4 причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Содержание

Почему женщины-водители так агрессивны к новичкам за рулем (см.)?

Столкнулась с тем, что мужчины-водители в целом добрее женщин. Большинство из них готовы помочь начинающему водителю, женщины, напротив, очень агрессивно себя ведут на дорогах. Выскакивают из машины стучат по стеклу, начинают кричать и грубить в случае ошибок водителя-новичка. С чем это связано?

Не факт, что все женщины за рулем агрессивны к новичкам. Лично я если и агрессивна, то только по отношению к тем, кто агрессивен ко мне. Для начала нужно четко понимать что среди женщин за рулем именно водителей единицы. Остальные НАЕЗДНИЦЫ. Не в сексуальном смысле, а в бытовом. Наездницы своего экипажа, которым пытаются управлять в меру своих представлений. А эти представления часто переносятся из жизни. Что в очереди, что на базаре, что в споре со сварливыми соседями, методы те же. Я Вас очень прошу, для себя разделять людей на водителей и наездников. ЭТО ВАЖНО! Помните СССР? В те годы в скорую, пожарную, на автобус, и даже в такси, НЕ МОГ устроиться человек, если он не:

  1. Отслужил в Советской армии, и как следствие мужчина.
  2. Не имеющий статус водителя 1 класса. Т.е. 15 лет опыта, практического.

Все это как минимум. Вот эти люди и были ВОДИТЕЛЯМИ.

У меня вся семья дальнобойщики. И они далеки от мысли называть гламурок за рулем водителями. Отец называет их «тело». Муж еще более категоричен, и называет их «организм». Этим многое сказано.

Теперь по теме, после необходимого вступления. Всякая моська, которая лает, не важно на что, хоть на слона, хоть на столб фонарный, желает высказать свою причастность к великой касте. В нашем случае — касте водителей. Если «тачка» у моськи подороже, следует ждать от нее более ретивых выпадов. Ибо ничто не поднимает свой авторитет в собственных же глазах, как наличие дорогой машины и благодарного зрителя. Моська не будет лаять на Вас на скорости 120 км/ч. Она проявит себя на светофоре, или в пробке. Т.е. там, где Вы не исчезните в секунды, и есть кому выпад оценить. Это театр. Часто театр одного актера. Правда репертуарчик отстойный. Но то издержки, ибо в 98% случаев актерушка импровизирует. Дайте ей доиграть. Среди невольных зрителей, кто смотрит шоу не покупая билета, достаточно адекватных людей. Они понимают, что дорога это суровое место, и что ставка на ней жизнь. Пускай деточка разыгрывает трагедию. Лишь бы не вошла во вкус и не разыграла в реале, с привлечением в массовку тех, кто не мечтал об этом.

Венгр [180K], кстати, в чем то прав. Отчасти причина лежит в привычке вести себя капризно. Женщины эмоциональны, и капризы тут важная составляющая. Часто капризы и такое поведение, это следствие неспособности оценивать обстановку. Почему женщины за рулем считаются хуже мужчин? Этому есть несколько причин:

  1. Женщин за рулем меньше. Любой, кто видит машину, но не видит водителя, подсознательно ждет от него «мужского поведения». И если ожидания не оправдываются, делает вывод о примате со взрывным устройством.
  2. При обучении вождению женщин, подход к обучению должен отличаться от того, что допустим с мужчинами. У женщины более развито периферийное зрение, а у мужчины туннельное. Мужчине легче смотреть вдаль, и видеть там все, нежели перед носом. Женщина же видит часто окружающую обстановку лучше, чем смотрит на перед. При обучении программы должны быть скорректированны соответствующим образом. Мой инструктор по вождению это знал, о чем и говорил неоднократно. Однако, таких как он, единицы. Спрашивала у коллеги по бывшей работе, которая не так давно получила права. Что за инструктор? — «Ну, парень, 23 года. » Вот какой из него инструктор? Сам за рулем только 5 лет. И автошколы набирают таких, не смотря на очевидные факты. У него у самого еще гормоны играют вперемешку с детством. Чему он может научить? Где опыт, расчет и хладнокровие? Вот и выходят от него такие, которые потом устраивают светопреставление на дорогах. Мало того, что они сами такие, так их еще и так научили. Эмоциональный «инструктор» обучал женщину, которая сама по себе эмоциональна. Как итог, имеем таких вот агрессивных дам за рулем, о которых Вы пишите.

4 причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Подрезают (будем честны) иногда все… Превышают скорость — все… Проскакивают на оранжевый многие… Не соблюдают требования знаков — тоже… При этом все знают, что агрессивное вождение опасно, но мы продолжаем «геройствовать». Что толкает нас на подобные «подвиги»? Есть четыре наиболее распространенные причины. Проверьте, нет ли среди них той, что провоцирует на безрассудство и вас.

Защищаю свою территорию

Ученые доказали, что одни из самых агрессивных водителей — мужчины с предельно выраженными маскулинными чертами. А чаще всего рискуют на дороге импульсивные, склонные к вспышкам гнева люди. При этом их поведение нередко провоцирует несчастные случаи.

Интересно, что некоторые автовладельцы воспринимают машину как продолжение себя, а занимаемое ею на дороге пространство — как свою территорию, которую надо контролировать и защищать. И поэтому, когда таких водителей подрезают, это воспринимается ими как личное оскорбление и предсказуемо вызывает агрессию, полагают канадские и американские психологи.

И здесь уже встает вопрос о границах. Где заканчивается личное пространство одного человека и начинается территория другого? Некоторые люди вынуждены искать ответ всю жизнь. Поэтому они постоянно пытаются почувствовать эту грань — и агрессивное вождение, среди прочих приемов, приходит на помощь. Чтобы быстро получить обратную связь, достаточно резко перестроиться, включив поворотник секундой раньше, и услышать ответный сигнал возмущенного водителя, оставленного позади.

Борюсь со страхом

Ежедневно участниками движения оказываются новые водители, и большинство из них волнуется, некоторые вовсе пребывают на грани паники. Но так или иначе вождение автомобиля более-менее благополучно осваивают многие.

Постепенно нужные навыки автоматизируются, ключевые маршруты запоминаются, и новички начинают внимательнее следить за ситуацией на дороге, а значит быстрее и лучше реагировать на то, что происходит вокруг. Это особенно важно, ведь мелкие аварии лишают водителя уверенности в себе и актуализируют страхи, возвращая его чуть ли не в исходную точку.

Этот нелегкий путь к аккуратному безопасному перемещению на машине кому-то кажется слишком долгим, изнуряющим, а то и скучным. Некоторые люди, сталкиваясь с любыми пугающими ситуациями, предпочитают бросаться с места в карьер. Это относится и к водителям. Иногда новоиспеченные обладатели прав решают, что побороть страх лучше всего вышибая клин клином. В таком случае агрессивная езда — чистой воды бравада, но бравада опасная.

Как установили американские исследователи, подобное поведение за рулем чаще демонстрируют молодые люди, которые используют автомобиль как средство самовыражения. Они могут проявлять крайнюю самоуверенность и недооценивать риски, связанные с безрассудным вождением. К слову, попытка таким образом преодолеть страх перед дорогой может дать прямо противоположный результат. Страх с каждой поездкой будет только усиливаться, и в какой-то момент с мыслью об управлении автомобилем придется расстаться.

Мне нужны острые ощущения

Экстремальные виды спорта очень популярны. Кто-то прыгает в воду со скал или планирует по воздуху, облачившись в костюм с крыльями. А кто-то предпочитает не ходить далеко и получает свою дозу острых ощущений за рулем. Быстрые перестроения, резкие старты на светофорах, лихие, с визгом покрышек, повороты — полноценный экстрим с его главной составляющей — угрозой для жизни.

Коварство подобных удовольствий в том, что они вызывают привыкание. У человека возникает «зависимость от собственных ощущений, химических реакций, происходящих в организме, когда вce его системы напряжены, находятся в состоянии стpecca, a адреналин в крови превышает все мыслимые пределы», отмечает психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Кириллoв.

Данная зависимость, как и любая другая, формируется со временем. Поначалу агрессивное вождение приносит удовлетворение, вызывая радость, граничащую с эйфорией. Однако постепенно эти чувства притупляются, и в погоне за нужной дозой острых ощущений водитель вынужден вести себя все более безрассудно, не обращая внимания на возрастающий риск для жизни и последствия. В таком случае лучше выплескиватьэмоции на закрытой и безопасной гоночной трассе. Заодно и зрителей позабавите.

Хочу выплеснуть негатив

Ссоры в семье, сражения у кабинетов врачей, неурядицы на работе могут стать тяжелым испытанием для тех, кому принципы не позволяют ответить криками и грубостью. Конечно, хорошие манеры дорогого стоят, однако всем очень воспитанным людям следует помнить: раздражение и гнев — не те эмоции, которые, возникнув, исчезают. И если нет возможности вернуть агрессию обидчику, пострадает тот (или то), кто первым попадется под руку.

Человек, сдерживающий агрессию, может невольно направить ее на самого себя, предостерегает клинический психолог Любовь Кроткова. И автовладельцы становятся жертвой такого механизма, принимаясь выплескивать негатив за рулем. По данным израильских ученых, водители, регулярно сталкивающиеся с неприятными ситуациями на работе, чаще, чем коллеги, чьи трудовые будни более спокойны, ведут себя за рулем агрессивно или безответственно.

Возможность просто выругаться в адрес других водителей (пусть они этого и не услышат) уже приносит большое облегчение. А агрессивное вождение помогает поддержать самооценку, почувствовать себя хозяином положения. Ведь, по мнению психолога Леона Джеймса, «автомобиль мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

Агрессивное вождение, как это ни странно прозвучит, в итоге выполняет важную функцию для водителя — оно решает определенную проблему, иногда не одну. Поэтому просто взять и перестать безрассудно вести себя на дороге не получится. А если и получится, тут же найдется другой (не факт, что менее опасный) способ разбираться с неприятностями. Можно, конечно, и дальше ездить, воображая себя участником автогонки. Но в определенный момент счета за ремонт машины, угроза лишения прав и, не дай бог, травмы разной степени тяжести перевесят, и отмахнуться от мыслей о том, что что-то идет не так, не получится. Тогда придется разобраться в себе и найти способ решать проблемы более безопасно. А когда накроет желание полихачить — лучше спуститься в метро.

Психология вождения: откуда столько агрессии на дорогах и как на неё реагировать?

Речь пойдет о психологии участников движения. Каждый водитель знает ПДД и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Но при этом выезд на дорогу почему-то превращается в стресс, а агрессия водителей превышает все мыслимые пределы. Почему? Ответ на этот вопрос мы собираемся дать в цикле публикаций о психологии вождения.

В данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и навязывать какую-то точку зрения. Мы приглашаем к диалогу каждого читателя. Всех. ЛИЧНО ВАС! Мы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получится. И, прежде всего, просим воспринять информацию ниже как разговор по душам.

Думаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко меняется, когда они садятся за руль. Вроде бы, только что был нормальный человек, здоровался и смеялся со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращается в настоящее чудовище, хамящее окружающим. Почему так происходит? Попытаемся рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на Западе понятием «Дорожная ярость» или Road rage всерьез занимаются целые институты!

Но для начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. С кем она произошла? Кто был за рулём — мужчина или женщина? Каким автомобилем управлял ваш «обидчик»? Запомнили ли вы марку, модель и цвет? Возможно, по номерам вы поняли, что водитель был из другого региона? Или он явно отличался социальным статусом? А может, это вообще был пешеход?

Вспомнили? Скорее всего, ваше описание состояло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнения, что вы сердились на водителя того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас.

Причина первая: свои и чужие

Так уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функция досталась нам от далеких предков, когда появление представителя иного племени могло привести к печальным последствиям. Но ошибочность подобных выводов в современных условиях легко подтверждается логикой. Ведь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себя точно так же.

Но почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулём женщину или, возможно, человека в кепке? Как пишет в своей книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» известный американский ученый Том Вандербильт, причина столь стереотипного поведения на дорогах связана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас людях. Мы полагаемся на стереотипы, как на некие «ярлыки сознания», помогающие нам найти смысл в действиях окружающих в условиях, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

Вернемся к нашему конфликту. Возможно, развязкой вашей неприятной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулём. Никто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругаться во время управления автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессовая ситуация способствует такому поведению. Однако и этот фактор имеет психологическое объяснение.

Причина вторая: анонимность и «чувство защищенности»

Речь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Но, находясь в машине, мы чувствуем себя абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позволяет делать весьма странные вещи с точки зрения морали.

А в большом городе анонимность действий только увеличивается! Психологами доказано, что общественная мораль в деревнях гораздо выше просто из-за меньшего количества населения: в случае какого-либо происшествия о нем быстрее узнают, в то время как в городе человек постоянно сталкивается с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Эта же тотальная анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Нарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель. Как ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет. запрет тонировки. Ведь нарушать, ловя на себе десятки недобрых взглядов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тёмных стекол. Что же касается ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «Если человек ругается наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоциям, — поясняет заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Еникопов. — Но если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. А их мы видим регулярно, и заканчиваются они драками или еще чем похуже. Поэтому нужно понимать, когда можно ругаться, а когда — нельзя».

Это должен знать каждый водитель:  Cadillac SRX Красота по-американски

Влияет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. «Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно, — рассказывает Сергей Еникопов. — Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. Плюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Не случайно же люди стараются купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости. Такому водителю даже может показаться, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

Причина третья: пробки

Но нарушения правил — не единственная причина конфликтов на дороге. Не меньше мы раздражаемся из-за пробок. Злость из-за того, что несколько железных «коробок» стоят плотно друг к другу, может показаться странной и даже нелепой. Однако современный человек зачастую приходит в ярость. Почему?

Опоздания на работу, сорванные договоренности, не состоявшиеся свидания и просто потерянное время — это не собственно причина раздражения за рулем, а лишь последствия пробки. А вот поводы для раздражения схожи с теми, что возникают. в обычной очереди. Становясь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придется потратить. Что будет делать этот клиент? Хочет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый ряд вопросов? Как долго пробудет у врача пациентка — пять минут или полчаса? Мы лишены информации! Причем чем ближе наша очередь, тем больше её важность для нас, ведь мы стоим уже давно. «Куда прёшь, я здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? Раздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хотя, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Точно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«Да что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкался. Через полминуты, когда он занял «поул-позишн» у стоп-линии, картина меняется. «Да хорош гудеть, только сигнал поменялся, ну что за люди?!», — восклицает он же. Двойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? И да, и нет — считает Том Вандербильдт. Ведь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главная причина нашего раздражения за рулём — необъективная оценка собственных сил.

«Существуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себя некомпетентным: вождение автомобиля и секс», — сказал как-то бывший гонщик Формулы 1 Стирлинг Крофард Мосс. По данным большого количества исследований, проведенных от США до Франции и Новой Зеландии и собранных учёным Д. Уолтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождения значительно выше «среднего уровня». Но при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличивается. Хороших водителей стало больше, но они стали злее? Похоже на парадокс. Но на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! Мы не можем взглянуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты обязательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «Опять какой-то дурак на дороге попался!». А может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? Ведь часто мы срываемся на других, забывая предъявить высокие требования прежде всего к самим себе. И не забываем — знаний много не бывает. А о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «Учиться? Не хочу, не буду. ».

Причина четвертая: дороги

Думаете, вся психология движения сводится к самим лишь водителям? Вовсе нет! Во многом ответственность лежит и на властях, формирующих среду автомобилиста. В этом уверен и руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «Бороться с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составляющей. Она может очень сильно влиять на поведение людей. Вот, например, у нас со времен Советского Союза улицы и парковочные места очень широкие. Это провоцирует на повышенные скорости. Никто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгоняют. В Европе другая ситуация. Там улочки узкие, проезжие части не очень широкие. И гнать, и подрезать кого-то уже не получается. Поэтому я за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Это правильно и не дает разогнаться так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

О том, как существенно повысить комфорт передвижения по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи «Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений».

Причина пятая: автопроизводители

Но есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. Посмотрите на эту рекламу. Ее авторы поощряли агрессию за рулем! Не похоже, что это озаботило ГИБДД, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное время. Молчаливо одобряет такой взгляд на мир и общество — начиная от убежденности, что именно так и надо себя вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Брата-2 «Куплю всех!»), заканчивая пассивным взглядом на вещи в стиле «Ну что мы можем изменить?».

Примеры такой «асоциальщины» надо запомнить и. дружно посмеяться! Вы только посмотрите, насколько это нелепо! Пройдет лет двадцать, и «крутые чёрные джипы» и их «хозяева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматься с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. Сомневаться, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоваться носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивляются до сих пор. В общем, добро обязательно победит!

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Эксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулём надо. игнорировать. «Нужно стараться не ввязываться в конфликт. Ничего не пытаться доказать ему. В действиях автохамов нет никакой логики и никаких правил. Играть по ним невозможно. Поэтому лучше даже и не начинать спор. Бессмысленно портить себе настроение», — поясняет Сергей Еникопов. В народе даже появилось правило трех «Д»: «Дай Дорогу Дураку»! Но клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. А потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «П»: «Пойми, Пропусти, Помоги!».

Историческая справка

Считается, что выражение «Дорожная ярость» (Road rage) появилось в США в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в прямом эфире. После этого случая Ассоциация Автомобилистов Америки выпустила брошюру, объясняющую, как правильно реагировать на подобное поведение. Интересно, что в конце 90-х годов понятие «Дорожная ярость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! Правда, как показали более поздние исследования, проведенные Национальном институтом Психического здоровья США, вспышки гнева за рулём — сложное явление, и могут быть спровоцированы целым рядом факторов, в том числе и другими заболеваниями. В настоящее время ученые расходятся во мнении, считать ли «Дорожную ярость» болезнью. Однако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

Как отучиться «агрессивно» водить?

Всем доброе утро

Поймала себя на мысли, что в последнее время я за рулем — «полный неадекват»: все время куда-то тороплюсь (никуда не опаздываю), еду быстро, перепрыгиваю из ряда в ряд. Сегодня вообще подрезала одного водителя: включила поворотник, начала перестроение, а он ускорился. Я успела проехать, но он тормознул. Ощущения по приезду на работу — неприятные!
Вроде гормоны в порядке, голова соображает, депрессии нет. За рулем — 2 года. В серьезных авариях не была (ттт), машину разбивали только на стоянке случайные проезжающие
Вот что это может быть? И как от этого избавиться? Прошу советов, и огромная просьба «сама дура» и «встретишь еще свой камаз» не применять. Сама понимаю, что это проблема, и пытаюсь ее решить.

Спасибо, кто прочитал сей опус за чашечкой утреннего кофе

Как избежать агрессии за рулем

Как избежать агрессии за рулем

Почти все водители не раз встречались на дорогах с агрессивно настроенными людьми. Причём, вспышки гнева часто возникают по мелочам. Водитель начинает кричать, выражать своё недовольство нецензурной бранью, угрожать, кидаться в драку, а самое страшное — может применить оружие. Причины этого: стресс, конфликты в семье и на работе, постоянное психологическое давление, боязнь куда-то не успеть, сильная усталость. Если агрессия такого человека на дорогах постоянная, то ему необходимо лечиться, так как это уже болезнь. Бывает, что это банальный развод на деньги. А как быть автолюбителям, которые попали в конфликтную ситуацию с таким агрессором? Необходимо соблюдать следующие правила поведения.

Соблюдение правил движения позволит избежать конфликтов на дороге. Не стоит во время поездки разговаривать по мобильному телефону, женщинам не нужно краситься за рулём, также во время управления автомобилем не следует кушать и пить чай или другие напитки. Не подрезайте другого водителя, будьте взаимовежливы, если требует ситуация, уступите дорогу другому участнику движения.

Неадекватного водителя легко заметить на дороге. Он может петлять, ехать слишком быстро или наоборот — медленно, лучше таких людей объезжать и держаться от них, как можно, дальше. Даже если этот человек показывает неприличные жесты или пытается вас зацепить, старайтесь никак на это не реагировать.

Жаль, не всегда получается избежать конфликтов. Поэтому, если вы в реальной опасности, автомобиль ваш остановился, и агрессивно настроенный водитель идет в вашу сторону, примите все меры безопасности: закройте все двери машины и вызывайте полицейских. Если есть возможность, то уезжайте.

Часто возникают конфликты на парковке. Чтобы их не возникало, необходимо, чтобы ваш автомобиль не загораживал выезд другому автомобилю и не мешал движению пешеходов.

Самый большой раздражитель на дорогах — это пробки. Здесь не только агрессивные водители становятся неуправляемыми, а и любого нормального человека такая ситуация может вывести из равновесия. Поэтому, если уже деваться некуда, то время, которое вам придётся провести в заторе, проведите с пользой. Почитайте прессу, послушайте музыку, поговорите по мобильному с близкими, поиграйте на планшете, главное — соблюдайте спокойствие и не обращайте внимание на внешних раздражителей.

Чтобы избежать агрессии за рулём, достаточно освоить эти пункты. Необходимо запомнить: если вы будете вежливы, то и к вам будут хорошо относиться. Не обращайте внимание на хамство и не грубите в ответ обидчикам, тогда не будет у вас проблем со здоровьем и будет меньше стрессов в жизни.

Как избежать агрессии за рулем

На самом деле половина тяжелых ДТП на дорогах, происходят из-за слишком агрессивного поведения водителей. Бывает так, что с самого утра вам уже успели испортить настроение, например ссора с соседом по парковке может привести к несчастью. Поэтому надо успокоиться самому и не отвечать на агрессивное поведение других водителей.

Старайтесь всегда выезжать по делам с запасом времени, пораньше. Фора по времени хотя бы в пол часа даст вам возможность чувствовать себя спокойно даже в пробке, не проявлять агрессию на дороге и не отвечать на провокации других автомобилистов.

Сознательно заставляйте себя притормозить и пропустить вперед агрессивного, лезущего на пролом соседа. Может действительно спешит человек, может у него жена рожает или в садик за ребенком не успевает.

Аналогичным образом следует поступать около пешеходного перехода, даже если для пешеходов уже зажегся красный свет, а бабушка только поставила ногу на зебру. Не нужно сигналить и заводиться, подумайте, как вы будете вести себя в этом возрасте.И со временем вам не придется заставлять себя успокаиваться, это будет происходить рефлекторно.

Но если дорожная ситуация все же спровоцировала взрыв эмоций, нервы зашкаливают, следует действовать немедленно, пока не произошло серьезных происшествий. В такие моменты, лучше остановиться у обочины или у тротуара, включите аварийную сигнализацию и хотя бы пять минут спокойно посидите, послушайте тихую и спокойную музыку. Либо просто сосчитайте до ста, закрыв глаза. Как вариант можно выйти из машины и подышать свежим воздухом, это тоже помогает успокоиться.

Как избежать агрессии за рулем

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы

Агрессия за рулем — выигравших не бывает. Источник: www.nbcphiladelphia.com

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки 19-летней барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ. Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой. Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих. «Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки. Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными. Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Это должен знать каждый водитель:  Викторианское будущее шестиколесный Rolls-Royce из фильма «Лига выдающихся джентльменов»

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем). А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Стресс — причина агрессии

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле. А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта. Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа. Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции. «Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства. Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это.

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это. “ И варианты ответов:

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику. Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности. Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Читать про: агрессия , психология

  1. Ну кто так ездит! — Есть что почитать.

4 причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем — журнал За рулем

Материалы по теме

Ученые доказали, что одни из самых агрессивных водителей — мужчины с предельно выраженными маскулинными чертами. А чаще всего рискуют на дороге импульсивные, склонные к вспышкам гнева люди. При этом их поведение нередко провоцирует несчастные случаи.

Интересно, что некоторые автовладельцы воспринимают машину как продолжение себя, а занимаемое ею на дороге пространство — как свою территорию, которую надо контролировать и защищать. И поэтому, когда таких водителей подрезают, это воспринимается ими как личное оскорбление и предсказуемо вызывает агрессию, полагают канадские и американские психологи.

И здесь уже встает вопрос о границах. Где заканчивается личное пространство одного человека и начинается территория другого? Некоторые люди вынуждены искать ответ всю жизнь. Поэтому они постоянно пытаются почувствовать эту грань — и агрессивное вождение, среди прочих приемов, приходит на помощь. Чтобы быстро получить обратную связь, достаточно резко перестроиться, включив поворотник секундой раньше, и услышать ответный сигнал возмущенного водителя, оставленного позади.

2. Борюсь со страхом

Ежедневно участниками движения оказываются новые водители, и большинство из них волнуется, некоторые вовсе пребывают на грани паники. Но так или иначе вождение автомобиля более-менее благополучно осваивают многие.

Материалы по теме

Постепенно нужные навыки автоматизируются, ключевые маршруты запоминаются, и новички начинают внимательнее следить за ситуацией на дороге, а значит быстрее и лучше реагировать на то, что происходит вокруг. Это особенно важно, ведь мелкие аварии лишают водителя уверенности в себе и актуализируют страхи, возвращая его чуть ли не в исходную точку.

Этот нелегкий путь к аккуратному безопасному перемещению на машине кому-то кажется слишком долгим, изнуряющим, а то и скучным. Некоторые люди, сталкиваясь с любыми пугающими ситуациями, предпочитают бросаться с места в карьер. Это относится и к водителям. Иногда новоиспеченные обладатели прав решают, что побороть страх лучше всего вышибая клин клином. В таком случае агрессивная езда — чистой воды бравада, но бравада опасная.

Как установили американские исследователи, подобное поведение за рулем чаще демонстрируют молодые люди, которые используют автомобиль как средство самовыражения. Они могут проявлять крайнюю самоуверенность и недооценивать риски, связанные с безрассудным вождением. К слову, попытка таким образом преодолеть страх перед дорогой может дать прямо противоположный результат. Страх с каждой поездкой будет только усиливаться, и в какой-то момент с мыслью об управлении автомобилем придется расстаться.

3. Мне нужны острые ощущения

Материалы по теме

Экстремальные виды спорта очень популярны. Кто-то прыгает в воду со скал или планирует по воздуху, облачившись в костюм с крыльями. А кто-то предпочитает не ходить далеко и получает свою дозу острых ощущений за рулем. Быстрые перестроения, резкие старты на светофорах, лихие, с визгом покрышек, повороты — полноценный экстрим с его главной составляющей — угрозой для жизни.

Коварство подобных удовольствий в том, что они вызывают привыкание. У человека возникает «зависимость от собственных ощущений, химических реакций, происходящих в организме, когда вce его системы напряжены, находятся в состоянии стpecca, a адреналин в крови превышает все мыслимые пределы», отмечает психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Кириллoв.

Данная зависимость, как и любая другая, формируется со временем. Поначалу агрессивное вождение приносит удовлетворение, вызывая радость, граничащую с эйфорией. Однако постепенно эти чувства притупляются, и в погоне за нужной дозой острых ощущений водитель вынужден вести себя все более безрассудно, не обращая внимания на возрастающий риск для жизни и последствия. В таком случае лучше выплескиватьэмоции на закрытой и безопасной гоночной трассе. Заодно и зрителей позабавите.

4. Хочу выплеснуть негатив

Материалы по теме

Ссоры в семье, сражения у кабинетов врачей, неурядицы на работе могут стать тяжелым испытанием для тех, кому принципы не позволяют ответить криками и грубостью. Конечно, хорошие манеры дорогого стоят, однако всем очень воспитанным людям следует помнить: раздражение и гнев — не те эмоции, которые, возникнув, исчезают. И если нет возможности вернуть агрессию обидчику, пострадает тот (или то), кто первым попадется под руку.

Человек, сдерживающий агрессию, может невольно направить ее на самого себя, предостерегает клинический психолог Любовь Кроткова. И автовладельцы становятся жертвой такого механизма, принимаясь выплескивать негатив за рулем. По данным израильских ученых, водители, регулярно сталкивающиеся с неприятными ситуациями на работе, чаще, чем коллеги, чьи трудовые будни более спокойны, ведут себя за рулем агрессивно или безответственно.

Возможность просто выругаться в адрес других водителей (пусть они этого и не услышат) уже приносит большое облегчение. А агрессивное вождение помогает поддержать самооценку, почувствовать себя хозяином положения. Ведь, по мнению психолога Леона Джеймса, «автомобиль мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

Агрессивное вождение, как это ни странно прозвучит, в итоге выполняет важную функцию для водителя — оно решает определенную проблему, иногда не одну. Поэтому просто взять и перестать безрассудно вести себя на дороге не получится. А если и получится, тут же найдется другой (не факт, что менее опасный) способ разбираться с неприятностями. Можно, конечно, и дальше ездить, воображая себя участником автогонки. Но в определенный момент счета за ремонт машины, угроза лишения прав и, не дай бог, травмы разной степени тяжести перевесят, и отмахнуться от мыслей о том, что что-то идет не так, не получится. Тогда придется разобраться в себе и найти способ решать проблемы более безопасно. А когда накроет желание полихачить — лучше спуститься в метро.

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Автор: Андрей Васильев

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Мировой опыт наказаний за агрессивное вождение

На международном уровне действуют правовые акты, непосредственно устанавливающие мировые стандарты дорожного движения и его безопасности — Международная конвенция о дорожном движении, а также Протокол о дорожных знаках и сигналах, принятые на Конференции Объединенных Наций по дорожному и автомобильному транспорту в Женеве 19 сентября 1949 года.
Ныне этот правовой акт действует частично и не распространяется на отношения между договаривающимися сторонами на основании Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, принятых в Вене 8 ноября 1968 года (с поправками 1971 года), позже неоднократно дополненные.

В США, Европе, Австралии и ряде стран Азии помимо общепринятых и очевидных нарушений Правил дорожного движения (ПДД), представляющих опасность для жизни — проезд на красный свет светофора, обгон справа, несоблюдение линий разметки — существуют понятия нарушений, провоцирующих создание аварийных ситуаций, и нарушений, причиняющих неудобства остальным участникам дорожного движения, снижающих безопасность и прогнозируемость ситуации на дороге.

Эти нарушения являются следствиями агрессивного поведения за рулем. К ним относятся: подрезание при обгоне; использование дальнего света фар; не включение сигналов поворота при перестроениях; несоблюдение безопасной дистанции; использование мобильного телефона; несоблюдение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам; многократная смена полос движения при опережении/обгоне; злоупотребление звуковым сигналом; оскорбление других водителей; агрессивная мимика и жестикуляция, воспрепятствование обгону; езда по обочине дороги.

В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре разделено понятие «небережное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небережное вождение» признается административно‑правовым нарушением, а «опасное вождение» может стать уголовно‑наказуемым деянием как более серьезная форма неосторожности и небрежности. Существует даже специальный термин, характеризующий водителей, наиболее склонных к проявлению агрессии на дороге и частым нарушениям — accident prone driver.

Четко определить понятие агрессивной езды сложно, в разных странах в зависимости от распространенности того или иного нарушения это понятие может слегка отличаться. На специальной конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, в Канаде в 2000 году было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

В качестве наказания за агрессивное вождение законами разных стран предусмотрено: тюремное заключение; лишение водительской лицензии; пересдача экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и/или культуре поведения; денежные штрафы.

В Великобритании, согласно действующим с 1992 года поправкам, опасное вождение карается тюремным сроком до двух лет лишения свободы и (или) штрафом, сумму которого назначает суд в зависимости от тяжести правонарушения. Агрессивный водитель также лишается права управления автомобилем с обязательной пересдачей экзамена по управлению автомобилем.

С 2020 года агрессивное вождение, которое стало причиной причинения смерти или тяжких увечий участникам дорожного движения, стало наказываться британским правосудием более серьезным сроком — до пяти лет.

В Германии за агрессивный стиль езды автовладелец не только заплатит штраф в размере 250 евро, но и лишится водительских прав сроком на три месяца.

Агрессивное вождение карается штрафами, лишением права управления транспортным средством и тюремным заключением в 11 штатах США: Флориде, Юте, Пенсильвании, Нью‑Джерси, Аризоне, Делавэре, Джорджии, Мэриленде, Неваде, Вермонте и Виргинии.
В Юте и Делавэре агрессивное вождение при многократном совершении подобного правонарушения может быть стать причиной тюремного заключения на срок до полугода.
Размер штрафа, который агрессивный водитель должен будет выплатить в различных штатах, колеблется от 500 до 2500 долларов.
При этом нарушитель лишается права управления транспортным средством на срок от одного месяца до полугода.

В Австралии за агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. А за повторное нарушение этого же водителя уже может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест.

Японцы, позволяющие себе агрессивный стиль езды, караются штрафом и исправительными работами в течение 6 месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные публикации

Последние комментарии

Почему мы меняемся и становимся агрессивными когда мы за рулем

Почему меняется поведение людей за рулем автомобиля.

Вам знакомо чувство за рулем автомобиля, когда впереди вас в скоростной полосе кто-то, двигаясь на маленькой скорости, начинает нас раздражать и нервировать. Иногда из-за этого многие из нас начинаю вести себя за рулем не вполне логично и адекватно.

Так почему, садясь за руль, у многих из нас меняется поведение? Ведь в обычной жизни, когда мы не за рулем автомобиля у нас нет никаких признаков ярости и агрессии. Но как только мы за рулем мы часто делаем неуместные на дороге вещи. Например, влезаем куда-то без очереди, чтобы занять место для парковки, не используем сигналы поворота, когда это необходимо, обгоняем поток стоящих машин не из своего ряда, выезжаем на обочину мешая двигаться другим машинам, выезжаем на дорогу, несмотря на знак «Стоп», преграждая движение другому транспорту, а также делаем ряд других неправильных вещей, которые не делаем в обычной жизни, когда мы не за рулем.

Также не редкость когда мы за рулем автомобиля мы превращаемся в совершенно других людей и начинаем крайне агрессивно вести себя на дороге, используя рискованные маневры, которые ставят наши и жизни других людей под угрозу.

Это происходит отчасти потому, что садясь внутрь автомобиля, мы оказываемся между публичным и частным пространством в обществе. Например, когда мы в машине, то мы начинаем чувствовать себя анонимным и не доступным для окружающих. А согласно исследованию психологов анонимность иногда может ошибочно приводить человека к ложному ощущению безнаказанности. Да, да за рулем многие из нас ошибочно считают, что вероятность привлечения к ответственности за нарушение закона минимальна.

Это должен знать каждый водитель:  Volvo S40 в погоне за молодежью

Такое ошибочное ощущение за рулем автомобиля связано с психологическим эффектом, известным под термином «деиндивидуализация». Впервые эта проблема была изучена в начале 1950-х годов социальным психологом Леоном Фестинджером, который работал в Массачусетском технологическом институте США. В экспериментах, которые проводил Фестинджер удалось продемонстрировать, что люди имеют тенденцию превращаться из индивидуумов в что-то другое когда они становятся частью группы.

Но также люди имеют тенденцию превращаться в другие личности, когда присоединяются к другой группе людей.

Присоединяясь к группе людей, мы уменьшаем наши внутренние ограничения и запреты, и становимся менее чуткими к окружающим нас людям из других групп. То есть нас больше начинает волновать только, то, что происходит внутри той группы, к которой мы примкнули.

Но за рулем автомобиля мы не видим лиц людей. Мы в большую часть времени видим на дороге различные типы автомобилей, которые движутся в бесконечном потоке. В сочетании с воспринимаемой анонимностью, все это дает нам ощущение, что мы ни при каких обстоятельствах не будем нести ответственность за наши любые действия на дороге.

Все эти чувства ложно освобождают нас от ответственности за наши поступки, что и дает нам свободу за рулем, которая сподвигнет нас совершать действия нарушающие наши социальные и личные устои и нормы поведения в обществе.

Мало того за рулем машины психологический эффект «деиндивидуализация» дает нам восприятие, что за наши агрессивные действия на дороге мы не получим никакой реакции в качестве мести.

Люди это социальные существа, которые по своей природе стремятся к общению друг с другом и на подсознательном уровне подстраиваются под свое окружение и волей неволей начинают вести себя на основе каких-то социальных норм поведения в обществе.

Но когда мы за рулем, мы психологически оказываемся вне группы людей, и наши ощущения и мысли начинают резко видоизменяться.

Почему так происходит? Все дело в том, что когда мы находимся вне какой-то группы людей мы начинаем не доверять ей. Затем мы начинаем думать, что другая группа людей заметно отличается от вас и вашего близкого окружения. В итоге наш мозг делает вывод на химическом уровне начинает вырабатывать ряд веществ, влияющие на наше отношение к людям, которые находятся вне вашей группы людей.

Эти же вещества имеют обратное действие, влияющее аналогичным образом на наше отношение к группе людей, к которой вы примкнули. Обычно в этом случае мы начинаем больше доверять той группе, которую считаем близкой.

Этот эффект был доказан еще в начале 1950-х годов с помощью эксперимента, который провели психологи. Для исследования группа психологов отобрало десять 12-летних мальчиков, которые имели между собой дружеские отношения. Далее их разделили поровну (в случайном порядке) и изолировали друг от друга и поселили в летнем лагере в разных местах.

После короткого времени мальчики сообщили психологам, что они по своей собственной инициативе подготовились к спортивным соревнованиям между группами. Затем с течением времени эти две группы стали враждебными и агрессивными по отношению друг к другу. В итоге исследователям даже пришлось держать детей в таких местах лагеря, где мальчики бы не пересекались бы друг с другом.

Затем дошло до того, что дети начали говорить о том, что их группа лучше другой, рассказывая исследователям различные недостоверные факты, наговаривая друг на друга.

Этот эксперимент показал как быстро может возникнуть конфликт между группами людей, которые ранее общаясь вместе имели друг с другом дружеские отношения.

Все дело в том, что конкуренция между группами людей может вызывать предрассудки и дискриминационное поведение. Перенося этот эффект в контексте вождения автомобилей, можно сделать вывод что, находясь за рулем вне какой-либо группы людей, мы начинаем волей неволей враждебно относиться к другим водителям на дороге.

Именно поэтому мы часто влезаем куда-то без очереди на дороге или не уступаем дорогу другим автомобилям, когда согласно правилам дорожного движения, это делать нужно обязательно.

И самое плохое, что подобное происходит со всеми без исключения людьми. Даже с теми, кто считает себя культурным и вежливым человеком. Причина в том, что мы ставим себя на дороге в позицию конкуренции, а не сотрудничества.

Эксперимент с детьми это не единственное исследование, которое проводилось психологами. Было еще ряд исследований, которые например, доказали, что водители легковых автомобилей крайне враждебно относятся к водителям грузовых автомобилей и наоборот. Это также доказывает, что люди на подсознательном уровне объединяются в негласные группы, которые и начинают враждовать друг с другом на дороге.

Управление автомобилем это, наверное, самое опасное массовое занятие людей в современном мире. Ежегодно на дорогах всего мира погибает огромное количество людей. Поэтому поведение людей за рулем автомобиля очень важная тема, которую необходимо исследовать. Особенно важен момент, когда злость водителей превращает в агрессию, которая прямо направлена на нанесение вреда другому лицу. К сожалению, грань между гневом, злостью и агрессией очень и очень тонкая.

Рост агрессивных водителей, по вине которых произошло ДТП (США). Аварии произошли по причине неконтролируемой и целенаправленной агрессии по отношению к законопослушным участникам дорожного движения. То есть агрессивные водители специально хотели причинить другим водителям вред.

Агрессия на дороге на самом деле это не только проблема на наших Российских дорогах. Согласно мировому исследованию статистики ДТП, в мире 66 процентов аварий с тяжелыми последствиями вызваны агрессивным вождением. Причем большая часть агрессивных водителей, по вине которых происходят тяжелые ДТП, находятся в молодом возрасте.

Также установлено, что за последние 10 лет количество тяжелых аварий с участием разгневанных водителей выросло в 10 раз. Например, только в США за последние годы число водителей, у которых был выявлен неконтролируемый гнев, выросло на 12 процентов. К сожалению, в нашей стране пока нет таких данных. Но с введением новых правил ПДД, которые вводят понятие агрессивное вождение, в скором времени мы надеемся, что органы Госавтоинспекции наконец узнают, сколько аварий происходит по вине агрессивных водителей.

Причина этой опасной тенденции, скорее всего в том, что люди стали проводить за рулем автомобиля все больше и больше времени. Это означает, что наша личность и наше мышление изменяется. Мы теряем свое ощущение среди общества, так как все чаще находимся в своих автомобилях.

В итоге во всем мире (особенно в цивилизованных крупных странах) наблюдается рост агрессивного поведения водителей на дороге. Например, уже никого не удивляет, что огромная часть автомобилей в потоке превышает установленную скорость движения. Не редкость когда на дороге не соблюдается дистанция, не используются поворотники или рядность движения, а также мы часто видим автомобили, которые неожиданно и резко беспорядочно тормозят, создавая аварийную ситуацию на дороге.

Недавно профессор психологии из Университета Колорадо провел анализ агрессивных водителей и установил, какие типы водителей быстрее всего могут становиться на дороге агрессивными из-за своего гнева:

Водители, которые часто относятся к другим участникам дорожного движения недоверчиво и критично

Водители, которые часто рискуют на дороге (превышают скорость, быстро перестраиваются, выезжают на перекресток в тот момент, когда загорается желтый сигнал светофора)

Водители, которые часто ругаются за рулем машины на других водителей (сигналят другим водителям, матерятся и орут)

Водители, которые часто нарушают ПДД и часто попадают в ДТП

Все мы разные и наше поведение за рулем конечно также не может быть одинаковым. Но, несмотря на то, что мы индивидуальны, время от времени все водители совершают за рулем одинаковые ошибки, а также могут одинаково вести себя на дороге крайне агрессивно. Правда стоит отметить, что одни люди при определенных обстоятельствах могут просто разгневаться, но это не приведет к агрессивным действиям на дороге. Другие же люди могут получить не контролируемый гнев с пол оборота, что часто приводит к очень опасной агрессии на дороге.

Это связано с самоконтролем, который у всех нас разный в зависимости от нашей личности и психологии. Наша сдержанность действительно основана на самоконтроле. Это тоже самое, как контроль над расходом топлива в автомобиле. Многие из нас действительно сдерживают себя за рулем, чтобы уменьшить потребление топлива во время движения.

Также контролируя свое поведение за рулем, мы держим под контролем свои мысли, импульсы и чувства. Но когда мы, например, устаем, то наш контроль ослабевает, из-за того, что наш разум и ум также устает. В итоге усталость может переопределить наши мысли, импульсы и чувства, и мы может стать резко очень агрессивными. И самое плохое, что подобная агрессия из-за усталости за рулем может быть полностью неконтролируемой.

Именно этот факт может объяснить нам, почему мы более добрые утром, когда движемся в потоке или стоим в пробке, отправившись на работу, и часто злые, когда едим вечером с работы домой.

Так что как бы мы не хотели, наша психология может сыграть с нами злую шутку на дороге. Как видите наше мышление очень часто нарушается, когда мы находимся за рулем автомобиля. Поэтому советуем вам не управлять автомобилем в уставшем состоянии. Особенно если ваше психологическое состояние оставляет желать лучшего. Помните, что все свои проблемы в жизни вы можете неожиданным образом для себя выплеснуть на дороге, с помощью неконтролируемого гнева или агрессивного вождения.

Как бороться с агрессивностью на дороге?

Во-первых, нужно конечно начать с себя. Каждый из нас должен контролировать свое поведение на дороге. Но как себя контролировать, если нас постоянно что-то (или кто-то) раздражает на дороге, в результате чего многие из нас начинают нервничать, и в этот момент мы перестаем в какой-то момент себя контролировать?

Для этого нужно понять, что все наши действия в жизни основаны на основе рациональных решений, которые всегда можно при необходимости переопределить. Например, каждый из нас, находясь за рулем, время от времени может задавать себе вопросы — «Правильно ли я поступаю в данный момент времени?», «Может лучше успокоиться?». При таком переопределении в коре нашего головного мозга начинается перепрограммирование наших неконтролируемых эмоций и действий. В таком случае есть большой шанс, что вы успокоитесь.

Дело в том, что в нашем головном мозге есть два вида мышления. Первое мышление связано с общими вещами, такими как осознание, эффективность и управляемость. Второй вид мышления, который происходит в других частях нашего мозга, связан с рациональными действиями и с логическим мышлением.

К сожалению, для второго вида деятельности мозга необходим умственный труд, который должен быть медленным и методичным. А для этого нужна энергия, которую наш организм не всегда любит расходовать.

Поэтому когда мы расстроены и раздражены, то нам проще использовать первый вид мышления, который нас возвращает к более примитивному поведению и желаниям.

Применяя основные правила рационального подхода к сложным ситуациям, мы используем когнитивный признак нашего мозга и психики, который только недавно эволюционировал в человеке. Но для этого современного вида мышления, как мы уже сказали, необходимо больше энергии, времени и концентрации. Так что переопределение мышления на первый взгляд легкая задача для человека, но на деле это сделать не так легко. Особенно для ленивых людей, которые также не привыкли заниматься сложными мыслительными процессами.

За рулем же сделать это еще тяжелее, так как наш мозг во время движения и так перегружен и потребляет слишком много энергии. Ведь за рулем мы обращаем внимание на множество вещей одновременно. Мы постоянно следим за зеркалами заднего вида, следим за скоростью, за дистанцией и постоянно думаем, что мы будем делать при возникновении экстренной ситуации на дороге.

В итоге мы напряжены и быстро устаем за рулем. Правда, усталость многие водители не замечают. И если мы психологически устали и нам в этот момент кто-нибудь «подрежит» на дороге или создаст аварийную ситуацию на дороге, то мы в большинстве случаев будем злиться. В этот момент крайне сложно перепрограммировать свой мозг на другое мышление.

Но это не означает, что мы вовсе не сможем полностью контролировать себя на дороге. Например, все мы можем научиться не замечать на дороге неадекватных водителей и попросту перестать обращать внимание на тех, кто нас может раздражать.

Допустим, вы едете по своей полосе движения и замечаете что кто-то «тошнит» в вашей полосе (едет заметно медленнее, чем остальной поток). В этот момент вы не должны обращать внимание на подобное поведение водителя. Думайте о том, что возможно у него есть причина так медленно двигаться по дороге. Если вы начнете думать о том, что вы опоздаете, к примеру, на работу из-за такого водителя, то вы обязательно начнете нервничать и обвинять водителя во всех грехах.

Ваша задача найти в каждой ситуации на дороге свои плюсы. Например, если вы плететесь за автомобилем, который двигается на слишком малой скорости, то успокойте себя тем, что при движении на такой низкой скорости вы 100 процентов не получите штраф за превышение скорости.

Вы должны заранее выбрать определенные сценария ваших мыслей, когда вы за рулем. Например, вместо того чтобы плестись за кем-то на дороге и подъезжая к другому автомобилю слишком близко, в надежде, что вам уступят полосу движения, не проще ли просто обогнать такой автомобиль и продолжить движение в спокойном состоянии.

В целом самоконтроль и самодисциплина это то же самое что знания иностранных языков. То есть для того чтобы научиться идеально себя контролировать за рулем, нужно постоянно себя тренировать.

Стоит отметить, что есть мнение некоторых психологов, что люди с ослабленной волей не могут иметь достаточного самоконтроля. Но международные исследования ведущих психологов установили, что такие люди также могут спокойно развить в себе достаточную самодисциплину.

Например, несмотря на слабую волю, такие люди будут улучшать самоконтроль, как только увидят, что их старания принесут пользу другим людям.

Так что любой водитель сможет развить в себе самоконтроль, что позволит быть вежливым и спокойным на дороге. А это как вы знаете ваш залог безопасности на дороге для всех участников дорожного движения.

Многие из нас в жизни очень спокойные люди. Но за рулем превращаются в совершенно иных существ. Чтобы не заводиться и не нервничать нужно, напоминать себе о том, что гнев и раздражение это не продуктивно. Особенно вы должны постоянно себе напоминать, что гнев вне нашего контроля это очень низко и первобытно. Мы ведь все современные люди, которые живут в 21 веке, в котором все должно быть под контролем — в том числе и эмоции.

Также мы должны понимать, что если мы теряем из-за кого-то время на дороге, то это не катастрофа. Ведь максимум, сколько мы можем потерять из-за поведения других водителей это всего несколько минут. Стоит ли переживать об этих минутах? Может сильно нервничать из-за них не рационально? Задумайтесь.

В целом, конечно, наша статься это не прямые советы. Помните, что давать советы по психологическому поведению может только дипломированный специалист в области психического здоровья — психолог.

Так что если вы испытываете проблемы со вспышками гнева или импульсивным поведением во время управления автомобилем, то лучше разобраться в этой проблеме с врачом-психологом.

Наш же материал призван дать понять вам, что каждый из нас должен понимать, что агрессивное поведение на дороге это опасность для всех участников дорожного движения и если мы не можем себя контролировать мы просто обязаны с этим что-то делать.

Иначе садиться за руль при таких проблемах это преступление по отношению к другим людям.

К счастью в нашей стране есть тенденция, что люди стали более вежливыми на дороге и стали чаще соблюдать закон. Но, тем не менее, превратиться в агрессивного водителя может каждый из нас. Давайте не допустим этого, начав с себя.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: