с триумфом вошли в Берлин.

ГЕРОИ-ТАНКИСТЫ

Танк, даже такой мощный как КВ-1, без экипажа просто неподвижная машина, не способная ни к каким действиям. Грозным оружием его делает экипаж, и именно от действий, мастерства и храбрости последнего зависит результат танкового боя. Среди танкистов, воевавших на КВ-1, было немало героев, о некоторых из них упоминалось в приведенных выше главах. Но хочется отдельно сказать о наиболее ярких, по мнению автора, эпизодах с участием экипажей «кэвэшек».

Первым из них, без сомнения, является так называемый «расейняйский КВ». История эта стала довольно широко известна у нас в стране во второй половине 1990-х годов.

Об этом в частности написал в своей книге «Последняя республика» скандально известный автор В. Резун (более известный как Виктор Суворов). Он сообщил читателям, что в июне 1941 года у литовского городка Расейняй один танк КВ на сутки задержал наступление аж всей 4-й танковой группы. А вот за границей об этом эпизоде было известно довольно давно, уже в 1950–1953 годах были публикации, посвященные этому. Писали об этой истории и позже.

В последние годы было рассекречено значительное количество советских архивных материалов, появилась возможность работать и с документами немецкой стороны. Это позволило более четко и детально изучить историю знаменитого «расейняйского КВ».

В результате со 100 % уверенностью (это подтверждено архивными документами, подробнее об этом будет рассказано в книге автора по истории Расейняйского танкового сражения) можно сказать, что данный бой произошел между КВ-1 из состава 4-го танкового полка 2-й танковой дивизии генерал-майора Е.Н. Солянкина, и боевой группой Рауса из 6-й танковой дивизии вермахта севернее городка Расейняй в Литве 24–25 июня 1941 года. Краткая хронология событий такова.

Днем 23 июня 1941 года, после взятия Расейняя 6-й танковой дивизией вермахта, она продолжала наступление по двум дорогам двумя боевыми группами (Рауса и Зекендорфа, по фамилии командиров). Группы вскоре заняли плацдармы на северном берегу реки Дубиса примерно в 8 километрах друг от друга. Утром 24 июня подошедшие части 2-й танковой дивизии Красной Армии прямо с марша атаковали позиции группы Зекендорфа, по которой был нанесен основной удар. Именно здесь противник впервые столкнулся с танками КВ, имевшимися в дивизии Солянкина. Об этих машинах в документах 6-й танковой дивизии сказано: «52-тонные новые танки, тип не определен».

Выяснилось, что противотанковая артиллерия немцев не может пробить их брони, что вызвало панику в некоторых подразделениях. Немцев выбили с плацдарма, а в 14.00 Зекендорф запросил помощи у командира 6-й дивизии генерала Ф. Ландграфа. Последний, перебросив все имевшиеся резервы в полосу группы Зекендорфа, обратился за помощью в штаб 41-го танкового корпуса. В результате, немецкое командование бросило все четыре дивизии корпуса против дивизии Солянкина. В результате в окрестностях Расейняя развернулось одно из крупных танковых сражений начала войны. В ходе его 2-я танковая дивизия Солянкина в одиночку, без соседей, тыла и нормального снабжения на двое с половиной суток задержала немецкий танковый корпус. Правда, далось это дорогой ценой — дивизия была окружена, понесла большие потери, а ее командир погиб в бою.

Первые, наиболее сложные для немцев, сутки сражения, боевая группа Рауса занималась тем, что пыталась уничтожить единственный КВ-1, который перерезал дорогу к Расейняю и фактически отрезал ее от основных сил дивизии. Для справки — по самым скромным подсчетам группа Рауса насчитывала порядка 2000 человек, около, более 40 орудий калибра 37-150 мм.

Согласно документам, КВ вышел в тыл группе примерно в 14.00 24 июня. Машина расстреляла несколько автомобилей, и остановилась на дороге (позднее выяснилось, что у танка закончилось топливо). Сначала против КВ выдвинули два 50-мм противотанковых орудия. Однако их огонь не смог уничтожить танк, а ответными выстрелами КВ оба орудия были разбиты, несколько человек убиты и ранены.

Группа Рауса запросила помощи у штаба 6-й танковой дивизии, и одна 88-мм зенитка была выдвинута в сторону танка от Расейняя. Но при попытке развернуть пушку на дистанции около 500 метров от КВ, последний открыл огонь и вывел из строя орудие. При этом среди артиллеристов тоже были жертвы.

Между тем ситуация складывалась весьма неблагоприятно для группы «Раус». К ней не могли пробиться машины с боеприпасами и продовольствием, а с плацдарма — было невозможно вывезти раненых. Попытки объехать танк не увенчались успехом — справа и слева от дороги местность была непроходима для автомобилей.

После 20.00 в группе Рауса сформировали команду саперов, которым поручили уничтожить КВ. Им удалось подобраться к танку, забросив на него два заряда взрывчатки общей массой 15 килограмм, но подрыв не дал каких-то ощутимых результатов.

Утром 25 июня немцы предприняли демонстрационную атаку против КВ своими танками Pz.35 (t), под прикрытием которой удалось развернуть на позициях 88-мм зенитки из состава 3-го зенитного полка. Лишь их огнем удалось вывести из строя КВ -1, экипаж которого погиб. Это произошло примерно в 11.00 25 июня 1941 года. Таким образом, одинокий КВ занимал позиции на дороге чуть больше 20 часов, доставив группе Рауса, да и 6-й танковой дивизии, немало хлопот.

Этот бой с единственным КВ произвел на немцев сильное впечатление. Позднее в своих воспоминаниях «Танковые сражения на восточном фронте» бывший командир группы Э. Раус уделил этому эпизоду 25 страниц из 456-страничной книги (при желании с этими воспоминаниями может ознакомиться любой — они переведены на русский язык). В конце эпизода Раус писал:

Это должен знать каждый водитель:  Автомобили из двухтысячных...

«Внутри танка лежали тела отважного экипажа, которые до этого получили лишь ранения. Глубоко потрясенные этим героизмом, мы похоронили их со всеми воинскими почестями».

В 1965 году танкистов перезахоронили на воинское кладбище в Расейняе. При эксгумации была найдена квитанция, выданная Ершову Павлу Егоровичу и две ложки, на одной из которых было нацарапано Смирнов В.А., а на второй — Ш.Н. А. И пусть сегодня неизвестны имена всех членов героического экипажа «расейняйского КВ», мы не вправе забывать об их подвиге. Ведь эти танкисты до конца выполнили свой долг и воинскую присягу Не сдались и не сбежали, а до самого конца честно выполняли свою работу, то чему их учили. Заставили врага уважать и себя и армию, в которой служили.

Второй пример героических действий — это экипаж Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов родился в 25 декабря 1913 года в селе Арефене Вачевского района Нижегородской губернии. Закончил школу-восьмилетку, после чего поступил в техникум, откуда в 1933 году по комсомольскому набору его призвали в ряды Красной Армии. Как имевшего среднее образование, направили на учебу в Орловское танковое училище имени М.В. Фрунзе, которое он окончил с отличием в 1936 году. После этого служил в танковых частях Ленинградского военного округа. В 1939–1940 годах лейтенант Колобанов в должности командира роты 1-й танковой бригады участвовал в советско-финляндской войне. После войны он служил в Киевском Особом военном округе, в сентябре 1940 года получил звание старшего лейтенанта.

18 августа 1941 года Колобанов назначается командиром роты танков КВ-11-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии. К этому времени полк, которым командовал полковник Д.Д. Погодин, был оторван от дивизии и действовал самостоятельно в районе Красногвардейска. Роту Колобанова выделили в распоряжение 1-й гвардейской дивизии народного ополчения. Машины расставили в засады на путях наиболее вероятного движения противника. Танк Колобанова (командир орудия старший сержант А.М. Усов, старший механик-водитель старшина Н.И. Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Н.Ф. Родников и стрелок-радист старший сержант П.И. Кисельков) занял позицию у населенного пункта Войсковицы, рядом с шоссе, шедшего на Кингисепп. Экипаж отрыл для КВ капонир и тщательно замаскировал машину у дороги. Справа и слева от нее находился болотистый луг, затруднявший противнику маневр.

Примерно в 14.00 20 августа 1941 года (по другим данным, бой произошел 19 августа) по дороге проследовали немецкие мотоциклисты, которых экипаж Колобанова пропустил. Вскоре показалась немецкая танковая колонна.

Первыми же выстрелами наводчик Усов сумел подбить две головных машины противника. Затем Усов перенес огонь на хвост колонны, лишив ее возможности отойти назад. На дороге возникла пробка — часть танков пытались съехать на заболоченный луг, другие пробовали спихнуть подбитые машины и расчистить себе путь.

Однако под огнем КВ Колобанова противник сделать ничего не смог. А советский экипаж в течение 30-минутного боя сумел подбить 22 немецких танка.

Но досталось и советской машине — в результате обстрела у КВ были выведены из строя приборы наблюдения и заклинена башня, к тому же заканчивалось боеприпасы. Тем не менее, экипаж 3. Колобанова выполнил поставленную задачу, задержав на этом участке продвижение немцев. После боя на броне колобановского КВ насчитали более сотни попаданий.

В начале сентября 1941 года за этот бой весь экипаж 3. Колобанова был представлен командованием 1-го танкового полка к званиям Герой Советского Союза, но их так и не присвоили. Сам Колобанов и Н.И. Никифоров получили ордена Красного Знамени, Н.Ф. Родников и П.И. Кисельков — ордена Красной Звезды, а наводчик А.М. Усов — орден Ленина (высшая награда СССР).

В наградном листе на Зиновия Колобанова на представление звания Герой Советского Союза, датированном 2 сентября 1941 года, сказано:

«19 августа танк старшего лейтенанта Колобанова встал в засаду, и выдвинул вперед дозорных из числа своего экипажа, последние в 14.00 20.8.41 г. доложили о появлении танковой колонны на совхоз Войсковицы. С подходом головного танка противника к совхозу тов. Колобанов подал команду артиллеристу открыть огонь по первой и второй машинам противника, которые загорелись. Тов. Колобанов отдал команду уничтожить два последних танка в колонне, что и было выполнено артиллеристом. После этого тов. Колобанов корректировал стрельбу артиллериста по танкам, а радиста по экипажам вражеских танков. За это время экипажем было уничтожено 22 вражеских танка противника, три мотоцикла, а всего ротой тов. Колобанова было уничтожено 43 танка противника.

Противник, видя большие потери в своих танках, открыл ураганный артиллерийский и минометный огонь по месту стоянки танка тов. Колобанова. Но было уже поздно, танк занял новую позицию, и вел огонь по уничтожению огневых точек противника. К этому времени в танке осталось 12 снарядов, нужно было выходить на дозаправку. Взяв с собой 2 тяжело раненных младших лейтенантов и 5 раненых красноармейцев, танк вышел на дозаправку.

За геройство и мужество, проявленные в боях против германского фашизма, тов. Колобанов достоин присвоения звания Герой Советского Союза».

В наградном листе на старшего сержанта Усова говорилось:

«Тов. Усов является командиром орудия танка командира торы тов. Колобанова. 20.8.41 г. в направлении совхоза Войсковицы была обнаружена колонна фашистских танков. Тов. Усов открыл меткий артиллерийский огонь по ним. Уничтожив два передних танка, тов. Усов по приказу командира роты перенес огонь в хвост колонны. Уничтожив два последних танка, тов. Усов переносит огонь на оставшиеся фашистские танки. В результате меткого огня экипажем уничтожено 22 фашистских танка.

За проявленное мужество и геройство в борьбе против германского фашизма тов. Усов достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Герой Советского Союза».

Кстати командир 1-го танкового полка Погодин в докладе о боевых действиях своей части с 16 по 31 августа 1941 года сообщал:

«До 40 танков противника колонной в движении на Бол. Борницы встречены нашей танковой засадой с танками КВ. В результате боя танком КВ командира роты 1 ТБ старшего лейтенанта Колобанова подбито 22 танка противника…

По израсходованию боекомплекта танк Колобанова отошел в Гатчино».

В последние годы на различных военно- исторических форумах и в сети интернет поднимается вопрос о том, что экипаж Колобанова не подбивал 22 танка. Более того, некоторые «историки» высказывают мнение, что такого боя вообще не было. Аргументация таких авторов — в немецких документах, доступ к которым в последние годы стал возможен, нет подтверждения таких больших потерь в течение одного дня. Однако, по мнению автора, такая аргументация не является корректной. Дело в том, что чаще всего приводятся данные из журналов боевых действий немецких дивизий (ЖБД). Но не стоит забывать, что эти журналы писались задним числом, да и не стоит сбрасывать со счетов человеческий фактор — тот, кто писал, мог что-то просто «опустить». Да и сведения о потерях в ЖБД содержатся далеко не всегда. Более подробная информация может содержаться в приложениях к ЖБД, но их вводят в оборот весьма редко, Кроме того, пока не обнаружены журналы боевых действий танковых полков, в которых может быть более подробная информация. А вообще, по мнению автора, система учета потерь у немцев была довольно лукавой, и зачастую потерянные танки могли списать задним числом. Поэтому получить точные данные о том, сколько машин потеряно за тот или иной день боев крайне сложная, а часто и не решаемая задача. Но, возможно, в будущем будут найдены и введены в научный оборот немецкие документы, которые окончательно расставят точки над i.

По мнению автора, бой Колобанова был, едва ли командир полка Погодин придумал это и сообщил в отчетных документах.

А что за танки, подбил Колобанов, и сколько их было на самом деле — пока сказать точно нельзя. Возможно, вместе с танками в колонне двигались бронетранспортеры или полугусеничные тягачи с установленными на них автоматическими зенитками. Очень сомнительно, чтобы старший лейтенант Колобанов так же подробно разбирался в типах немецкой техники, как его диванные критики, которые сегодня легко могут отличить, скажем, Pz.35(t) от Pz.III Ausf.G или Sd.Kfz 251 от Sd.Kfz 7/1. Смотря на колонну противника через перископ Колобанов едва ли задавался целью определить, какой конкретно тип техники движется по дороге. Его задачей было остановить продвижение противника к Ленинграду, и экипаж выполнил ее блестяще.

Кстати, ряд исследователей считает, что потери противника в ходе боя Колобанова в немецких документах все же можно найти. Например, О. Скворцов в своей статье «„Незамеченная“ победа Колобанова или „Белые пятна“ в мемуарах немецких генералов» приводя выкладки о потерях 6-й танковой дивизии, пишет:

«Иными словами, 41 танк фактически был безвозвратно потерян уже по состоянию на 23 августа. Таким образом, безвозвратные потери Pz.Kpfw.35(t) с 22 июня по 3 августа составили 17 ед, а с 3 по 23 августа — фактически 24 ед, из них 14 танков, формально списанных с 23 августа по 4 сентября, однозначно должны быть отнесены на результаты боя с ротой Колобанова».

Другие исследователи считают, что КВ Колобанова ни коем образом не мог вести бой с танками 6-й танковой дивизии противника, поскольку та наступала на Ленинград севернее, а дрался он с 1-й танковой дивизией вермахта. Во всяком случае, этот эпизод требует дополнительного серьезного исследования. Но как бы там ни было, это нисколько не принижает значение боя экипажа Зиновия Колобанова, задержавшего на своем участке наступление немцев и позволившего выиграть время.

В дальнейшем он и его экипаж принимали участие в боях под Красногвардейском. 15 сентября 1941 года Зиновия Колобанова тяжело ранили во время заправки танка — разорвавшийся снаряд повредил голову и позвоночник. Пришлось долго лечиться, но Колобанов вновь вернулся в строй — 10 июня 1945 года его назначили заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го мехполка 12-й мехдивизии 5-й гвардейской танковой армии. В Вооруженных Силах он прослужил до июля 1958 года, после чего в звании подполковника был уволен в запас. Жил в Минске, работал на Минском автомобильном заводе.

Умер Зиновий Григорьевич Колобанов 8 августа 1994 года. Похоронен на Чижовском кладбище Минска.

Третьим эпизодом, о котором хочется рассказать читателям, это бой КВ-1 лейтенанта Пашинина. Историю этого танка нашел в немецких, а затем перепроверил в советских документах мой товарищ Алексей Волков, который много лет занимается историей боев за Ржев в 1942–1943 годах. Алексей поделился материалами по этому, героическому, но мало кому известному, эпизоду.

Впервые сведения об этом бое были найдены в журнале боевых действий 18-го пехотного полка 6-й пехотной дивизии вермахта о боях в районе деревни Полунино севернее Ржева в августе 1942 года:

«…5 августа Ночной бой на участке прорыва. Саперы из 2 роты 6 саперного батальона расправились с прорвавшимися танками. Один сожжен, другой обездвижен (экипаж жив и отстреливается), третий сумел уехать. До рассвета русские ведут беспокоящий огонь, их фанерная авиация бесцельно бомбит „городской лес“. Они также интенсивно бомбят город и особенно волжские мосты…

Утром 8-го августа группа борьбы с танками уничтожила на позициях 10 роты танк, подбитый там в ночь с 4-го на 5-е».

Таким образом, по немецким данным выходило, что экипаж советского танка вел бой трое суток!

Для того, чтобы найти в советских документах о каком танке шла речь в немецком журнале боевых действий, потребовался год работы в архиве. В том районе действовало несколько танковых бригад, к тому же по некоторым из них отчетность оставляла желать лучшего.

Тем не менее, результат обнаружился в делах 143-й танковой бригады 30-й армии Калининского фронта:

«4.08.1942 экипаж танка Пашинина получил задачу вместе с другими танками совместно с пехотой атаковать д. Талахово. Ни бешеный арт. огонь противника, ни бездорожье не мешало тяжелому советскому танку-крепости продвигаться вперед. Он шел впереди, и по нему равнялись остальные.

Выйдя с исходной позиции танк быстро ворвался в передней край обороны противника. Механик-водитель техник-лейтенант Хайбулин развернул машину, и повел ее вдоль переднего края обороны противника, давя гусеницами и броней пехоту и пушки противника. Ему огнем из пулемета помогал старший сержант Бовт. Всего в этой атаке экипаж уничтожил несколько ДЗОТов, 3 пулемета, 3 пушки и один миномет противника, более роты пехоты.

Но вклинившись дальше в глубину обороны врага, танк наскочил на мину и потерял подвижность. Экипаж решил во что бы то не стало восстановить машину. Подлый враг решил опередить намерения экипажа. Один из фрицев вскочил на танк, с бутылкой бензина, желая поджечь танк. Заметивший эту попытку врага, командир машины старший лейтенант Пашинин быстро изготовил гранату Ф-1 и быстро вытолкнул ее в маленькое отверстие ПТКА. Граната взорвалась преждевременно, и Пашинин потерял зрение и кисть руки. Ни один мускул не дрогнул на лице Пашинина.

„Ни шагу назад, друзья! Покажем немцу на что способны мы — танкисты!“ — истекая кровью, произнес отважный Пашинин. Экипаж свято выполнил приказ командира — приказ Родины. Выйдя через десантный люк под танк экипаж окопался, и с двумя пулеметами и четырьмя наганами занял оборону Больше 80 часов продержались бойцы. Все попытки немцев овладеть танком оканчивались позорной неудачей. Тогда фрицы решили взорвать танк. Ночью они боялись подойти к машине, ибо она вселяла в них ужас, они и днем не рисковали подойти вплотную и лишь с расстояния в 25–30 метров пытались забросать грозную советскую машину толовыми шашками с запалами и бутылками с горючей смесью. За все эти попытки фашисты дорого заплатили. Уничтожено 5 ДЗОТОВ, 6 пулеметов, 6 пушек, и больше роты вражеских пехотинцев вогнал в землю отважный экипаж. Кончились боеприпасы у танкистов. Фашисты подтащили тяжелую пушку и в упор стали расстреливать танк. Машина загорелась. Под пламенем погибли герои — старший лейтенант Митрофанов, старший лейтенант Пашинин, техник-лейтенант Хайбулин, старшина Каталонский.

Они ни шагу не отступили перед врагом, и только старший сержант Бовт, раненный в голову, обессиленный от голода и потери крови вернулся в свой батальон».

Кто-то скажет, что подвиг описан очень наивно и пафосно. Но подвиг-то был, и танкисты действительно героически дрались трое суток, и противник подтверждает это! Могли бы отойти, но не отошли, и не сдались, предпочтя погибнуть в бою.

К сказанному следует добавить, что танк, на котором сражался экипаж Пашинина — это КВ-1 с заводским № 25805, что следует из акта на списание боевой машины. К сожалению, о самом лейтенанте Андрее Сидоровиче Пашинине известно немного. Родился он в 1919 году в Топчихинском районе Алтайского края. Закончил два курса сельскохозяйственного техникума, был призван в Красную Армию, направлен в 1-е Харьковское бронетанковое училище. Закончив его, получил звание лейтенант, и в декабре 1941 года был направлен в распоряжение управления кадров ГАБТУ КА Средне-Азиатского военного округа. 14 февраля 1942 года назначен командиром взвода тяжелых танков 231-го батальона 81-й танковой бригады, а в июле, уже в звании старшего лейтенанта, переведен в 143-ю танковую бригаду. За бой 2 августа 1942 года под деревней Галахово, где в течение шести часов его экипаж уничтожил автомашину с пехотой, 3 ПТО и миномет, Андрея Пашинина представили к ордену Отечественной Войны 1-й степени, но был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). За бой в течение трех суток у своего подорванного КВ танкисты наград не получили…

Единственный выживший член экипажа старший сержант Николай Иванович Бовт продолжал воевать в танковых войсках, дошел до Победы, был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной Войны 1-й и 2-й степеней.

Приведенные выше данные можно значительно расширить и дополнить, героев- танкистов, воевавших на КВ-1, было много. Благодаря им, и сотням тысяч других бойцов и командиров Красной Армии мы живем на этой земле. И мы не вправе забывать об их подвигах.

Забытый герой. Как боец выстоял против колонны врага и угнал немецкий танк

Танкист Семен Коновалов несколько раз был на волосок от смерти. На одном танке он сумел подбить 19 машин противника, угнать немецкий танк и вернуться к своим. Историю удивительного подвига в день рождения Героя рассказывает «АиФ-Казань».

История Семена Коновалова достойна экранизации. © / Фото из семейного архива

О подвиге танкиста Семёна Коновалова не ходит легенд, а ведь его история напоминает остросюжетную военную драму. Один советский танк целый день отбивается от вражеской колонны. Неделю экипаж считают погибшим, но три танкиста возвращаются на передовую, не просто выжив — еще и угнав немецкий танк. Разве в такое можно поверить?

15 февраля 2020 года Герою Советского Союза Семёну Коновалову исполнилось бы 96 лет. О его подвиге «АиФ-Казань» рассказала дочь танкиста Ирина Бродская.

Одиночная крепость

В наградном листе танкиста до сих пор можно прочесть скорбнуюфразу: «достоин посмертного присвоения звания «Герой Советского Союза». Но «Золотую Звезду» Семёну Коновалову все-таки вручили еще при жизни, несмотря на то, что командир батальона в июле 1942 года отправил экипаж тяжёлого танка «КВ» на верную смерть.

Семён Коновалов до войны. Фото: Фото из семейного архива

Тот бой 13 июля 1942 года вошел в историю. 21-летнему командиру Коновалову и его экипажу предстояло отвлечь на себя внимание подходившей вражеской колонны, чтобы наши танки могли продвинуться дальше от села Нижнее-Митятинское в Ростовской области. Жертва была вынужденной – у «КВ» сломалась система подачи топлива, и он встал на ремонт. С командиром оставалось еще шестеро членов экипажа. Положение выбрали выгодное – машину укрыли в лощине, так, что её не было видно. Но просто переждать, подпустив врага к деревне, было нельзя. Чтобы завлечь противника, танкисты выпустили в воздух красную ракету – сигнал, которого враг ждал от своих разведчиков. Когда колонна подошла ближе, «КВ» ударил по ней прямой наводкой. Горящий головной танк заставил колонну ретироваться, но вскоре к лощине один за другим вышли еще 75 (!) машин. Фашисты были уверены, что в овраге прячутся несколько советских танков, но там был лишь один «КВ» Коновалова, который починили аккурат к началу боя.

Семён Коновалов в годы Великой Отечественной войны. Фото: Фото из семейного архива

Это было танго над пропастью. Командир подпускал вражескую колонну на 500 метров, метко стрелял и менял позицию, «танцуя» из одного укрытия в другое. Так он подбил ещё четыре вражеских танка. Три раза один «КВ» заставлял отступать целую колонну. Вторая, третья атака – и каждый раз враг терял технику. На руку экипажу Коновалова сыграло то, что к нему было не подобраться – кругом топи да овраги. Танкисты отбивались до последнего снаряда – от рассвета до сумерек, подбив 19 танков, две бронемашины и шесть мотоциклов с автоматчиками. Только после этого фашисты с 75 метров взорвали эту одиночную крепость.

Это должен знать каждый водитель:  Datsun on-DO 2020  — мнение владельца

«На утро командир танкового батальона прислал на место боя разведгруппу, которая обнаружила груды искорёженного металла, — рассказывает Ирина Бродская. – О подвиге доложили в штаб, уточнив, что экипаж танка погиб, и отцу присвоили звание Героя посмертно. ».

Три танкиста

Один Бог знает, как Семёну удалось выжить. Но встречать трудности лицом к лицу ему было не впервой. Деревенский паренёк из села Ямбулатово (ныне Верхнеуслонский район Татарстана) ещё в младенчестве потерял отца. Уже в восьмом классе Сеня помогал матери содержать семью – устроился на почту, развозил письма и газеты по деревням. После школы, чтобы поступить в Саратовское бронетанковое училище, приписал себе год. До сих пор во многих источниках указано, что Коновалов родился в 1920 году вместо 1921-го. Войну он встретил на литовской погранзаставе. Даже не успел испугаться — немецкий снаряд пробил стену казармы прямо над койкой Семёна.

Семён Коновалов (в центре) после войны в окружении близких родственников из деревни Ямбулатово. Фото: Фото из семейного архива

Его учили воевать, но был ли он готов к бою? Сам танкист писал: «…до начала Великой Отечественной войны мы свою армию перевооружить новыми современными танками не сумели… Во-вторых, не сумели вооружить нашу армию автоматическим оружием. В-третьих, со старой границы снялись, а новые границы укрепить не успели. Оборонительные работы были выполнены лишь на 10-15%. В превосходстве над нашей авиацией действовала немецкая».

Семён Коновалов в послевоенные годы. Фото: Фото из семейного архива

С первых дней войны он привык идти в атаку, несмотря на очевидное превосходство противника. «На нашем участке против наших 17 танков немцы бросали по 50 танков с поддержкой артиллерии… Несмотря на то что мы в составе танковой роты уничтожали до 26 танков противника, но и свои потери – по 6, по 9 танков — мы несли», — писал он.

В Эстонии командира Коновалова настиг первое за войну ранение — осколок. Пока доставляли в госпиталь по воде, судно с ранеными атаковала вражеская подлодка. Коновалов чудом спасся на случайном сторожевом катере. За войну он трижды лежал в госпиталях с осколочными ранениями. Один из осколков попал в голову, оставив шрам на переносице. И всё же каждый раз Семён выживал.

Выжил он и в том неравном бою в ростовских оврагах. Помимо Коновалова из горящего танка через нижний люк спаслись лишь двое – техник-лейтенант Серебряков и наводчик орудия Дементьев. Ещё неделю они пробирались к линии фронта через немецкий тыл.

Семён Коновалов (стоит слева) с женой Надеждой (сидит слева), у которой на руках маленькая дочь Ирина. Житомир, 1954 год. Фото: Фото из семейного архива

«Слышали где-то канонаду, так и ориентировались, — говорит Ирина Бродская. – Папа рассказывал, что шли ночами, перебиваясь подножным кормом, пока не заметили у реки одинокий немецкий танк. Когда часовые отвлеклись, танкисты атаковали, захватили машину, а для конспирации надели вражескую форму поверх своей.

Одна из последних фотографий Семёна Коновалова в военной форме. Фото: Фото из семейного архива

На угнанной немецкой машине (вероятно, это был PzKpfw III или IV) ночью три танкиста незаметно пристроились в хвост вражеской автоколонне и вскоре открыли огонь, давили машины и так вырвались на передовую. Смельчаки попали под двусторонний обстрел – снаряды летели и с нашего, и с вражеского фланга. Досталось им, конечно, изрядно. Попробуй, докажи, что ты свой, когда сам на немецком танке, да ещё и в фашистской форме!»

Есть сведения, что на угнанном немецком танке Коновалов воевал еще некоторое время. Награду Герой получил в марте 1943 года и поспешил взять отпуск, чтобы поделиться радостью с матерью.

Но дома его не ждали.

Когда ночью танкист постучал в окно родительского дома, мать залилась слезами: «Уходите! Мой Семён погиб, вот похоронка…» Пару дней радости и снова проводы на фронт.

Коновалов прошёл Сталинград, Курскую дугу, окончил войну в Германии командиром танкового батальона.

Семён Коновалов с единственным внуком Юрой. Конец 1980-х. Фото: Фото из семейного архива

Последний поклон

Семён Васильевич нечасто вспоминал о войне, хотя продолжил службу и после Победы. В Казань майор запаса переехал с семьёй в конце 1950-х. Преподавал в танковом училище, работал на железной дороге, в ГАИ, инженером на заводе ЭВМ.

Трудоголик и аккуратист, он не давал супруге Надежде Яковлевне с дочкой даже грядки в саду разбивать. Натягивал верёвку и по ней вымерял, чтобы делянки шли ровно. Дисциплину домашним тоже устроил военную. Поблажек не признавал. Как персональный пенсионер всесоюзного значения мог бы по талонам получить хорошую мебель, претендовать на расширение жилплощади, но на все уговоры домашних жёстко отвечал: «Я не для этого воевал!»

А для чего же? Ирина Семёновна раскладывает газетные вырезки со статьями о подвиге отца, достаёт семейный фотоальбом. На фото молодой подтянутый военный. На обороте снимка надпись: «Наде от Сени К. Когда тебе будет тяжело, вспоминайте меня! Я никогда не падал духом, защищал я Родину свою за тех, кто так искренно любит мать-Отчизну».

Герои Советского Союза у памятника Мусе Джалилю. Фото: Фото из семейного архива

А чем отплатили ему за героизм? Для него даже не нашлось места на Аллее героев на Арском кладбище. Можно было, говорит Ирина Семёновна, конечно, найти за взятку, но гроб пришлось бы внести ночью через щель в заборе. А как же почётный караул, прощальные выстрелы?

Похоронили Героя в казанском поселке Дербышки. Именем Коновалова назвали одну из улиц в родной деревне и лишь недавно — в казанском посёлке Царицыно. В память о его подвиге рядом с местом боя установили танк на постаменте, на месте родной избы в Ямбулатово — раскидистая черёмуха да несколько берёз у дома №15 на улицеКирпичникова в Казани, где раньше жила семья. Эти берёзки Семён Васильевич высадил ещё в 1960-х. Когда он умер, они гнулись к самому балкону, будто отдавали танкисту последний поклон.

Осенью 2020 года в мировой прокат вышла американская военная драма «Ярость», сюжет которой схож с историей Семёна Коновалова. В фильме экипаж танка Sherman также попадает в засаду и вынужденно встает на ремонт машины, когда навстречу им движется немецкая колонна. Экипаж вступает в неравный бой и наносит значительный урон колонне противника, но в итоге в живых остается только один солдат. Главные роли в фильме исполнили Брэд Питт и Шайа Лабаф. К слову, один из операторов ленты — россиянин Роман Васьянов. После выхода картины специализированные издания начали публиковать историю Семёна Коновалова. Знали ли о ней создатели американской драмы, неизвестно.

Автомобили и танки Второй ударной – на чем воевали забытые герои

В годы Второй мировой простые колхозники дарили героям именные танки и самолеты

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронте, но и в тылу. «Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей», — эти слова из песни отражают истинную картину тех дней. Но был еще один источник поступления ресурсов для фронта — личные вклады граждан в Фонд обороны на приобретение военной техники для Красной Армии.

Ферапонт Головатый — инициатор патриотического почина
Но это был не первый случай, когда на фронт отправлялась боевая техника, купленная на личные средства отдельного гражданина. Инициатором почина стал колхозник артели «Стахановец» из Ново-Покровского района Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый.
15 декабря 1942 года Ферапонт Головатый отдал все свои сбережения -100 тыс. рублей — на приобретение самолета для Красной Армии, и попросил передать самолет летчику Сталинградского фронта. В письме на имя Верховного главнокомандующего он писал, что, проводив двух сыновей на фронт, хочет и сам внести лепту в дело победы. Сталин дал ответ: «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за вашу заботу о Красной Армии и ее Воздушных силах. Красная Армия не забудет, что вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет». Инициативе уделили серьезное внимание. Решение о том, кому именно достанется именной самолет, принимал Военный совет Сталинградского фронта. Боевую машину вручили одному из лучших — командиру 31-го гвардейского истребительного авиаполка майору Борису Николаевичу Еремину. Сыграло свою роль и то, что Еремин и Головатый были земляками.

Понятно, что колхознику нелегко далось решение о приобретении самолета. Сыновья на фронте, Ферапонт Петрович был единственным мужчиной в семье, а на плечах — забота о девяти внуках. Но Головатый был незаурядной личностью, отличился на фронтах 1-й мировой войны и был награжден за храбрость Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени, а в боях под Варшавой заслужил и Золотой крест. В гражданскую командовал эскадроном в Первой конной армии.
Откуда же взялись деньги у простого колхозника? У Головатого в личном хозяйстве была пасека на 22 улья. Деньги от продажи меда и составили большую часть взноса на самолет, часть суммы он добавил, продав зерно и овощи.
На фюзеляже самолета Як-1 сбоку была надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» Головатого». Глядя на блестевшую новой краской машину, майор Еремин размышлял, сколько лет нужно было трудиться большой крестьянской семье, чтобы заработать на истребитель. Он понимал, что на такой машине бить врага нужно еще лучше. Майор Еремин на самолете Ферапонта Головатого прошел от Сталинграда до Крыма, и сбит не был. Но боевая машина выработала ресурс, летать на ней стало опасно. В мае 1944 года самолет после составления акта технической экспертизы отправили в Саратов, где его выставили на центральной площади для обозрения, а потом передали в областной музей.
Но не таков был Ферапонт Головатый, чтобы смириться с тем, что его самолет уже не воюет. 25 мая 1944 года газета «Правда» сообщила, что колхозник вновь обратился к Верховному главнокомандующему с просьбой купить на его средства самолет новейшей конструкции и вручить майору Еремину. Правда, на сей раз средств его семьи не хватало, и Ферапонт Петрович обратился к родственникам. Они поддержали, особенно брат Иван, и вскоре майор Еремин получил новенький Як-3. На сей раз на бортах было написано: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет. На окончательный разгром врага».
Движение Ферапонта Головатого шло по всей стране. Граждане на личные деньги покупали боевую технику для Красной Армии. Рабочие, крестьяне, ученые, творческая и техническая интеллигенция — все считали своим долгом внести деньги в Фонд обороны. Многие известные люди строили для армии самолеты и танки.

Ф.П.Головатый и Б.Н.Еремин около самолета Як-3. Май 1944 года.

Б.Н.Еремин в музее около самолета Як-3.

Цитата:
Москва, Кремль, Товарищу Сталину
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Провожая двух своих сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ — беспощадно бить немецких захватчиков, а со своей стороны я обещал своим детям помогать им самоотверженным трудом в тылу.
Узнав о Вашей приветственной телеграмме Саратовским колхозникам и колхозницам и желая помочь героической Красной Армии быстрее уничтожить немецко-фашистские банды, я решил отдать на строительство боевых самолётов все свои сбережения.
Советская власть сделала меня зажиточным колхозником, и сейчас, когда Родина в опасности, я решил помочь ей всем, чем могу. Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, отдаю это в фонд Красной Армии. 15 декабря я внёс Государственный Банк 100 тысяч рублей и заказал боевой самолёт в подарок защитникам Родины. Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков.
Колхозник колхоза «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области Ферапонт Головатый

Газета «Правда», 18 декабря 1942 года:
Цитата:
Колхоз «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области
Ферапонту Петровичу ГОЛОВАТОМУ
Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и её воздушных силах. Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолёта.
Примите мой привет.
И. СТАЛИН

«Подарок сыну» — шаг к бессмертию
Илья Андреевич и Мария Филипповна Ширмановы из Чувашской АССР все свои сбережения передали на строительство танка для их единственного сына Андрея, который служил в 162-й танковой бригаде.

Танк с надписью «Подарок сыну», построенный на уральском заводе, в начале июня 1943 года был передан экипажу. На митинге по случаю передачи машины присутствовали родители бойца. Они сфотографировались вместе на броне. На фотографии видны натруженные руки Ильи Андреевича.
К сожалению, родительская любовь не уберегла Андрея. Старший сержант, наводчик, Андрей Ширманов храбро воевал на именном танке почти год, и геройски погиб вместе с экипажем в бою под Черновцами.

Все — для Победы
За годы войны в Фонд обороны от граждан СССР поступило свыше 16 млрд. рублей,13 кг платины, 131 кг золота, 9519 кг серебра, на 1,8 млрд. рублей драгоценностей, свыше 0,5 млрд. рублей вкладов в сберегательных кассах (в ценах 1941 года), на сумму свыше 4,5 млрд. рублей облигаций государственных займов. На эти средства построили 2,5 тыс. боевых самолетов, более 30 тыс. танков и самоходных установок, 8 подводных лодок, 16 военных катеров и много другой военной техники.
За родину сражались Як-7 «За Победу!» Вольфа Мессинга, танк «Русская песня» Воронежского русского народного хора, тяжелый танк ИС-2 «Владимир Маяковский», приобретенный артистом Яхонтовым, КВ «Беспощадный», построенный на Сталинскую премию знаменитых Кукрыниксов, Т-34 «Грозный», построенный на Госпремию Алексея Толстого. Врага громили танки «Байкальский рыбак» и «Ейский колхозник», «Верховский железнодорожник» и «Верхоянский охотник», «Макеевский школьник» и «Комсомолец Нордвика», «Малютка» и «Таня». Врага били экипажи боевых машин «Амурский мститель», «За радянську Украiну», «Мариуполь — мстит», «Крамарев Ераст Федорович», «Личный танк Андреева», «Колыма», «Колхозник», «Матери — своим сыновьям»..

«От Леночки за папу»
В начале 1943 года в 237 штурмовой авиаполк прибыл новый самолет Ил-2. От других штурмовиков он отличался необычной надписью на борту «От Леночки за папу». У этой машины уже была история, которая началась с письма Сталину. «Дорогой Иосиф Виссарионович. Мой папа, Азаренков Анатолий Васильевич, командир эскадрильи штурмовой авиации, погиб на фронте, защищая нашу Родину, которую я очень люблю. Моя мама погибла в Киеве, я живу с бабушкой. Она пенсионерка, инвалид 2-й группы. При получении пенсии она дарит мне игрушки. Я копила деньги на елку и накопила 110 рублей, которые прошу вас принять для построения штурмового самолета, и передать его в полк 237, в котором служил мой папа, чтобы товарищи моего папы отомстили гадким немцам за смерть папы, за бабушку, она так много плачет и за меня».

Автором обращения была ученица 1-Б класса московской школы № 612 Лена Азаренкова. Письмо опубликовали в журнале «Огонек» №4 за 1943 год, и дети всей страны начали жертвовать свои «елочные» и «конфетные» деньги на постройку самолета. Вместе их маленькие вклады складывались в значительные суммы. От школьников Ивановской области — миллион рублей, от учащихся Ставропольского края — 100 тыс. Желание Лены осуществилось. Получив купленный на детские деньги самолет, летчики 237 штурмовой авиаполка написали девочке: «Дорогая Леночка! Мы получили в боевой строй построенный на собранные по твоему почину деньги самолет. Заверяем тебя, что мы, боевые друзья твоего папы отомстим немецким бандитам за его смерть. На боевом самолете-штурмовике мы написали твое имя и вручили его лучшему товарищу твоего папы».

В 1942 году в газете «Омская правда» опубликовали письмо из редакционной почты:

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой.»

И дети отозвались.

Адик Солодов, 6 лет: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка»».

Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко».

Таня Чистякова: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».

Шура Хоменко из Ишима: «Мне рассказали о письме Ады Занегиной и я внёс все свои сбережения — 100 рублей и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения».

А дети, у которых сбережений не было — старались заработать, как сказали бы сейчас, благотворительными акциями. Например, дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили на спецсчёт в омском отделении Госбанка 20 рублей.

Так, всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны.

Цитата:
Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин.

«Малютка» выглядел именно так

Механиком-водителем его стала одна из 19 советских женщин-танкистов Екатерина Петлюк. Она и сама была невысокой, что служило в части источником постоянных шуток. Однако воевала геройски, что было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

Танк «Малютка» воевал под Сталинградом, стал свидетелем сдачи в плен фельдмаршала Паулюса. Перед Курской дугой его боевая служба закончилась, и, как и вся остальная отслужившая бронетехника, он был отправлен в переплавку. Екатерина оставила себе на память танковые часы (они сейчас экспонируются в Музее обороны Сталинграда) и пересела на более совершенную, хотя и тоже небольшую машину Т-70.

Механик-водитель ст. с-т Екатерина Петлюк

На Курской дуге, как оказалось впоследствии, Екатерина воевала где-то рядом с отцом Ады. Но, увы, для танкиста Александра Занегина бои под Курском оказались последними.

Ада Занегина перед войной

Историю «детского» танка в 1975 году раскопали омские «красные следопыты», и 9 мая 1975 года в Омске работник одного из одесских ЗАГСов Екатерина Алексеевна Петлюк впервые встретилась с Адой Занегиной — к тому времени врачом-окулистом из подмосковной Электростали Аделью Александровной Воронец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: