?> ЗИС – 5 и 9т. груза - avtojur.ru все про автомобиль

ЗИС – 5 и 9т. груза

ЗИС – 5

Наряду с автомобилями ЯГ - 6 и «Бюссинг», ЗИС - 5 с 3 - тонными прицепами ПЗВ производства завода № 2 «Глававтоприцепа» находились в опытной эксплуатации в базах Управления автогрузового транспорта Моссовета. Они возили строительные и промышленные материалы по столице и пригородным трассам в радиусе 100 —200 км от города. По хорошей дороге автопоезд из ЗИС - 5 с прицепом перевозил 9 т груза.

 

Рентабельность применения ЗИС - 5 в качестве тягача автопоезда особых сомнений не вызывала, но прицепов остро не хватало, да и сам грузовик требовал для этого некоторых доработок. После пробега от 2 до 20 тыс. километров фактическая мощность двигателя по данным ЦНИИ НКАТ РСФСР составляла уже не 73 л.с, а всего 63. Передаточное число главного моста 6,41:1 для тягача было недостаточным. На некоторые машины поставили задний мост от газогенераторного ЗИС - 21 соотношением 7,66:1. В результате возросла скорость движения, составлявшая у обычных ЗИС - 5 с прицепом всего 23 —27 км/ч. У тягачей ЗИС - 5 выявился целый ряд дефектов: повышенный износ поршневых колец, втулок и пальцев, коренных подшипников. Недостаточная емкость системы охлаждения в летнее

время и прогорание тарелок выхлопных клапанов из - за повышенного теплового режима мотора. В коробке передач обнаружился усиленный износ зубьев шестерен второй и третьей передач и скручивание вторичного вала. Обрывались болты буксирных тяг и гнулись задние траверсы рамы.

Хватало недостаткаов и у прицепов: дышло было громоздким и тяжелым, стопорный механизм, запирающий опорный круг прицепа, при движении задним ходом ломался, отсутствовали горные упоры. Конструкция тормозов прицепа не позволяла двигаться накатом —эти тормоза действовали без участия шофера и срабатывали автоматически, как только прицеп начинал накатываться на буксировщик. Кроме того, прицепы имели большой мертвый вес —они весили 2 т при полезной нагрузке в 3.

Все эти причины не позволяли в довоенный период широко использовать автопоезда с ЗИС - 5. Седельный тягач ЗИС - 10 был отчасти лишен указанных недостатков. При снаряженной массе 27 800 кг он имел ту же колесную базу, что и ЗИС - 5 и увеличенное до 8,42 передаточное число главной передачи. Для ЗИС - 10 предназначался одноосный прицеп НАТИ - ППД на 6 т груза или, позднее, аналогичный полуприцеп ПП - 6. С четвертого квартала 1938 года по 1941 год построили всего 766 (включая и 4 построенные в 1935 году опытные машины) ЗИС - 10 и полуприцепов, потому они также не получили широкого распространения.

Кроме ЗИС - 10, ЗИС - 5 стал базовым автомобилем для целого семейства: трехосных ЗИС - 6; полноприводных ЗИС - 32; длиннобаз - ных ЗИС - 11, 12, 14; полугусеничных ЗИС - 22 и ЗИС - 42; газогенераторных ЗИС - 13, ЗИС - 21 и ЗИС - 31; газобаллонного ЗИС - 30 и автобусов ЗИС - 8 и ЗИС - 16, экспериментальных дизельных машин. На 1938 год планировался выпуск самосвалов с односторонней разгрузкой ЗИС - 19 и с трехсторонней ЗИС - 20. Огромное количество спецмашин гражданского и армейского назначения строились на шасси ЗИС - 5 многочисленными сторонними организациями.

 
Регистрация на сайте