?> МАСЛА 5W – 40 – часть три - avtojur.ru все про автомобиль

МАСЛА 5W – 40 – часть три

ЧТО И ЗАЧЕМ ПРОВЕРЯЛИ Моторное масло - это канистра и нечто жидкое внутри, состоящее из базового масла и пакета присадок. От последних как раз и зависят ресурсные характеристики масла. В процессе работы в двигателе масло контактирует с нагретыми поверхностями деталей. Его пленка, оставляемая поршневыми кольцами на стенке цилиндра, греется от газов и подвергается большим контактным давлениям. Масло не любит контакта с картерными газами: оно насыщается продуктами неполного сгорания топлива, окисляясь и вбирая продукты износа и прочую грязь, образующуюся при работе двигателя.

 

Главный показатель масла - вязкость. От нее напрямую зависит если не всё, то многое: качество смазывания узлов трения, скорость изнашивания, потери на трение. А еще, косвенно, его расход на угар, токсичность отработавших газов и даже температуры деталей двигателя. Рабочая вязкость масла формируется как свойствами базового масла, так и количеством и параметрами специальных присадок - так называемых загустителей. Это полимеры, которые под циклическим воздействием температур меняют свои свойства. Классическая картина изменения вязкости такова: сначала она падает, потом начинает расти. Чрезмерное снижение вязкости резко увеличивает скорость износа, а ее рост заметно ухудшает экономичность двигателя и его пусковые свойства, повышает токсичность отработавших газов и угар масла. Диапазон допустимых вязкостей масла для нашего класса по SAE - от 12,5 до 16,3 сСт. Поэтому первый критерий клинической смерти масла - выход его вязкости на какой-то стадии испытаний за пределы допустимого диапазона. Важная функция масла - мыть двигатель и не пачкать его. За качество помывки отвечают соответствующие присадки, а способность не пачкать определяется стабильностью и качеством базового масла. Принято разделять высокотемпературные и низкотемпературные отложения. Первые образуются на боковых поверхностях поршней. Они наиболее опасны, поскольку мешают работать поршневым кольцам и могут привести к полной потере их подвижности, то есть к залеганию. А неподвижное кольцо уже не работает. Итог - компрессия падает. И дыма на выхлопе - как на футбольном стадионе после забитого гола. Расход масла начинает резко приближаться к расходу топлива. А низкотемпературные отложения? Они образуются и в масляном поддоне, и на стенках картера двигателя, и в зоне работы распределительных валов. Но самое худшее - это скопление отложений в масляных каналах: они могут закупориться. Моющая способность масла по мере его работы падает - срабатываются моющие присадки. Отчасти это контролируется величиной щелочного числа масла, а напрямую - уровнем сформированных отложений после длительного цикла испытаний. Масло, вбирая в себя в процессе работы продукты сгорания топлива, содержащие серу, оксиды азота и прочие «приятности», накапливает кислоты. Они нейтрализуются щелочными моющими присадками лишь частично. А «кислое» масло становится агрессивным по отношению к мотору. Поэтому величина кислотного числа масла также является его браковочным показателем. В совсем запущенном случае может произойти расслоение масла - так называемое выпадение пакета присадок. Они остаются в осадке, а по системе смазывания двигателя начинает гулять уже изрядно постаревшее базовое масло. Естественно, никакими функциональными свойствами, необходимыми мотору, оно не обладает. Это тоже признак смерти масла. Все вышеизложенное делает понятными принятые нами критерии окончания срока службы масла. 1. Выход вязкости за пределы границ, определяемых классом SAE. 2. Резкое падение щелочного числа и резкое же возрастание кислотного. 3. Выпадение пакета присадок, индуцируемое резким изменением содержания в масле активных компонентов - фосфора, цинка, кальция. Кроме того, оцениваем энергосберегающие функции масла, характеризующие уровень потерь на трение в двигателе, а также защитные функции, оцениваемые скоростями износа основных деталей. В принципе, это основные параметры качества, которые анализируются при допуске масла к использованию в конкретных типах двигателей. О чем говорит необходимость долива в межсервисный период - о несовершенстве двигателя, неверно подобранном масле или о технической неисправности мотора? Смотря какое масло и сколько доливаете. Расход масла неизбежен. Масляная пленка, оставляемая поршнем в цилиндре, греется от газов и испаряется. Сколько масла улетит в трубу, зависит от его свойств, режимов работы, температуры за бортом, степени изношенности двигателя. В инструкции к автомобилю чаще всего приводят данные о штатном расходе масла, но они ориентировочные. Для большинства современных моторов вполне нормален расход до литра на 3000-4000 км спокойной городской езды. У некоторых машин штатный расход - до литра на 1000 км. Тут важен предлог «до». Вот если больше, добро пожаловать на сервис.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регистрация на сайте