80 новых дорожных знаков с января 2020 зачем они нужны, и почему так много

Содержание

80 новых дорожных знаков с января 2020: зачем они нужны, и почему так много?

Новые размеры

Первое нововведение касается размеров применяемых дорожных знаков, в том числе существующих. Текущий ГОСТ позволяет применять знаки типоразмеров от 600 до 1 200 миллиметров (в диаметре или на сторону, если знак квадратный, прямоугольный или треугольный).

Новый стандарт «в целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости» рекомендует применять знаки типоразмера 400 и 500 миллиметров — они будут устанавливаться на дорогах с низким ограничением скорости и в плотной застройке., а вне населенных пунктов — на дорогах без твердого покрытия и на однополосных дорогах. Предполагается, что уменьшение размера знака не повлияет на его считываемость, но улучшит внешний вид улиц.

Новые знаки

Новые знаки запрета остановки и стоянки «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях».

Таким образом, выбирая место для остановки и парковки, теперь придется не только учитывать существующие условия вроде четности-нечетности дней, но и осматривать стены и заборы на предмет наличия дополнительных уточнений, на какой именно части улицы действуют указанные ограничения.

Знак «въезд на перекресток в случае затора запрещён» создан для «для дополнительного визуального обозначения» перекрестков с «вафельной» разметкой 3.34д.

Таким образом, это уже третье указание в ПДД, запрещающее выезд на забитый перекресток: ведь кроме вышеупомянутых двух есть еще пункт 13.2 ПДД, который гласит именно это, а пункт 12.13.1 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1 000 рублей.

Знаки «движение в обратном направлении» призваны обозначить участок дороги, где запрещено движение в любом направлении, кроме обратного.

Таких знаков ввели сразу два, однако сфера их применения видится весьма ограниченной — настолько, что составители Стандарта оставили их без иллюстраций.

Знак «выделенная трамвайная полоса», как и некоторые другие, выполняет дублирующую функцию: он может устанавливаться над выделенными трамвайными путями в дополнение к соответствующей разметке.

Его применение может быть оправданно на определенных участках, например, в зимнее время, когда разметка скрыта под слоем снега.

Еще три новых знака указывают направление движения для общественного транспорта.

В отличие от прочих знаков вроде «полосы для маршрутных транспортных средств» и вариаций выезда на дорогу с ней, которые призваны исключить нарушение «обычными» водителями ПДД, эти знаки не совсем понятны, поскольку фактически адресованы исключительно водителям самих маршрутных транспортных средств, которые и без них знают свой ежедневный маршрут. Иными словами, всем остальным водителям они попросту не нужны.

Группа знаков, регламентирующих направление движения по полосе или полосам, пополняет когорту существующих знаков.

Более того, простор для творчества здесь весьма широк, поскольку Стандартом «допускается
свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы», а на самих стрелах «могут размещаться знаки дополнительной информации».

Следующая группа знаков — это знаки, обозначающие начало и конец полосы. Первые, как и движение по полосам, могут иметь различную конфигурацию и содержать дополнительные знаки, а вторые, в отличие от уже имеющихся в ПДД знаков 5.15.5 и 5.15.6, содержат информацию о приоритете при слиянии потоков.

Знаки, информирующие о перестроении на параллельную проезжую часть и конце параллельной проезжей части, будут устанавливаться в дополнение к обычным знакам приоритета «Уступи дорогу» и «Главная дорога».

Теоретически они должны упростить жизнь водителей на таких участках – но знаки приоритета на них фактически дублируют уже имеющиеся, но в меньшем размере, и лишь сама схема может дать новую информацию участникам движения. Вопрос лишь в том, нужна ли эта информация для прохождения участка.

Совмещенный знак остановки и указателя маршрутов в жизни водителей ничего не меняет.

Его предназначение – лишь объединить в одном знаке информацию, которая сейчас разнесена на двух отдельных – это облегчит жизнь пассажирам общественного транспорта, а сам знак не становится сложнее для восприятия участниками дорожного движения.

Дополнительные знаки, обозначающие пешеходный переход, узаконивают специальные светоотражающие рамки вокруг уже существующего знака – правда, только на нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости.

С одной стороны, это логично – но с другой, учитывая качество освещения на многих городских улицах, да и вообще «безболезненность» этих рамок для восприятия и их большую пользу, можно было бы разрешить их применение и на определенных участках в городской черте.

Еще пара новых знаков, относящихся к пешеходным переходам, обозначает для водителей диагональный пешеходный переход.

Указание Стандарта о том, что эти знаки должны устанавливаться вместо «обычных» знаков «Пешеходный переход», вселяет надежду на то, что знаков перед крупными перекрестками не должно стать больше. Сам же знак имеет эффективность прежде всего в тех условиях, когда на дороге не видна «зебра». Кстати, для пешеходов новые знаки дополнены специальной информационной табличкой, указывающей возможность перехода по диагонали.

Весьма важный и теоретически полезный для водителей знак, вводимый новым Стандартом – «уступи всем и можно направо».

И идея, и ее пробная реализация не новы – эксперимент по применению такого правила проводился несколько лет назад. Судя по тому, что знак появился и в новом предварительном Стандарте, результаты оказались скорее положительными, и у знака есть шансы стать постоянным.

Серия знаков, которая выглядит хорошо и плохо одновременно – это «направление движения на следующем перекрестке».

И хорошее, и плохое в этих знаках очевидно: с одной стороны, они облегчают ориентирование на многополосных дорогах для водителей, которые не знакомы с ними, позволяя заранее занять правильный ряд для движения, а с другой – это большое полотно будет устанавливаться над знаками «направление движения по полосам», регулирующими движение на текущем перекрестке. То есть, вместо одного большого блока знаков над перекрестком будет висеть два – и как минимум в первое время это будет затруднять восприятие.

Велопешеходная зона – нововведение предварительного Стандарта. Знак будет устанавливаться на участках, где «разрешено движение только пешеходов и велосипедистов в случаях, когда пешеходы и велосипедисты не разделяются на самостоятельные потоки» и «возможен въезд транспортных средств».

Этот знак отличается от имеющегося знака 4.5.2, обозначающего велопешеходную дорожку с совмещенным движением (в частности, полным запретом на движение автомобилей и обязательно обозначенными началом и концом).

Огромный пласт новых знаков, вводимых новым Стандартом, касается парковки. Во-первых, знаки «платная парковка» объединили в себе имевшиеся знаки 6.4 и 8.8, и для обозначения платной парковки зачем-то внедрили целых два равнозначных знака. Знак «парковка для инвалидов», к счастью, остался в единственном варианте, но его тоже получили путем объединения знака 6.4 и 8.17.

Внеуличная парковка теперь тоже обозначается собственными знаками – интуитивно понятными, но также задублированными.

Объединили знак парковки с дополнительными табличками 8.6.1 — 8.6.9 и для знаков «парковка со способом постановки транспортного средства» — это сделано «для экономии пространства и материалов». Кроме того, здесь появилась парковка «елочкой» — причем тоже в целых двух равнозначных вариациях.

Два знака отныне обозначают парковку с указанием количества парковочных мест.

Здесь число знаков, очевидно, оправдано типом парковки – платной или бесплатной.

Но и этого показалось недостаточно. По аналогии вышеупомянутыми знаками запрета остановки и стоянки, были введены и новые знаки направления размещения парковки, которые «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях». В общем, поводов оглядываться по сторонам и обшаривать взглядом стены и заборы стало значительно больше.

Ну а в последней части нового предварительного Стандарта содержатся новые знаки дополнительной информации – информационные таблички. Так, знак «ограничение времени» устанавливается в дополнение к знакам, регламентирующим стоянку, и может содержать любое необходимое время.

Сезонность определенных знаков может обозначаться знаком «месяцы».

Под знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» в случаях, когда ширина парковочных мест составляет менее 2,25 м, теперь будет иметься табличка «ограничение по ширине», указывающая максимально допустимую ширину автомобиля, разрешенного к парковке – то есть, владельцам крупных машин стоит освежить свои знания, проверив точную ширину своего ТС в руководстве по эксплуатации.

Теперь, спустя четверть века после утверждения российских ПДД, в них появился знак «глухие пешеходы», который составил пару уже имеющемуся знаку 8.15 «Слепые пешеходы». Удивление вызывает не столько появление этого знака, сколько момент его появления – неужели раньше в нем не было необходимости?

Еще одна новая табличка, которую можно будет встретить с введением предварительного Стандарта – это знак с туманным названием «Вид транспортного средства». Он в паре со знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» будет создавать специализированные парковки для туристических автобусов там, где это необходимо.

Пока все эти знаки будут применять только в трёх городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Эксперимент продлится до ноября 2020 года, после чего в ГИБДД сделают выводы, чего больше от новой системы — пользы или путаницы.

Опасные знаки

Об этом сообщил корреспонденту «РГ» председатель проектного технического комитета N 703 Росстандарта «Удобная дорога» Александр Шумский. Именно этот комитет придумал и разработал новые знаки. Росстандарт принял этот проект и утвердил его. Но временно. Дело в том, что у нас в законодательстве заложено такое явление, как временные стандарты. Например, этот будет действовать до 2020 года. Если приживется — его примут как обязательный. Нет — отправят на доработку. Новый стандарт вводит знаки, которые уменьшены в три раза для дорог, где установлено ограничение скорости 60 км/час. Разработчики считают, что при такой скорости водитель сможет их увидеть.

Также вводятся знаки с дополнительной информацией. Если раньше эта дополнительная информация размещалась на дополнительных табличках, утвержденных в приложении к Правилам дорожного движения, то теперь она будет именно на знаках. То есть прямо на знаке будет видно, что парковка платная, или она предназначена для инвалидов, или будет указание направления на паркинг. Причем платный или бесплатный — также будет указанно на самих знаках. Также вводится новый знак: выделенная полоса для движения трамваев. Согласно этому требованию водителям запрещается выезжать на трамвайные пути даже в том случае, если они расположены вровень с дорогой. Еще один знак вводит новый «временный» ГОСТ. Это металлическая стрелка к светофорам без дополнительной секции для поворота направо. То есть если на светофоре горит красный свет, но есть такая стрелка, то водителям разрешен поворот направо, но только после того, как они пропустят всех, кто пользуется преимуществом. Новые знаки эксперты оценили очень хорошо. Все поддержали такие нововведения.

Но вот беда. Применять такие знаки пока нельзя. Дело в том, что сначала необходимо внести изменения в Правила дорожного движения, установив там новые требования, а также расписав сами знаки. И только после этого эти самые знаки устанавливать. Как сообщили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, подобные поправки в Правила готовятся. Но когда они будут приняты — никому не известно. Кроме того, даже в проекте поправок указана дата вступления в силу. Речь идет о 1 июля 2020 года. То есть до этой даты устанавливать утвержденные временным ГОСТом знаки никто не имеет права. Более того, если они будут установлены, то сотрудники ГИБДД обязаны выносить предписания местным властям для устранения нарушения. А нарушение заключается в установке знаков, которые не соответствуют требованиям Правил дорожного движения. Получается, если где-то на светофоре установили зеленую металлическую стрелку и водитель, уступив всем дорогу, повернул направо, его привлекут к ответственности за проезд на красный свет. А это штраф тысяча рублей. А за повторное нарушение — лишение прав на 4-6 месяцев.

Это должен знать каждый водитель:  Audi S8. Большой, спортивный, полноприводный

Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала «За рулем»:

Поведение водителей, пешеходов и других участников дорожного движения на дороге регулируется основным документом — Правилами дорожного движения. Все изменения в этом документе могут появиться исключительно по решению Правительства РФ. А вот наказание для участников дорожного движения, нарушающих требования Правил, установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Причем наказания установлены именно за неисполнение Правил дорожного движения. Если каким-либо техническим регламентом установлен иной порядок движения (введены новые знаки или сигналы светофора), то это в обязательном порядке должно быть отражено в ПДД. Может быть такая ситуация. Водитель, к примеру, поворачивает на установленную по новому стандарту стрелку. А на основном сигнале светофора горит «красный». В этом случае инспектор ДПС сможет абсолютно законно привлечь водителя за проезд на «красный». Так как в ПДД о такой «стрелке» нет ни слова.

Новые дорожные знаки появятся в 2020 году

Использование дорожных знаков хотят откорретировать. Проектом занимаются сотрудники Росавтодора, представители Минтранса и ГИБДД. Уже в 2020 году на дорогу планируют вывести новые мобильные таблички, которые будут информировать о работе переносной камеры-треноги. Фон табличек будет желтым.

Поменять фон на желто-зеленый предлагается и для знаков «Уступи дорогу» и «Главная дорога». Разработанные поправки в дорожные ГОСТы предлагают изменения в отношении использования всех дорожной инфраструктуры. Сейчас документ находится на одобрении. Если их одобрят, то нужны будут и изменения в ПДД. Эксперты отмечают, что ГОСТы требуют поправок, так как нынешние требования морально устарели. Новые дорожные знаки появятся и на платных трассах.

Сейчас на разных платных участках — разные знаки. Произошло это из-за того, что трассы строились разными подрядчиками. «Автодор» собирается привести их к единому стандарту.

Новый знак равноценных дорог

Дорожные знаки к ПДД 2020 и их обозначения

Направление объезда ремонтируемого участка дороги.

1.34.3 Направления движения на Т-образном перекрестке или разветвлении дорог. Направления объезда ремонтируемого участка дороги.

“Участок перекрёстка”. Обозначение приближения к перекрёстку, участок которого обозначен разметкой 1.26 и на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Таблица знаков дорожного движения 2020-2020 с пояснениями

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию.

Предупреждают водителей о наличии не оборудованного шлагбаумом железнодорожного переезда с одним путём.

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию. 1.3.2 Многопутная железная дорога Устанавливаются непосредственно перед железнодорожными переездами без шлагбаума.

Приближение к многопутному железнодорожному переезду, не оборудованному шлагбаумом. Предупреждают водителей о наличии не оборудованного шлагбаумом железнодорожного переезда с несколькими путями.

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию.

ПДД знаки дорожного движения 2020 + пояснения

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию.

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию. Устанавливаются непосредственно перед железнодорожными переездами без шлагбаума.

Приближение к многопутному железнодорожному переезду, не оборудованному шлагбаумом. Предупреждают водителей о наличии не оборудованного шлагбаумом железнодорожного переезда с несколькими путями.

Водитель обязан снизить скорость, оценить ситуацию.

Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населённых пунктов.

Временные дорожные знаки и знаки на желто-зеленом фоне

Технические средства организации дорожного движения. 5.1.18 Дорожные знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на желтом фоне, применяют в местах проведения дорожных работ. При этом знаки 1.8, 1.15, 1.16, 1.18-1.21, 1.33, 2.6, 3.11-3.16, 3.18.1-3.25, выполненные на белом фоне, закрывают чехлами или демонтируют.

Знак 1.25 при проведении краткосрочных работ на проезжей части может устанавливаться без таблички 8.1.1 на расстоянии 10 — 15 м до места проведения работ. Вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 повторяются.

Знаки дорожного движения России

Участок дороги с опасными поворотами: 1.12.1 — с первым поворотом направо, 1.12.2 — с первым поворотом налево. 1.13 «». 1.14 «». 1.15 «». Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части. 1.16 «». Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное).

1.17 «». Участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости.

1.18 «». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств. 1.19 «». Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен. 1.23 «».

Новые знаки ПДД 2020 с пояснениями и картинками

Они могут использоваться на нескоростных трассах.

  1. за пределами населенных пунктов на дорогах с одной полосой;
  2. в пределах населенных пунктов на дорогах, ширина которых составляет от 2 до 4 полос.

Область применения знаков типоразмера 400:

  1. в пределах населенных пунктов на дорогах, ширина которых не превышает 3 полос, в местах плотной и исторической застройки.
  2. за пределами населенных пунктов на дорогах, не имеющих твердого покрытия;

Для начала рассмотрим новые знаки, которые могут быть заменены одним или сочетанием нескольких уже существующих знаков.

Использование новых знаков можно считать оправданным, поскольку они помогают расположить информацию более компактно.Данные знаки должны

Дорожные знаки (знаки ПДД 2020 картинки)

Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.1.5 «Пересечение с трамвайной линией».1.6 «Пересечение равнозначных дорог».1.7 «Пересечение с круговым движением».1.8 «Светофорное регулирование». Перекресток, пешеходный переход или участок дороги, движение на котором регулируется светофором.1.9 «Разводной мост».

Разводной мост или паромная переправа.1.10 «Выезд на набережную». Выезд на набережную или берег.1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот».

Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 налево.1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты». Участок дороги с опасными поворотами: 11.12.1 — с первым поворотом направо, 1.12.2 — с первым поворотом налево.1.13 «Крутой спуск».1.14 «Крутой подъем».1.15 «Скользкая дорога».

Участок дороги с повышенной скользскостью проезжей части.1.16 «Неровная дорога». Участок дороги, имеющий

Информирование о новых знаках за 20 дней до установки

Информирование может осуществляться посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая дорога, информационных табло (стендов), размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, а также иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Пункт содержит определенные дорожные знаки о которых граждане должны быть проинформированы.

Также информирование должно осуществляться при нанесении разметки, выполняющей функции этих знаков и изменениях схем организации дорожного движения. Кроме того информация должна содержать причины принятия решения о введении запрета или изменении схемы движения.

80 новых дорожных знаков с января 2020: зачем они нужны, и почему так много?

Предполагается, что уменьшение размера знака не повлияет на его считываемость, но улучшит внешний вид улиц.

Новые знакиНовые знаки запрета остановки и стоянки

«допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях»

Чем меньше, тем лучше: ГИБДД почти в два раза уменьшит дорожные знаки

ГИБДД России с подачи правительства Москвы одобрила решение о почти двукратном уменьшении размера дорожных знаков по всей стране. Эта инициатива уже вызвала жаркие споры, хотя ее объясняют экономией, комфортом для пешеходов и улучшением облика городских улиц. Кто от этого выиграет и есть ли в этом плюсы для жителей России?

ГИБДД за последний год уже принимала ряд решений, которые нередко вызывали много вопросов у автолюбителей и экспертов. Достаточно вспомнить отмену пресловутого знака «Шипы». Только жители России успели привыкнуть к его необходимости на автомобилях с шипованной резиной, как в МВД стали говорить о том, что в таком знаке на самом деле нет острой нужды.

Автомобильные эксперты и представители профильных ассоциаций тоже высказались за отмену требования ПДД, касающихся этого знака. Наконец, с критикой выступили и чиновники. Было установлено, что знак «Ш» на заднем стекле автомобиля не способен в достаточной мере информировать других водителей о характере движения машины и опасностях, связанных с торможением или вылетом гравия из-под колёс с шипами.

Фото: Stanislaw Mikulski / Shutterstock.com

В конце 2020 года многие чиновники и эксперты отмечали, что на характер движения автомобиля в большей степени влияют не шипы, а, например, системы активной безопасности машины — антипробуксовочные и стабилизационные. Но беда была не в этом, а в том, что между подобными высказываниями полицейских чиновников и официальной отменой знака «Шипы» прошло значительное время. С началом зимнего сезона водители разделились на две категории: тех, кто посчитал, что знак «Ш» уже не нужен и можно его не клеить, и тех, кто всё-таки следовал требованиям правил. Одним словом — люди запутались.

Новая инициатива — уменьшить размер дорожных знаков. Вообще всех и по всей стране, как в городах, так и на автомагистралях. У идеи есть как сторонники, так и противники. Насколько это решение может быть полезным и у кого оно уже вызывает массу вопросов?

Автодорожный минимализм

Как пишут «Известия», инициатором идеи ещё несколько лет назад выступило правительство Москвы. Инициатива объяснялась очень просто: так как Москва всё больше становится городом для людей, а не для машин, нет никакой необходимости уродовать её облик большими дорожными знаками. Водители едут медленнее, поэтому маленькие знаки для них будут даже заметнее. При недостатке места на обочине такие знаки можно вешать даже на домах. Ну и наконец, маленькие знаки — это экономия.

ГИБДД уже поддержало эту инициативу, но не на пустом месте, а после эксперимента в пяти регионах России. То, что задумывалось как внутригородская идея, в конечном счёте должно возыметь действие в масштабах страны. Согласно новой инициативе, размер знаков будет уменьшен с нынешних 60х60 сантиметров до 40х40, а в некоторых случаях — до 35х35.

Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы при этом предлагал утвердить для всех круглых знаков диаметр не менее 50 сантиметров. Это относится, например, к знакам «Круговое движение», «Остановка запрещена» и другим подобным. Новые размеры уже включены в проект редакции национальных и межгосударственных ГОСТов.

Но как же в ГИБДД и ЦОДД шли к этому решению? Эксперимент начался в 2020 году в Москве. В настоящий момент в столице уже есть даже знаки размером 40х40 — в тех местах, где установлено ограничение скорости в 60 км/ч (а их немало, если вообще не большинство). Знаки уменьшенного размера уже установлены на 140 улицах. В этом году на минимализм в смысле знаков переведут ещё 37 улиц.

Затем эксперимент был распространён на Санкт-Петербург, Калининград, Владимир и Саратов. После этого в течение двух лет на свет появился предварительный национальный стандарт, в который вошли два типоразмера — 40х40 и 50х50. Этот стандарт будет действовать до ноября 2020 года.

Ещё более мелкий размер предусмотрен для знака «Парковка» — 35х35. Предполагается, что водитель сбрасывает скорость, когда ищет парковку, а значит, ему должно быть несложно разглядеть этот знак.

Кому всё это нужно?

Надо сказать самое главное: как мы видим, знаки уменьшенного размера не планируют ввести. Их уже ввели и продолжают это делать. Инициаторы говорят о симпатичном виде улиц с новыми знаками и об экономии. Однако как быть в ситуации, когда за рулём пожилой водитель, который с большей вероятностью обратит внимание на крупный знак, а мелкий может не увидеть? К тому же, увидев знак «Парковка» обычного размера издалека, водитель начнёт сбрасывать скорость заранее. Если же ему попадётся знак размером 35х35, то возможно, придётся тормозить или маневрировать более интенсивно.

Это должен знать каждый водитель:  Volvo S80 регенерация

Как рассказал в беседе с Царьградом независимый автоэксперт Сергей Асланян, у инициативы есть множество положительных моментов для тех, кто заинтересован в росте числа нарушений ПДД или повышении аварийности на дорогах.

Огромный «плюс» в том, что эти знаки не видно, а значит, можно штрафовать. Как только разрешат делать и устанавливать знаки другого размера, «поперёк ГОСТа», то это будет означать, что осваиваются необходимые ассигнования, так как надо снять старые знаки и заменить их на новые,

По словам Асланяна, ГОСТ, который продержался в России порядка века, — это не российское изобретение, а результат международных соглашений. К ним относятся, например, Венская конвенция и Парижская конвенция.

Фото: Kamrad71 / Shutterstock.com

«И во всём мире эти знаки имеют такой размер совершенно неслучайно. Ведь нужно, чтобы водитель успевал их разглядеть. И тем более с ростом скорости в наши дни размер имеет ещё большее значение. Потому что если в начале века машина ехала со скоростью 15 км/ч, и это было чрезвычайно смело, то сейчас у нас разрешена скорость и 90 км/ч, и 130 км/ч. Нужно, чтобы водитель увидел знак, а затем сработал нейронный процесс — уступи дорогу, гололёд или препятствие», — отметил эксперт.

Если знак меньше, то водитель заметит его позже. Иногда это может происходить уже и на критической дистанции.

«В этом — ещё один большой «плюс»: это приведёт к увеличению числа ДТП, соответственно — больше народу погибнет, будет необходимо меньше выплачивать компенсаций. Таким образом, одни заработают на смене знаков, другие — на последствиях. Да, водителям будет плохо, они погибнут или им будет труднее ездить. Когда знаков почти нет, то каждый принимает решение в последнюю минуту, исходя из дорожной ситуации», — отметил Асланян.

По его словам, сама замена знаков — процесс затратный, и ни о какой заявленной экономии речи быть не может. Эксперт полагает, что есть определённые силы, которые заработают на тендере по изготовлению и размещению новых знаков.

Обратите внимание, что ещё некоторое время назад у нас не было такой вакханалии с дорожными знаками. У нас теперь знаки везде — помечена каждая речка, каждый ручеёк, знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» стоят как частокол. Это говорит о том, что есть заинтересованный бизнес, которому нужно расширить рынок сбыта,

Скорость принятия новых поправок в ГОСТ, по словам эксперта, зависит только от уровня финансирования: если денег будет достаточно, то всё произойдёт быстро. Если круг лиц, которые смогут на этом нажиться, не определён, то из-за «подковерных интриг» процесс затянется.

Что мы имеем в сухом остатке? Решение об экономии, которой нет, принимается ради сохранения лица городских улиц, о чём вообще-то должна заботиться городская архитектура, особенно в части недавних построек. Если говорить о трассах с высокой скоростью движения, то сложно себе представить что-то более страшное, чем знак о «дорожных работах в левом (или другом) ряду», который не был вовремя замечен водителем.

Это касается и знаков, ограничивающих скорость: не увидел — значит, сам виноват в том, что нарушил и попался. Однако самое страшное — это снижение общей безопасности дорожного движения. В плохую погоду, снег, дождь, туман знаки нынешних размеров даже человеку с хорошим зрением бывает разглядеть непросто. Что уж говорить о ситуациях, когда за рулём немолодой человек, а знаки — маленькие.

Именно поэтому нам сложно не согласиться с господином Асланяном и не увидеть в этом некие иные причины нововведения, нежели те, которые нам пытаются привести. Забота о безопасности граждан на дорогах, тротуарах в городе или другом населённом пункте всё больше становится личным делом самих людей, а не прерогативой государства.

Популярные автомобили

Уточнение правил парковки, движения по полосам на дорогах со сложной организацией движения, организация движения маршрутного транспорта и велопешеходных зон… Всё это будут регулировать новые знаки. Не слишком ли много – 80 новых знаков, и не запутаемся ли мы в них? Попробуем разобраться.

Новые размеры

Первое нововведение касается размеров применяемых дорожных знаков, в том числе существующих. Текущий ГОСТ позволяет применять знаки типоразмеров от 600 до 1 200 миллиметров (в диаметре или на сторону, если знак квадратный, прямоугольный или треугольный).

Новый стандарт «в целях создания комфортной городской среды и улучшения видимости» рекомендует применять знаки типоразмера 400 и 500 миллиметров — они будут устанавливаться на дорогах с низким ограничением скорости и в плотной застройке., а вне населенных пунктов — на дорогах без твердого покрытия и на однополосных дорогах. Предполагается, что уменьшение размера знака не повлияет на его считываемость, но улучшит внешний вид улиц.

Новые знаки

Новые знаки запрета остановки и стоянки «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях».

Таким образом, выбирая место для остановки и парковки, теперь придется не только учитывать существующие условия вроде четности-нечетности дней, но и осматривать стены и заборы на предмет наличия дополнительных уточнений, на какой именно части улицы действуют указанные ограничения.

Знак «въезд на перекресток в случае затора запрещён» создан для «для дополнительного визуального обозначения» перекрестков с «вафельной» разметкой 3.34д.

Таким образом, это уже третье указание в ПДД, запрещающее выезд на забитый перекресток: ведь кроме вышеупомянутых двух есть еще пункт 13.2 ПДД, который гласит именно это, а пункт 12.13.1 КоАП предусматривает за это нарушение штраф в размере 1 000 рублей.

Знаки «движение в обратном направлении» призваны обозначить участок дороги, где запрещено движение в любом направлении, кроме обратного.

Таких знаков ввели сразу два, однако сфера их применения видится весьма ограниченной — настолько, что составители Стандарта оставили их без иллюстраций.

Знак «выделенная трамвайная полоса», как и некоторые другие, выполняет дублирующую функцию: он может устанавливаться над выделенными трамвайными путями в дополнение к соответствующей разметке.

Его применение может быть оправданно на определенных участках, например, в зимнее время, когда разметка скрыта под слоем снега.

Еще три новых знака указывают направление движения для общественного транспорта.

В отличие от прочих знаков вроде «полосы для маршрутных транспортных средств» и вариаций выезда на дорогу с ней, которые призваны исключить нарушение «обычными» водителями ПДД, эти знаки не совсем понятны, поскольку фактически адресованы исключительно водителям самих маршрутных транспортных средств, которые и без них знают свой ежедневный маршрут. Иными словами, всем остальным водителям они попросту не нужны.

Группа знаков, регламентирующих направление движения по полосе или полосам, пополняет когорту существующих знаков.

Более того, простор для творчества здесь весьма широк, поскольку Стандартом «допускается
свободное расположение стрел в зависимости от траектории и количества направлений движения из полосы», а на самих стрелах «могут размещаться знаки дополнительной информации».

Следующая группа знаков — это знаки, обозначающие начало и конец полосы. Первые, как и движение по полосам, могут иметь различную конфигурацию и содержать дополнительные знаки, а вторые, в отличие от уже имеющихся в ПДД знаков 5.15.5 и 5.15.6, содержат информацию о приоритете при слиянии потоков.

Знаки, информирующие о перестроении на параллельную проезжую часть и конце параллельной проезжей части, будут устанавливаться в дополнение к обычным знакам приоритета «Уступи дорогу» и «Главная дорога».

Теоретически они должны упростить жизнь водителей на таких участках – но знаки приоритета на них фактически дублируют уже имеющиеся, но в меньшем размере, и лишь сама схема может дать новую информацию участникам движения. Вопрос лишь в том, нужна ли эта информация для прохождения участка.

Совмещенный знак остановки и указателя маршрутов в жизни водителей ничего не меняет.

Его предназначение – лишь объединить в одном знаке информацию, которая сейчас разнесена на двух отдельных – это облегчит жизнь пассажирам общественного транспорта, а сам знак не становится сложнее для восприятия участниками дорожного движения.

Дополнительные знаки, обозначающие пешеходный переход, узаконивают специальные светоотражающие рамки вокруг уже существующего знака – правда, только на нерегулируемых пешеходных переходах и на переходах, расположенных в местах без искусственного освещения либо ограниченной видимости.

С одной стороны, это логично – но с другой, учитывая качество освещения на многих городских улицах, да и вообще «безболезненность» этих рамок для восприятия и их большую пользу, можно было бы разрешить их применение и на определенных участках в городской черте.

Еще пара новых знаков, относящихся к пешеходным переходам, обозначает для водителей диагональный пешеходный переход.

Указание Стандарта о том, что эти знаки должны устанавливаться вместо «обычных» знаков «Пешеходный переход», вселяет надежду на то, что знаков перед крупными перекрестками не должно стать больше. Сам же знак имеет эффективность прежде всего в тех условиях, когда на дороге не видна «зебра». Кстати, для пешеходов новые знаки дополнены специальной информационной табличкой, указывающей возможность перехода по диагонали.

Весьма важный и теоретически полезный для водителей знак, вводимый новым Стандартом – «уступи всем и можно направо».

И идея, и ее пробная реализация не новы – эксперимент по применению такого правила проводился несколько лет назад. Судя по тому, что знак появился и в новом предварительном Стандарте, результаты оказались скорее положительными, и у знака есть шансы стать постоянным.

Серия знаков, которая выглядит хорошо и плохо одновременно – это «направление движения на следующем перекрестке».

И хорошее, и плохое в этих знаках очевидно: с одной стороны, они облегчают ориентирование на многополосных дорогах для водителей, которые не знакомы с ними, позволяя заранее занять правильный ряд для движения, а с другой – это большое полотно будет устанавливаться над знаками «направление движения по полосам», регулирующими движение на текущем перекрестке. То есть, вместо одного большого блока знаков над перекрестком будет висеть два – и как минимум в первое время это будет затруднять восприятие.

Велопешеходная зона – нововведение предварительного Стандарта. Знак будет устанавливаться на участках, где «разрешено движение только пешеходов и велосипедистов в случаях, когда пешеходы и велосипедисты не разделяются на самостоятельные потоки» и «возможен въезд транспортных средств».

Этот знак отличается от имеющегося знака 4.5.2, обозначающего велопешеходную дорожку с совмещенным движением (в частности, полным запретом на движение автомобилей и обязательно обозначенными началом и концом).

Огромный пласт новых знаков, вводимых новым Стандартом, касается парковки. Во-первых, знаки «платная парковка» объединили в себе имевшиеся знаки 6.4 и 8.8, и для обозначения платной парковки зачем-то внедрили целых два равнозначных знака. Знак «парковка для инвалидов», к счастью, остался в единственном варианте, но его тоже получили путем объединения знака 6.4 и 8.17.

Внеуличная парковка теперь тоже обозначается собственными знаками – интуитивно понятными, но также задублированными.

Объединили знак парковки с дополнительными табличками 8.6.1 — 8.6.9 и для знаков «парковка со способом постановки транспортного средства» — это сделано «для экономии пространства и материалов». Кроме того, здесь появилась парковка «елочкой» — причем тоже в целых двух равнозначных вариациях.

Два знака отныне обозначают парковку с указанием количества парковочных мест.

Здесь число знаков, очевидно, оправдано типом парковки – платной или бесплатной.

Но и этого показалось недостаточно. По аналогии вышеупомянутыми знаками запрета остановки и стоянки, были введены и новые знаки направления размещения парковки, которые «допускаются к установке перпендикулярно к основным дорожным знакам, в том числе на стенах зданий и ограждениях». В общем, поводов оглядываться по сторонам и обшаривать взглядом стены и заборы стало значительно больше.

Сезонность определенных знаков может обозначаться знаком «месяцы».

Под знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» в случаях, когда ширина парковочных мест составляет менее 2,25 м, теперь будет иметься табличка «ограничение по ширине», указывающая максимально допустимую ширину автомобиля, разрешенного к парковке – то есть, владельцам крупных машин стоит освежить свои знания, проверив точную ширину своего ТС в руководстве по эксплуатации.

Теперь, спустя четверть века после утверждения российских ПДД, в них появился знак «глухие пешеходы», который составил пару уже имеющемуся знаку 8.15 «Слепые пешеходы». Удивление вызывает не столько появление этого знака, сколько момент его появления – неужели раньше в нем не было необходимости?

Это должен знать каждый водитель:  Автомобили, изменившие мир. Внедорожники

Еще одна новая табличка, которую можно будет встретить с введением предварительного Стандарта – это знак с туманным названием «Вид транспортного средства». Он в паре со знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» будет создавать специализированные парковки для туристических автобусов там, где это необходимо.

Практическое применение

Пока все эти знаки будут применять только в трёх городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Эксперимент продлится до ноября 2020 года, после чего в ГИБДД сделают выводы, чего больше от новой системы — пользы или путаницы.

Но появились они только на бумаге, а не на дорогах

1 июля вступает в силу новая редакция правил дорожного движения. Введены новые знаки: ими обозначаются зоны, куда запрещено въезжать транспорту с «грязным» выхлопом. Ограничения могут коснуться десятков миллионов старых автомобилей с двигателями «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», но пока что эти запреты сугубо теоретические: знаки еще не внесены в ГОСТы, и непонятно, когда появятся там. По этой причине власти городов указатели применять пока не могут, даже если бы и хотели. Есть еще несколько нововведений для автомобилистов, связанных с 1 июля. Подробности — в справочном материале “Ъ”.

Непостоянство правил

Как менялись ПДД за всю свою историю

  • Что с правовой точки зрения изменилось в ПДД

1 июля вступает в силу постановление правительства №832 от 12 июля 2020 года. В правила дорожного движения введен ряд новых знаков.

Знак 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств». Обозначает место, с которого начинается территория, где запрещено движение механических транспортных средств, экологический класс которых (указан в документах на машину) ниже значения, указанного на знаке. Знак 5.36 — аналогичный 5.35 указатель, ограничивающий проезд грузовых автомобилей с двигателем определенного экологического класса. Действие новых знаков не распространяется на транспортные средства военных, полиции, аварийно-спасательных служб, пожарной охраны, скорой помощи, аварийной службы газовой сети, почты.

Информационная табличка 8.25 «Экологический класс транспортного средства». Устанавливается в комбинации со знаками 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», 3.4 «Движение грузовиков запрещено», 3.5 «Движение мотоциклов запрещено», 3.18.1–3.18.2 «Поворот запрещен» и т. д. К примеру, если под знаком «Поворот направо запрещен» установлена табличка с указанием экологического класса 3, то это означает, что машинам с двигателем классов «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0» направо поворачивать нельзя.

  • А кто будет проверять, на какой машине я въехал под знак?

10 самых известных ошибок камер

Контроль можно организовать с помощью камер. Проезжающая в зоне контроля машина фотографируется, распознается номер, в базе данных МВД запрашивается информация об экологическом классе автомобиля.

Второй вариант предполагает работу инспектора: он проверяет экологический класс в свидетельстве о регистрации (СТС). Если машина проезжает в запрещенную зону, то оформляется штраф, скорее всего, за несоблюдение требований знаков (ч. 1 ст. 12.16 КоАП) — 500 руб. Официальных разъяснений на этот счет от ГИБДД пока не поступало. Санкция может быть увеличена до 10 тыс. руб., заявлял ранее первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Бречак, но необходимый закон для этого не был принят.

  • Я езжу на ВАЗ-2101 1979 года. Где у него в документах экологический класс?

А это самый интересный вопрос. Экологический класс проставляется в ПТС с 2020–2020 годов. Таким образом, у машин старше семи-восьми лет, скорее всего, никакого класса в документах не будет. По официальным данным ГИБДД, в России зарегистрировано 11,2 млн легковых авто возрастом 5–10 лет, 7,7 млн машин возрастом 10–15 лет и 14,5 млн авто возрастом старше 15 лет — все они почти наверняка без экологического класса.

Более того, выходит даже, что выгоднее иметь старую машину без указания класса, чем относительно современную с классом: можно ездить везде, где хочешь, проезжая под любым знаком. Но большинство экспертов опасаются, что система фотовидеофиксации приравняет такой автомобиль к категории «Евро-0» и владелец получит штраф — это вполне правдоподобная версия. В московском ЦОДД “Ъ” заявили, что столичная система фотовидеофиксации готова к новому виду контроля. Но по факту пока никто не понимает, как все это будет функционировать.

А вот уже с 1 июля 2022 года вступит вторая часть постановления правительства №832, согласно которой запрет будет распространяться и на машины без экологического класса в документах. В этом случае штрафы гарантировано получат все: и владельцы «Жигулей» из 70-х, и какого-нибудь старенького дизельного «Мерседеса» начала 80-х.

А много ли вообще машин с двигателем высокого экологического класса?

По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2020 года, в России из 42,4 млн легковых автомобилей оборудованы двигателями: класса «Евро-5» — 13%; класса «Евро-4» — 28,7%; класса «Евро-3» — 14,6%; класса «Евро-2» — 12,2%; класса «Евро-1» — 4,4%; класса «Евро-0» — 27%.

Автостат

В последнюю категорию, скорее всего, вошли и автомобили, не имеющие экологического класса. Если посмотреть список бестселлеров российского авторынка, то у Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Vesta двигатель класса «Евро-5». У Lada 4×4 («Нива», двигатель 21214) двигатель класса «Евро-2/4» в зависимости от года выпуска. Двигатель ЗМЗ — 40 906, устанавливаемый на УАЗ «Хантер», соответствует классу «Евро-5».

Идея ограничить проезд транспорта с «грязным» выхлопом обсуждается больше десяти лет. Еще во времена мэра Юрия Лужкова работал министр природопользования Леонид Бочин, который собирался ставить в центре Москвы шлагбаумы, через которые могут проезжать только автомобили с двигателями класса «Евро-2» и выше (контроль планировался с помощью электронных чипов). “Ъ” сообщал об этом в 2006 году. Был даже подготовлен специальный закон, но его так и не приняли.

Как борьбу с пробками закрепили законом

Тема экологических ограничений всплыла спустя десять лет в законе «Об организации дорожного движения», который готовил Минтранс. Документ стал известен благодаря норме о платном въезде, которую потом убрали. Зато оставили норму, позволяющую местным властям ограничивать въезд в определенные территории города автомобилям исходя из экологического класса двигателя (п. 8 ст. 11 закона). Документ принят Госдумой и вступает в силу 30 декабря 2020 года. Хотя закон еще действует, это не запрещает администрациям городов ставить новые знаки.

Что касается вступивших в силу поправок к ПДД, то они были разработаны Минтрансом еще в 2020 году, о чем сообщал “Ъ”. Региональные органы власти в районах с неблагоприятной экологической обстановкой должны иметь право вводить ограничения на проезд автомобилей, поясняли тогда в министерстве, ссылаясь на зарубежный опыт. В начале года Федеральный административный суд Германии разрешил городам по своему усмотрению запрещать эксплуатацию машин с дизельными двигателями, ранее о планах ввести такие запреты говорили власти Мюнхена.

  • Значит, теперь подобные запреты установят и у нас.

Не совсем. Новые «экологические» знаки появились только в правилах, но не в реальной жизни. Дело в том, что технические требования и правила применения новых указателей должны быть прописаны в ГОСТах — Р 52289 и Р 52290. Новую их редакцию готовит институт «Росдорнии» (входит в систему Минтранса), точной даты выхода документов пока не называется, в Минтрансе “Ъ” заявили, что работа находится «в завершающей стадии». Разработка стандартов заложена в программе национальной стандартизации 2020 года, добавляют в Росстандарте, но точных сроков также не называют.

Как новый ГОСТ опоздал к дорожникам

Так что пока что действует редакция стандартов 2004 года: новые знаки в них не упомянуты. Это не просто формальность: чтобы указатели поставить, надо их закупить у производителей (еще тендер нужно провести), а производители не знают, как наносить графику — нужны точные размеры линий, расстояние между ними и т. д., этого ничего нет. Есть только примерное изображение картинок на знаках, которые Минтранс показал еще в 2020 году, но этого недостаточно.

В московском Центре организации дорожного движения “Ъ” подтвердили: «Чтобы начать устанавливать новые знаки, необходимо внести изменения в ГОСТ». Такой же позиции придерживаются и власти других регионов. «В настоящее время правила применения таких знаков не установлены,— рассказал “Ъ” начальник ремонта и содержания автодорог территориального управления автодорог Новосибирской области Игорь Миллер.— После внесения изменений в нормативно-технические документы будет рассмотрена целесообразность установки новых знаков на отдельных участках дорог». В мэрии Новосибирска сообщили, что новые знаки будут размещаться на улицах города в соответствии с ПДД после включения их в ГОСТ. В мэрии Казани сказали, что решений по установке таких знаков к настоящему времени не принимали. В Минтрансе Пермского края назвали «целесообразной» установку новых знаков.

Как у водителей тренировали память и зрение

Справедливости ради отметим, что отсутствие изменений в ГОСТах не помешало московскому ЦОДДу применять «экспериментальные» уменьшенные знаки на улицах Москвы в 2020 году. Эксперимент тогда проводился в Хамовниках, и ГИБДД дала на него разрешение.

  • А что еще с 1 июля меняется для автомобилистов?

Из изменений, которые могут быть заметны на дорогах,— автобусы с оранжевыми маячками. Согласно новой редакции ПДД, также вступившей в силу 1 июля (постановление правительства от 23 декабря 2020 года №1621), такие спецсигналы должны быть на автобусах, участвующих в перевозке детей. Каких-либо привилегий на дорогах такие «мигалки» не дают (они ставятся на машинах аварийных служб и бензовозах), но привлекают внимание участников дорожного движения.

Помимо этого при перевозке детей с 1 июля запрещены к эксплуатации автобусы старше 10 лет при условии, что они относятся к категории М2 (то есть массой менее 5 тонн), а начальный или конечный пункт их отправления расположен в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской области. Требования к возрасту автобусов ранее вызвал протест на рынке перевозок, эта норма несколько раз переносилась, о чем сообщал “Ъ”.

Что даст электронный ПТС автовладельцам

Есть еще одна тема, связанная с датой 1 июля 2020 года. С этого числа, ранее сообщалось, в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении должна была быть запущена единая система электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС), которые должны прийти на смену бумажным ПТС. Подробнее о проекте электронных паспортов — в материале “Ъ”. Но недавним решением коллегии Евразийской экономической комиссии эта дата перенесена на 1 ноября 2020 года (уже не первый раз). Так что пока традиционные бумажные ПТС пока еще выдаются и действуют: ничего не меняется.

Вместе с тем, скоро должен выйти приказ МВД, позволяющий регистрировать машину с ЭПТС в России. Проект документа был готов еще в конце года, он уже подписан главой МВД Владимиром Колокольцевым, и теперь его должен зарегистрировать Минюст. По информации “Ъ”, российские автопроизводители этот документ очень ждут: они уже готовы выпустить с конвейера первые машины с новым электронным ПТС, но без приказа МВД автомобиль на учет не поставишь.

  • С праворульными автомобилями с 1 июля ничего случайно не меняется?

Да, еще одна любопытная история развернулась вокруг автомобилей, которые вводятся в Россию в единичных экземплярах,— с ними тоже связана дата 1 июля 2020 года.

Как автовладельцы выступали против системы ЭРА-ГЛОНАСС

Дело в том, что еще с 2020 года вступило правило: ни один автомобиль не может быть произведен или ввезен в Россию без системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Для граждан, ввозящих в РФ единичные экземпляры машин (например, праворульных на Дальнем Востоке), был введен временный порядок установки оборудования. При этом, согласно протоколу совещания у вице-премьера Дмитрия Рогозина от 14 марта 2020 года (скан документа), временный порядок должен действовать максимум до 1 июля 2020 года, но в официальных документах и сообщениях эта дата не звучала. В апреле 2020 года власти Приморья обратились в правительство РФ с просьбой продлить это порядок. При этом в Минпромторге на запрос “Ъ” сообщили, что с 1 июля вообще-то ничего не меняется, временный порядок продолжает действовать. «Мы ждем 1 июля. Только тогда станет достоверно известно, остается в силе действующий порядок ввоза или нет»,— сказал “Ъ” экс-депутат думы Владивостока Андрей Галицких (в прошлом году был одним из инициаторов акций протеста против обязательной установки системы ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимые авто). Руководитель пресс-службы Дальневосточного таможенного управления Полина Стецуренко сообщила, что с 1 июля порядок ввоза поддержанных автомобилей не изменится.

Иван Буранов; Оксана Павлова, Новосибирск; Ольга Кудрина, Казань; Алексей Чернышев, Владивосток; Юлия Колбина, Пермь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: