50 лет легендарному Москвичу-412

Содержание

Стильный, простой и выносливый. Легендарный Москвич – 412

Сегодня в адрес «Москвича» мало хороших слов услышишь, особенно от «знатоков», ни разу не сидевших за рулем этой машины. А в реальности, 412-й можно было встретить и в русской деревне, и в африканской пустыне, в конце 1960-х более желанной машины в СССР, наверное, не было.

Москвич-412 в чем-то был продолжением знаменитого «четыреста восьмого», а в чем-то – совершенно новым. По наследству от предшественника достался кузов, всё еще современный по меркам второй половины 60-х и начала 1970-х, и очень стильный.

Он и в наши дни не выглядит таким уж архаичным, как последующий Москвич-2140, что интересно. Как говориться, дизайн на века, попытки его изменить, осовременить, были не самой удачной идеей.

Передняя прямоугольная оптика поначалу устанавливалась импортная, производства ГДР, визуально она лучше подходит этой машине, чем круглая. Габаритный фонарь и поворотник получили раздельные секции. Решетка радиатора хромированная.

Задний фонарь расположили горизонтально, но указатель поворота всё еще остался на том же месте, где был у предшественника.

Самое главное новшество было под капотом. Двигатель объемом 1.5 литра развивает мощность 72 л.с.

Со временем часть этих сил покидает «табун», поэтому Москвич мы помним машиной, в основном, неторопливой и часто чем-то груженой.

В одной из легенд, ходивших в своей время вокруг Москвича говорилось, что мотор у него от «БМВ».

Очевидно, имелось в виду, что двигатель скопирован с действительно похожего мотора BMW М-10, но назвать уфимский мотор копией баварского нельзя, там больше отличий, чем сходств.

Кстати, если смысл переноса трамблёра вниз (где его часто заливало водой) еще можно обосновать тем, что мотор пытались сделать как можно короче, впихивая под капот Москвича, то перенос корпуса масляного фильтра вниз, где он стал самой незащищенной деталью мотора, мне абсолютно непонятен. У М-10 масляный фильтр находится со стороны впускного коллектора.

В остальном же, на конец 1960-х это был самый современный автомобильный двигатель в СССР, к тому же, имевший потенциал увеличения объема и мощности, за счет сменных гильз.

Серьёзным недостатком по технической части, на мой взгляд, была коробка передач устаревшей конструкции, уходившая корнями еще к 402-й модели. Кое-что, конечно, изменили – рычаг переключений передач переместили с руля на пол, но сам агрегат остался прежним.

Некоторые владельцы Москвича, раздобыв КПП от «Жигулей», устанавливали её через переходную плиту. Правда, карданный вал требовал переделки, но зато трансмиссия была вечной.

В салоне появились ремни безопасности в штатной комплектации. Это были обычные, не инерционного типа ремни. Мягкие накладки на передних стойках, мягкая «торпедо» и рулевая колонка, соответствовавшая европейским нормам безопасности, всё это в комплекте впервые в советском автопроме ставилось именно на Москвич-412.

Москвич-412 стал первой советской машиной, прошедшей краш—тест в Европе, после ужесточения там норм пассивной безопасности.

Увеличивала безопасность и двухконтурная тормозная система. На ранних моделях стоял гидровакуумный усилитель, затем появился вакуумный, на который в Англии была куплена лицензия.

Рычаги, пружины и амортизаторы передней независимой подвески крепятся к балке двигателя. Это снижало нагрузки на стойки кузова при пробое подвески. Задний мост вывешен на рессорах.

Спустя год после начала выпуска, Москич-412 успешно проходит марафон Лондон-Сидней, своей выносливостью оставляя позади многие именитые западные марки.

Грузоподъемность машины около 350 кг. Но это по паспорту, а в реальности существовал лайфхак, как её можно было повысить почти вдвое.

К рессоре через толстую резиновую подкладку проволокой прикручивали пружины. Обычно это были укороченные пружины передней подвески, и машина везла 500-600 кг груза.

Рекорд, который видел лично я, составляет около 1.5 тонны стройматериалов. Примерно 500 кг в салоне и багажнике, и около тонны в прицепе.

На Московском автозаводе машина выпускалась с 1967 по 1977 год. До середины 70-х машина активно экспортировалась в Европу и не только.

Сейчас уже редко встретишь 412-й, особенно в хорошем состоянии. Ушла легенда, осталась добрая память об этой простой, неприхотливой и выносливой машинке.

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.

Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.

Легендарный Москвич 412 (Ралли ) USSR

В СССР история ралли как спортивных состязаний зародилась в 1950-е годы, основным оружием советских раллистов были «Победы» и «Москвичи». В то время все эти соревнования носили любительский характер — гонщики ездили на стандартных машинах, хотя были и исключения. Например, именно в ралли тех лет АЗЛК обкатал свою первую четырехступенчатую коробку передач.

С самого начала 1960-х последовали выступления наших спортсменов и на зарубежных соревнованиях, благо, появились новые автомобили — ГАЗ-21 «Волга» и 407-й «Москвич», однако, борьба шла с переменным успехом — лучших результатов добивались на соревнованиях между соцстранами. На серьезных международных соревнованиях лучшее, на что могли рассчитывать — это зачетные места в своем классе автомобилей. Так на ралли «Монте-Карло» 1964 года наши экипажи на 21-х «Волгах» и «Москвичах-407» не получили финального зачета, а в 1965-м вовсе не добрались до финиша. Однако глумиться над нашими спортсменами и их техникой у меня нет никакого желания, не было тут вины и создателей техники, просто время наших успехов еще не пришло. Причина лежала вроде бы на поверхности — нашим машинам не хватало мощности — подготовленный двигатель раллийного «Москвича-403» тех лет развивал около 60-65 сил, ГАЗ-21 — 90-100 сил. Конкуренты с каждым сезоном увеличивали отрыв по мощности.

Что же, разве наши конструкторы не могли создать достойный аппарат? Могли, но регламенты ралли тогда были сильно привязаны к серийным машинам, и зачетные группы, в которых выступали наши спортсмены, устанавливали жесткие требования по степени вмешательства в исходную конструкцию. Вспомним, что собой представляли наши основные боевые машины в серийном исполнении: «Москвич-403» — двигатель объемом 1,36 л мощностью 45 л.с., «Москвич 408» — 1,36 л и 50 л.с., ГАЗ-21 «Волга» — 2,44 литра и 70-75 «лошадей». Не густо. Конечно, мощность моторов можно было поднять, но тогда немудреные советские нижневальные моторы со штанговым приводом клапанов резко теряли в ресурсе и надежности.

Так могло продолжаться долго, если бы самый передовой на то время автозавод АЗЛК не начал создавать в 1961 году агрегат, который потом долгие годы будет главным оружием советских раллистов. Именно тогда талантливый советский конструктор Игорь Окунев сел за чертежи мотора М-412. Первые обороты коленвала нового мотора пришлись на 1964 год, когда на конвейер встал обновленный 408-й «Москвич», однако, серийное производство автомобилей с новым двигателем произошло в 1967 году, когда появился «Москвич-412».

Это был первый советский серийный верхневальный мотор для легкового автомобиля. При объеме 1,5 литра, с расположенными под углом друг другу клапанами, поперечным газовым потоком, полусферической камерой сгорания, двигатель обладал невиданной ранее для советских машин удельной мощностью и развивал внушительные 75 сил. Однако главное заключалось не в этих цифрах, а в запасе по форсировке — верхневальный алюминиевый мотор с удачной конструкцией ГРМ, сильно схожей с моторами BMW тех лет уже в рамках группы А1 (стандартные машины, где разрешалась лишь замена жиклеров в карбюраторе) выдавал 81-83 л.с., а двигатели, подготовленные по более высокому уровню групп А2 и А4 развивали мощность 120-150 л.с., обладая при этом достаточным запасом надежности. Впервые наши раллисты получили достойную технику, на которой можно было побороть конкурентов. И шанс представился незамедлительно.
В «Ралли века», как тогда называли марафон «Лондон-Сидней» 1968 года (16 тысяч километров), наряду с известнейшими мировыми производителями участвовала и команда Советского Союза на автомобилях АЗЛК. Все четыре «Москвича-412» добрались до финиша. В абсолютном зачете позиции были невысоки, но в командном зачете советский экипаж занял 4 место за счет того, что команда АЗЛК была единственной добравшейся до финиша без потерь. Особенностью марафона было то, что в нем не было разделения на классы, и наши полуторалитровые «Москвичи», мало чем отличавшиеся от серийных, выступали в одном зачете, например, с Ford Falcon GT с пятилитровым мотором и другими «раллийными монстрами». Советских раллистов ждал успех и в другом сложном марафоне — «Лондон-Мехико» 1970 года (26 тысяч километров), где в командном зачете АЗЛК завоевал «бронзу» — третье место, а один из экипажей занял 12 место в абсолюте. В сложнейших дорожных условиях до финиша добрались три экипажа из пяти. «Москвич» становился знаменитым, на наши машины стали пересаживаться даже зарубежные спортсмены — ралли Бельгии 1971 года выиграл бельгийский же экипаж на 412-м «Москвиче».

В том же 1971 году на ралли «Тур-Европы» состоялся спортивный дебют советской новинки — ВАЗ-2101. И первый блин не вышел комом — «копейка» заняла второе место в абсолюте, пропустив вперед Opel Kadett 1.9 Rally со 120-сильным мотором. К слову, 1,2-литровый мотор для ВАЗа готовили в Италии. «Москвич-412» в этом ралли приехал третьим, что, тем не менее, не помешало АЗЛК завоевать «Золотой кубок» за лучший результат команды из 4 экипажей, а серебряный оставить тольяттинцам. В том же 1971 году прошло ралли «Золотые пески» в Болгарии. Экипажи на 412-х «Москвичах» заняли 4, 6 и 7 места в абсолюте, пропустив вперед Renault Alpine, BMW 2002 и польский Fiat 125P. В 1972 году на этом ралли команда АЗЛК заняла 8, 10 и 11 места, впереди оказались уже Porsche-911 S, Ford Capri и Renault Gordini — собратья по соцлагерю не скупились на технику для своих команд. На пьедестал наши спортсмены взобрались в том же 1972 году — на ралли «Рейд Польский» выдающийся спортсмен Стасис Брундза на «Москвиче-412» со 107-сильным мотором занял третье место. Первое досталось Рафаэлю Пинто на Fiat 124 Abarth, а на втором оказался теперь легендарный, а тогда еще молодой Вальтер Рерль на Ford Capri RS с 2,8-литровым мотором.
В африканском ралли «Западное Сафари — Аргунгу» 1973 года «Москвичи» заняли 2, 3 и 5 места, обеспечив первое место в командном зачете, причем автомобили АЗЛК пришли к финишу без поломок, в то время как именитых производителей буквально разваливались на части. А на ралли «Тур Европы — 73» когорта «Жигулей» получила золотой и серебряный кубки командного зачета. На соревнованиях стран соцлагеря в том году АЗЛК и ВАЗ не выходили из первой десятки абсолюта и поднимались на пьедестал. Но на западноевропейских соревнованиях наметилась негативная тенденция — все чаще нашим спортсменам приходилось довольствоваться лишь призовыми местами в своих классах — до 1300 куб. см (ВАЗ) и до 1600 куб. см (АЗЛК), что соответствовало 20-30-ым местам в абсолютном зачете.

1974 год был ознаменован триумфом АЗЛК — Стасис Брундза занял первое место в ралли «Тур Европы-74», кроме того, второе, пятое и шестое места также заняла команда московского автозавода. Экипаж на ВАЗ-2101 обосновался на 4 месте. Среди трофеев АЗЛК оказались: командный приз, золотой и серебряные кубки, кубок короля Иордании, первое место в национальном зачете, первое место в заводском зачете и первое место в абсолютном личном зачете и своем классе. Машины Волжского автозавода заняли второе место.

В 1975 году в большой спорт пришла тольяттинская новинка — ВАЗ-2103. В итоговом зачете Кубка Дружбы соцстран, ставший к тому времени легендой Стасис Брундза, занял четвертое место в личном зачете, выступая на «412-м». Он же, пересев на «трешку», принял участие в знаменитом ралли «1000 озер». Его первое место в классе А2 (до 1600 куб. см) соответствовало 19-му в абсолюте — время триумфов уходило. 1976 год — единственный заметный успех — 6 место Брундзы в греческом ралли «Акрополис».

Что же случилось после 1976 года? Почему наши спортсмены фактически замкнулись в рамках соцлагеря и СССР? Почему шестое место Стасиса Брундзы в «Акрополисе» стало последним заметным достижением наших спортсменов? Ответ прост — наши машины перестали соответствовать требованиям времени. Дело в том, что в 1970-х наметилось изменение формы проведения ралли. До этого ралли представляли собой тысячекилометровые марафоны, сафари, рейды, где главную роль играла равномерность движения, показателем которой была средняя скорость, задаваемая организаторами, а также дорожные условия. Тогда во главу угла ставили надежность и выносливость конструкций. А в середине 1970-х маршруты стали укорачиваться, средние скорости росли, ралли стали проходить на закрытых трассах и состоять преимущественно из скоростных спецучастков. Таким образом, на первое место вышли управляемость, быстроходность, динамика — то, чем советские машины похвастаться не могли. В это время начался процесс смены поколений раллийной техники, в прошлое уходили конструкции, ведущие свое происхождение с начала 60-х годов.

Это должен знать каждый водитель:  Lada Vesta SW Cross — первое ТО

Четыре клапана на цилиндр, впрыск топлива, независимая задняя подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, реечное рулевое управление, широкое использование алюминия и стеклопластика — вот, что стало нормой для «ралликаров» тех лет. Мощность моторов Ford, Fiat, Talbot, Lancia и прочих спортивных гигантов составляла уже недосягаемые 200-280 л.с. А наши «Жигули» и «Москвичи» как были, так и остались «рабоче-крестьянскими лошадками» по своей сути. Других машин в Союзе не было и не планировалось — «Москвич-2140» принципиально ничем не отличался от «412-го», ВАЗ принципиально ничего нового, кроме очередного рестайлинга «классики» не производил. Выпустить 400 серийных машин класса «гран туризмо» в условиях социалистической экономики было затруднительно. Чтобы достойно выступать в группах А1 и А2 нужно было иметь серийный прототип со всеми вышеуказанными достижениями технического прогресса, что было еще труднее, поэтому вторая половина 1970-х прошла в «междоусобных» раллийных битвах между АЗЛК, ВАЗ, а также «ижевцами», без претензий на первенство в западных соревнованиях.

Они управляли «Москвичами»

Жорес Алферов, физик

Будущий лауреат Нобелевской премии по физике до 28 лет ездил по Москве на велосипеде, до 35-ти — на мотоцикле «Ява», а первый автомобиль — «Москвич-412» — приобрел в возрасте 39 лет, заняв деньги «у многих профессоров и завлабов». С этой машиной связан один забавный эпизод из жизни ученого. Однажды, опаздывая на встречу с президентом Академии Наук СССР Мстиславом Келдышем, Алферов превысил скорость и, подъехав к месту назначения, был оштрафован инспектором ГАИ, который все это время мчался за ним на такси. Кстати, когда сам физик в 1972 году стал членом-корреспондентом Академии, он почти сразу использовал право без очереди приобрести более комфортабельный автомобиль «Волга».

Алексей Баталов, актер

Одну из своих главных ролей — слесаря Георгия — Алексей Баталов сыграл в фильме «Москва слезам не верит», где другим ярким «персонажем» стал 400-й «Москвич». И хотя в фильме Гога с «ветерком» и музыкой прокатился на «Победе», сам актер был неравнодушен как раз к «М-400». А все потому, что такая же машина была первой в его водительской карьере.

Об истории появления этого автомобиля Баталову приходилось рассказывать, наверное, в каждом интервью. Он купил машину за деньги… Анны Ахматовой. Великая поэтесса, будучи подругой его матери, актрисы Нины Ольшевской, долго жила в их доме. Юный Алексей какое-то время даже считал ее бабушкой. «Когда я вернулся из армии, она мне дала деньги, чтобы я купил что-нибудь из одежды, — вспоминал актер в разговоре с корреспондентом «РГ».

— Но я купил не пиджак, а старый «Москвич» и пригнал под окна своего дома. Поднялся в квартиру, подошел к Анне Андреевне и говорю: «Я купил машину». Пауза. Потом она поворачивается ко мне и говорит: «По-моему, это великолепно». Ахматовой довелось поездить на этой машине в качестве пассажира — Баталов возил ее передавать посылки в тюрьму ее сыну Льву Гумилеву, а также в Царское село, где поэтесса провела детство.

Чуть позже Баталов пересел на более современный «М-407» «бело-зеленого цвета» и, судя по воспоминаниям кинорежиссера Дмитрия Светозарова, увлекся тюнингом. Наверное, у актера был самый «навороченный» в стране «Москвич» — с модными колпаками на колесах и солнцезащитными козырьками на стеклах, которые он покупал за границей. А еще в его 407-м было уникальное торпедо из красного дерева, вырезанное ему в декорационной мастерской на «Ленфильме». И все же любимым авто актер впоследствии называл «Волгу», позже полученную через Союз кинематографистов СССР.

Юрий Белов, актер

Знаменитый советский актер Юрий Белов сыграл немало блистательных ролей (например, в фильмах «Карнавальная ночь», «Королева бензоколонки» и «Девушка без адреса»), но карьеру прервал курс лечения в психиатрической больнице. По одной из версий, его упекли туда за неосторожную фразу о скором снятии тогдашнего руководителя советского государства Никиты Хрущева, сказанную за праздничным столом. По другой, Белова пытались избавить от навязчивых мыслей о самоубийстве. Как бы то ни было, после выписки от его услуг отказалось большинство крупных режиссеров. Ради заработка актеру пришлось подрабатывать частным извозом — на приобретенном в свое время «Москвиче» (по всей видимости, это был «М-402» или «М-407»). Позже, женившись на актрисе Светлане Швайко, Белов продал автомобиль и купил мотоцикл, на котором молодожены совершили романтическое путешествие на черноморское побережье.

Дмитрий Брекоткин, участник коллектива «Уральские пельмени»

Популярный КВНщик, которого современный телезритель знает по выступлениям в коллективе «Уральские пельмени» и рекламным роликам, в свое время попортил нервы многим водителям Екатеринбурга. «То, как я ездил на своем «Москвиче», я сейчас не повторю на автомобилях, где в четыре раза больше лошадиных сил. Как только на горизонте появляется машина, идущая в твоем направлении, ее надо обогнать, перегнать, догнать, оставить позади! И чтобы в зеркале заднего вида ее вообще не было видно. Сейчас это все ушло — я вожу гораздо безопаснее, чем раньше», — рассказал он однажды журналистам. У Брекоткина был «Москвич-412» оранжевого цвета — подержанный, но в отличном состоянии. Но при таком стиле вождения вовсе не удивительно, что уже через год на машине не было «живого места» — сплошные вмятины, царапины, сколы. Впрочем, сам артист с интересом занимался ремонтом автомобиля и, по собственному признанию, четырежды перебрал его «от винтика до винтика».

И все же в 2001 году Брекоткин пересел за руль иномарки, и с «Москвичом» пришло время распрощаться. Сделать это артист решил красиво, продав автомобиль с автографами всех участников команды КВН с аукциона в рамках одного из концертов Клуба веселых и находчивых. Однако через некоторое время на одном из уральских сайтов появилось фото со свалки старых автомобилей. Среди прочего автохлама, там оказался и оранжевый кузов ставшего знаменитым 412-го.

Юрий Гальцев, артист

Автомобилист по первой вузовской специальности (окончил автотракторный факультет Курганского машиностроительного института) и артист по призванию, Юрий Гальцев свою первую машину приобрел в конце 1980-х в Финляндии. Но это была вовсе не иномарка, а подержанный «Москвич-2140» ярко желтого цвета, в связи с чем все коллеги Гальцева в шутку называли этот автомобиль «подсолнухом». К слову, до иностранных моделей — Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser — дело позже дошло, но прежде артист покатался на вазовских «семерке» и «восьмерке».

Юрий Гейко, журналист

Пожалуй, наиболее известный отечественный автомобильный журналист стал владельцем одного из первых «Москвичей-2141» в 1986 году, когда они еще даже не вышли в серию. А все дело в том, что Юрий Гейко посвятил столичному автозаводу «десять самых потрясающих лет своей жизни: с 24-х до 33-х лет работал инженером-испытателем АЗЛК». В итоге «за особые заслуги» ему по льготной цене — около 9 тысяч рублей — выделили «41-й» цвета «Снежная королева».

«Ездить на нем по Москве было совершенно невозможно: «Слюшай, продай! Тридцать тысяч даю!” — кричали у светофоров и на любой остановке смуглые люди, — вспоминал позже Гейко в одной из своих книг. — Я друга не продал. Слишком он мне нравился. Загоняя его на дачу, ставил на зеленую травку и часами любовался им, его формами, его дизайном».

К слову, сам Гейко писал, что с легкой руки тогдашнего председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина облик давно планируемой «перспективной модели» АЗЛК было решено «позаимствовать» у нравившегося чиновнику авто Simca-Chrysler 1307. «В Европе было закуплено семь «Симок”, их перегнали на АЗЛК, разобрали, отпилили морды и задницы, приварили свои», — напомнил нехитрую историю «сорок первых» Юрий Гейко. Интересно, что на «М-2141» в 1989 году он совершил уникальное кругосветное автопутешествие по окрестностям 40-й параллели.

Алексей Глызин, певец

Удивительно, но факт: свою первую машину — светло-кофейный «Москвич-401» — Алексей Глызин купил вскладчину с друзьями-музыкантами, когда у него по молодости лет еще не было водительских прав. Катались на ней по очереди, но на шоссе машину выводил только тот из парней, у кого имелось заветное удостоверение. На этом ретромобиле — с огромными усилителями на багажнике — Глызин с коллегами проехали все Верхневолжье. Но большего «ветеран» не выдержал. Однажды во время прогулки по ночной Москве у него отвалился карданный вал. Ремонтировать его Глызин сотоварищи не стали.

Георгий Данелия, кинорежиссер

Известный кинорежиссер немало накатал на своем 402-м «Москвиче» морковного цвета. По крайней мере эту машину сам Георгий Данелия пару раз упомянул в своих книгах «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна!», отметив, что очень ею гордился. В частности, Данелия вспомнил, как однажды вместе с коллегами Игорем Таланкиным и Анатолием Ниточкиным они решили подыскать для съемок нужный вид в Подмосковье, но вместо пасторальных пейзажей нашли непролазную грязь. В итоге на путь истинный автомобиль режиссера вытаскивал трактор. Причем в качестве троса машинист использовал свежесорванные электрические провода.

Армен Джигарханян, актер

Знаменитый актер Армен Джигарханян начал водительскую карьеру с 21-й «Волги», но после переезда из Еревана в столицу приобрел 412-й «Москвич» и поездил на нем не только по дорогам СССР, но и Восточной Европы. Интересно, что в фильме «Гонщики» актер сыграл роль тренера спортивного экипажа «М-412», который и в самом деле был отличной гоночной машиной. Так, в 1968 году все четыре автомобиля этой марки успешно добрались до финиша сверхдлинного автомарафона Лондон — Сидней, преодолев 16 тысяч километров. А в 1970-м завод АЗЛК завоевал в командном зачете третье место на марафоне Лондон — Мехико, где дистанция была длиннее на 10 тысяч километров. Кстати, герой Джигарханяна в той самой производственной кинодраме произнес фразу, которая вполне могла бы стать девизом всех водителей «Москвичей»: «Не машина ломается у спортсмена, а спортсмен ломает машину!»

Юлия Друнина, поэтесса

Автомобилем «Москвич» владела знаменитая советская поэтесса Юлия Друнина, которую называют «последним романтиком ушедшей эпохи». Известно, что оставшись вдовой после смерти мужа, кинодраматурга Алексея Кеплера, и не вписавшись в реалии постперестроечной жизни, она покончила жизнь самоубийством. Случилось это в гараже, где поэтесса завела свою машину и вскоре задохнулась выхлопными газами.

Борис Ельцин, первый президент России

Сколько поездил на 41-м «Москвиче» первый президент России Борис Ельцин — точно неизвестно. Но, когда он стал председателем Верховного Совета РСФСР, он действительно пользовался этой машиной, предпочитая «М-2141» иномаркам и более комфортабельной «Волге», и подавая своеобразный пример коллегам-чиновникам. Как минимум один из них ему последовал — бывший мэр Москвы Юрий Лужков.

Интересно, что производители сувенирных масштабных моделей создали ограниченную серию изделий, которые обычно именуют «Москвич 2141 АЗЛК Ельцин ICV 105B». На одном из известных интернет-аукционов такой лот недавно выставили с начальной ценой около 9500 рублей.

Павел Кадочников, актер

Народный артист Советского Союза стал обладателем одного из первых «Москвичей-400», который вышел на улицы Ленинграда. Некоторые его биографы утверждают, что ездил он на нем аккуратно, но без прав. Даже если инспекторы и останавливали автомобиль Кадочникова, то признав в водителе популярного актера, сыгравшего в нескольких культовых послевоенных фильмах («Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке»), удостоверения не спрашивали. Интересно, что артисту довелось поездить на «Москвиче» и в кино. В картине «Большая семья» у него был один из немногих серийных кабриолетов «М-400-420А».

Евгений Киндинов, актер

Фильм-мюзикл «Романс о влюбленных» сделал актера Евгения Киндинова известным на весь Советский союз и позволил ему приобрести первый автомобиль — «Москвич». Правда, даже гонорара за главную роль артисту не хватило. Кинокритики утверждают, что половину нужной суммы Киндинову пришлось занимать. Зато позже, как он сам рассказывал «РГ», машина помогала ему зарабатывать. В какой-то момент в его работе наступил простой, и Киндинов, сев за руль «Москвича», некоторое время занимался частным извозом.

Савелий Крамаров, актер

Кажется, первый актер, которому довелось поиграть не только в советских, но и американских фильмах, на заре богатой карьеры приобрел подержанный «Москвич». Денег даже на старую машину 26-летнему молодому человеку не хватало, и он отправился занимать деньги по родственникам. Однако, как позже рассказал двоюродный брат Крамарова, Виктор Волчек, практически все нашли повод отказать Савелию. Дескать, какой из тебя артист, если ты просто снялся дуриком в одном фильме?! «Больше тебя никто не возьмет. Научись сначала зарабатывать, а потом о машине думай!»

Брат как раз и выручил — он полгода отдавал Крамарову стипендию, получаемую в техникуме. К слову, долги Савелий вернул довольно быстро, поскольку в начале 1960-х был очень востребован в эпизодических ролях. Впрочем, когда у актера действительно «завелись» деньги, он потратил их на Volkswagen, которым прежде пользовался кто-то из высокопоставленных дипломатов.

Андрей Миронов, актер

«Москвич» стал первым автомобилем Андрея Миронова. О его покупке до сих пор вспоминают современники знаменитого актера, который в те годы только начал свою карьеру. Когда мечтавший о собственной машине Миронов обратился с просьбой к отцу, актеру Александру Менакеру, тот посетовал на нехватку средств и предложил Андрею заработать нужную сумму самостоятельно. Тому ничего не оставалось, как попросить деньги взаймы у друга семьи, художника Александрова. И лишь когда Миронов, приложив силы, рассчитался с приятелем за «Москвич», выяснилось: долг актер взял, по сути, у своих же родителей, которые таким образом научили его самостоятельности и ответственности.

Это должен знать каждый водитель:  Выносимая легкость бытия тест-драйв Skoda S100

Вячеслав Тихонов, актер

Конечно, Вячеслава Тихонова после его блестящей роли Штирлица в культовом советском сериале «Семнадцать мгновений весны», легче всего представить за рулем автомобиля Mercedes-Benz 230. Однако в жизни самого актера были совсем другие машины, началось же все с «Москвича-407». Когда у Тихонова подошла очередь на приобретение этой машины, оказалось, что нужной суммы он еще не накопил, несмотря на недавно сыгранные роли тракториста Морозова в фильме «Дело было в Пенькове» и мичмана Панина. Занимать деньги актер не стал, а попросил выплатить ему авансом весь гонорар за игру в картине «Две жизни». Впрочем, сам Тихонов на 407-м особо не покатался. Он подарил его отцу, который в свое время мечтал, чтобы сын заработал своим талантом какие-то средства и приобрел им один мотоцикл на двоих для поездок на рыбалку. Разумеется, на «Москвиче» такие совместные путешествия были намного комфортнее.

Валерий Харламов, хоккеист

Вся жизнь знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова связана с автомобилями. По одной из легенд, он родился в машине по дороге в роддом, в 1976 году попал в страшную аварию, которая едва не прервала его карьеру на взлете, а в 1981-м погиб в ДТП, будучи пассажиром. Но в первую аварию он попал на 412-м «Москвиче». Его не менее знаменитый партнер Александр Мальцев вспоминал, что на одной из их встреч заметил на бампере только что купленного автомобиля вмятину. Харламов особой печали по этому поводу не выказал, но все-таки попросил друга «прикрыть» его, чтобы не огорчать маму молодого хоккеиста. Они договорились, что пока Валерий договорится о ремонте машины, она постоит во дворе Мальцева, дескать, тот взял ее покатать девушку. В качестве шуточного магарыча Александр потребовал у друга «бокал шампанского и мороженое».

Виктор Цой, певец

О «Москвиче» Виктора Цоя многие узнали после гибели певца в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года. В составленном инспекторами протоколе, данные которого быстро распространились в СМИ, были указаны и марка автомобиля («М-2141»), и цвет (темно-синий), и даже госномер (Я 6832 ММ). Понятно, что многочисленные поклонники таланта Цоя предпочли бы никогда не узнать эти подробности, но факт остается фактом: музыкант, разогнав машину на трассе до 130 километров в час, заснул за рулем и допустил столкновение с автобусом.

Интересно, что у Цоя был совсем небольшой водительский опыт — около 3,5 тысяч километров. «Москвич», приобретенный им незадолго до трагедии, по словам продюсера Иосифа Пригожина, был первым автомобилем певца. Впрочем, погордиться приобретением Цой наверняка успел — все-таки приобрести новомодную машину, которая только сошла с конвейера, в тот год еще было непросто. Участвовать в сделке пришлось продюсеру группы «Кино» Юрию Айзеншпису, который лично привез на завод 32,5 тысячи рублей. Кто же тогда знал, чем все закончится.

Алан Чумак, ведущий популярных телесеансов терапии

Знаменитый экстрасенс (некоторые добавляют к этому слову приставку «псевдо») в конце 1980-х собирал многомиллионную аудиторию, жаждавшую исцелиться от всех болезней с помощью «заряженной» перед экраном телевизора воды, а теперь перебрался в интернет-пространство и готов предложить за тысячу-другую какую-нибудь «панацею», вроде собственной фотографии. Между тем путь звезды советского телевидения начинался весьма скромно — с работы спортивным тележурналистом, закадровым редактором и газетным репортером. Первой машиной Алана Чумака стал списанный из таксопарка «Москвич-408». Их в столице начали использовать для перевозок пассажиров в конце 1950-х вместо знаменитых «Побед», но спустя десятилетие стали менять на гораздо более комфортабельные 21-е «Волги». Судя по отзывам самого Чумака, машина ему досталась крепкая — он катался на ней еще довольно долго, пока не сменил на подержанный Mercedes. С тех пор в его гараже были только иномарки.

Владимир Шахрин, музыкант

«Москвич-401″ я помню столько же, сколько помню себя», — написал лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин в собственной статье на портале cars.ru о своей первой машине, дедушкином «Москвиче» 1954 года выпуска. Этот автомобиль, прежде чем попасть в руки музыканта, успел поработать в свердловской «скорой помощи», но благодаря бережному отношению и уходу деда всегда выглядел как новый. Надо думать, Шахрин-старший был сильно разочарован, когда его внук, впервые выезжая на 401-м из гаража, сразу же зацепил ворота и помял бок.

«А еще все три года, что я катался на «Москвиче», у меня не было прав, — признался певец. — Но особых проблем не возникало. Знакомые инспекторы на просьбу помочь сделать права отвечали, что останавливать меня — все равно что останавливать велосипедиста: уж больно машина несовременная». Примерно в том же духе высказались и друзья Владимира Шахрина по джип-клубу, когда он подкатил к его дверям на своем «старичке». В итоге уже в следующий раз музыкант приехал на подаренном Mitsubishi Pajero, а «Москвич» стоит в дачном гараже и ждет реставрации. «Обязательно сделаю это, как только найду время», — пообещал певец.

Кроме того, автомобили «Москвич», по разным данным, были у режиссера Леонида Гайдая («М-407»), актеров Александра Абдулова («М-2141»), Кирилла Лаврова, Татьяны Самойловой («М-406»), Виктора Соловьева («М-401»), Олега Янковского («М-2141»), певцов Жанны Агузаровой («М-2141»), Андрея Макаревича («М-2141»), Ольги Орловой («М-2141») и Михаила Шуфутинского («М-408»), артиста оперетты Григория Ярона («М-402»), писателей Юрия Дружникова и Александра Курляндского, художника Владимира Любарова, летчика-испытателя Владимира Ильюшина («М-400»).

Некоторые поклонники «Москвичей» утверждают, что автомобиль этой марки был и у киноактера Анатолия Папанова. В качестве доказательства обычно предъявляют черно-белый фотоснимок звезды советского экрана, опирающегося на крыло машины. На ее радиаторной решетке едва заметна эмблема автозавода АЗЛК, и, судя по всему, это «М-407». Однако, по всей видимости, кадр сделан во время съемок фильма «Зеленый огонек». Его главные герои, таксисты (одного из них играл Папанов), передвигались как раз на таких машинах. Но Папанов и в самом деле был заядлым автолюбителем. Его дочь, актриса Елена Ермолова вспоминала, что отец начал со списанной из воинской части «Победы», затем водил 21-ю «Волгу», потом 24-ю и «Жигули».

Автомобиль Москвич-412

Москвич-412 – это советский автомобиль, выпускавшийся на Московском заводе МЗМА, позже измененным на АЗЛК. Впервые с конвейера, Москвич сошел в 1967 году и выпускался до 1977 года. За основу 412-ой модели, инженеры взяли «младшего брата» — Москвич-408.

Больших изменений во внешнем виде не наблюдалось, это был просто рестайлинг 408-ой версии. В техническом плане, новинка, сделала уверенный шаг, для своего времени. Свою популярность, Москвич приобрел, принимая участие в марафонах Лондон-Сидней, протяженностью 16 000 км и Лондон-Мехико, длиной в 26 000 км. Весь модельный ряд Москвич.

В последнем из них, пусть пролегал по высокогорным дорогам, высота которых доходила до 5 000 км. На такой высоте, как известно очень мало кислорода, и поэтому из 82-ух лошадиных сил, двигатель мог выдавать только около 20-ти.

Серьезное испытание для автомобиля. В командном зачете, в первом марафоне, Москвич занял четвертое место, а в Лондон-Мехико – третье. Это и послужило хорошей рекламой автомобиля, и предоставили возможность экспортировать машину за рубежом.

Внешний вид

До 1969 года машина поставлялась с круглыми передними фарами и решеткой радиатора от своего предшественника, но при этом имела новый задний вид, на котором горизонтально располагались фонари, а сверху их находился треугольный габарит.

Впоследствии модернизации, Москвич-412 приобрел новые, прямоугольные передние фары, производившиеся в ГДР. Все выпускаемы машины в Московской области, имели хромированные ручки дверей, с круглой кнопкой, для их открытия.

Машина получила обновленный кузов, удовлетворявший условия безопасности тех времен и выглядел более современно. Впоследствии на бамперах появились клыки, служащие частью пассивной безопасности. Спустя время, автомобиль претерпевал прочие изменения и улучшения.

Интерьер

С новым обновлением, салон модели укомплектовывался ремнями безопасности. Более того, машина имела складывающуюся, телескопичной формы рулевую колонку, а она в свою очередь заметно снижала последствия ДТП. Обшивка панели и передних стоек кузова стала более мягкой.

В отличие от более старших моделей Москвича, рычаг переключения коробки передач, находился не под рулем, а на трансмиссионном тоннеле. Если брать в сравнении салон ВАЗ 2101, то у 412-ого он немного уже, чем у конкурента. От прошлых моделей: 401-ой и 407-ой, 412-ый различался отдельными передними сидениями.

И теперь мог вместить довольно свободно пять пассажиров. Багажник располагал собой 350 литров, и стоял на одной ступеньке с багажным отделением Жигулей.

Технические характеристики

Под капотом Москвича-412, расположился новый двигатель УЗАМ. Его объем составлял 1,5 литра и развивал мощность 75 л.с. Двигатель, блок, клапанная крышка и картер выполнены из алюминия. Особенность силового агрегата состояла в том, что блок цилиндров был наклонен вправо по ходу движения.

Благодаря этому, инженеры добились более компактности мотора и снизили центр тяжести авто. Синхронизирован двигатель с четырех ступенчатой механической КПП. Спереди стоит независимая подвеска, а сзади зависимая – рессорная, позволяющая перевозить грузы. На передних и на задних колесах, установлены барабанные тормоза, оснащенные вакуумным усилителем.

Новенький силовой агрегат УЗАМ – 412 – был настоящим достоинством Москвича. В том, что многие детали были произведены из алюминия, были и свои минусы. Например, картер, который был выполнен из алюминия, стал очень уязвимым к пробитию, исходя из этого, установка защиты на 412-ый Москвич будет явно нелишней. В блок из алюминия были внедрены гильзы из чугуна, следовательно, этот мотор для кап-ремонта не требует растачивания, вполне хватит заменить гильзы.

К необычности мотора УЗАМ – 412 следует отнести и то, что он обладал полусферической формой камеры сгорания и то, что впускные и выпускные клапана находятся напротив друг друга, а не рядышком, как на ВАЗах.

Подобное нахождение клапанов дает возможность улучшить продувку всей камере сгорания. Применение похожей схемы можно увидеть и сегодня на двигателях американской сборки HEMI, которые устанавливаются на машины компании Chrysler.

Не будет лишним напомнить, что наилучшая машина в Европе 1967-го года – это FIAT 124, которая развивала мощность в 60 конские силы. Мотор БМВ 1500 достигал мощности – 75 лошадей, аналогичным был и мотор Москвич, однако крутящий момент у немца был все-таки выше – 118 против 108 Н/М.

Но ложка дегтя все же присутствует в моторе УЗАМ. Вследствие чересчур длинной фазы открытия клапанов, силовой агрегат склонен к детонации. Для примера, у ВАЗ 2101 фаза открытия составляет 232 градуса, а у Москвича – 282. Получается, что Жигули более приемист, нежели Московский автомобиль.

Исходя из паспортных данных, новенький Москвич 412 достигал первой сотни километров за 19 секунд, а его предельная скорость равнялась 142 км. Отличает Москвич от ВАЗ еще и установкой на передние колеса барабанных тормозов, в то время как у ВАЗа стояли уже дисковые.

Однако еще в те времена, Московский автомобиль оснащался вакуумным усилителем тормозов. Со скорости 100 км/ч, 412-ому, чтобы остановиться необходимо на сухом асфальте 43.2 метра.

Говоря о коробке передач, то она также уступает Жигулевской. Касательно задней подвески – она имеет так же рессоры, как и предшественник 408-ой, что облегчает перевозку грузов, однако с другой стороны это обуславливает перегрузку, от каких страдают большинство Москвичей.

Мотор 412-ого Москвича поставлялся вместе с 2-ух камерным карбюратором и восемью клапанным механизмом SOHS с V-образным расположением клапанов. По паспорту расход топлива в городе равнялся 10.3 литра на 100 км, а по трассе 7.4. За основу было взято шасси с задним приводом, на какое взгромоздили кузов и сам собственно мотор.

Двигатель

Над мотором, который устанавливали в седан Москвича, работал Игорь Иванович Окунев. Если заглянуть в сам силовой агрегат, можно заметить современные для того года (1967) конструкции: распределительный вал, какой уже находился не внизу, а наверху – его приводила в движение пластинчатая цепь Морзе с натяжителем-звездочкой. Подобной схеме следовали большинство мировых фирм, таких как Хонда и прочие.

До прихода марки автомобиля ВАЗ-2108, наши спортсмены выбирали как раз Москвич, так как моторы подразделения 1500 можно было без особых трудностей форсировать, и они обладали хорошей отдачей по мощности. Напоследок производства, на платформе силового агрегата УЗАМ – 412, были выпущены вариации в серийном исполнении, рабочий объем который равнялся 1.7, 1.8 и 2.0 литра. Они устанавливались на машину Москвич 2141 «Святогор», но не приобрели широкой популяризации.

Стоит упомянуть, что как раз с помощью производства, которые проводила МЗМА на машины Жигули были установлены верхние распределительные валы. Сцепление обладало усиленным, с применением пружины диафрагменного вида (новшество в области автомобилестроения), производилось по лицензии иностранной компании. Коробка переключения скоростей имела усовершенствованный вариант той, что уже производилась. На ней все переключения были синхронизированными.

Технические характеристики

Двигатель Тип двигателя
Объем двигателя
Мощность Коробка передач
Разно до 100км/час, с. Максимальная скорость км/ч
УЗАМ-412 Бензин 1480 см³ 75 л.с. Механическая 4ст. 19 140
Это должен знать каждый водитель:  Ford Expedition II Сила инстинкта

Модификации

  • 412 стандартный седан;
  • 412И (до 1969-ого года) – произведена в спец-исполнении, которое могло соответствовать европейскому стандарту безопасности;
  • 412ИЭ все московские автомобили, выпуск каких берет свое начало от 1969-ого года, обладали литерами ИЭ, ибо новенький кузов сначала мог отвечать европейскому стандарту безопасности и теоретично мог идти на экспорт;
  • 412К – комплект машины для производства за границей;
  • 412М – автомобиль для медицинских услуг;
  • 412П – праворульная модель, рычаг для переключения передач лишь напольный;
  • 412Т – модель для такси (популяризации так и не приобрела);
  • 412У – учебный вариант, со встроенными добавочными педалями и цветографической разметкой;
  • 412Э – экспортная вариация;
  • 412Ю – модель для тропических мест;
  • 427 базовая версия универсала. Производилась с 1967-х годов. Обладала таким же кузовом, как и 426-ой, однако рознились они моторами. 427-ая Московская модель обладала агрегатом от 412-ого, а 426-ой, от Москвич – 408;
  • 434П фургонная версия. Та же, что и 434-ый, однако с правым расположением рулевого колеса. Предназначался автомобиль для государств с левосторонним движением машин. Более того, некоторые авто Москвич 434П были внедрены в почтовую службу СССР и ими пользовались, вынимая письма из ящиков. Еще брали для экспедирования в почтовых учреждениях;
  • 412Р модели, созданные для спортивных целей с моторами, которые были форсированы и с парой карбюраторов Weber-40DCOe и «двух-вальными» головками блока цилиндров. Их объем составлял 1.5, 1.6, 1,8 литра, а мощность развивали от 99 до 140 конских силы. Маши была сконструирована инженерами МЗМА для установки всесоюзных рекордов по скорости. Донором был как раз 412-ый, от какого был оставлен в принципе, только кузов. Внутри он потерял весь интерьер, а осталось только рулевое колесо и сидение. Весил «пустой» автомобиль около 980 кг. У 412Р убрали внешнее оперение, с целью снизить сопротивление воздуха. Базовый бензобак располагал собой 125-тью литрами. Более того устанавливались 13-ти дюймовые колесные диски, выполненные из магния.

Комплектации и цены

Приобрести такой, уже раритетный автомобиль б/у можно до 1 500$, что намного дешевле, чем Жигули. Ожидать хорошего качества от него, будет неразумно, ведь ему уже много лет.

Плюсы и минусы

  • Достаточно приятный и стильный внешний вид для своих годов;
  • Неплохая посадка на передних креслах;
  • Вполне приемлемая обзорность;
  • Для умеренной езды, удовлетворительная динамичность и скорость;
  • Неплохая проходимость;
  • Вместительное багажное отделение;
  • Прочные и выносливые качества;
  • Недорогие запчасти и простота их замены.
  • Возраст;
  • Барабанные тормоза на всех колонках;
  • Требует уделять машине слишком много свободного времени;
  • Трудности запуска силового агрегата зимой;
  • Узковатая колея, автомобиль может легко перевернуться;
  • Расход горючего;
  • Тяжело отыскать качественные детали;
  • Шумная и всегда текущая коробка переключения передач;
  • Безопасность;
  • Шумная;
  • Жестковатая подвеска.

Подводим итоги

На время выпуска, Москвич-412 был довольно удачной новинкой. К преимуществам можно отнести мощный двигатель, хорошую проходимость, простоту в обслуживании и эксплуатации. К недостаткам можно отнести, недоработанная КПП, большое потребление топлива, непривлекательный внешний и внутренний вид.

Интересные факты о легендарном «Москвиче»

А 80 лет спустя, к 2020 году, легендарный завод прекратил свое существование, причем по странному стечению обстоятельств, практически не осталось ни артефактов, ни документации о предприятии, история которого могла бы быть крайне интересна миллионам наших соотечественников…

В день рождения некогда уникального автомобильного производства представляем вам любопытные факты и фотографии знаменитых «Москвичей».

1. «Завод малолитражных автомобилей».

История основания и существования МЗМА (с 1990-х — ОАО «Москвич») — безусловно, насыщенна и необычна, особенно в сравнении с историей небезызвестного АвтоВАЗ-а. Начнём с 1930 года, в конце которого постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» — КИМ.

2. В те времена на предприятии собирались автомобили FORD (на фото выше), и, так как технология имелась уже в готовом виде, советские конструкторы в первые годы создания автомобилей на заводе задействованы не были.

Самостоятельное развитие завода началось с Великой Отечественной Войной, настроив его работу на военные нужды. После победы в 1945 году из Германии было вывезено множество машиностроительных агрегатов Opel, началось производство Opel Kadett образца 1938 года, а завод получил название МЗМА.

После освоения выпуска Opel Kadett на его основе был разработан Москвич-401.

Впервые решение о производстве легкого автомобиля под названием «Москвич-401» было принято в 1953 году, одновременно с активным развитием направления «Волги» и популярной «Победы». Москвич — это одно из ярчайших событий МЗМА, которое в какой-то степени стало предзнаменованием хрущевской оттепели. 401-я модель Москвича была полным прототипом «Опеля — Кадет», модель выглядело довольно старо, поскольку за основание взяли Опель еще довоенного выпуска. Производство носило серийный характер, однако широко стали применяться самостоятельные конструкторские решения сотрудников завода.

«Покупайте в личное пользование Москвич с кузовом кабриолет!» — призывала реклама тех лет.

В 1955 году на конвейер был пущен «Москвич-402», который был намного современнее и комфортабельнее своего 401-го предшественника. Объем двигателя 1,2 литра при поднятой мощности с 26-ти до 35-ти л.с. 402-я модель Москвича была впервые серьезно испытана, и тогда считалась хорошей машиной с приличными техническими показателями. Кстати, испытания автомобилей проходили в том числе и в трудных условиях — болота, холмы, бездорожье…

Завод расцветал и набирал обороты. Через несколько лет МЗМА стал выпускать и спортивные автомобили полностью собственной разработки, которые участвовали в практически первых советских автогонках такого уровня.

Сложно поверить, но на фото вы видите спортивный автомобиль производства МЗМА под названием “Салют”! Такие машины создавались в 1950 году, а через целых 60 лет, благодаря чьей-то «грамотной» политике, мы производим «Лады Калины»…

Тогда сотрудники завода пользовались всеобщим уважением, и даже ездили в командировки за границу, получая там необходимый опыт и знания.

Культурной жизни строителей советского автопрома тоже уделялось внимание, вот например, посредством музыкального ансамбля.

На фото запечатлено так называемое “коммерческое шасси”, на которое можно было установить и будку, и грузовой кузов.

На том этапе разрабатывалось семейство двигателей 406 с объемом 1,1-1,5 литра. В итоге в 1958 году, после сравнительно небольшого перерыва, история Москвича продолжается развиваться выпуском в серийное производство «Москвича-407». Новый двигатель, четырехступенчатая коробка передач были лучшим творением за годы работы производства, а в 1960 году был поставлен и новый задний мост. В начале 60х годов МЗМА продолжил модернизацию уже имеющихся моделей. Например, выпуском усовершенствованного универсала «Москвич-423», а также выпуском фургона «Москвич-430», последний был просто невероятно популярен.

Москвич-408 «Турист» (1964)

Ассортимент МЗМА был действительно впечатляющим: «Москвич-415», например, сочетал в себе свойства других моделей данного легкого автомобиля будучи настоящим вседорожником! Восьмиместный автомобиль с деталями Волги создал впервые прообраз мини-джипа. После выпуска автомобиль еще дорабатывали, но к сожалению, на заре 60х гг. производство проекта пришлось свернуть из-за нехватки средств, зато в 1968 году завод в очередной раз был переименован — МЗМА стал Автомобильным заводом имени Ленинского Комсомола — АЗЛК.

Настоящим хитом на рынке стал сильный «Москвич-412», с невиданной для того времени мощностью в целых 75 л.с.

Почетным призом в виде 412-го Москвича награждали победителей Олимпиад и прочих соревнований. Ко всему прочему, это был единственный Москвич, который участвовал в престижных международных ралли и даже доходил до финиша! Ну, и конечно же этим автомобилем гордились в равной степени и его счастливые (но немногочисленные) владельцы, и в целом отечественная автомобильная промышленность, которая пыталась сопротивляться эпохе «застоя», охватившей СССР в 1970-е годы.

Как известно, в последующие десятилетия с производителем знаменитых «Москвичей» стали происходить не самые лучшие изменения, которые в результате привели предприятие к печальному финалу.

Читайте также:

Эта девушка выглядит красивой, если не знать, что она — сын президента Аргентины

Почему с возрастом растет живот

Готовы на все: как люди врут ради секса

20+ фотографий, которые не найдешь даже в самой полной энциклопедии

Легендарные «Москвичи». Самые знаменитые модели завода АЗЛК

85 лет назад, 6 ноября 1930 года, начал работу Московский автосборочный завод имени КИМ. Позже он носил разные названия: Московский завод малолитражных автомобилей ( МЗМА), Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), ОАО «Москвич» и выпускал автомобили марок «КИМ» и «Москвич». В 2001 году завод был остановлен, а в 2020 – ликвидирован.

АиФ.ru вспомнил культовые модели производившихся на нем автомобилей.

Интересные факты о легендарном «Москвиче»

В 1930 году в Москве был основан Московский завод малолитражных автомобилей. А 80 лет спустя, к 2020 году, легендарный завод прекратил свое существование, причем по странному стечению обстоятельств, практически не осталось ни артефактов, ни документации о предприятии, история которого могла бы быть крайне интересна миллионам наших соотечественников…
В день рождения некогда уникального автомобильного производства представляем вам любопытные факты и фотографии знаменитых «Москвичей».

«Завод малолитражных автомобилей».
История основания и существования МЗМА (с 1990-х – ОАО «Москвич») — безусловно, насыщенна и необычна, особенно в сравнении с историей небезызвестного АвтоВАЗ–а. Начнём с 1930 года, в конце которого постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» — КИМ.

В те времена на предприятии собирались автомобили FORD (на фото выше), и, так как технология имелась уже в готовом виде, советские конструкторы в первые годы создания автомобилей на заводе задействованы не были.

Самостоятельное развитие завода началось с Великой Отечественной Войной, настроив его работу на военные нужды. После победы в 1945 году из Германии было вывезено множество машиностроительных агрегатов Opel, началось производство Opel Kadett образца 1938 года, а завод получил название МЗМА.

После освоения выпуска Opel Kadett на его основе был разработан Москвич–401.
Впервые решение о производстве легкого автомобиля под названием «Москвич-401» было принято в 1953 году, одновременно с активным развитием направления «Волги» и популярной «Победы». Москвич – это одно из ярчайших событий МЗМА, которое в какой-то степени стало предзнаменованием хрущевской оттепели. 401-я модель Москвича была полным прототипом «Опеля – Кадет», модель выглядела довольно старо, поскольку за основание взяли Опель еще довоенного выпуска. Производство носило серийный характер, однако широко стали применяться самостоятельные конструкторские решения сотрудников завода.

«Покупайте в личное пользование Москвич с кузовом кабриолет!» – призывала реклама тех лет.

В 1955 году на конвейер был пущен «Москвич-402», который был намного современнее и комфортабельнее своего 401-го предшественника. Объем двигателя 1,2 литра при поднятой мощности с 26-ти до 35-ти л.с. 402-я модель Москвича была впервые серьезно испытана, и тогда считалась хорошей машиной с приличными техническими показателями. Кстати, испытания автомобилей проходили в том числе и в трудных условиях — болота, холмы, бездорожье…
Завод расцветал и набирал обороты. Через несколько лет МЗМА стал выпускать и спортивные автомобили полностью собственной разработки, которые участвовали в практически первых советских автогонках такого уровня.

Сложно поверить, но на фото вы видите спортивный автомобиль производства МЗМА под названием “Салют”! Такие машины создавались в 1950 году, а через целых 60 лет, благодаря чьей-то «грамотной» политике, мы производим «Лады Калины»…

Тогда сотрудники завода пользовались всеобщим уважением, и даже ездили в командировки за границу, получая там необходимый опыт и знания.

Культурной жизни строителей советского автопрома тоже уделялось внимание, вот например, посредством музыкального ансамбля.

На фото запечатлено так называемое “коммерческое шасси”, на которое можно было установить и будку, и грузовой кузов.

На том этапе разрабатывалось семейство двигателей 406 с объемом 1,1-1,5 литра. В итоге в 1958 году, после сравнительно небольшого перерыва, история Москвича продолжается развиваться выпуском в серийное производство «Москвича-407». Новый двигатель, четырехступенчатая коробка передач были лучшим творением за годы работы производства, а в 1960 году был поставлен и новый задний мост. В начале 60х годов МЗМА продолжил модернизацию уже имеющихся моделей. Например, выпуском усовершенствованного универсала «Москвич-423», а также выпуском фургона «Москвич-430», последний был просто невероятно популярен.

Москвич-408 «Турист» (1964)

Ассортимент МЗМА был действительно впечатляющим: «Москвич-415», например, сочетал в себе свойства других моделей данного легкого автомобиля будучи настоящим вседорожником! Восьмиместный автомобиль с деталями Волги создал впервые прообраз мини-джипа. После выпуска автомобиль еще дорабатывали, но к сожалению, на заре 60х гг. производство проекта пришлось свернуть из-за нехватки средств, зато в 1968 году завод в очередной раз был переименован – МЗМА стал Автомобильным заводом имени Ленинского Комсомола — АЗЛК.

Настоящим хитом на рынке стал сильный «Москвич-412», с невиданной для того времени мощностью в целых 75 л.с.
Почетным призом в виде 412-го Москвича награждали победителей Олимпиад и прочих соревнований. Ко всему прочему, это был единственный Москвич, который участвовал в престижных международных ралли и даже доходил до финиша! Ну, и конечно же этим автомобилем гордились в равной степени и его счастливые (но немногочисленные) владельцы, и в целом отечественная автомобильная промышленность, которая пыталась сопротивляться эпохе «застоя», охватившей СССР в 1970-е годы.
Как известно, в последующие десятилетия с производителем знаменитых «Москвичей» стали происходить не самые лучшие изменения, которые в результате привели предприятие к печальному финалу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: