10 главных достижений АВТОВАЗа за 45 лет

Содержание

АВТОВАЗ ставит на эффективность

По итогам 2020 года тольяттинский автозавод намерен получить прибыль. Для достижения этой цели компания повышает производительность труда, снижает затраты, наращивает экспорт, запускает новые модели под брендом LADA, расширяет линейку автомобилей, производимых для Альянса Renault-Nissan.

Цель — прибыль

Во II полугодии 2020 года заводу предстоит более интенсивная работа для обеспечения необходимого для роста рентабельности объема продаж.

По прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП в 2020 году составит не более 0,5%. В условиях стагнации производства, падения курса рубля по отношению к доллару и евро, роста инфляции происходит снижение покупательского спроса населения. В сложившейся ситуации возможно падение автомобильного рынка на 10-15%, что вынуждает всех автопроизводителей искать способы повышения конкурентоспособности и снижения затрат.

Многие автозаводы страны — в Нижнем Новгороде, Калуге, Всеволожске — сокращают работников, уменьшают количество рабочих смен, вводят незапланированные простои. В таких условиях АВТОВАЗ, как крупное промышленное предприятие, может выполнить планы производства и продаж только путем увеличения конкурентоспособности, повышения производительности труда и значительного сокращения затрат во всех направлениях деятельности.

По словам президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, во II полугодии работа над восстановлением рентабельности будет еще более интенсивной. Несмотря на проблемы в первом полугодии, у компании есть возможность до конца года выйти на 1,5% операционной прибыли. Для этого необходимо обеспечить объем продаж на уровне 467 тысяч автомобилей; вдвое снизить общие запасы продукции; принять дополнительные меры по сокращению затрат.

Производительность выше

По итогам первого полугодия все автосборочные производства АВТОВАЗа продемонстрировали рост показателя прямого схода автомобилей. Увеличился и темп сборки. На линии В0 в мае, к примеру, собирали 37 машин в час, на сегодняшний день — 45, к концу года линия должна выйти на 60. Тем более что спрос на автомобили, которые выпускают на В0, растет. На максимальной скорости работает сборочно-кузовное производство на платформе Kalina. Здесь часовой темп сборки составляет 54 автомобиля. Без увеличения численности персонала наращивается объем производства LADA 4х4. С учетом спроса определяется скорость сборки LADA Priora. Как отметил вице-президент по производству автомобилей и логистике Юг Демаршелье, затраты адаптируются к объемам выпуска, и в конце года ожидается улучшение работы всех автосборочных производств.

Что касается уровня производительности труда, то в настоящее время выработка на одного работника АВТОВАЗа отстаёт от других европейских производителей. Ближайшая цель компании — увеличить выработку в 2020 году в 1,6–2 раза, тем самым сократив разрыв с другими автопроизводителями. Опыт такой работы есть на ГАЗе, когда после оптимизации технологии и численности персонала выработка на одного сотрудника достигла 50 автомобилей в год.

Экспорт растет

Лидер по росту продаж — Lada Largus.

По итогам I полугодия 2020 года АВТОВАЗ продал на российском рынке 192 808 автомобилей LADA — это на 15% ниже, чем за тот же период прошлого года. В июне снижение составило 19% (продано всего 30 114 автомобилей). Главными факторами, оказавшими влияние на данные результаты, стали падение рынка и снижение курса рубля.

Есть и положительные тенденции. В структуре продаж автомобилей LADA есть свой лидер — это LADA Largus, который демонстрирует рост продаж на 45%. При общем снижении объема продаж АВТОВАЗ смог в июне отправить на экспорт 8 921 автомобиль (рост по сравнению с июнем 2020 года составил 89%). Цель — к концу года достичь доли на рынке легковых автомобилей в России в 18,2%, а в дальнейшем — не менее 20%. Основа успеха для достижения этой цели — хороший продукт.

Осенний марафон новинок

Первая модель Datsun в России — седан on-Do.

14 июля на АВТОВАЗе состоялся запуск в серийное производство седана Datsun on-DO. Он стал третьим новым продуктом из восьми, которые планируется ввести в 2020 году на АВТОВАЗе. Проект Datsun уникален для России. Впервые в истории автопрома японский производитель взял за основу своего автомобиля российскую платформу — LADA Kalina. Более того, именно специалисты нашего научно-технического центра выполнили разработку модели по заказу Альянса Renault-Nissan и доказали полную состоятельность инжиниринговой школы АВТОВАЗа. Кроме этого, АВТОВАЗ смог использовать на «Гранте» и «Калине» конструктивные улучшения, примененные на «Датсуне», повысить качество сборки наших моделей за счет методик Альянса, а также дополнительно загрузить конвейер, что улучшает эффективность и обеспечивает занятость работников производства.

Следующее мероприятие, к которому сейчас готовится АВТОВАЗ, — это изготовление в сентябре первой партии S-lot (пилотные образцы) по проекту LADA Vesta. Также идет подготовка к запуску осенью мелкосерийных модификаций существующих моделей — LADA Kalina Cross, LADA Largus Cross, LADA 4×4 Urban. Эти автомобили повысят интерес потребителей к бренду LADA и помогут укрепить позиции компании на российском рынке.

Приоритет бренду LADA

Президент компании ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон.

«Только сконцентрировавшись на решении самых важных задач, мы можем рассчитывать на успех АВТОВАЗа, — отметил президент компании Бу Андерссон. — Достижение целей возможно, поскольку мы обладаем необходимым потенциалом: это профессиональный коллектив, четкий план восстановления рентабельности, постоянное развитие бренда LADA и улучшение потребительских свойств наших автомобилей. Для нас большая честь производить автомобили Альянса, но главным приоритетом для нас всегда будут автомобили бренда LADA».

Пять главных достижений АВТОВАЗа в 2020 году

Да, волжане укрепили свои позиции на рынке, и не сломались под натиском корейских Hyundai и KIA

Кроме того, LADA увеличила поставки на экспорт, показала стабильную операционную маржу и вышла в плюс! Разумеется, не в последнюю очередь благодаря в кои то веки правильному позиционированию и выводу целой россыпи новинок.

ПРОРЫВ ГОДА

Такого российский рынок еще не видовал — LADA Vesta Cross в кузове «седан» стал первой в сегменте легковушкой с завидными внедорожными повадками. Перенастроенные подвески, улучшенная управляемость и увеличенный до 203 мм клиренс просто обязаны сделать этот автомобиль бестселлером. Если, конечно, не очередная находка от корейцев, мгновенно реагирующих на конкурентную среду. Впрочем, время покажет.

ХИТРЫЙ ХОД

Лето ознаменовало появление новой линейки под брендом Granta, которая не только претерпела значительный «улучшайзинг», но еще и расширилась за счет пары новых модификаций. Теперь наряду с лифтбэком и седаном «Гранту» можно заказать в кузовах «универсал» и «хетчбэк», доставшиеся модели от канувшей в Лету LADA Kalina. Благодаря хитро выдуманному объединению-трансформации двух моделей в одну, тольяттинцы неплохо повысят продажи Granta.

КРОССОВЕР ИЗ КРОССОВЕРА

А как вам идея сделать из недокроссовера перехетчбэк? Да-да, именно так поступил АВТОВАЗ, выкатив и без того приподнятую версию LADA XRAY, получившую приставку Cross. Увеличенный дорожный просвет, защитный пластиковый обвес, новые опции и система, позволяющая выбирать несколько режимов движения авто в зависимости от условий эксплуатации — вот козыри, отличающие кросс-вариант «Иксрея» от обычного. Волжане уверены, что такой XRAY займет 50% продаж модели. Что ж, будем посмотреть.

НОВАЯ «НИВА»

Концептуальный внедорожник LADA 4х4 VISION, представленный на Московском автосалоне-2020, стал предтечей будущей «Нивы». Новое поколение модели ожидается не раньше 2022 года, однако уже сейчас становится понятно, в каком направлении с точки зрения дизайна идет отечественный бренд. Безусловно, бывшему художнику Mercedes-Benz и Volvo Стиву Маттину стоит сказать спасибо.

БУДУЩЕЕ УЖЕ ВЧЕРА

В 2020 году АВТОВАЗ выработал глобальную стратегию продвижения бренда LADA, а также создал новый слоган и обнародовал планы по выпуску будущих моделей. Могли ли мы еще недавно поверить в то, что русская «Лада» намерена производить по одной новинке в год? Однако это вполне себе официальные данные: Волжский автозавод планирует выкатить до 2026 года восемь совершенно новых моделей и провести не меньше девяти обновлений. Итого — целых 17 свежих автомобилей! Насколько громким является это заявление, проверим через пару лет.

4КОЛЕСА

Популярные публикации

Последние комментарии

Пять главных достижений АВТОВАЗа в 2020 году

Да, волжане укрепили свои позиции на рынке, и не сломались под натиском корейских Hyundai и KIA.

ПРОРЫВ ГОДА

Такого российский рынок еще не видовал — LADA Vesta Cross в кузове «седан» стал первой в сегменте легковушкой с завидными внедорожными повадками. Перенастроенные подвески, улучшенная управляемость и увеличенный до 203 мм клиренс просто обязаны сделать этот автомобиль бестселлером. Если, конечно, не очередная находка от корейцев, мгновенно реагирующих на конкурентную среду. Впрочем, время покажет.

ХИТРЫЙ ХОД

Лето ознаменовало появление новой линейки под брендом Granta, которая не только претерпела значительный «улучшайзинг», но еще и расширилась за счет пары новых модификаций. Теперь наряду с лифтбэком и седаном «Гранту» можно заказать в кузовах «универсал» и «хетчбэк», доставшиеся модели от канувшей в Лету LADA Kalina. Благодаря хитро выдуманному объединению-трансформации двух моделей в одну, тольяттинцы неплохо повысят продажи Granta.

КРОССОВЕР ИЗ КРОССОВЕРА

А как вам идея сделать из недокроссовера перехетчбэк? Да-да, именно так поступил АВТОВАЗ, выкатив и без того приподнятую версию LADA XRAY, получившую приставку Cross. Увеличенный дорожный просвет, защитный пластиковый обвес, новые опции и система, позволяющая выбирать несколько режимов движения авто в зависимости от условий эксплуатации — вот козыри, отличающие кросс-вариант «Иксрея» от обычного. Волжане уверены, что такой XRAY займет 50% продаж модели. Что ж, будем посмотреть.

НОВАЯ «НИВА»

Концептуальный внедорожник LADA 4х4 VISION, представленный на Московском автосалоне-2020, стал предтечей будущей «Нивы». Новое поколение модели ожидается не раньше 2022 года, однако уже сейчас становится понятно, в каком направлении с точки зрения дизайна идет отечественный бренд. Безусловно, бывшему художнику Mercedes-Benz и Volvo Стиву Маттину стоит сказать спасибо.

БУДУЩЕЕ УЖЕ ВЧЕРА

В 2020 году АВТОВАЗ выработал глобальную стратегию продвижения бренда LADA, а также создал новый слоган и обнародовал планы по выпуску будущих моделей. Могли ли мы еще недавно поверить в то, что русская «Лада» намерена производить по одной новинке в год? Однако это вполне себе официальные данные: Волжский автозавод планирует выкатить до 2026 года восемь совершенно новых моделей и провести не меньше девяти обновлений. Итого — целых 17 свежих автомобилей! Насколько громким является это заявление, проверим через пару лет.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

На 10 лет: Интервью с президентом АВТОВАЗа

В апреле этого года АВТОВАЗ в два раза улучшил продажи по сравнению с другими кризисными месяцами. С этой оптимистической ноты топ-менеджеры компании начали презентацию Программы развития (бизнес-плана) предприятия до 2020 года. В отличие от прежних стратегий, больше похожих на пожелания, Программа, одобренная Правительством РФ, значительно более реалистична. Вот единственно возможный путь, который должен устроить всех, — такая мысль пришла в голову после презентации.

202005041624_mg_5045

Утилизация — рывок в рентабельность

Это должен знать каждый водитель:  Mercedes-Benz GLA — гламурный тест-драйв

— За 26 дней апреля мы продали 43700 LADA. Думаем по итогам месяца реализовать около 50 тысяч машин, рассказал президент АВТОВАЗа Игорь Комаров. — Как известно, эта госпрограмма вызвала ажиотажный спрос на наши автомобили. По данным Минпромторга, на 26 апреля почти 80% выписанных свидетельств выданы на приобретение LADA. К 26 апреля по госпрограмме утилизации мы продали уже 23,5 тысячи автомобилей. Помните, как до начала программы многие сомневались в ее эффективности? Но мы пошли на риск и увеличили программу производства, несмотря на низкие продажи LADA в январе-феврале — запланировали на март выпуск 38000 машин… Сегодня не можем сразу удовлетворить всех желающих купить LADA по госпрограмме утилизации — не хватает наших собственных возможностей и возможностей поставщиков, хотя и они увеличили свою производственную программу, и организации автоперевозок… Сейчас все вопросы поставок автомобилей по госпрограмме утилизации у нас под особым контролем — мы сведем к минимуму негативные моменты. АВТОВАЗ считает этот федеральный проект очень важным.

В течение четырех месяцев планируем полностью обеспечить автомобилями все заявки, в первую очередь это касается «классики» — по LADA Kalina, LADA Priora и LADA 4х4 проблем вообще нет. Также сейчас выясняем точное количество заявок от ветеранов Великой Отечественной войны — они получат машины вне очереди, дилеры уже получили от нас соответствующие указания.

У компании есть будущее?

Программа развития АВТОВАЗа разрабатывалась с учетом общей стратегии развития российского автопрома до 2020 года. Вице-президент компании по стратегии Григорий ХВОРОСТЯНОВ акцентировал внимание на модельном ряде и фазах модернизации продукции:

— Продуктовый портфель АВТОВАЗа в 2020 году будет состоять из 9 моделей на четырех платформах — два седана, два хэтчбека, три внедорожника, универсал и коммерческий автомобиль. Это машины самых популярных в России классов — В и С, которые будут представлены в ценовых сегментах от самого бюджетного (210–280 тыс. руб.) до среднего (400–500 тыс. руб.).

202005041624_mg_4986

Наша задача — удержать свою долю рынка за счет обновления существующего модельного ряда. Первая фаза (2020–2020 гг.) » Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций» предполагает вывод на рынок бюджетного автомобиля, разработанного на базе нашей LADA Kalina (проект в сегменте В). Автомобиль придет на смену «классике», LADA Samara, LADA Kalina. Также в это время мы планируем начать производство первого автомобиля на платформе В0 — RF90.

В следующей фазе — » Экспансия» (2020–2020 гг.) АВТОВАЗ должен запустить 6 моделей. На этом этапе планируется выпуск BM-Hatch и его внедорожной версии B-Cross (на платформе В0); выход в верхнюю часть бюджетного ценового диапазона сегмента С; замена LADA Priora с использованием платформы В0; усиление позиций в сегменте внедорожников (SUV B/C) с запуском в производство моделей 4х4 и кроссовера класса С.

В фазе » Поддержание» (2020–2020 гг.) мы будем заниматься разработкой новых моделей, выпускаемых на рынок после 2020 года, и фэйс-лифтингом машин, запущенных в производство на двух предыдущих этапах.

Планируется развитие партнерства АВТОВАЗ-Renault для совместной разработки двигателя и коробки передач. Кроме того, АВТОВАЗ будет проводить тесты, изготавливать прототипы и разрабатывать компоненты для Renault. За французской стороной — обучение персонала и введение единых стандартов, кодов, номенклатуры.

Что касается производственного комплекса, АВТОВАЗ планирует сохранить в основном периметре стратегически важные виды деятельности — сварку, окраску и сборку автомобилей, крупную штамповку, сборку двигателей, коробки передач и шасси (в сотрудничестве с Renault для обновленного модельного ряда) и др. Для повышения эффективности компании часть видов деятельности будут выделены с сохранением контроля над ними.

В числе прочего планируется серьезное развитие бизнеса запасных частей, поскольку сегодня доля АВТОВАЗа на этом рынке значительно ниже в сравнении с ведущими автопроизводителями. У этой сферы деятельности компании — значительный потенциал, позволяющий повысить объемы производства запчастей для увеличения общей выручки.

202005041624_mg_4894

Краткий диалог об АВТОВАЗе

— Как АВТОВАЗ будет стимулировать спрос после окончания действия госпрограммы утилизации?

— Мы просчитываем действия после окончания госпрограммы утилизации. В числе мер — стимулирование дилеров за счет ухода от фиксированной маржи к переменной, определенное изменение условий поставок автомобилей, работа с банками по расширению возможностей кредитования и снижению долговой нагрузки по процентной ставке.

У нас продолжается рекламная кампания под девизом: «Разница? Разница есть!», будет также действовать кредитная программа «ЛАДА ФИНАНС — LADA В КРЕДИТ», по которой на льготных условиях можно купить наши автомобили.

— Увеличение объемов производства АВТОВАЗа подкреплено помощью федеральной власти. А поставщики тоже в сложном положении, а должны наращивать объемы производства?

— Проблемы поставщиков — в центре нашего внимания, мы активно участвуем в решении вопросов по их долгам банкам, по их техническому развитию для выпуска продукции требуемого нами качества. Надо понимать — поставщики могут получить инвестиции, если у них будет постоянный заказ. Объем заказа АВТОВАЗа возрастает — есть интерес со стороны иностранных компаний. Наша задача — сделать так, чтобы зарубежные производители автокомпонентов были заинтересованы в максимальном использовании технического и кадрового потенциала поставщиков АВТОВАЗа. Мы, со своей стороны, приложим все усилия для того, чтобы приходящие сюда предприятия работали вместе с нашими поставщиками, чтобы им было выгодно такое сотрудничество.

— В стратегии развития предусматривается серьезное увеличение инвестиций в персонал. Что вкладывается в понятие «развитие персонала»?

— Когда разрабатывалась Программа развития, мы прекрасно понимали, какую роль в реализации наших амбициозных планов играют люди — нужна квалификация, изменение подхода к обучению и подготовке кадров, мы говорим о серьезной реорганизации производства. Невозможно выполнить то, что мы должны, без подготовленных людей, тем более, что долгое время этому вопросу на заводе не уделялось должного внимания. Основные инвестиции в развитие персонала будут делаться в эти ближайшие два года — без этого невозможно модернизировать производство.

Как известно, уже сейчас идут стажировки сотрудников наших дочерних обществ на предприятиях Renault во Франции, Румынии, Москве, договорились и о стажировках на заводах Nissan.

— Программа развития предполагает приведение численности персонала к цифре 69 тысяч. Каким образом это планируется сделать?

— Во-первых, продолжится реализация программы аутсорсинга, что позволит нам оптимизировать численность. Кроме того, за счет поддержки Правительства РФ в Тольятти создаются рабочие места, в том числе и в особой экономической зоне; люди переходят в дочерние общества, есть естественный отток…

Бу Андерссон подводит итоги и строит планы на будущий год

— Экономические кризисы по-разному влияли на АВТОВАЗ. Кризис 98-го года спас предприятие. Кризис 2008 года привел к многомиллиардным вливаниям из федерального бюджета. Что автогиганту следует ждать от кризиса 2020 года?

— Если бы я знал, то был бы не здесь. Если бы я умел предсказывать, то сейчас сидел где-нибудь на пляже. Один вариант — мы можем ничего не делать. Просто отключить электричество и перестать работать. Но это не вариант. Сегодня у нас очень немного автомобилей в запасе. Я был очень удивлен, когда, приехав в январе этого года на завод, обнаружил в запасе 51 одну тысячу изготовленных автомобилей. Сейчас в целом в дилерской системе по всей стране у нас находится 23 тысячи непроданных машин. Скажете, мало? Но по моему мнению, это хорошо — иметь именно такую проблему. Потому что, когда у тебя 51 тысяча, не нужно производить.
Скорее всего, будет краткосрочный кризис. Если будет так, то это выгодно для АВТОВАЗа. Но это не значит, что нам будет легко.

— Почему выгодно?

— Сегодня мы гораздо лучше организованны, более гибки, у нас 81% из структуры затрат для продуктов «Лада» — в рублях. У нас есть план, в основу которого заложено, что в следующем году рынок в России будет 1,9 млн автомобилей. Если он будет меньше, мы знаем что делать. Если будет намного-намного меньше, мы тоже знаем что делать. Самое важное — быть достаточно гибким, чтобы соответствовать спросу. «Лада» не слишком сильна по экспорту. Но кризис дает нам новые возможности. Хотя наш первый приоритет — быть успешными на собственном рынке.

Одна из важных задач — понять, что происходит с нашими дилерами и поставщиками. На них кризис повлияет больше. Но, на мой взгляд, всем нашим конкурентам будет труднее, чем нам.

— В нынешней непростой экономической ситуации в России многие иностранные автопроизводители заявили о прекращении поставок в Россию. Насколько это повлияет на продажи вазовской продукции?

— Трудно сказать. Но мы играем в одном сегменте — автомобили до 600 тысяч рублей. Мы теряли долю рынка до 39%. Сегодня мы вернули потерянное. И наша доля составляет 42%. Но в скором будущем некоторые из наших конкурентов прекратят свою деятельность в России. Я могу сказать какие, но не хочу. Очень мало кто из новых придет на рынок России, но как минимум пять уйдут. Это нормально.

— Кого вы видите основными конкурентами «Лады»?

— В первую очередь это конкуренция внутри «семьи». Конкурируем с «Ниссан Альмера», «Рено Логан», «Рено Солярис». Это основные конкуренты. И здесь нам надо понять, какие у нас преимущества. Понятно, что «Гранта Лифт Бэк» лучше, чем «Солярис». Мы просто не сделали одну важную работу, не донесли до потребителя, почему «Лады» лучше. Во-первых, она стоит на 150 тысяч рублей меньше. Во-вторых, стоимость владения примерно на 50% меньше. Потому что наши запчасти стоят вполовину дешевле запчастей наших конкурентов.

— Китайскую «угрозу» вы не рассматриваете всерьез?

— «Лада» сильна в регионах. И китайцы нацелены на регионы. Но все китайцы потеряли долю рынка больше, чем мы. Но я люблю конкуренцию.

— Говорят, что в наших вазовских дилерских центрах невозможно перед Новым годом приобрести автомобили «Лада». Это так?

— Нет. У нас сеть по стране примерно 400 дилеров. Некоторые очень сильные. У них нет машин — у других их много. Сейчас мы решаем, как переместить эти машины.

Но до конца года мы произведем 23 тысячи автомобилей «Лада» и доукомплектуем еще 2000, которые недоукомплектованы на данный момент. Мы также смотрим, не сможем ли мы производить еще насколько дополнительных дней, но для этого ждем решение маркетинга, какие автомобили нужны продавцам. Например, мы могли бы еще собирать 5 дней в Ижевске. Но у нас не будет людей, которые стоят в очереди за автомобилем. Легко это сказать, но трудно сделать. Однако сегодня мы точно знаем, сколько автомобилей есть у каждого дилера. Вчера вечером мне было нечем заняться, и я посчитал автомобили, которые стоят у нас на отгрузочной площадке… Это шутка. Но я точно знаю, что у нас 1968 авто. Я сказал: «Отгружайте их». Но, как выяснилось, у 420 из них нет заказчиков.

Что мне нравиться в этой работе — здесь все дело в деталях. Я знаю, как работать с деталями. Но если что-то работает, то я стою в сторонке.

— В преддверии надвигающегося кризиса сумеете ли вы сохранить ранее озвученную цену «Лада Веста» в районе 400 тысяч рублей?

— Да и нет. Я люблю математику. Когда просчитывали цену 400 тысяч рублей, мы исходили из курса 42 рубля за евро. Я не знаю, какой будет курс в сентябре 15 года. Если евро к рублю будет 42, то останется 400 тысяч, если будет 55, то, может быть, цена «Весты» будет 500. Если будет 70 рублей, может быть, 550 тысяч рублей. Но самое важное, это будет конкурентно относительно продукции других производителей.

Это должен знать каждый водитель:  Все, что вы не знали о будущем Оки что такое ЕлАЗ-1121

Сегодня меня не так волнует цена, как обеспечение должного качества «Весты». И мы не будем собирать автомобилей больше, чем мы можем выпустить в хорошем качестве. Тут не нужны компромиссы.

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы выпустить автомобиль в должном качестве 25 сентября. Что мне нравиться в России: то, что занимает в Европе неделю, можно сделать за один день в России. Можно дать задание русским на неделю, но они все будут делать за 1 день. Изначальный план был сварить первый кузов в марте следующего года. Я сказал людям, что мы будем варить кузов 1 ноября 14 года, и 30 октября мы сделали это.

До конца года мы соберем 20 предсерийных машин. Недавно к нам приезжали гонщики, и мы дали им прокатится на таком автомобиле. Они были впечатлены.

— Вы уверены, что сможете вернуть за руль «Лады» автолюбителей, которые уже пересели на иномарки?

— Да. Думаю, я сделал немало ошибок на АВТОВАЗе, но я горжусь, что мы продали свои служебные иномарки. Теперь весь заводской менеджмент живет с плюсами и минусами нашей продукции. Два месяца назад я ехал в аэропорт, и на моей машине остановился двигатель. Это было не очень хорошо. Но я понял, что у нас проблемы. Я проанализировал их. Мы поставили двигатель «Приоры» в «Ларгус». Во-первых, мы их делаем; во-вторых, они лучше; в-третьих, у них более выгодная себестоимость.

Отсюда 12 часов езды до ГАЗа, где собирались «Волги». Нам пришлось закрыть этот проект. Мы шли к этому 10 лет. Но каждый раз, отправляясь в подразделения инжиниринга, я опасался, что они там втайне в подвале разрабатывают новую «Волгу». Потому что они все время что-то разрабатывали. И мне это нравились. На ВАЗе хорошие инженеры. Но они больше работают над бумагами. А я хочу, чтобы они больше работали над продуктами. И что приятно, наши инженеры все больше и больше понимают, что от них хотят потребители.

Двадцать лет была очень большая трудность с закрыванием задней двери на «Ладе». Я спросил: почему вы так долго ждали? Мы решили эту проблему за 3 месяца! Что мы сделали? Мы изменили стабильность кузова в районе двери. Перешли от стабильности 70% к 95%. Мы поменяли уплотнители. Поработали с нашими локальными поставщиками и поменяли блок замка. Мы не решили проблему на 100%, но на 90% решили. Теперь работаем над оставшимися 10%. На днях смотрел последние обновления на «Приоре». Мы меняем ручку двери и замок. И отличный результат!

— Какое, на ваш взгляд, самое большое достижение и самое больше разочарование за этот год на АВТОВАЗе?

— Каждое утро в 6.45 я встречаюсь со своими героями — это команда производственников. Совещание начинается за 15 минут до начала рабочей смены. Это показывает уважение к рабочим. Люди говорят, что раньше три недели уходило на то, чтобы донести письмо до 23-го этажа высотки и еще 2 недели на то, чтобы оно спустилось вниз. Сегодня я подписал 3 приказа в 6.45. Потому что люди знают, где я нахожусь в это время. Этим я горжусь.

Чем я больше всего разочарован? Это изменение имиджа «Лады». Не должны люди продолжать смеяться над нами. Я думаю, тут у меня не получилось. Может быть, я неправильно понял интерес к АВТОВАЗу со стороны средств массовой информации. Когда я работал в группе ГАЗ, мы попадали в «Новости» два раза в месяц. Здесь же о нас пишут каждый день. Если бы мне пришлось все делать заново, то я бы встретился с журналистами в первый же день. Это моя ошибка.

Я бы намного раньше начал проводить встречи с рабочими, потому что они знают проблемы изнутри и предлагают решения. Мне не нравиться это говорить, но никто из руководителей не сказал мне, как сложна система начисления зарплаты на предприятии. А рабочие сказали. Никто не сказал, что зарплата мастера была неправильной.
Я учил русский в школе. И умею читать по-русски. Пару недель назад я получил на электронную почту письмо от одного из мастеров. Он рассказал, что мастера не получили прибавку к зарплате в 500 рублей. Написал: «А вы знаете, что мастера не получили премию за идеальную явку на работу?» Я не знал. Я собрал в один день 400 мастеров и сказал: «С завтрашнего дня зарплата вам повышается на 25%. С завтрашнего дня премия будет выплачиваться и вам». Мы же всегда говорили, что мастера — это рабочие. Они не белые воротнички. Мы должны следовать правилам.

— Вы когда-то сказали, что оказались не в то время и не в том месте. Что для вас «то время» и «то место»?

— Мне было бы скучно жить в правильное время в нужном месте. Когда я начинал как вице президент по закупкам на СААБе, компании тоже были нужны деньги. Мой предшественник (его воспитывали в Великобритании) имел большой офис, трех секретарей, дворецкого, и ему гладили газеты, прежде чем он брал в руки, — чтобы не испачкал типографской краской рубашку. Может быть, я бы хотел жить такой жизнью, но, думаю, мне бы надоело это через день. Тогда я жил в маленькой квартире в 28 квадратных метров. Но у меня была правильная работа, и мне это нравится.

— Перед Новым годом выплачена премия всем членам коллектива. Всем ли?

— Всем, кроме меня…Я шучу (по-русски). А точнее, всем кроме 4001 человека. За год у нас набралось 4000 нарушителей трудовой дисциплины, и мы вместе с профсоюзами решили их исключить из премирования. 10 тысяч человек, работающих на линии «Калина» — «Гранта», «Приора», Б0, получили по 8 тысяч рублей. Потому что они выполнили цели и по начальному качеству, и по гарантии. И примерно 30 тысяч человек получило премию 5000 рублей.
Вчера у нас были обсуждения, люди спрашивали: почему мне только 5, а не 8? Я постарался очень четко объяснить, что если ты работаешь над продуктом, то ты напрямую влияешь на потребителя. Если ты работаешь, например, в логистике, то да, твоя роль важна, но ты на самом деле не влияешь на конечный продукт.

Три недели назад мы заплатили 4700 работникам, у которых в течение года была идеальная явка, премию в 26 тысяч рублей. Многие люди реагировали негативно, но наверняка все подумали, что хорошо бы было это получить. У нас по-прежнему 10% абсентеизма каждый день. У руководителя на линии занимает много времени процесс расставления людей. Потому что никогда не знаешь, кто придет на работу. Это не помогает качеству. Люди задают мне вопрос: «Если я не буду в следующем году пропускать ни одного рабочего дня, получу ли я премию?». Да, получат.

Мы допустили некоторые ошибки. Кто-то не получил деньги, потому что пропустил работу из-за того, что ему надо было пойти на похороны. Это мы исправим. Нельзя, чтобы тебя исключали из премирования, потому что у тебя кто-то умер в семье. Это меня удивило на АВТОВАЗе. Я бывший военный. И я всегда заботился о своих людях. А здесь я не чувствовал, что руководители заботятся о своих людях.

— Вы работали в разных странах. Отличаются ли вазовцы от рабочих других автомобильных заводов?

— Я спросил нашего мэра: что характеризует тольяттинцев? Он сказал, что тольяттинцы открытые, любопытные и с большим сердцем люди. Что я увидел в Тольятти? У нас много хороших людей. Но много плохих традиций. Такое ощущение, что руководители прежде больше занимались сами собой.

— Каковы планы АВТОВАЗа на 2020 год?

— Мне губернатор помог ответить на это вопрос. В планах следующего года производить на 20% больше, чем в этом. Если рынок вернется, то будет еще больше. Но мы не будем собирать в запас. Сейчас слишком рано говорить, какая будет разбивка между моделями.

Не нужно планировать, что случиться катастрофа. Если такое произойдет, будем просто реагировать по ситуации. Работать в кризисе для меня дело обычное. Не зря шведы говорят, что, когда ветер дует в лицо, легче стоять прямо.

Бу Инге Андерссон, президент АВТОВАЗа:

— Я горжусь, что в последнее время заводчане называют меня на русский манер — Борис Иванович.

История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов

20 июля 2020 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель vc.ru из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России — от строительства предприятия до наших дней.

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

Первый директор ВАЗа Виктор Поляков. Источник: Livejournal.com/Chronograph

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» — ВАЗ 2101. Её прообраз — автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.

В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 — ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас — Lada 4×4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 — одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

Это должен знать каждый водитель:  BMW 530Xi, Mercedes-Benz B 200 на вторичном рынке что брать

Страница из рекламного буклета «Нивы»

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году — первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.

В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай — впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба» — программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля — ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году — автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур — они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.

До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

Кризис 2008-2009 годов, государственная поддержка и партнёрство с Renault

С 2005 по 2009 годы у завода сменилось три генеральных директора: Игорь Есиповский, Владимир Артяков и Борис Алёшин. В 2007 году «АвтоВАЗ» начал производство Lada Priora. В целом, в 2006-2008 годах «АвтоВАЗу» удалось добиться объёма производства в 810 тысяч автомобилей в год.

В конце 2007 года Сергей Чемезов на совете директоров «АвтоВАЗа» сообщил о намерении французской Renault приобрести 25% акций предприятия. Весной 2008 года сделка состоялась и к осени основными акционерами компании стали Renault, «Ростехнологии» и «Тройка диалог» — у них было примерно по 25% акций «АвтоВАЗа». Остальные 25% остались у миноритарных акционеров.

В 2009 году предприятие оказалось в сложном положении. Из-за экономического кризиса и снижения спроса, «АвтоВАЗ» произвёл всего 295 тысяч автомобилей, что в 2,74 раза меньше, чем в прошлом году. Из-за этого значительную часть сотрудников отправили в частично оплачиваемые отпуска, в августе конвейер завода был остановлен.

За 2009 год убытки предприятия составили 35 млрд рублей, сообщал Игорь Комаров, в то время президент-генеральный директор «АвтоВАЗа». Долги предприятия перед банками к 2009 году превысили 37 млрд рублей.

30 марта 2009 года Правительство России решило выделить «Ростехнологиям» 25 млрд рублей на поддержку «АвтоВАЗа». Госкорпорация должна была передать предприятию эту сумму в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Также модельный ряд «АвтоВАЗа» попал под программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Ещё одной мерой по спасению завода стали крупные сокращения. Во второй половине 2009 года численность персонала была сокращена на 27,6 тысяч человек, среднесписочная численность сотрудников составила около 75 тысяч человек.

При этом, многие эксперты и ведомства сходились во мнении, что крупнейший российский автомобилестроительный завод нежизнеспособен, а его поддержка государством не имеет смысла. Так, в ноябре 2009 года Минпромторг признал предприятие «де-факто банкротом». А Герман Греф заявлял, что автозавод не способен самостоятельно справиться с кризисом и предполагал, что единственный шанс для компании — продать её иностранному партнёру.

Осенью 2009 года подписано соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа». По нему государство оказывало заводу финансовую поддержку в объёме 54,8 млрд рублей, а Renault должен был заняться обновлением модельной линейки и запустить на заводе платформу для производства новых автомобилей Lada, а также автомобилей марок Renault и Nissan.

В том же году генеральным директором «АвтоВАЗа» стал Игорь Комаров. При Комарове на «АвтоВАЗе» появилась платформа B0, которая стала основой для производства новых моделей Lada и автомобилей альянса Renault-Nissan.

В 2020 году «АвтоВАЗу» удалось выйти на операционную прибыль. В следующем году завод начал производство новой модели Lada Granta. Тогда же тольяттинский автогигант купил предприятие «ИжАвто» в Ижевске.

К 2020-2020 году объём производства завода достиг уровня в 500-590 тысяч автомобилей в год. В том же году началось производство автомобиля Lada Largus и модификации Lada Granta с автоматической коробкой передач. В следующем году компания представила обновлённую Lada Kalina.

В 2020 году Игорь Комаров покинул должность генерального директора «АвтоВАЗа» в связи с переходом в «Роскосмос». Его кресло занял Бу Андерссон, который до этого 4 года возглавлял «Группу ГАЗ».

В том же году оформилась нынешняя структура собственности завода. ОАО «АвтоВАЗ» на 74,5% принадлежит компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 67,13% акций принадлежит альянсу Renault-Nissan и оставшиеся 32,87% — госкорпорации «Ростех».

Бу Андерссон, Lada Vesta и XRAY, сокращения и новое руководство

Бу Андерссон запомнился необычной для «АвтоВАЗа» манерой ведения дел — так, в свои первые рабочие дни он распорядился обеспечить идеальную чистоту во всех помещениях завода. Ветераны завода находили сходства в стиле руководства между шведом и первым директором ВАЗа Виктором Поляковым.

Также Бу Андерссон заставил своих подчинённых использовать в служебных целях автомобили «АвтоВАЗа», а корпоративные иномарки Infiniti приказал продать. Сам швед пользовался автомобилем Lada Largus Cross.

В профиле Андерссона на Linkedin указано, что за 2 года работы удалось запустить две новые модели — Lada Vesta и Lada XRAY, сократить количество уровней менеджмента на предприятии с девяти до пяти, сократить численность персонала компании с 70 до 44,4 тысяч человек.

Одной из важнейших проблем предприятия на момент прихода Андерссона считался имидж компании. Весной 2020 года компания представила новый логотип и фирменный стиль, который должен был обозначить новую веху в развитии бренда.

В 2020 году началось производство двух новых моделей Lada — Vesta и XRAY. Lada Vesta — автомобиль B-класса, получивший новый, «X-образный» дизайн. Собирается на платформе Lada B в Ижевске и Усть-Каменогорске (Казахстан). По данным официального сайта «АвтоВАЗа», автомобиль в минимальной комплектации можно купить за 499 тысяч рублей.

В апреле 2020 года автосалоны зафиксировали резкий рост продаж Lada Vesta, сообщал РБК. Если в январе месячные продажи новой модели составляли 1,6 тысяч штук, то к апрелю уровень продаж составил 4,6 тысяч штук. Согласно данным за июнь, было продано 5,1 тысяча автомобилей этой марки. Изначально «АвтоВАЗ» планировал продать в 2020 году 50-60 тысяч автомобилей этой модели при среднемесячных продажах 4-5 тысяч автомобилей.

Lada XRAY позиционируется компанией как «городской кроссовер». Производится в Тольятти на платформе B0, где также выпускаются автомобили Renault и Nissan. По последним данным, в июне 2020 года было реализовано более 1,7 тысячи автомобилей этой марки.

Несмотря на разработку и выпуск новых моделей Lada, оптимизацию работы завода, адаптацию производства автомобилей Renault, Nissan и Datsun, 2020-2020 годы «АвтоВАЗ» заканчивал с убытками. Так, в 2020 году чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, что почти втрое превысило показатели 2020 года.

В конце 2020 года «АвтоВАЗ» объявил о переходе на четырёхдневную рабочую неделю. Эта мера объяснялась сложной экономической ситуацией и недопущением массовых увольнений и сокращений. Летом текущего года появлялась информация о переходе на трёхдневную рабочую неделю, однако сотрудники компании её опровергли.

Убыточность «АвтоВАЗа» пошатнуло позиции Андерссона, и в марте 2020 года глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов подтвердил досрочную отставку шведского управленца. Как сообщали «Ведомости», основной причиной отставки формально стало недовольство финансовой ситуацией в компании. Также Чемезов был недоволен активным использованием иностранных комплектующих и называл это «большой ошибкой» Андерссона.

На смену шведу пришёл генеральный директор румынской Dacia Николя Мор, который приступил к работе в апреле 2020 года. По его словам, основной задачей на посту президента «АвтоВАЗа» станет выравнивание операционной деятельности компании и развитие экспортных поставок.

20 июля 2020 года «АвтоВАЗ» начал праздновать своё пятидесятилетие и выпустил к юбилейной дате сайт об истории бренда и специального бота в Telegram.

По информации официального сайта «АвтоВАЗа», сейчас важнейшими приоритетами компании являются достижение рыночной доли в 20% на российском рынке, повышение эффективности производства, выход на операционную прибыль.

«АвтоВАЗ» впервые за десять лет получил прибыль

Чистая прибыль «АвтоВАЗа» в 2020 году составила 5,86 миллиарда рублей против убытка в 9,66 миллиарда рублей годом ранее. Об этом сообщает принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости» со ссылкой на отчет компании по МСФО.

Отмечается, что чистую прибыль организация получила впервые за десять лет. Выручка «АвтоВАЗа» выросла более чем на четверть — до 283,1 миллиарда рублей.

Продажи выпускаемых «АвтоВАЗом» автомобилей Lada поднялись на 16 процентов до 360 204 машин, а общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране увеличились на 12,8 процента до 1,8 миллиона штук.

Выйти в прибыль «АвтоВАЗу» удалось благодаря тому, что главные акционеры выкупили акции, а также конвертировали долги в бумаги компании.

Чистый долг «АвтоВАЗа» по МСФО на конец 2020 года равнялся 61,5 миллиарда рублей, за год он сократился на 27 процентов.Этого удалось добиться за счет программы рекапитализации, а также из-за улучшения операционных показателей компании.

Ранее сообщалось, что «АвтоВАЗ» начал продажи флагманского автомобиля — Lada Vesta Sport за 1,009-1,045 миллиона рублей (в зависимости от комплектации). Это стало первым случаем, когда стоимость отечественных автомобилей превысила миллион рублей (после деноминации рубля в 1998 году).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про автомобили
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: