Адвокатские истории. Когда ожидание приезда инспекторов оборачивается крупным ДТП

Содержание

Адвокатские истории. Когда ожидание приезда инспекторов оборачивается крупным ДТП

По итогам февраля российский автопарк легких коммерческих авто стал больше на 510 машин с логотипом Volkswagen. Это различные модификации моделей Transporter, Caravelle, Multivan и California. Только в прошлом месяце эти коммерческие авто разошлись тиражом 298 экземпляров – это свыше половины от всех проданных машин бренда.

Адвокатские истории. Когда ожидание приезда инспекторов оборачивается крупным ДТП

Досталось автомобилю моей доверительницы хорошенько — позднее специалисты признали, что он восстановлению не подлежит (как следует из заключения автотехнической экспертизы, на момент аварии стоимость авто составляла около 650 тысяч рублей.

Ford Focus превратят в легковой пикап. Первые фото

Несмотря на то что и сейчас ситуация с ценами на топливо благоволит покупать большие пикапы (в США, а не в России), Ford решил сделать легковой пикап, который займет место ниже Ranger.

Подрезал, спровоцировал ДТП и уехал: можно ли наказать водителя?

Дерево точно не виновато

Игорь Горохов из Санкт-Петербурга оказался одним из немногих, кому удалось найти и наказать лихача, из-за которого его машина вылетела с дороги.

Само происшествие случилось летом прошлого года в городе Пушкин под Санкт-Петербургом. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова Д.А. Табачков не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее водитель (это и был И. Горохов), чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. А Табачков даже не остановился, не придав значения тому, что стал причиной ДТП.

Пострадавший обратился в суд, который принял решение, что Табачков должен был остаться на месте ДТП как его участник. Но тот не согласился и стал оспаривать судебное постановление в разных инстанциях. В конечном итоге Табачков дошёл до Верховного суда, где в очередной раз заявил, что не попадал ни в какое ДТП. В качестве доказательства своей правоты он ссылался на то, что «на бампере даже нет повреждений».

Однако свидетели, которых нашел Горохов, запомнили номер машины Табачкова и подтвердили, что ДТП произошло именно по его вине. Отказавшись отменять решения нижестоящих судов, Верховный суд пояснил: «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в полицию.

Итак, Верховный суд подтвердил, что авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя Табачкова. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет. А поэтому все решения судов нижестоящих инстанций должны остаться в силе, а жалоба Табачкова – без удовлетворения.

Таким образом, четыре суда – от мирового до Верховного – пришли к единому мнению. Они признали спровоцировавшего это ДТП виновным и лишили его водительского удостоверения сроком на один год.

Когда решение Верховного суда стало достоянием гласности, в СМИ запестрели радостные заголовки. «Агрессивным водителям, которые подрезают чужие автомобили, провоцируют аварии и спокойно уезжают, стало сложнее уходить от наказания»; «Верховный суд лишил косвенного виновника аварии водительских прав. И это только начало»; «Ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание».

Не надейтесь на прецедент

Однако юристы предупреждают участников дорожного движения, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказать водителя, который «подрезал» чужую машину, довольно проблематично, даже если его нашли, даже если он не уезжал с места ДТП и даже если имеются свидетели аварии.

В России прецедентное право официально отсутствует. В нашей стране судьи должны основываться на законах и нормативных актах. А когда в законе нет четких формулировок, судья руководствуется своими соображениями и жизненным опытом, что нередко порождает «двойственность» судебных решений. Порой по идентичным делам выносятся очень разные, а то и диаметрально противоположные решения.

Прецедентное право доминирует в США, Великобритании и других странах, на которые Англия имела влияние при становлении судебной системы. При такой правовой системе важным источником права является судебный прецедент. И если каким-либо судом было вынесено решение по аналогичному делу, то такие же решение обязаны выносить все суды низших и равнозначных инстанций. Прецедентное право в некоторой степени облегчает работу судей. В случае, если отсутствуют четкая норма, акт или нет самого закона, регулирующего те или иные деяния, достаточно найти схожее дело и сослаться на уже имеющееся решение суда.

В России обеспечить единообразие судебных решений призваны постановления Пленума Верховного суда РФ. Обобщая судебную практику, судьи ВС РФ изучают решения других судов, в частности Верховного суда и высших судов субъектов РФ. Есть также обзоры судебной практики Верховного суда, на который могут ссылаться все региональные судьи. В обзоре, как правило, содержатся разъяснения по различным ситуациям и анализ конкретных дел. И хотя ни обзоры, ни даже постановления Пленума ВС не являются нормативными актами, судьи всех уровней стараются руководствоваться этими документами, чтобы их решения «устояли» в высших инстанциях.

Что подскажет судьям Пленум?

Таким образом, в отличие от решений Конституционного Суда РФ, официально опубликованная практика других высших судов России судебным прецедентом не является, хотя она и учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона. И лишь арбитражные суды обычно признают наличие прецедента.

Возможно, после решения Верховного суда, защитившего водителя, который пострадал не по своей вине, провокаторов аварий станут чаще признавать виновными и наказывать. Но однозначно утверждать, что «ситуация в Петербурге стала прецедентом: теперь водитель, ставший косвенным виновников аварии, тоже понесёт наказание», все-таки рано.

Во-первых, хотелось бы дождаться постановления Пленума ВС на этот счет. Во-вторых, в каждом конкретном случае судья все равно должен разбираться, учитывая обстоятельства дела и показания очевидцев происшествия.

Обычно трудно доказать, что авария случилась из-за машины, которая уехала. Если удалось зафиксировать, чьи опасные маневры вызвали ДТП, и найти «беглеца», то его как минимум можно привлечь к ответственности за оставление места происшествия. Но надо еще доказать, что он видел аварию и имел к ней отношение.

Кто прав, кто виноват?

Разберем две типичные ситуации. На красный свет пролетает лихач. Водитель, который тронулся на разрешающий зеленый сигнал светофора, резко тормозит, чтобы избежать столкновения. И получает удар в зад, потому что в двигавшейся сзади машине не ждали такого подвоха. Раньше всегда был виноват тот, кто ехал сзади.

Второй случай: водитель легковушки обгоняет фуру, но, увидев приближение встречной машины, резко выворачивает руль вправо, подрезает фуру и та, чтобы избежать аварии, выруливает на обочину. Обочина оказывается мягкой, и фура переворачивается. Виноватым в аварии всегда становился водитель фуры, так как легковушки и след простыл.

«Нарушение норм справедливости»: в Госдуме предложили запретить взыскание компенсации с невиновных в ДТП водителей

Происшествия

После публикации RT депутат Госдумы Николай Земцов предложил на законодательном уровне запретить требование о возмещении вреда невиновными в ДТП водителями. Соответствующий документ вынесен на рассмотрение экспертного совета «Единой России». Согласно инициативе, суд не сможет взыскивать компенсацию с участника аварии, который не нарушал ПДД. Депутат Земцов решил разработать такой законопроект после того, как узнал об истории жителя Саратова Сергея Копытина, о которой писал RT. Мужчина потерял в ДТП с пьяным водителем жену, а теперь вынужден выплачивать компенсацию приятельнице виновника аварии вместо него самого.

  • Сотрудник ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия
  • © Алексей Мальгавко / РИА Новости

После публикации RT о невиновном в ДТП водителе Сергее Копытине, который потерял в аварии жену и вынужден выплачивать компенсацию пассажирке виновника аварии, в Госдуме предлагают внести поправки в Гражданский кодекс и запретить требовать возмещения вреда невиновными в ДТП.

Такой законопроект (документ есть в распоряжении RT) разработал член комитета Госдумы по образованию и науке Николай Земцов. Депутат представил его на рассмотрение экспертного совета «Единой России».

Поправки к закону

Согласно пояснительной записке, проектом федерального закона предлагается урегулировать вопрос, связанный с возмещением вреда, причинённого третьему лицу владельцами источников повышенной опасности в результате взаимодействия этих источников, например, столкновения транспортных средств.

Поправку подразумевается внести в п. 3 ст. 1079 ГК РФ и изложить так, чтобы в случае, если вина одного из водителей доказана, с другого водителя, который признан потерпевшей стороной, компенсация не взыскивалась.

В действующей редакции солидарно несут ответственность оба владельца источника повышенной опасности вне зависимости от вины каждого из них.

По словам Земцова, анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел о взыскании компенсаций за причинённый в ходе взаимодействия источников повышенной опасности вред суды нередко принимают решение возложить ответственность на пострадавших владельцев ТС, которые не являются виновниками ДТП.

«Подобная практика прямо противоречит нормам, установленным частью 2 статьи 54 Конституции РФ, которая декларирует, что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением», — говорится в пояснительной записке.

По словам депутата, в некоторых случаях практика применения закона выявляет его несовершенство.

«Люди, которые признаны невиновными в случившемся и сами являются пострадавшими, вынуждены выплачивать компенсации другим пострадавшим. В этом положении страдает логика и этика. Ведь человек, признанный законом потерпевшим, не должен выплачивать какие-либо компенсации», — считает Земцов.

Это должен знать каждый водитель:  Автотур выходного дня военный музей Салпа в Финляндии

Депутат рассказал, что в случае принятия закона все те, кто по решению суда сейчас вынуждены компенсировать другим потерпевшим вред, будут освобождены от выплат, однако деньги, которые уже перечислены, возвращать никто не станет.

«На данный момент важно эту экзотическую практику устранить. Это нарушение норм справедливости. Надеюсь, что коллеги поддержат, особенно я рассчитываю на коллег автомобильной отрасли. Сейчас сложно сказать, когда совет вынесет своё решение. На данном этапе фракция проведёт свою экспертизу законопроекта», — рассказал Земцов.

Не единичный случай

Кроме того, депутат отметил, что ситуация, о которой говорилось в публикации RT, — лишь один пример, а в целом по стране подобных случаев может быть достаточно много.

Сергей Копытин, потерявший в ДТП жену и вынужденный выплачивать пассажирке виновника компенсацию в 300 тыс. рублей, рассказал RT, что после публикации его истории с ним на связь стали выходить другие водители, которые оказались в такой же ситуации.

«Мне пишут люди, которые не знают, как поступить и к кому обратиться. Таких ситуаций много. Я думаю, что вполне реально, что законопроект будет принят. 99% водителей даже не знали, что они могут попасть в такую же ситуацию. Все возмущены», — рассказал Копытин.

По мнению мужчины, эта абсурдная ситуация должна быть урегулирована.

Адвокат Александр Липатников в беседе с RT заявил, что очень рад, что на проблему обратили внимание депутаты.

«Полностью поддерживаю данный законопроект. По всем канонам справедливости и законности он должен быть принят. Однако каких-либо результатов можно ждать не раньше весны 2020 года. Все законопроекты принимаются по-разному: какие-то молниеносно, какие-то затягиваются на годы», — отметил Липатников.

ДТП и дело о компенсациях

31 августа 2020 года Сергей Копытин с женой Еленой отвезли сына-первокурсника в колледж в Пензу и возвращались домой на Lada Kalina. На 14-м км трассы Саратов — Пенза навстречу Копытину на большой скорости резко выехал водитель Volkswagen Passat. От сильнейшего удара Lada отбросило в кювет.

Мужчина сумел самостоятельно выбраться из автомобиля, а его жена оказалась зажатой в машине. К приезду медиков женщина уже не дышала. Между тем водитель иномарки Сергей Пяточкин почти не пострадал.

Оказалось, что за руль он сел в состоянии алкогольного опьянения. Его пассажирка Юлия Коннова, также находящаяся в состоянии алкогольного опьянения, получила серьёзные травмы и впоследствии была признана инвалидом первой группы.

Суд признал Пяточкина виновным по уголовному делу о ДТП со смертельным исходом, совершённом в состоянии алкогольного опьянения, и приговорил мужчину к пяти годам колонии-поселения. Кроме того, суд частично удовлетворил гражданские иски дочери погибшей женщины и потерпевшей пассажирки и обязал виновника выплатить 500 и 300 тыс. рублей соответственно. Однако работать в колонии Пяточкин отказался и по исполнительному листу удержания с его зарплаты производиться не могут.

Тогда Коннова подала гражданский иск о взыскании компенсации с Копытина. Суд второй инстанции, руководствуясь ст. 1079 ГК РФ о солидарной ответственности, встал на сторону женщины и обязал водителя, потерявшего в ДТП жену, выплатить компенсацию в размере 300 тыс. рублей. Зарплатный счёт мужчины арестован, теперь он обязан отдавать 50% заработка, который составляет чуть больше 20 тыс. рублей, в счёт погашения долга. Как ранее Копытин заявлял RT, он не понимает, «почему обязан оплачивать убийство родного человека».

На данный момент адвокат мужчины готовит жалобу в Верховный суд.

Адвокатские истории. Когда ожидание приезда инспекторов оборачивается крупным ДТП

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЧЕВИДЦЕВ, СВИДЕТЕЛЕЙ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДТП

Важным доказательством обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, значимых для правильного разрешения уголовного (административного) дела, являются показания (объяснения) очевидцев, свидетелей. Им, по мнению адвоката по ДТП, могут быть заданы следующие вопросы:
— Где, в каком месте и когда произошло ДТП?
— Как и при каких обстоятельствах наблюдалось Вами данное дорожно-транспортное происшествие?
— Где Вы находились, на каком расстоянии и откуда Вы наблюдали обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, имевшего место примерно в «___» час. «__» мин. «___» _________ 200_ года в районе дома № ___ по улице __________ г. Москвы?
— Какое было в это время физическое и психическое состояние Вашего здоровья, зрение, слух т.д.?
-Знаете ли Вы Правила дорожного движения , имеете ли Вы водительское удостоверение и стаж управления транспортным средством?
— Кто еще видел данное происшествие, рассказывал о ДТП, известны ли их адреса , телефоны?
— Где находились другие очевидцы , свидетели данного ДТП, кого из них Вы знаете, имеются ли у Вас какие-либо их адресные данные, какие у Вас с ними отношения?
— можете ли Вы пояснить, какое было в это время физическое и психическое состояние здоровья, зрения и т.д. других очевидцев и свидетелей?
— Каковы были условия видимости, обзорности на месте происшествия, не было ли каких-либо помех для наблюдения?
— Где и на каком расстоянии от места наезда транспортного средства на пешехода Вы увидели автомобиль и пострадавшего?
— Знали ли Вы ранее пострадавшего, если да, то что Вам известно о его состоянии здоровья?
— Знали ли Вы ранее водителя автомобиля, если да, то что Вам известно о его состоянии здоровья?
— Каковы были погодные условия в момент ДТП?
— Какая был дорожная обстановка в месте ДТП, в каком состоянии находилась проезжая часть дороги ?
— Какими дорожными знаками, дорожной разметкой, светофорами регулируется дорожное движение на месте ДТП?
— Какой был сигнал светофора в момент ДТП?
— В какое время суток произошло данное ДТП?
— Каково было состояние освещения на месте ДТП?
— С каким светом фар двигался автомобиль, другие транспортные средства?
— Какой интенсивности было движение на проезжей части до происшествия?
— При каких обстоятельствах произошло данное дорожно-транспортное происшествие?
— Каким образом произошел наезд на пострадавшего и как развивался механизм дорожно-транспортного происшествия?
— Где и в каком направлении пешеход вышел на проезжую часть дороги, как он двигался относительно проезжей части?
— С какой скоростью двигался пешеход (равномерно, с ускорением, изменял темп движения и т.д.)?
— В каком темпе двигался пешеход (медленный шаг, спокойный шаг, быстрый шаг, спокойный бег, быстрый бег)?
— В каком направлении и каков был путь движения пешехода до наезда на него транспортного средства (справа на лево или слева на право по направлению к проезжей части, транспортному средству, под углом, попутно, навстречу)?
— В каком положении и где именно относительно проезжей части дороги находился пострадавший в момент ДТП?
— Как пешеход появился перед автомобилем? Не появился ли пешеход перед автомобилем из-за какого-либо препятствия?
— Где относительно проезжей части дороги находился автомобиль в момент наезда на пешехода, в каком направлении он двигался?
— Какими частями контактировал автомобиль с пострадавшим, что произошло после этого ?
— Каковы были действия водителя и характер движения управляемого автомобиля?
— Какие меры принимались водителем для предотвращения наезда на пострадавшего?
— Какие сигналы (звуком, светом) подавал водитель автомобиля и как на них реагировали пешеходы?
— Какие транспортные средства находились в момент наезда на пострадавшего в районе места происшествия, их расположение, характер и направление движения?
— В каком положении и где именно относительно проезжей части дороги находился пострадавший и автомобиль после ДТП?
— В каком физическом и психическом состоянии был пострадавший ?
— Каков был путь движения пострадавшего, откуда он вышел на проезжую часть, как он двигался и в каком направлении, в каком он был состоянии?
— Как пострадавший преодолел расстояние от бордюра по левой (правой) полосе относительно направления движения автомобиля?
— Каково было поведение и движение пострадавшего до и в момент наезда на него?
— В каком положении находилась голова пострадавшего и в каком направлении он смотрел, смотрел ли он в направлении движения автомобиля, что он делал при приближении автомобиля?
— В каком состоянии находился пострадавший после наезда на него, оказывал ли кто-либо ему помощь, кто к нему подходил и определял его состояние?
— Какими были действия и поведение водителя на месте происшествия после наезда на пострадавшего?
— В каком состоянии был водитель автомобиля совершившего наезд на пострадавшего, что и кому он говорил, как объяснял происшедшее?
— Имелись ли на месте ДТП части, фрагменты, осколки разбитых деталей от автомобиля и что они из себя представляли, где они находились на проезжей части?
— Кто после происшествия разговаривал с водителем (пострадавшим) к кому он обращался за помощью?
— В каком физическом и психическом состоянии был водитель транспортного средства?
— Когда на место происшествия прибыли сотрудники ГИБДД, медицинские работники?
— Каким образом производились измерения на месте ДТП, кто был в качестве понятых ?
— Находились ли в момент ДТП лица, помогавшие производить измерения работникам ГИБДД на месте происшествия?
— Перемещались ли транспортное средство, другие объекты, предметы, вещи, фрагмен ты и т.д. на месте ДТП до прибытия сотрудников ГИБДД?
— В каком состоянии находился пострадавший на месте происшествия и какая и кем ему была оказана медицинская помощь?
— Имелись ли пассажиры в салоне автомобиля, какова была его загруженность?
— На какие обстоятельства происшествия Вы обратили внимание и почему?
— Сможете ли Вы показать вышеизложенное Вами на месте происшествия при проведении следственных действий?

В соответствии с действующим законодательством свидетель имеет право на допросе пользоваться юридической помощью адвоката как в административном, так и в уголовном судопроизводстве.

2. Адвокат по ДТП так же советует ознакомиться с рекомендациями, полезной информацией, которая изложена в публикациях участников Программы «АВТО-АДВОКАТ»:

3. Адвокат по ДТП предлагает ознакомиться с Адвокатской практикой участников Программы «А ВТО-АДВОКАТ» по конкретным делам:

Уголовные дела при ДТП: какое возможно наказание и куда обращаться за помощью?

Водителям при ДТП доказать свою правоту бывает достаточно сложно, особенно если был сбит пешеход. Адвокат по транспортным происшествиям поможет:

  • cоставить детальную схему происшествия;
  • найти нужные доказательства;
  • опросить свидетелей;
  • пригласить квалифицированных независимых экспертов.

Юридическая помощь по уголовным делам при ДТП.

Услуги адвоката по транспортным происшествиям позволяют избежать водителю, попавшему в ДТП, существенных финансовых затрат, а в случае выигранного дела — не нести расходов вовсе.

Чтобы максимально использовать возможности действующего законодательства и избежать необоснованно или несправедливого наказания, рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Стоимость услуг адвоката зависит от множества критериев: от его известности до тяжести обвинений.

Своевременное обращение к адвокату поможет быстро решить практически любую юридическую проблему.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) порой приводят к возбуждению уголовных дел, и в юридической практике это обычно сложные случаи. Водитель, нарушивший правила дорожного движения (ПДД) и причинивший вред здоровью другого человека, часто дает показания, отличные от показаний свидетелей. Причем далеко не всегда это делается намеренно.

Шоковое состояние участников ДТП очень затрудняет разбор обстоятельств дела, да и то, что случившееся может повлечь за собой уголовную ответственность, спокойствия не добавляет никому.

Это должен знать каждый водитель:  Архив ЗР достижения российского автопрома

Нельзя отрицать, что многих ДТП с тяжелыми последствиями могло бы не быть при взаимном уважении водителей и пешеходов. Но существуют и объективные причины, по которым не удается избежать столкновений, например, технические неисправности или плохая видимость на дороге.

Виды ответственности для водителей, признанных виновниками дорожно-транспортных происшествий, бывают следующими:

  • Административная: если водитель нарушил правила или если его транспортное средство имело неисправности, приведшие к ДТП, а также в случае причинения в результате ДТП легкого и средней тяжести вреда здоровью. За это вы можете лишиться прав, заплатить штраф или попасть под административный арест на срок до 15-ти суток (в случаях, предусмотренных статьей 12.27 КоАП РФ).
  • Гражданско-правовая: если в результате ДТП был причинен материальный ущерб (например, автомобиль врезался в другое транспортное средство или в витрину магазина). Этот ущерб придется возместить.
  • Уголовная: если был причинен тяжкий вред здоровью людей (пешеходов, других водителей, пассажиров) или ДТП привело к летальному исходу.

Уголовное дело при ДТП

К уголовной ответственности при ДТП привлекают в следующих случаях, предполагающих различные степени наказания (статья 264 УК РФ, редакция от 6 июля 2020 г.):

  • Часть 1: Если по вине водителя человек получил тяжелые травмы, виновник наказывается ограничением свободы сроком до 3-х лет либо принудительными работами на срок до 2-х лет. Права на вождение транспортного средства могут быть сохранены или изъяты на срок до 3-х лет.
  • Часть 2: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения и по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью человека, то он наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 4-х лет и права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 3: Если пострадавший погиб, водитель приговаривается к принудительным работам на срок до 4-х лет или лишению свободы на срок до 5-ти лет, а также запрету управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 4: Если виновный находился в состоянии алкогольного опьянения, и это повлекло за собой по неосторожности смерть человека, то он получит срок от 2-х до 7-ми лет и лишение прав до 3-х лет.
  • Часть 5: Если ДТП повлекло за собой гибель 2-х и более лиц, водитель может сесть в тюрьму на срок до 7-ми лет или быть приговорен к принудительным работам на срок до 5-ти лет, а также лишиться права управлять транспортным средством на срок до 3-х лет.
  • Часть 6: Если к гибели 2-х и более лиц привело то, что водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, тогда ему грозит лишение свободы на срок от 4-х до 9-ти лет с лишением прав до 3-х лет.

Конечно, каждый конкретный случай уникален. Поэтому суду требуется тщательно изучить предоставленные доказательства, уточнить обстоятельства случившегося, вынести решение об удовлетворении иска и применимых правовых нормах. Выяснение всех обстоятельств дела часто затягивается надолго, особенно если необходимые процедуры не контролируются опытным адвокатом.

Помощь адвоката по уголовным делам при ДТП

Следует иметь в виду, что специализация юриста очень важна в любом судебном разбирательстве. Ваши права в деле по ДТП сможет наиболее эффективно защитить адвокат с опытом именно в этой области права. Однако, если у вас нет возможности или времени его найти, даже специалист общего профиля будет надежнее, чем самостоятельные попытки себя защитить в надежде на везение. Как минимум, он сможет вам разъяснить, что говорить следует, а что — нет. Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы участник уголовного дела по ДТП не усугубил свое положение.

В России практика обращения за юридической помощью развита не так широко, как Западе, где человек в любой непонятной ситуации отказывается говорить с представителями власти, пока не приедет его адвокат. Попав в ДТП, далеко не каждый россиянин знает, кому позвонить, в его записной книжке просто нет номера адвоката. Но даже в этом случае не все потеряно. Адвокат по уголовным делам ДТП способен включиться в процесс практически в любой момент. Это может быть стадия принятия решения о возбуждении уголовного дела в самом начале следствия, экспертные проверки и следственные действия, само судебное слушание, апелляции и т.д.

Водитель, решивший защищать себя самостоятельно, скорее всего, только усложнит работу адвокату, которого все равно придется пригласить. Судебная практика по делам ДТП сталкивалась с такими ситуациями не раз. Конечно, в случае уголовного дела государственный защитник будет обвиняемому назначен, но такие адвокаты обычно имеют очень мало времени на тщательное изучение материалов дела, а исход судебного разбирательства им в основном безразличен.

Юридическая помощь по уголовному делу может оказаться нужна не только водителю. У пострадавших тоже есть права, которые также непросто бывает отстоять. Если одну из сторон не устроит вынесенное судом решение (приговор), адвокат составит жалобу в апелляционный суд для отмены неверного решения (приговора), соберет все необходимые для этого документы, окажет помощь при организации различных видов экспертиз. Это важно, так как у апелляций есть свои сроки.

Где получить консультацию адвоката по ДТП?

Что и говорить, добиться справедливого решения в делах по ДТП бывает проблематично даже профессионалам. Мы попросили председателя Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», адвоката, кандидата юридических наук В. А. Шакиной дать советы по поиску надежного адвоката:

«Наша компания оказывает практически все виды юридических услуг и давно известна на рынке адвокатуры. У нас работают опытные адвокаты, среди которых есть и узкие специалисты по ДТП. Одним из их безусловных преимуществ является готовность привлекать к каждому делу по ДТП авторитетных экспертов и выслушивать их мнения и оценки, не опираясь на все 100% на собственное субъективное суждение. Мы понимаем, что вождение автомобиля сопряжено с целым рядом технических аспектов, для правильной оценки которых необходимы профильная подготовка и практический опыт. Таким образом, вы можете быть уверены, что для защиты ваших интересов целая команда юристов составит подробную и объективную картину происшествия. Вы можете прибегнуть к нашим услугам и в случае, если вам необходимо представление ваших интересов для получения выплаты по страховке и/или вы являетесь потерпевшим в результате совершенного ДТП. Если в отношении вас ГИБДД или судом было вынесено несправедливое, необоснованное, неправомочное решение, мы поможем в его обжаловании».

Автомобилисты не выдерживают ожидания инспекторов ДПС

Жителя Ульяновска Владимира Ефимова на днях лишили прав после того, как на парковке другой водитель задел его автомобиль. Виновник и потерпевший пять часов ждали инспекторов ГИБДД, после чего Ефимов уехал, так как его больной матери срочно потребовалась медицинская помощь. В результате мужчину сочли скрывшимся с места ДТП. По словам экспертов, по стране подобным образом ежегодно наказывают сотни водителей. В ГИБДД «НИ» подтвердили, что нормативов по времени приезда инспекторов нет.

Автомобиль Владимира Ефимова пострадал на парковке возле ресторана, где мужчина обедал. Другой водитель во время маневров зацепил бампер машины Ефимова. «Я предложил виновнику договориться на месте, однако он настоял на вызове сотрудников ГИБДД», – рассказал «НИ» г-н Ефимов. Сотрудников ГИБДД виновник и пострадавший ждали пять часов, после чего Ефимов, по его словам, вынужден был уехать: «Мне позвонила моя 85-летняя мать, инвалид третьей группы по диабету, которая не может передвигаться самостоятельно по квартире, и пожаловалась на резко ухудшившееся состояние. Мама была дома одна, поскольку отца накануне положили в больницу. Я отказался от материальных претензий к водителю, который зацепил мою машину, и предложил ему отменить вызов ГИБДД».

Спустя несколько дней Ефимова вызвали в ГИБДД и сообщили о том, что он скрылся с места ДТП. Выяснилось, что водитель «Жигулей» все же дождался автоинспекторов, которые приехали через восемь часов после вызова, и зафиксировал повреждения собственного автомобиля. «Я не считаю себя виноватым – я пять часов ждал приезда инспекторов, а уехал лишь потому, что моей матери срочно потребовалась помощь. Ведь с учетом ее возраста и имеющихся заболеваний могло произойти самое страшное. Все мои действия были продиктованы исключительно крайней необходимостью», – возмущается Ефимов. Однако мировой судья судебного участка № 8 Ленинского района Ульяновска Галина Шилова доводы реального потерпевшего не приняла и лишила его прав на год за оставление места ДТП.

Владимир Ефимов – далеко не единственный, кто оказался в подобной ситуации. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин рассказал «НИ» о случае, когда в Москве женщина, ставшая участницей незначительного ДТП, ждала автоинспекторов 22 (!) часа, после чего уехала домой к маленькому ребенку. В итоге ее также лишили прав за оставление места аварии.

По словам Виктора Травина, нормативы, регламентирующие срок прибытия экипажа ДПС на место аварии, до сих пор не приняты: «Это означает, что гаишники теоретически могут ехать на ДТП хоть неделю, а водитель все это время должен находиться в машине, не отходя даже покушать или по нужде». В ГИБДД России «НИ» подтвердили, что нормативов, регламентирующих время прибытия экипажа ДПС на место аварии, не существует. «Инспекторы должны своевременно приезжать на место ДТП. Приоритет отдается происшествиям с пострадавшими и погибшими. В Москве, например, на такие ДТП инспекторы добираются в среднем в течение 20 минут», – заявил «НИ» представитель ведомства.

Виктор Травин считает, что ульяновцу следует обжаловать решение суда, так как Правила дорожного движения предписывают водителю, причастному к ДТП, «сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции», и Ефимов все это исполнил – «ожидал, но не дождался». Юрист также советует апеллировать к тому, что тяжелобольная мать нуждалась в помощи сына, поскольку не могла самостоятельно передвигаться и даже открыть входную дверь врачам «скорой помощи». «Судья должна была поступить по-человечески, направив материал на дополнительную проверку в ГИБДД. Но судьи просто привыкли автоматом лишать прав», – соглашается в беседе с «НИ» адвокат Петр Домбровицкий. Адвокат Антон Лелявский рассказывает «НИ» о примере из своей практики, когда права клиента также отстоять не удалось: «Водители слегка «шаркнулись», вышли, разобрались и приняли решение разъехаться. А потом один из них вдруг решил, что погорячился, вернулся на место аварии и вызвал инспекторов. Второго участника дорожного инцидента можно считать «приговоренным» – его наверняка лишат прав за оставление места ДТП».

Это должен знать каждый водитель:  Возраст против харизмы тест-драйв Dodge Durango RT

Владимир Ефимов в пятницу планирует подать кассационную жалобу на решение суда. «Оказывается, для того чтобы остаться без прав, не надо ездить пьяным или быть злостным нарушителем. Для этого даже в машину можно не садиться», – недоумевает автомобилист с 37-летним стажем. Но руководитель пресс-службы управления ГИБДД Ульяновской области Светлана Яшнова считает, что Ефимова лишили прав законно: «Для ДТП с незначительным материальным ущербом действует так называемый европротокол. В случае если у обоих водителей имеются страховые полисы, а ущерб от полученных повреждений не превышает 25 тысяч рублей, то водители вправе не вызывать сотрудников ГИБДД, а ехать для разбирательства в страховую компанию. Я спрашивала у этого товарища, почему он так не сделал, а он мне говорит – дескать, мы сильны задним умом. Но незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности». Кроме того, по словам г-жи Яшновой, водители могли сами нарисовать схему ДТП и подъехать с ней в дежурную часть ГИБДД. При этом Светлана Яшнова признала, что случаи, подобные происшедшему с Ефимовым, не единичны.

Действия при ДТП с пострадавшими

Главная » Транспортные средства » Действия при ДТП с пострадавшими

Понятие дорожно-транспортного происшествия

Одновременно несколько нормативно-правовых актов применяют термин ДТП, причем каждый из них определяет данное понятие как некое событие, произошедшее в процессе движения транспортных средств и с их участием, в результате чего пострадали люди либо причинен ущерб имуществу.

Если рассматривать любое отдельно взятое дорожно-транспортное происшествие, можно проследить определенную последовательность событий, которая требует процессуальной оценки и совершения действий, направленных на установление виновного лица.

Расследования ДТП с пострадавшими –самые сложные, поэтому процесс установления виновника аварии иногда длится месяцами.

ДТП с пострадавшими: особенности

Наличие пострадавших в ДТП граждан необязательно указывает на непосредственного виновника аварии или потерпевшую сторону. Нередко вред причиняется третьим лицам, в связи с чем пострадавшими в результате ДТП считаются любые граждане, которым причинен вред одной из степеней тяжести.

Запомните! Под понятие вреда в данном случае попадают:

Таким образом, потерпевшими признаются не только водители столкнувшихся автомобилей, но и пешеходы.

Отличительными особенностями ДТП с пострадавшими считаются следующие:

  • присутствие на месте происшествия сотрудников ГИБДД (разрешается не вызывать только в случае, если причиненный вред незначителен, а участники ДТП смогли достигнуть договоренности на месте);
  • определение объема ответственности по каждому пострадавшему, если таковых несколько;
  • запрет покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД.

Последний пункт не касается случаев, когда:

  • требуется срочная госпитализация пострадавших;
  • в результате ДТП полностью парализовано транспортное движение;
  • конфликт между участниками ДТП урегулирован самостоятельно.

ДТП с пострадавшими: порядок действий для виновного водителя

Порядок действий участников дорожного движения, в том числе при возникновении аварийных ситуаций, строго регламентирован Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением правительства № 1090.

Важно! В соответствии с пунктом 2.5 Правил в случае возникновения даже незначительного ДТП водители обязаны:

  • совершить остановку транспортного средства или не трогаться с места, если автомобиль на момент происшествия стоял;
  • активировать аварийные сигналы;
  • на расстоянии не менее пятнадцати метров (не менее тридцати, если авария произошла за городом) от автомобиля установить знак аварийной остановки.

Если в результате ДТП пострадали люди, действия участников происшествия должны соответствовать пункту 2.6 Правил, согласно которому водителю необходимо:

  • самостоятельно либо с привлечением лиц из числа свидетелей оказать первую помощь пострадавшим;
  • отправить пострадавших в лечебное учреждение, если им требуется срочная госпитализация. В этом случае отправить нуждающегося в помощи гражданина можно с попуткой либо отвезти на собственном транспортном средстве, после чего вернуться на место происшествия (подобные действия не будут квалифицироваться по ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях как невыполнение обязанностей в связи с ДТП);
  • осуществить вызов на место ДТП сотрудников полиции и «скорой помощи». При этом нужно сообщить диспетчеру личные данные, коротко описать ситуацию, назвать адрес или точные ориентиры места происшествия;
  • освободить проезд, если расположение транспортных средств мешает движению, предварительно зафиксировав детали ДТП (положение автомобилей, местонахождение пешеходов, дорожных знаков, переходов и др.);
  • по возможности организовать объезд места происшествия, максимально сохранив при этом следы ДТП (например, части автомобилей, обломки дорожного оснащения и т. п.);
  • переписать данные свидетелей ДТП.

Помимо этого, параллельно необходимо уведомить о произошедшем страховщика.

Что нельзя делать при ДТП

Следующие требования особенно важны для водителя, который явился причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Учтите! Категорически запрещается на месте аварии:

  • употреблять алкогольные напитки или лекарственные средства до проведения официального освидетельствования состояния водителя;
  • уничтожать или каким-либо образом редактировать записи видеорегистратора;
  • перемещать транспортное средство без необходимости;
  • ставить подписи на незаполненных документах независимо от того, кто является инициатором их оформления.

Оставление места происшествия

Если виновник аварии покинет место происшествия с пострадавшими, ему грозит:

  • штраф в рамках административной ответственности;
  • уголовное преследование;
  • лишение права управлять транспортным средством;
  • иск страховой компании о возмещении издержек в порядке регресса.

Не только виновнику, но и другим участникам ДТП запрещается покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД.

За оставление места аварии другим участникам происшествия грозит:

  • назначение в качестве наказания административного ареста до пятнадцати суток;
  • лишение водительского удостоверения.

Посмотрите видео. Возмещение ущерба при ДТП:

Уголовная и административная ответственность виновнику ДТП

Если в результате ДТП пострадали люди, виновник аварии может понести как административную, так и уголовную ответственность.

Обратите внимание! Решение о привлечении водителя к тому или иному виду ответственности принимается на основании заключения судебно-медицинских экспертов, исходя из степени тяжести причиненного пострадавшим вреда.

Выделяют три степени причинения вреда здоровью. Это легкий (если у пострадавшего наблюдается кратковременное расстройство здоровья), средний (если расстройство длительное, но неопасное для жизни) и тяжкий (когда расстройство длительное и опасное).

Если доставленный в больницу пострадавший, скончается в течение тридцати суток от даты поступления, ответственность за его смерть понесет виновник ДТП.

Помимо этого, немаловажное значение отводится установлению причинно-следственной связи между произошедшим ДТП и причиненным вредом (в том числе смертью пострадавшего), а также степени вины водителя.

Последний фактор напрямую влияет на избрание меры наказания (следственные органы устанавливают, нарушал ли виновник аварии ПДД).

По совокупности всех этих факторов правоохранительные органы решают, в рамках какой ответственности будет осуществляться преследование виновника аварии.

Подавляющее число ДТП с пострадавшими совершается с причинением последним вреда легкой и средней степени тяжести. По результатам проведенного расследования виноватый водитель привлекается к административной ответственности по статье 12.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Санкции по статье предусматривают наказание в виде крупного штрафа либо лишения права управления транспортным средством на период до двух лет.

В случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти пострадавшему в отношении виновника аварии инициируется уголовное преследование в рамках статьи 264 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказание вплоть до лишения свободы.

Действия пострадавшего при ДТП

Независимо от наличия вины первые действия пострадавшего водителя дублируют действия инициатора аварии.

Помните! Невиновный участник ДТП обязан:

  • оказать первую помощь пострадавшим, если таковые есть;
  • остаться на месте ДТП и постараться сохранить его в первоначальном виде до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • вызвать службы экстренной помощи;
  • уведомить страховую компанию.

Если полученные в результате ДТП травмы не представляют угрозу жизни, пострадавшим, пешеходам и невиновному водителю, следует оставаться на месте происшествия.

По прибытию наряда ГИБДД показания этих лиц будут внесены в протокол, после чего получивших те или иные повреждения граждан направят на судебно-медицинское освидетельствование.

С целью последующей компенсации причиненного вреда пострадавшим лицам присваивается статус потерпевших.

Выплаты по ОСАГО при ДТП с пострадавшими

Компенсационные выплаты пострадавшему в результате ДТП лицу в рамках обязательной автогражданской ответственности могут складываться из суммы возмещения вреда здоровью, упущенного заработка за время нахождения пациента на стационарном лечении, а также расходов, понесенных в связи с приобретением лекарств и оплатой ухода.

В отдельных случаях к означенным суммам добавляются расходы, связанные с переобучением пострадавшего, если после причиненного ему вреда, последний не в состоянии осуществлять трудовую деятельность на прежнем месте работы.

Данные виды компенсаций назначаются в соответствии с федеральным законом об ОСАГО (№ 40-ФЗ) в пределах полумиллиона рублей.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Возмещение суммы компенсации осуществляет страховая компания при наступлении страхового случая независимо от совокупности сопутствующих обстоятельств.

Что касается морального вреда, то его взыскание осуществляется в рамках гражданского судопроизводства по иску потерпевшей стороны, так как компенсация подобных требований полисом ОСАГО не предусмотрена.

Чтобы возместить моральный вред пострадавший должен обратиться в районный суд с иском о возмещении. Для компенсации иных расходов подается заявление в страховую компанию виновника аварии.

При этом помимо заявления о выплате компенсации, необходимо приложить:

  • заключение по результатам проведенной судебно-медицинской экспертизы;
  • справку, подтверждающую доход заявителя (выдается по месту работы или получения иного вида дохода). На основании величины дохода пострадавшего определяется сумма упущенного заработка;
  • листок нетрудоспособности;
  • выписку из карты пациента;
  • документы, подтверждающие факт оплаты лекарств, иных видов лечения или ухода за больным.

Сроки рассмотрения ДТП с пострадавшими

Важно! Продолжительность периода проведения следствия по делу о ДТП с пострадавшими зависит от того, каким образом квалифицировано совершенное водителем правонарушение:

  • в рамках административного преследования при условии того, что здоровью пострадавшего лица причинен нетяжкий вред, согласно положениям статьи 29.6 Кодекса об административных правонарушениях срок расследования не превышает двух месяцев. При необходимости это период продлевается судом еще на месяц;
  • в рамках предварительного уголовного следствия согласно статье 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ этот срок ограничивается двумя месяцами.

Продление сроков следствия на период до трех месяцев допускается с разрешения начальника подразделения, осуществляющего расследование дела о ДТП.

В исключительных случаях на основании решения руководителя следственного органа субъекта возможно продление периода расследования до года.

Посмотрите видео. Вред здоровью при ДТП и порядок его возмещения:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Или позвоните нам по телефонам:
8 (499) 322-73-27
Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02
Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: