5 зимних проблем с автомобилем и простейшие способы их победить

Содержание

Зимние проблемы автолюбителей

Зимние проблемы автолюбителей разбор

Зима – весьма проблемный период для владельцев автомобилей . И в зависимости от региона этот проблемный период может длиться от 3 до 5 месяцев. Давайте поговорим о тех правилах, которые должен соблюдать автолюбитель.

Следуя этим правилам, можно снизить риск ДТП . Само собой стоит обязательно «переобуться». Оставляя на колёсах своего автомобиля летнюю резину – Вы создаёте неоправданный риск для себя, пешеходов и других автомобилей. Запомните, что зимняя резина может сократить тормозной путь на наледи/снегу более чем в полтора раза. Нет никаких объективных причин, чтобы не менять летнюю резину на зимнюю.

Стоит привести небольшую статистику: в зимний период количество аварий возрастает в шесть раз . Я думаю, Вы уже поняли, что очень большое количество аварий происходит из-за того, что некоторое водители не сменили резину.

Запомните, что зимой автомобиль мыть рискованно . Даже такое простое действие может привести к нелёгким последствиям.

Во-первых, с уществует вероятность промерзания ручек , различных механизмов и прочего в автомобиле , из-за чего Вы долго и упорно будете пытаться попасть внутрь.

Во-вторых, лакокрасочное покрытие автомобиля может потрескаться на морозе . Вначале это приведёт лишь к образованию мелких трещинок, но после они могут разрастись до очень и очень больших. Из-за вышеуказанных причин необходимо покрывать кузов машины воском, а также смазывать дверные замки специальной силиконовой.

Также многие не рекомендуют ставить автомобиль на ручной тормоз . Существует вероятность, что вы просто не сможете сдвинуться с места. Это происходит из-за попадания воды, снега в тормозные колодки. За ночь эта воды легко замёрзнет, что может привести к примерзанию колодок.

Следует ставить автомобиль либо на первую передачу, либо на заднюю.

Соблюдайте дистанцию! Помните, что зимний стиль вождения довольно кардинально отличается от летнего. Не стоит пытаться резко затормозить, делайте это заранее, а также не буксуйте. Плавные, выверенные и расчетливые движения – ваш путь к минимизации риска ДТП.

Зима – не время для лихачеств, экстремальных вхождений в поворот, гонок на улицах и прочего. В этот период следует отказаться от любых резких движений на дороге. И помните: всё в ваших руках!

Зимние советы автолюбителям — основные проблемы зимой и способы их решения

Современные автомобили достаточно легко заводятся зимой. В них тепло и комфортно, даже в сильный мороз.

  • Шины современных автомобилей обеспечивают хорошее сцепление с дорожным покрытием при любой погоде.
  • Омывающие жидкости могут справиться с сантиметровым слоем льда, а охлаждающие жидкости могут работать даже в условиях Антарктиды.

Вот только сама зима не изменила свой коварный нрав, и продолжает преподносить автовладельцам сюрпризы.

Основные зимние проблемы и способы решения их

Основные проблемы, которые настигают автомобилистов зимой — это замерзание замков, уплотнителей дверей и стёкол, затрудненный запуск мотора в мороз, и трудности с движением по занесённым снегом и заледенелых участках.

Что делать, если двери автомобиля не открываются?

Что делать, если вы обнаружили, что двери автомобиля не открываются, так как механизм центрального замка не в состоянии разблокировать замки, потому что они замерзли, а вставить ключ тоже невозможно.

Пытаясь открыть замки при помощи дистанционного пульта, сделав три-четыре неудачные попытки, нет смысла их продолжать – замки все равно не откроются, пока их не разморозить. Не пользуйтесь для этих целей кипятком, а также, не прогревайте замки открытым пламенем — цивилизованные люди в таких случаях пользуются специальными составами.

Выпускают их сейчас в широком ассортименте и в различной упаковке, на любой вкус. Чаще всего эти жидкости изготавливают на основе этилового спирта или этиленгликоля. Кроме того, в некоторые средства для размораживания замков, добавляют смазывающие компоненты.

Если под рукой такого средства не оказалось, то можно воспользоваться обычной водкой, набрав ее в небольшой шприц. Если после таких ваших манипуляций замок немного оттаял, и удалось вставить в него ключ, то дополнительное тепло внутренностям замка тоже не помешает. Если есть такая возможность, то перед вставкой ключа в замок, прогрейте его головку пламенем зажигалки.

Что предпринять для открытия дверей автомобиля

После нагрева замок будет проворачиваться намного легче. Также можно попытаться открыть замок, одновременно при помощи ключа и блока дистанционного управления. Часто такого удвоенного усилия бывает достаточно, чтобы открыть замок.

Если эти простые приемы не дали положительных результатов, то можно прогреть замки обычной резиновой или электрической грелкой.

Бывает, что замок открыть удается, но дверь не открывается — примёрзли уплотнители. Попытайтесь открыть дверь, потянув ее одновременно за ручку и за верхний угол. Лучше всего прилагать усилие небольшое, но продолжительное (примерно 30—40 секунд), дверь может открыться.

Кстати, вовсе не обязательно открывать именно водительскую дверь, возможно, другие двери откроются легче и через них можно попасть в салон, запустить мотор и включить печку. Для профилактики примерзания уплотнителей, вытрите их насухо и обработайте специальным силиконовым составом.

Также можете почитать другую статью: что делать с примерзшей дверью машины? Как открыть двери автомобиля самостоятельно — вот здесь.

Про лобовое стекло

Обледеневшее лобовое стекло не стоит пытаться очистить «дворниками» — этим вы их только испортите.

Обледеневшее лобовое стекло не надо чистить дворниками!

Подождите, пока мотор прогреется и направьте поток тёплого воздуха на стекло. После того, как стекло немного прогреется, лед можно будет легко очистить. Для ускорения процесса оттаивания стекла, можно его обрызгать снаружи специальным средством для размораживания стёкол или всё той же водкой.

Как облегчить запуск двигателя зимой

Все меньше на наших дорогах остается автомобилей с карбюраторными двигателями. Сегодня практически все машины с бензиновыми двигателями оснащаются системой впрыска топлива. Как показывает опыт, моторы таких автомобилей при низких температурах, запускаются легче, чем карбюраторные. Дело в том, что бензин подаваемый под давлением через форсунки, хорошо распыляется и смешавшись с воздухом, хорошо вспыхивает от искры.

В двигателях с карбюраторной системой питания, при низких температурах, бензин просто стекает по внутренним стенкам впускного коллектора и диффузора, при этом образуя недостаточное количество паров. Для увеличения количества пара нужно поднять температуру топлива, а для этого требуется запустить мотор.

Разорвать этот замкнутый круг можно, нагрев коллектор каким – либо приемлемым способом, например, вылив на коллектор около литра горячей воды. При этом нужно следить, чтобы вода не попала на высоковольтные провода зажигания.

Налить на коллектор горячую воду

Также для решения такой проблемы, можно использовать специальные пусковые составы. Они состоят из легкоиспаряющегося вещества, например эфира и специальных присадок. Такой состав впрыскивают прямо под крышку воздушного фильтра, после чего двигатель заводится практически с первого оборота.

Хотя производители таких составов уверяют, что они безопасны для двигателя, но всё же, нужно знать меру и если двигатель сразу не запустился, необходимо искать причину. Пусковые составы облегчают запуск двигателя только в тех случаях, когда автомобиль, а конкретнее его система зажигания исправна, кроме того, аккумулятор находится в рабочем состоянии.

Ещё есть интересная статья: запуск двигателя зимой. Общие правила пуска мотора в зимнее время — подробности тут.

После запуска двигателя. Наконец двигатель запущен и прогрет, также прогрет салон, а стёкла оттаяли. Не нужно спешить! Амортизаторы тоже должны немного прогреться, иначе при сильном морозе, большая вероятность обрыва штоков или их креплений.

Также должно прогреться масло в КПП. На все это не уйдет не много времени, обычно через три-четыре минуты плавного и размеренного движения можно двигаться обычном режиме.

Особенности вождения автомобиля зимой

Теперь зимние советы автолюбителям, о некоторых особенностях вождения транспортного средства зимой. Зима не позволяет водителю расслабляться. Всегда нужно быть готовыми к различным сюрпризам, рассмотрим самые распространённые:

  • как правило, на обочинах и возле тротуаров остаётся лед и снег;
  • на перекрёстках, возле светофоров и у выездов из дворов остаются наледи, причем, даже в морозные дни;
  • на открытых участках, в местах выезда из леса или тоннеля, нередко образуются снежные наносы и наледь, а также может дуть сильный боковой ветер;
  • в местах, где дорога проходит через овраги, в низинах и на обочинах могут образовываться сугробы, которые днём подтаивают на солнце, в результате чего дорога покрывается тонкой и скользкой корочкой льда. Во всех этих случаях, сцепление колёс с дорожным покрытием и сопротивление качению, существенно изменяются.

Самое худшее, что можно сделать, попав на такие места — затормозить. Всегда помните, что автомобиль остается управляемым, только пока вращаются его колёса. Пока машина движется без резких ускорений или торможений, она ведёт себя предсказуемо для водителя, практически как на сухом асфальте.

Но, как только колёса заблокируются при торможении, автомобиль начнет скользить и перестанет «слушаться руля».

Небольшие скользкие участки на дороге и снежные заносы, практически всегда можно уверенно проехать, без снижения скорости. В том случае, если машину все же «повело», нужно осторожно и плавно подправить ее рулём. Торможение может только ухудшить ситуацию, автомобиль заскользит, и удержать его на дороге будет очень трудно.

При выполнении поворотов будет полезно увеличить нагрузку на переднюю ось автомобиля, чтобы повысить сцепление колёс с дорожным покрытием. Для этого непосредственно перед поворотом необходимо сбросить газ, а в некоторых случаях можно даже немного притормозить.

Незначительного снижения скорости будет достаточно, для перераспределения большей нагрузки на передние колеса. После этого поверните руль и, после входа автомобиля в поворот, плавно добавьте обороты.

Вывод из заноса на переднеприводных, заднеприводных и полноприводных автомобилях выполняется по-разному:

  • на заднеприводной машине поворачивайте руль в сторону возникшего заноса и сбрасывайте газ;
  • на машине с передним приводом передние ведущие колёса ставятся в нужном направлении и плавно добавляется газ;
  • на полноприводном автомобиле выполняется нечто среднее, зависит от ситуации и модели машины.

Теоретически это усвоить сложно, нужна практика, поэтому не поленитесь и найдя подходящую площадку, потренируйтесь выполнять эти маневры, окупится многократно.

Выводя автомобиль из заноса, не крутите сильно руль. Достаточно будет немного его повернуть, чтобы задать автомобилю нужное направление. Сильный поворот руля может привести к тому, что автомобиль войдет в занос в противоположном направлении и даже может начать вращаться.

7 советов, которые решают зимние проблемы с автомобилем

Автор: Сочи Авто Ремонт

12 января 2020 14:48

Зима приносит каждому автовладельцу много неприятных сюрпризов и забот, которые касаются его транспортного средства. Но для экономии времени и сил, есть несколько хитростей, которые решат распространенные зимние проблемы.

И первой в списке стоит проблема с замерзанием боковых стекол. Предотвратить эту неприятность можно простым способом – просто завернув стекла полиэтиленовым пакетом на ночь, плотно закрепив резинкой у основания. На утро льда на стекле не будет.

Вторая зимняя проблема – машина застряла в снегу. Для этого достаточно насыпать под колесо наполнителя для котячьих туалетов или салонный коврик. Так авто легко выберется из снежной западни.

Это должен знать каждый водитель:  Renault Logan, Sandero и Sandero Stepway получили роботизированную трансмиссию

Третья неприятность – замерзшие фары. Корка льда на оптике не будет появляться, если натереть воском хорошо вычищенные фары. Такой метод решит проблему на несколько недель, после этого процедуру придется повторить.

Четвертая проблема – запотевание окон. Для ее предотвращения достаточно положить под сидение открытый мешочек с кошачьим наполнителем, который уменьшит влажность воздуха в салоне.

Пятая неприятность – замерз уплотнитель и дверь не открывается. Предотвратить замерзание поможет обычный кулинарный спрей, после обработки уплотнителя, он больше замерзать не будет.

Шестая проблема – замерз замок. Корку льда поможет удалить обычное средство для дезинфекции рук, достаточно несколько капель. А вот предотвратить замерзание можно спреем WD-40.

Последняя зимняя неприятность – ледяная корка на лобовом стекле. Убрать лед поможет раствор уксуса и воды (концентрация 3 к 1). А предотвратит замерзание поможет самодельное средство с таким рецептом: на литр средства нужно 600 мл чистого спирта, 200 мл воды и 1 капля средства для мытья посуды.

5 зимних проблем автолюбителей: способы их устранения

Всех автолюбителей можно разделить на два лагеря. Девиз первых «авось пронесет» вполне характеризует их отношение к своему автомобилю. О своевременном техническом обслуживании, обращении в автосервис при возникновении неисправностей и профилактических работах, связанных с подготовкой машины к зимнему сезону они знают лишь понаслышке. К счастью, вторых, тщательно следящих за состоянием авто и проводящих все необходимые процедуры нацеленные на сохранение эксплуатационных свойств машины и создание комфорта в салоне еще до наступления холодов в разы больше.

Даже опытные владельцы авто сосредоточив свое внимание на основных операциях (проверка состояния АКБ при необходимости ее зарядка или установка новой, замена моторного масла, тосола, незамерзающей жидкости или полная их замена и другие важные процедуры) и качественно проведя весь спектр необходимых работ зимой могут столкнуться с определенного рода «сюрпризами».

К таковым можно отнести следующие:

1. Холодный салон. В первую очередь водитель проверит, работает ли печка (чтобы при необходимости отремонтировать авто на СТО или заменить данную деталь). Такое действие вполне логично, но иногда не оправданно, ни с позиции экономии времени, ни с позиции затраченных средств. Часто причиной неотапливаемого салона становится всего на всего забитая грязная решетка радиатора и для того чтобы создать комфорт себе и своим пассажирам достаточно промыть ее водой, а не тратить время на диагностику состояния радиатора отопителя и деньги на покупку новой печки.

2. Холодные сиденья. Продолжая тему тепла и уюта в салоне нельзя обойти вниманием и подогрев сидений. Хорошо, если эта опция предусмотрена разработчиками автомобиля и его владельцу нужно только проверить ее работоспособность. Если же данная функция отсутствует, то есть два варианта получить теплое место в салоне, а именно: установить обогрев сидений (процесс, требующий демонтажа кресел, опыта и аккуратности мастера) или купить накидки на сиденья с подогревом (достаточно просто одеть их на кресло и включить в прикуриватель).

3. Влага в салоне. Как правило, влага скапливается под ковриками, предотвратить ее появление или устранить уже существующую проблему реально. Во – первых, можно на зимний период приобрести автомобильные коврики с высокими бортами, это значительно упростит задачу (достаточно просто вылить воду оставшуюся после таяния снега). Во – вторых, можно подложить под них бумагу (картон или газеты) или же специальные впитывающие коврики, предназначенные для этих целей (правда придется потратить на них 40 – 50 рублей).

4. Заледеневшие стекла. Избежать такой ситуации не удастся даже если холодные ночи автомобиль будет проводить в теплом гараже, поскольку в некоторых регионах температура зимой опускается настолько, что одного часа достаточно для того чтобы ледяная корка полностью покрыла поверхность лобового и боковых стекол. На помощь автолюбителю придут щетки и скребки (лучше, если они будут пластмассовыми, что исключит риск появления микроцарапин и потертостей на стекле), специальные средства автохимии и включенная печка.

5. Замёрзшие замки. Перспектива «водить хороводы» вокруг своей машины, особенно когда на улице минусовая температура мало кому из автовладельцев по душе. Избежать такой драматической постановки вполне возможно, нужно только заранее купить размораживатель замков или «жидкий ключ» и держать его под рукой.

Даже самая суровая зима не сможет помешать водителю и его пассажирам получать удовольствие от поездки, если заранее знать о возможных сложностях и подготовиться к ним.

7 безотказных советов, которые помогут позаботиться о машине даже опытным автомобилистам

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Носки для дворников

Носки – прекрасный, пускай и несколько экстравагантный, способ защитить дворники от обледенения в зимнее время. Самое главное, что такой нехитрый способ позволит не расшатывать многострадальные стеклоочистители. Только не стоит не прижимать носок к стеклу, примерзает он хуже самого дворника!

2. Крем для бритья от потеющих стекол

Наносим крем для битья на поверхность стекла, а затем тщательно трем его сухой ветошью. Это нехитрое решение защитит стекла от запотевания изнутри не на одни сутки.

Одной из альтернатив крему может быть мыло, однако использовать его весьма неудобно. Кроме того, после него остаются разводы. Еще можно использовать спирт для протирания стекол изнутри. Но помним о том, что спирт оставит в салоне вводящий в заблуждение сотрудников дорожной полиции запах. Кроме того, помним, что ни в коем случае, НЕЛЬЗЯ использовать для этих целей технический спирт. Его парами можно отравиться.


3. Мойка зимой

Если нужно посетить мойку зимой, дабы смыть с автомобиля химию, которой посыпают дороги, помним, что из-за мороза после мойки может возникнуть проблема с балансировкой колес. Если машину недавно мыли и появилась такая проблема, не стоит спешить к мастеру или в шиномонтаж. Для начала следует проверить внутреннюю сторону колесных дисков, там могла просто замерзнуть вода из-за чего и появились проблемы.

4. Зубная паста для фар

Внешние световые приборы всегда должны быть чистыми. Можно купить специальное средство в магазине, а можно использовать обычную зубную пасту. Дешево, сердито и достаточно эффективно!

5. Проветривание авто

Запотевшие окна из-за разницы температур в зимний период очень быстро заледеневают. Чтобы предотвратить это достаточно не оставлять авто на морозе с прогретым салоном, когда готовишься его покинуть. Минута-другая проветривания морозным воздухом на парковке помогут избежать проблем в будущем.

6. Чулок с наполнителем

Зимой в автомобиле накапливается влага. Избавиться от нее на самом деле не так уж сложно. Достаточно оставить на ночь чулок с наполнителем для кошачьего лотка. Несколько часов и больше никакой сырости и влаги.

7. Лицом на восток

Еще можно парковать автомобиль лобовым стеклом на восток. Это значит, что утреннее солнце встретит его быстрее, а значит и быстрее согреет. Как следствие, утром избавиться от льда на стекле будет значительно проще.

Жизнь слишком сложна и полна невзгод, а потому ее нужно стараться сделать, как можно проще. Помогут в этом деле еще 10 действенных лайфхаков, которые сделают повседневную жизнь гораздо проще и не только.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самые распространенные зимние проблемы автомобилистов

Зимний сезон — это сложный период для водителей, особенно тех, которые машину держат „под солнцем”. Во время морозов, может произойти много неожиданных проблем и сбоев. Представляем самые распространенные и простые способы их решения.

Какой бы современный он не был, при отрицательных температурах и снегопадах каждый автомобиль будет доставлять проблемы. Чем старше авто, тем больше возникает проблем, но большинство из них – в большей или меньшей степени – касается всех водителей.

• Проблема: разряжается аккумулятор автомобиля

Аккумулятор, особенно в старых автомобилях, является основным источником зимних проблем для водителей. Исследования показывают, что емкость аккумулятора при температуре ниже -18 градусов по Цельсию может упасть даже вдвое. Если аккумулятор в вашей машине уже пережил, по крайней мере, несколько зим, то одним холодным утром может отказаться от сотрудничества.

Перед наступлением морозов, стоит сделать тест батареи соответствующим измерителем. В случае необходимости, можно просто купить новый аккумулятор. Помните, необходимо избегать включения всех потребителей тока в машине, когда вы движетесь на короткие дистанции.

• Проблема: загрязненные стекла авто

Зимой стекла вашего автомобиля требуют практически непрерывного очищения. Грязь, дождь или снег на стекле моментально ограничивают видимость. Если пренебречь состоянием дворников, может оказаться, что они неэффективно собирают загрязнения и не обеспечивают стеклу соответствующего очищения, а вам видимости. А это серьезная угроза для безопасности.

Решением проблемы будет замена щеток стеклоочистителя на новые еще до наступления зимы. Только полностью исправные дворники, обеспечат вам хорошую видимость и безопасность. Это небольшой расход, а преимущества, связанные с ним не следует недооценивать.

• Проблема: хорошая эластичность резинок между стеклами

Зимой может измениться эластичность резинок, расположенных между стеклами. А влага, которая будет скапливаться в салоне автомобиля, приведет к упорному сопряжению стекол. Это большая проблема, с которой можно справиться только с помощью подачи воздуха на стекла.

Причиной запотевающих стекол авто может быть неисправный фильтр кабины. Это дешевый расходный элемент, который вы можете легко заменить самостоятельно. Перед зимой стоит проверить состояние фильтра и при необходимости установить новый. Своеобразными аккумуляторами влаги в машине являются велюровые коврики. В зимний период настоятельно рекомендуется замена их на резиновые коврики. Можно приобрести специальные поглотители влаги для автомобиля.

• Проблема: замерзание двери автомобиля

При очень низких температурах, часто доходит до примерзания резиновых уплотнителей дверей, металлических элементов кузова. Это практически предотвращает попадание в машину, а силовые решения могут привести к повреждениям прокладок.

На рынке представлено множество препаратов, предназначенных специально для зимней консервации резиновых элементов автомобиля. Достаточно смазать ими уплотнения двери и проблема решена.

• Проблема: замерзшие стекла машины

Это проблема, которая касается всех водителей. Скобление замерзшего стекла — это неприятная обязанность, в дополнение механическое удаление льда со стекла обычно приводит к образованию на поверхности стекла микро — царапин. Лучше этого избегать. Можно очистить стекло с помощью стеклоочистителя, если нет льда.

Одним из решений может стать установка автономного отопления, однако гораздо проще и дешевле — купить простое средство в виде спрея. Достаточно обрызгать им поверхность стекла, немного подождать и собрать растопленный лед с помощью резинового скребка.

• Проблема: машина застряла в сугробе

Даже небольшое количество накопившегося снега, может эффективно остановить ваш автомобиль. Не помогут даже самые лучшие зимние шины. Выбраться из сугроба, может оказаться невозможно.

В багажнике стоит возить небольшую лопатку. В случае возникновения проблем со слишком большим количеством снега под колесами, вы с легкостью справитесь.

• Проблема: автомобиль засыпан снегом

При больших снегопадах уборка снега с автомобиля может занять много времени, а ездить со снегом на крыше или стекле — это не только опасно, но и незаконно.

Достаточно запастись специальной, мягкой метелкой, с помощью которой вы быстро и легко справитесь со снегом на машине. Некоторые модели даже имеют «встроенную» перчатку, чтобы уборка снега была более комфортной.

• Проблема: замерзание радиаторной жидкости

Влиянию отрицательных температур особенно подвержены жидкости для радиатора. Замерзая, они увеличиваются в своем объеме, что может привести к серьезным повреждениям автомобиля.

Перед наступлением зимы следует проверить температуру замерзания охлаждающей жидкости. Это простой тест, который можно выполнить в любом сервисе. В случае необходимости, если температура замерзания окажется слишком высокой, стоит заменить жидкость.

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Одним из важнейших факторов, снижающих эффективность работы авто­мобилей на территории с экстремальными климатическими условиями, является большое количество времени, затрачиваемое на их подготовку к выпуску на линию в условиях их безгаражного хранения. В настоящее время даже в суровых кли­матических условиях от 30 до 50% парка грузовых автомобилей хранится на открытых площадках. При безгаражном хранении при низких температурах используются различные способы и средства, облегчающие выпуск автомобилей на линию.

Это должен знать каждый водитель:  Глава ГИБДД Михаил Черников отвечает на вопросы читателей «За рулем»

К этим средствам относятся оборудование, приспособления и материалы.

Как способы, облегчающие пуск двигателя, так и средства, обеспечивающие тепловую подготовку агрегатов и систем транспортных средств, могут быть инди­видуальными или групповыми.

Тепловая подготовка — обобщенный термин, не раскрывающий существа, но указывающий на факт подачи тепла от внешнего источника. Она осуществляется с помощью подогрева или разогрева. Подогрев автомобиля — тепловая подготовка его в течение всего периода межсменного хранения. Разогрев — тепловая подго­товка, начинающаяся за время, меньшее продолжительности стоянки автомобиля между сменами.

Важную роль в организации хранения подвижного состава играет комплекс мероприятий по подготовке автомобилей к их работе зимой.

Облегчение пуска двигателей и поддержание теплового режима агрегатов в условиях низких температур обеспечивается в основном: сохранением тепла от предыдущей работы двигателя; использованием тепла от внешнего источника; применением средств, обеспечивающих холодный пуск двигателя.

Сохранение тепла в двигателе от предыдущей работы.При этом способе сохранение тепла обеспечивается применением стеганых чехлов, закрывающих радиатор и капот автомобиля. Аккумуляторная батарея утепляется чехлом и слоем стекловаты толщиной до 30 мм. Чехлами можно также утеплять картер двигателя, топливный бак и масляные фильтры.

Продолжительность остывания двигателя до допустимых пределов при утеп­лении чехлами и скорости ветра 1-5 м/с колеблется от 8 ч при 0 °С до 0,5 ч при -30 °С. Этот способ применяется при остановках автомобилей в пути или при его кратковременных стоянках в условиях умеренно низких температур. Применение чехлов при подводе тепла к агрегатам от внешнего источника уменьшает расход тепла на 40-50%.

Кроме того, для сохранения тепла применяются системы аккумулирования (табл. 22.1). Система, как правило, состоит из стального термоизолирующего кор­пуса цилиндрической формы и смонтированного на нем интегрированного тер­мостата, контролирующего работу электрического жидкостного насоса, клапана, отвечающего за поступление охлаждающей жидкости и всей системы охлаждения в целом. Аккумулятор тепла монтируется в систему охлаждения автомобиля. Его вместимость составляет примерно 50% объема жидкости системы охлаждения. Конструкция аккумулятора позволяет сохранить температуру находящейся в нем жидкости на уровне 80 °С при наружной температуре -25 °С до трех сут. Во время движения автомобиля Электронный термостат регулярно контролирует темпера­туру двигателя. Когда двигатель достигает оптимальной для работы температуры, холодная жидкость медленно поступает обратно в систему охлаждения за счет регулирующего клапана, заменяя горячую охлаждающую жидкость, которая может быть использована при следующем холодном пуске.

Перед пуском двигателя насос аккумулятора закачивает горячую жидкость в блок двигателя, а часть холодной жидкости поступает в аккумулятор. Тем самым обеспечивается быстрый разогрев двигателя. При -25 °С уже через 1,5-2 мин температура двигателя поднимается до 20-22 °С, существенно облегчая пуск двигателя.

К достоинствам аккумуляторов тепла можно отнести их полную независимость от каких-либо источников энергии. К недостаткам — возникающие проблемы их установки, особенно на современный легковой автомобиль, из-за плотности компоновки агрегатов и узлов в подкапотном пространстве. Кроме того, использование таких систем не позволяет сохранить тепло агрегатов трансмиссии, осуществить интенсивный разогрев масла в поддоне картера двигателя.

Использование тепла от внешнего источника.Для пуска двигателя эта группа способов применяется при длительном хранении автомобиля, в том числе и в меж-

сменное время. При этом тепло от внешнего стационарного источника, разме­щенного на территории предприятия, может быть использовано в режиме груп­пового подогрева двигателя или его разогрева (табл. 22.2).

Степень подогрева (разогрева) двигателя оценивают по температуре охлаж­дающей жидкости в рубашке охлаждения блока цилиндров. Учитывая, что при длительном подогреве разница в температурах рубашки охлаждения и наиболее холодных частей двигателя (подшипников коленчатого вала) меньше, чем при разогреве, температура в головке цилиндров должна быть при подогреве 40-60 °С, а при разогреве 80-90 °С.

Разогрев горячей водой заключается в том, что горячая вода непосредственно от водогрейного котла по трубам при помощи насосов подается через гибкий шланг в систему охлаждения двигателя. Отвод воды осуществляется через сливной кран по отводным шлангам в котел. Таким образом, устанавливается циркуляция горячей воды по замкнутому контуру двигателя. При этом давление воды должно быть не менее 30-35 кПа, а температура — не более 90 °С. Применение этого способа в настоящее время ограничено.

Наиболее простым методом разогрева двигателя является проливка системы охлаждения горячей водой температуры 85-90 °С при открытых сливных кранах двигателя.

Для обеспечения пуска двигателя при температуре воздуха выше -10 °С достаточно объема горячей воды, равного вместимости системы охлаждения; при температуре от -10 до -20 °С необходимо 1,5-2 таких объема воды; при более низких температурах — не менее 2,5-3 объемов.

Разогрев и подогрев двигателей паром применяется при наличии пара в авто­транспортных предприятиях. Используют один из двух способов: без возврата кон­денсата и с его возвратом. В первом случае пар от котла направляется к подогре­ваемому двигателю и вводится в его систему охлаждения через горловину радиа­тора; в системе охлаждения пар отдает тепло и конденсат стекает на площадку. Основным преимуществом данного способа является простота и высокая интен­сивность процесса. К числу его недостатков следует отнести: возможность образо­вания трещин блока вследствие местных перегревов (при охлаждении 1 кг пара на 1 °С выделяется 2260 кДж, а воды — 4,2 кДж); необходимость постоянного питания котлов свежей водой взамен безвозвратно потерянного конденсата и, следова-

тельно, усиленное отложение накипи в котлах; образование стекающим на пло­щадку конденсатом наледей, затрудняющих подход к автомобилю, что требует систематической уборки площадки и может привести к травмам.

Разогрев паром двигателя и его систем, а также агрегатов трансмиссии, ходовой части в автобусных парках может выполняться на специализированных постах обогрева, размещенных в зоне ЕО, на которые отбуксируется автобус. Через направленные сопла под автобус по всему периметру подается пар, вследствие чего осуществляется интенсивный разогрев автобуса и его агрегатов. При этом конденсат, скапливаясь на поверхности агрегатов и деталей автобуса, скатывается вниз на решетчатую площадку обогрева.

Применение обогрева с возвратом конденсата приводит к усложнению обо­рудования пароподогрева за счет строительства возвратного трубопровода. Интен­сивность обогрева двигателей меньше, чем при первом способе, так как не весь пар конденсируется в системе охлаждения.

Устройство подогрева горячей водой или паром имеет шкаф 4 (рис. 22.8), в котором располагаются присоединительные вентили теплотрассы 2 конденса-топровода 3. Система охлаждения автомобиля через стояки с вентилями / и дюри-товые шланги 5 и // с ниппельными гайками на концах подсоединяется к тепло­трассе 2 и конденсатопроводу 3. Давление воды или пара в теплотрассе — от 0,03 до 0,15 МПа. Вращая маховичок 9 регулировочной иглы инжектора, устанавливают интенсивность подогрева двигателя. К моменту выхода автомобиля на линию температуру в системе охлаждения доводят до 80 °С. Расход пара при этом составляет 4—6 кг на один разогрев, время разогрева 15-30 мин.

Разогрев и подогрев двигателя горячим воздухом находят все более широкое применение. Для этого площадки безгаражного хранения оборудуют установками, состоящими из узлов подогрева, подачи и распределения воздуха. Узел подогрева воздуха компонуется из электрических калориферов или огневых подогревателей

рекуперативного типа. В огневых калориферах воздух нагревается за счет сжигания твердого, жидкого или газообразного топлива. Применяются огневые калориферы типа ВПТ-400, ВПТ-600, ВП-1, АПВ 280/190 или их аналоги. Для подачи воздуха в калориферы применяются вентиляторы ВР или ЭВР-4, ЭВР-6, СВМ № 5 и др. Вентилятор устанавливают перед калорифером, чтобы обеспечить подачу холодного воздуха. Горячий воздух от калорифера подается к автомобилю посредством утепленных трубопроводов. При этом возможен обогрев аккумуля­торной батареи и агрегатов трансмиссии.

Способ разогрева и подогрева двигателя с использованием электроэнергии быстро распространяется в последние годы. Устройства для электрического ра­зогрева (подогрева) двигателей просты по конструкции и удобны в эксплуатации. Наиболее широкое применение получили электронагревательные элементы с закрытыми твердыми проводниками тока. Система электроподогрева ОН-338 двигателей автомобилей КамАЗ (рис. 22.9) включает в себя узлы, монтируемые на автомобиле и устанавливаемые на площадках хранения.

На автомобиле монтируют теплообменник 6, который посредством подво­дящего и отводящего патрубков включен в контур циркуляции системы охлаж­дения двигателя 4 между радиатором 2 и водяным насосом 3; соединительную коробку 7 со штепсельным разъемом для подключения к аппаратному шкафу /. В нижней части теплообменника имеется краник для слива охлаждающей жидкос­ти, а также предусмотрено дополнительное крепление 5 теплообменника к двига­телю. В корпус теплообменника вмонтирован теплоэлектронагреватель (ТЭН) мощностью 2,5 кВт.

На площадке хранения автомобилей устанавливают аппаратный шкаф, в ко­тором размещены пускорегулирующая и защитно-отключающая аппаратура, а также контур заземления электрооборудования. Теплообменник с электро­нагревательным элементом подключают к аппаратному шкафу соединительным кабелем 9 через разъемы, находящиеся в аппаратном шкафу и соединительной коробке. Заземляют автомобиль гибким проводом 8, соединяющим корпус авто­мобиля с контуром заземления электрооборудования. Прогрев двигателя и узлов

системы охлаждения обеспечивается термосифонной циркуляцией охлаждающей жидкости через теплообменник.

Тепловая подготовка автомобильных двигателей с помощью инфракрасных излучателей основана на физических свойствах инфракрасных лучей, которые по­глощаются в очень тонком слое твердого тела, вызывая его нагрев, и практически не поглощаются чистым воздухом. Излучатели, или горелки, представляют собой плитку из керамики с большим количеством каналов малого диаметра. Плитка закрепляется в металлическом корпусе и ограждается металлической сеткой. При работе горелки сгорание газа происходит в каналах керамической плитки. В ре­зультате поверхность керамики разогревается до температуры 700-950 °С и выде­ляет лучистую энергию, которая в нагреваемом предмете превращается в тепло­вую. Для тепловой подготовки автомобильных двигателей используются серийно выпускаемые промышленностью газовые инфракрасные излучатели, на базе кото­рых разработаны автомобильные подогреватели, состоящие из теплообменника, последовательно включенного в систему охлаждения двигателя, и инфракрасного излучателя.

Применяемые в стационарных условиях горелки монтируются на площадке стоянки на расстоянии 300-500 мм от обогреваемого агрегата. Площадка обо­рудуется специальными упорами для колес и направляющими, исключающими неточности при установке автомобилей над горелками и их повреждение. Подогреватель монтируется под картером двигателя, причем инфракрасный излучатель является съемным элементом и составляет принадлежность установки, а не автомобиля. Беспламенный нагрев жидкости в теплообменнике вызывает термосифонную циркуляцию в системе охлаждения. В качестве топлива в подогревателях используют сжатый природный и сжиженный нефтяной газ. Различают пять видов тепловой подготовки:

• стационарный предпусковой разогрев с подачей газа автомагистральной сети;

• стационарный предпусковой разогрев с использованием группы баллонов;

• газоподогрев с использованием передвижной установки с баллоном для сжиженного газа;

• газоподогрев с использованием остатков природного газа из баллонов передвижного газозаправщика;

• индивидуальный газоподогрев с использованием сжатого природного газа от системы питания газобаллонного автомобиля.

Устройство индивидуального газоподогрева предназначено для использования на газобаллонных автомобилях и обеспечивает надежный пуск их двигателя при температуре окружающего воздуха до -30 °С. Время разогрева составляет 1-1,5 ч. Расход газа в режиме подогрева уменьшает запас хода на 10-15 км.

Основным преимуществом газоподогрева, по сравнению с другими способами, является относительно низкая стоимость.

Индивидуальные предпусковые подогреватели и отопители электрические (рис. 22.10) и топливные (воздушные и жидкостные) (рис. 22.11) нашли широкое применение в практике технической эксплуатации автомобилей.

К первой группе относятся изделия, у которых основным элементом является электронагреватель закрытого типа, внутри которого смонтирована спираль накаливания. Одновременно эта спираль играет роль предохранителя, защищая двигатель от перегрева. Для монтажа элемента на блоке двигателя используются технологические отверстия либо лючки системы охлаждения. При выборе типа нагревающего элемента учитываются объем системы охлаждения, расстояние между стенками рубашки охлаждения, толщина и материал стенок блока ци­линдров. Обогрев двигателя происходит за счет конвективного теплообмена и термосифонной циркуляции жидкости в системе охлаждения. Если конструкция блока двигателя не позволяет использовать данный тип подогревателя, то можно

Это должен знать каждый водитель:  Honda Accord VI с пробегом чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

применять подогреватели со специальными фланцами, контактные или блоковые шланговые, врезаемые в систему охлаждения. Для обогрева двигателей воздушного охлаждения предназначены специальные подогреватели, устанавливаемые непосредственно в масляный картер двигателя. Они же могут быть использованы и на двигателях с жидкостным охлаждением для подогрева масла.

Время прогрева двигателя зависит от температуры окружающего воздуха. Как показала практика, примерно через 3 ч после подключения подогревателя к сети переменного тока 220 В температура системы охлаждения двигателя в среднем на 50 °С превышает температуру окружающего воздуха. После достижения теплового равновесия температура двигателя не поднимается, а тепловая энергия рас­сеивается в воздухе. Подогреватель двигателя может находиться в подключенном состоянии очень долго, не вызывая опасения, что сам подогреватель или двигатель повредятся от перегрева. Дальнейшая работа подогревателя при отсутствии тер­мореле не дает значительного эффекта и приводит только к ненужным затратам электроэнергии.

Для обогрева салона существуют модели подогревателей (см. рис. 22.10) 3 мощностью 1400 и 2000 Вт и габаритами 75 х 146 х 165 мм и 90 х 200 х 200 мм соответственно. Они могут быть легко установлены практически в любом месте салона, не влияя на его дизайн. Особенностью салонных обогревателей является применение устройства, позволяющего автоматически регулировать мощность обогревателя в зависимости от температуры всасываемого воздуха. По мере повышения температуры воздуха в салоне мощность нагрева постепенно умень­шается. Таким образом, салон эффективно прогревается при минимальном исполь­зовании электроэнергии. Для обеспечения безопасности внутрисалонные обогрева­тели имеют предохранители, которые отключают обогреватель, если температура в салоне достигает 25-30 °С. Повторное включение возможно примерно через 30 мин после остывания.

В схему управления электроподогревателем включено зарядное устройство 6, позволяющее подзарядить аккумуляторную батарею 7 при хранении автомобилей, что особенно важно для современных автомобилей, имеющих большое количество потребителей электроэнергии.

Зарядное устройство имеет массу 240-300 г, выполнено в водозащитном корпусе и защищено от короткого замыкания и переполюсовки питания. Отли­чительной чертой этого устройства является способность самостоятельно опре­делять степень разряда аккумулятора и автоматически в процессе заряда регу­лировать зарядный ток. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим подзарядки. В режиме подзарядки сила тока падает до 0,8 А, а напряжение — до 13,7 В. Работа зарядного устройства контролируется встроенным светодиодом и начинается сразу после подключения системы к сети 220 В. Зарядное устройство может работать и в теплое время года. Таким образом, аккумулятор постоянно поддерживается в рабочем состоянии, что значительно увеличивает срок его службы и облегчает пуск.

Управляет работой всего комплекса блок управления /. Габариты прибора позволяют легко разместить его в любом месте панели и даже на проти-восолнечном козырьке. Блок позволяет запрограммировать два времени вклю­чения начала движения автомобиля, например в 8 и 18 ч. При этом можно задать время подогрева автомобиля в ручном (1, 2 и 3 ч) или автоматическом режимах. При установке автоматического режима система в зависимости от температуры воздуха определяет и регулирует необходимое время для подогрева автомобиля. Кроме того, на дисплей блока управления может выводиться информация о напряжении на клеммах аккумуляторной батареи, о температуре наружного воздуха, предупреждение о гололеде.

Для подключения к электрической сети используется патентованная влаго- и грязезащищенная розетка 11, полностью исключающая неправильное подклю­чение силового кабеля. Малые габариты и аккуратный дизайн позволяют раз­местить ее за облицовкой радиатора (или врезать в бампер).

Топливные отопители предназначены для облегчения пуска двигателя и обо­грева салона (кабины) автомобилей при низких температурах окружающего воз­духа. Эксплуатируются отопители на бензине и дизельном топливе (т.е. они рабо­тают на том же топливе, что и двигатель автомобиля) от бортовой сети 12 и 24 В.

Топливные отопители можно разделить на жидкостные и воздушные. В первом случае отопитель врезается в систему охлаждения двигателя (см. рис. 22.11). Для обеспечения движения охлаждающей жидкости используется, как правило, циркуляционный насос. Подогретая жидкость поступает в двигатель и в отопитель салона. За час работы в зависимости от мощности агрегат прокачивает от 500 до 700 л охлаждающей жидкости (существуют модели, способные прокачать за час 6000 л жидкости), потребляя при этом от 250 г до 1 л бензина. Жидкостные отопители при температуре воздуха -20 °С способны прогреть двигатель до 55 °С и салон автомобиля до 20 °С за 40-45 мин работы.

Воздушные отопители предназначены только для обогрева салонов, кабин автомобилей. У наиболее часто встречающихся воздушных отопителей пропуск­ная способность составляет от 70 до 218 м 3 воздуха за час работы. Для управле­ния отопителями существуют как механические, так и электронные таймеры. Некоторые модели отопителей оснащены дистанционной системой управления (типа Telestart), способной управлять работой отопителя на расстоянии до 600-1000 м.

Преимуществами индивидуальных подогревателей являются разогрев двигате­лей в любых условиях независимо от источника энергии и возможность использо­вания в качестве охлаждающей жидкости антифриза. Кроме того, практика пока­зывает, что при использовании предпускового подогревателя двигателя на легко­вых автомобилях расход топлива сокращается на 0,1-0,5 л в расчете на один пуск. За зимний сезон эксплуатации владельцу легкового автомобиля приходится в среднем осуществить 300-500 пусков двигателя, следовательно, за это время можно сэкономить от 30 до 150 л топлива.

Недостаток индивидуальных подогревателей — относительно высокая стои­мость и недостаточный подогрев коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

Организационно-технические мероприятия зимней эксплуатации.Помимо при­менения специальных устройств и методов эксплуатация автомобилей при низких температурах обеспечивается

• тщательным и своевременным выполнением ТО при проведении сезонного обслуживания, особенно по системам питания, зажигания, охлаждения исмазки (см. гл. 8, 11 и 12);

• применением соответствующих сезону топлив, масел, эксплуатационных жид­костей и шин;

• использованием депрессорных присадок к топливу и маслам, облегчающих пуск;

• применением пусковых жидкостей.

Многообразие условий, в которых эксплуатируются автомобили в зимнее время, и широкий набор различных средств и способов, облегчающих пуск, требуют обоснованного их выбора (рис. 22.12). Степень готовности автомобиля к работе в зимнее время определяется температурным состоянием его узлов, меха­низмов и агрегатов, т.е. его температурным полем, которое для каждого агрегата перед началом пуска (прогрева) оценивается средней температурой наиболее нагретой и наиболее холодной точек.

Определяющими показателями при подготовке к работе при низких темпе­ратурах воздуха (/„) являются температуры:

• масляного фильтра (по степени надежности подачи отфильтрованного масла) +15 °С;

• аккумуляторной батареи (по возможности пуска двигателя стартером) -5 °С;

• коробки передач (по сопротивлению проворачиванию)-10 °С;

• салона кабины (по условиям работы водителя) +5 °С.

Для сравнения фактически получаемого теплового поля с граничными вели­чинами МАДИ для ряда групповых способов, облегчающих пуск двигателя, раз­работаны номограммы. На рис. 22.13 подобная номограмма приведена на примере двигателя. В номограмме по оси абсцисс нанесена шкала температур бензинового двигателя грузового автомобиля средней грузоподъемности, а по оси ординат -шкала температур окружающего воздуха. Вертикальной линией, параллельной оси ординат, обозначена граница температуры (+20 °С), до которой необходимо про­греть данный агрегат (элемент).

Наклонные линии характеризуют фактическое температурное состояние дви­гателей при различных способах, облегчающих пуск. В левом верхнем квадранте построен график ф(г), характеризующий потерю эффективности функциониро­вания агрегата (элемента) в случаях его недостаточного по отношению к гранич­ным величинам обогрева.

Потери эффективности получены путем нормирования характеристик факти­ческого функционирования элемента при реальных температурах по отношению к данным о функционировании того же элемента при граничных значениях темпе­ратур. При построении такой характеристики в качестве меры потери эффек­тивности могут быть использованы сведения об износе двигателя при холодном пуске и температуре f„ в единицах эквивалентного пробега:

При граничном значении температуры /в = 20 °С L3(20 °C) = 4,5 км. Нормирование износа по отношению к «граничным износам», т.е. износам при граничной температуре, позволяет оценить их величину при любой температуре в

Оценка тепловой подготовки каждого из агрегатов проводится в соответствии с ключом, имеющимся на номограммах.

Линии 1-8 на рис. 22.13, располагающиеся справа от вертикальной линии Г (20 °С), относятся к случаям, когда способ облегчения пуска двигателя соответ­ствует требованиям тепловой подготовки агрегата. Часть линий номограммы, расположенных левее линии Г, соответствует неполной тепловой подготовке, так как в этом случае имеют место потери эффективности по выбранному кри­терию.

Например, у способов, обозначенных номерами 3 и 8 (подогрев и разогрев инфракрасными лучами), при tB = -20 °С потери эффективности оцениваются от­резком фз к, в то время как у способа, обозначенного позицией / (электроподогрев масла в картере двигателя), потери эффективности оцениваются отрезком ф). Из рисунка видно, что при температуре воздуха tH = -20 °С ф! > фз.8> те — износы двигателя при электроподогреве или разогреве инфракрасными лучами меньше.

Номограмма позволяет определить и случаи излишнего расхода энергии, приводящие к перегреву двигателя. Так, при гв = 20 °С применение способов 5-7 приводит к перегреву двигателя. Перегрев оценивается длиной отрезков по оси абсцисс, обозначенных Д5, Д6, А7.

Для интегральной оценки теплового состояния автомобиля применяется номо­грамма (рис. 22.14), по оси абсцисс которой отложены температура окружающего воздуха, а по оси ординат — значение интегральной функции суммарных потерь эффективности всего автомобиля в целом фа(0-

При построении номограммы использованы и суммированы с учетом степени важности данные дифференциальной оценки обогрева агрегатов (см., например, рис. 22.13).

Сравнительная оценка способов облегчения пуска двигателей интегральному показателю проводится в следующем порядке: по оси абсцисс выбирается харак­терная для региона температура воздуха. Как правило, это средняя температура января, для которой определяются значения показателей ф(/в).

Критерием выбора группового способа, облегчающего пуск двигателя при без­гаражном хранении, является минимальное значение фа(0- Например, при темпе­ратуре воздуха -22 °С воздухоподогрев (4) и электроподогрев двигателей (7) более эффективны, чем водоподогрев двигателя (6).

Таким образом, возможно выбрать способ исходя из технологических возмож­ностей. Однако каждый пуск автомобиля при низких температурах сопровождается потерей энергии Q’n, зависящей от температуры окружающего воздуха и применяемого способа облегчения пуска (рис. 22.15).

Оценка способов облегчения пуска двигателей автомобилей по энергети­ческим показателям, разработанная МАДИ, основана на определении и сравнении

годовых энергетических затрат Q[ в различных климатических условиях:

где Nt — число пусков, соответствующих определенному интервалу отрицательной температуры (обычно At = 5 °С), fmin, rmax — минимальная и максимальная темпе­ратуры, соответствующие зимнему периоду эксплуатации. При расчетах прини­мается fmax = 0 + +5 °С.

Так как число дней с отрицательными температурами в разных климатических районах существенно различается, то в зависимости от способа облегчения пуска будут изменяться затраты на один пуск (см. рис. 22.15) и годовые «энергетические затраты (рис. 22.16).

Экономическая оценка и обоснование выбора способов облегчения пуска дви-

гателя основаны на сопоставлении всех видов затрат, включая и капиталовложения при сравниваемых способах, с получаемым экономическим эффектом в результате экономии топлива, повышения ресурса автомобиля и повышения производитель­ности.

Экономические показатели различных способов, облегчающих пуск, в большой степени определяются

• условиями расположения и режимом работы автотранспортного предприятия; видом и стоимостью доступного источника энергии;

• расположением теплотрассы относительно территории АТП; наличием ко­тельной, ТЭЦ вблизи АТП; наличием и стоимостью строительных материа­лов;

• продолжительностью зимнего периода в регионе и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9384 — | 7308 — или читать все.

79.100.228.135 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: