?> Антиблокировочная система – часть два - avtojur.ru все про автомобиль

Антиблокировочная система – часть два

АБС то и дело будет снижать давление в магистрали, традиционно удерживая колеса на грани блокировки. При отсутствии же этой системы колеса действительно заблокируются. Если это сделают все четыре колеса одновременно, траектория движения автомобиля будет достаточно стабильной. Колеса, подобно бульдозеру, начнут нагребать перед собой бруствер из снега, который будет оказывать дополнительное сопротивление.

Антиблокировочная система – часть два

К. тому же не исключено, что протектор шин заблокированного колеса за счет силы трения будет скользить не по рыхлому, а по более твердому покрытию под снегом. Все эти факторы дают предсказуемый эффект: тормозной путь оказывается короче, чем на автомобиле с АБС при прочих равных условиях.

Тут опять-таки следует дать сноску —именно так происходило до момента, пока не оптимизировали алгоритм работы антиблокировочной системы. Сегодня электроника вполне успешно распознает раннюю блокировку колеса и делает выводы о состоянии покрытия, по которому движется автомобиль. Далее процесс торможения выглядит следующим образом: АБС некоторое время позволяет колесу оставаться заблокированным, затем снижает давление в магистрали. Колесо, успевшее нагрести перед собой бруствер, перекатывается через него и вновь блокируется. Таким образом, замедление происходит максимально

эффективно даже на рыхлом снегу.

Каким же образом АБС продержалась столько лет, если была столь несовершенна? Дело в том, что ее создавали отнюдь не для того, чтобы помочь автомобилю быстрее остановиться, точнее, эта функция была вторичной. Главная же цель внедрения АБС —сохранить управляемость автомобиля в критической ситуации. Пока колеса вращаются.

на машине можно маневрировать —конечно, не так активно, как в режиме равномерного движения, но все же... Как только они окажутся заблокированными, автомобиль превратится в неуправляемый снаряд, предугадать траекторию движения которого практически невозможно. Даже зная это, в экстренной ситуации водители действуют инстинктивно: вдавливают педаль в пол. Некоторые при этом пытаются корректировать положение автомобиля рулем, что при отсутствии АБС и блокировке колес смысла не имеет.

И никаких заносов

Кстати, АБС здорово выручает при торможении на неоднородных покрытиях. Представьте себе, что автомобиль движется левыми колесами по асфальту, а правыми —по грязи или мокрой траве. При торможении на машине без антиблокировочной системы правые колеса быстро заблокируются, в результате возникнет вращающий момент, а значит, занос и вращение. Чтобы обеспечить автомобилю стабильность движения в такой ситуации, важно не позволить колесам, имеющим меньший коэффициент сцепления с покрытием, заблокироваться.

Конечно, некоторые водители, считающие себя опытными, убеждают, что прекрасно обходятся без АБС. Дескать, уже в совершенстве освоили технику прерывистого торможения и вполне могут самостоятельно добиться эффективного и безопасного замедления. От себя заметим, что «переиграть» антиблокировочную систему теоретически реально, но сделать это под силу лишь спортсменам, имеющим достаточный опыт езды в сложных условиях на больших скоростях и, разумеется, практику торможения. Создать необходимую дискретность изменения давления в магистрали в нужных пределах обычному человеку не под силу.

Более того, пытаясь имитировать работу АБС, водители действуют слишком медленно и предусмотрительно, не ощущают грань блокировки и поэтому не используют весь потенциал тормозной системы. Иными словами, «недотормаживают», боясь возникновения скольжения и срыва в занос. Не зря на большинстве автомобилей с АБС сегодня устанавливают усилитель экстренного торможения: если электроника замечает, что на педаль тормоза нажали резко, но не до конца, она увеличивает давление в магистрали до максимума. Это сделано как раз для случаев, когда водитель боится сильно надавить на тормоз, имея в подсознании установки от инструкторов автошкол тормозить прерывисто.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регистрация на сайте