?> Видно насквозь - avtojur.ru все про автомобиль

Видно насквозь

Из новой рубрики вы узнаете, как рождаются различные автокомпоненты. Начнем с самых прозрачных технологий - с производства стекол.

ЛИСТОВОЕ СТЕКЛО

ВИДНО НАСКВОЗЬ

Сухую смесь, из которой варят стекло, называют шихтой. Основные ингредиенты неизменны: кварцевый песок, сода, доломит, мел. От хранилищ в огромных тубах на завод их подают по надземной галерее, затем дробят, просеивают и перемешивают. Превращение сухой шихты в жидкое стекло происходит в огромной печи. Ее габариты впечатляют: фундамент сооружения высотой с трехэтажный дом уходит на глубину до 8 м. При постройке металлический каркас возводят на определенном расстоянии от стен: оставленный промежуток заполнит расширившийся от высокой температуры камень. Замена печи останавливает производство на месяцы, поэтому на заводе создают складской запас. Две печи на борском заводе выдают по 600 тонн стекла в сутки каждая. Для получения однородной массы расплавленную шихту перемешивает миксер. Его стальные лопасти, внутри которых для охлаждения циркулирует вода, вращаются в вертикальной плоскости, опуская верхний горячий слой на дно бассейна. Если стенки прохудятся и жидкость попадет в «котел», будет фейерверк: капли будущего стекла выстреливают, резко остывая, красными кометами в разные стороны.

Стекло переходит в длинный туннель отжига, где постепенно охлаждается. Через каждые полметра - валы, они поддерживают полотно. Оператор следит, чтобы поверхность валов оставалась идеально ровной и чистой, ведь царапина или прилипший волос испортят не отдельный фрагмент, а многие метры прозрачной ленты. Стекло окончательно твердеет, охладившись ниже 400 °C.

Флоат - процесс - самый эффективный способ превратить расплавленную шихту в твердую стеклянную панель - запатентовали в 1950 - е годы братья Пилкингтон. Жидкое стекло выливают в емкость с расплавленным оловом, у которого идеально ровная поверхность. Толщина стекла зависит от скорости его истечения из ванны. На выходе стекло принимает форму, однако остается гибким.

КАК ИСПЫТЫВАЮТ СТЕКЛО

С« Визуальный контроль качества для 100% продукции осуществляется на нескольких стадиях производства. Рабочие осматривают стекла при «полосатом» освещении: лампы дневного света перемежаются темными участками. Отдельные экземпляры бьют в лаборатории. Тестов предусмотрено несколько. Десяти килограммовая «голова», сброшенная с полутораметровой высоты, имитирует удар изнутри о ветровое стекло. После контакта допускается образование вмятины, но не разрушение триплекса. Ширина каждого осколка качественной детали не превышает 4 мм. В другом испытании применяют стальной шар массой 2,26 кг. Его отпускают уже с высоты 4 м на внешний слой. На тест берут не все стекло, а квадрат со стороной 300 мм. Шар не должен пройти сквозь защитный барьер триплекса в течение 5 с после контакта. Обязательна и проверка оптических свойств: значительные искажения на ветровом стекле недопустимы.

По заказу производителей проводят нестандартные тесты. Например, проверяют на прочность клеевой слой кронштейна салонного зеркала. При температуре 100 °C он обязан выдержать 500 - граммовый груз в течение 72 ч.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регистрация на сайте